Социальная деятельность и социальные показатели 7 глава Направление и плотность (теснота),линейной связи между двумя переменными измеряются с помощью коэффициента корреляции.
Меры взаимозависимости для интервального уровня измерения.Наиболее широко известной мерой связи служит коэффициент корреляций Пирсона (или, как его иногда называют, коэффициент корреляции, равный произведению моментов). Одно из важнейших предположений, на котором покоится использование коэффициента r, состоит в том, что регрессионные уравнения для изучаемых переменных имеют линейную форму[91], т. е.
(18)
либо
(19)
где — среднее арифметическое для переменной у; — среднее арифметическое для переменной х; и — некоторые коэффициенты.
Поскольку вычисление коэффициента корреляции и коэффициентов регрессии и проводится по схожим формулам, то, вычисляя r, получаем сразу же и приближенные
Рис. 9 Диаграмма рассеяния для распределения заработной платы и общего стажа работы
Рис. 10. Линии регрессии для распределения заработной платы и общего стажа работы
х — стаж работы, лет; у — заработная плата, руб.
Рис. 11. Линия регрессии криволинейной формы и диаграмма рассеяния
регрессионные модели[92].
Выборочные коэффициенты регрессии и корреляции вычисляются по формулам
; (20)
; (21)
. (22)
Здесь — дисперсия признака х; — дисперсия признака у. Величина называется ковариацией x и y.
Расчет r для несгруппированных данных. Для вычислительных целей эти выражения в случае несгруппированных данных можно переписать в следующем виде:
Рассчитаем коэффициент корреляций и коэффициенты регрессии для данных табл. 7:
тогда уравнение регрессии имеет вид
Линии регрессии = F(х) изображены на рис. 10. Отсюда видно, что между заработной платой и общим стажем работы существует прямая зависимость: по мере увеличения общего стажа работы на предприятии растет и заработная плата. Величина коэффициента корреляции довольно большая и свидетельствует о положительной связи между переменными величинами. Следует отметить, что вопрос о том, какую переменную в данном случае принимать в качестве зависимой величины, а какую — в качестве независимой, исследователь решает на основе качественного анализа и профессионального опыта. Коэффициент корреляции по определению является симметричным показателем связи: = . Область возможного изменения коэффициента корреляции r лежит в пределах от +1 до —1.
Вычисление r для сгруппированных данных. Для сгруппированных данных примем ширину интервала по каждой переменной за единицу (если по какой-либо переменной имеются неодинаковые размеры интервала, то возьмем из них наименьший). Выберем также начало координат для каждой переменной где-нибудь возле среднего значения, оцененного на глаз.
Для условных данных, помещенных в табл. 8, за нулевую точку отсчета выберем значение у, равное 64, а по х — значение 134,5.
Тогда коэффициент корреляции определяется по следующей формуле:
где — отклонение от условной средней по признаку х; — отклонение от условной средней по признаку у; — частота наблюдений по клеткам таблицы;
Таблица 8.Вычисление r по сгруппированным данным
| x
| y
| Промежуточные результаты
| -1
|
| +1
| +2
|
|
|
|
|
|
|
| +2
+1
-1
-2
| 146,5
140,5
134,5
128,5
122,5
|
|
|
|
|
|
-41
-32
|
|
|
-26
|
|
|
|
|
|
|
Для вышеприведенного примера порядок вычислений представлен в табл. 9. Для определения вычислим последовательно все произведения частоты в каждой клетке таблицы на ее координаты. Так
Подсчитаем и : = -17/185 = -0,09; = 97/185 = 0,52. Определяем и :
В соответствии с формулой вычисляем
Таким образом, величина связи достаточно велика, как, впрочем, и следовало ожидать на основе визуального анализа таблицы.
Статистическая значимость r. После вычисления коэффициента корреляции возникает вопрос, насколько показателен этот коэффициент и не обусловлена ли зависимость, которую он фиксирует, случайными отклонениями. Иначе говоря, необходимо проверить гипотезу о том, что полученное значение r значимо отличается от 0.
Если гипотеза будет отвергнута, говорят, что величина коэффициента корреляции статистически значима (т. е. эта величина не обусловлена случайностью) при уровне значимости a.
Для случая, когда n<50, применяется критерий вычисляемый по формуле
(23)
Распределение t дано в табл. В приложения.
Если n>50, то необходимо использовать Z-критерий
В табл. А приложения приведены значения величины для соответствующих a.
Вычислим величину Z для коэффициента корреляции по табл. 7 (вычисление проделаем лишь для иллюстрации, так как число наблюдений n = 25 и нужно применять критерий t). Величина r (см. табл. 7) равна 0,86. Тогда
Для уровня значимости a = 0,01 = 2,33 (см. табл. А приложения).
Поскольку Z> , мы должны констатировать, что коэффициент корреляции r = 0,86 значим и лишь в 1% случаев может оказаться равным нулю. Аналогичный результат дает и проверка по критерию t для a = 0,01 (односторонняя область); = 2,509, t выборочное равно 8,08.
Другой часто встречающейся задачей является проверка равенства на значимом уровне двух коэффициентов корреляции при заданном уровне a, т. е. различия между r1 и r2 обусловлены лишь колебаниями выборочной совокупности.
Критерий для проверки значимости следующий:
, (25)
где значения и находят по табл. Д приложения для и .
Значения определяют по табл. А приложения аналогично вышеприведенному примеру.
Частная и множественная регрессия и корреляция. Ранее нами было показано, как можно по опытным данным найти зависимость одной переменной от другой, а именно как построить уравнение регрессии вида у = а + bх. Если исследователь, изучает влияние нескольких переменных на результатирующий признак у, то возникает необходимость в умении строить регрессионное уравнение более общего вида, т. е.
, (26)
где а, , , ……., — постоянные коэффициенты, коэффициенты регрессии.
В связи с уравнением (26) необходимо рассмотреть следующие вопросы: а) как по эмпирическим данным вычислить коэффициенты регрессии а, , , ……., ; б) какую интерпретацию можно приписать этим коэффициентам; в) оценить тесноту связи между у и каждым из в отдельности (при элиминировании действия остальных); г) оценить тесноту связи между у и всеми переменными в совокупности.
Рассмотрим этот вопрос на примере построения двухфакторного регрессионного уравнения. Предположим, что изучается зависимость недельного бюджета свободного времени (у) от уровня образования ( ) и возраста ( ) определенной группы трудящихся по данным выборочного обследования. Будем искать эту зависимость в виде линейного уравнения следующего вида:
При расчете коэффициентов уравнения множественной регрессии полезно преобразовать исходные эмпирические данные следующим образом. Пусть в результате обследования n человек получены эмпирические значения, сведенные в следующую таблицу (в каждом столбце представлены несгруипированные данные):
Номер респондента
.
.
.
n
Среднее по столбцу
Среднее квадратическое отклонение
| y
y1
y2
.
.
.
yn
sy
| x1
x11
x12
.
.
.
x1n
s1
| x2
x21
x22
.
.
.
x2n
s2
|
Каждое значение переменной в таблице преобразуем по формулам
Это преобразование называется нормированием переменных. В результате искомое регрессионное уравнение примет вид
Коэффициенты и находятся по следующим формулам:
(27)
(28)
и называются стандартизированными коэффициентами регрессии. Следовательно, зная коэффициенты корреляции между изучаемыми признаками, можно подсчитать коэффициенты регрессии. Подставим конкретные значения из следующей таблицы[93]:
y
x1
x2
Среднее
Среднее квадратическое отклонение
| y
31,6
16,5
| x1
0,556
9,0
2,9
| x2
-0,131
-0,027
30,2
11,5
|
Тогда
.
Аналогично , и уравнение регрессии запишется в виде .
Коэффициенты исходного регрессионного уравнения и находятся по формулам
(29)
(30)
Подставляя сюда данные из вышеприведенной таблицы, получим
Как же следует интерпретировать это уравнение? Например, значение показывает, что в среднем недельный бюджет свободного времени при увеличении возраста на один год и при фиксированном признаке , уменьшается на 0,17 час. Аналогично интерпретируется . (Исходные эмпирические данные можно изобразить на диаграмме рассеяния аналогично тому, как это сделано на рис. 10, но уже в трехмерном пространстве ( , , ))
Коэффициенты , можно в то же время рассматривать и как показатели тесноты связи между переменными у и, например, при постоянстве .
Аналогичную интерпретацию можно применять и к стандартизированным коэффициентам регрессии . Однако поскольку вычисляются исходя из нормированных переменных, они являются безразмерными и позволяют сравнивать тесноту связи между переменными, измеряемыми в различных единицах. Например, в вышеприведенном примере измеряется в классах, а — в годах и позволяют сравнить, насколько теснее связан с у, чем [94].
Поскольку коэффициенты и измеряют частную одностороннюю связь, возникает необходимость иметь показатель, характеризующий связь в обоих направлениях. Таким показателем является частный коэффициент корреляции
Для рассматриваемого примера . Для любых трех переменных , , частный коэффициент корреляции между двумя из них при элиминировании третьей строится следующим образом,
(31)
Аналогично можно определить и частные коэффициенты корреляции для большего числа переменных ( ). Однако ввиду громоздкости вычисления они применяются достаточно редко.
Для характеристики степени связи результатирующего признака у с совокупностью независимых переменных служит множественный коэффициент корреляции , который вычисляется по формуле (иногда он выражается в процентах)
(32)
Так, для вышеприведенного примера он равен
Множественный коэффициент корреляции показывает, что включение признаков и в уравнение
на 32% объясняет изменчивость результатирующего фактора. Чем больше , тем полнее независимые переменные описывают признак у. Обычно R служит критерием включения или исключения новой переменной в регрессионное уравнение. Если R мало изменяется при включении новой переменной в уравнение, то такая переменная отбрасывается.
Корреляционное отношение. Наиболее общим показателем связи при любой форме зависимости между переменными является корреляционное отношение . Корреляционное отношение определяется через отношение межгрупповой дисперсии к общей дисперсии по признаку y:
(33)
где — среднее значение i-го у-сечения (среднее признака у для объектов, у которых = т. е. столбец «i»); — среднее значение i-го x-сечения (т. е. строка «i»); —число наблюдений в у-сечении; — число наблюдений в x-сечении; — среднее значение у.
Величина показывает, какая доля изменчивости значений у обусловлена изменением значения х. В отличие от коэффициента корреляции не является симметричным показателем связи, т. е. . Аналогично определяется корреляционное отношение х по у[95].
Пример. По данным таблицы сопряженности (табл. 9) найдем .
Вычислим общую среднюю
Тогда
Сравнение статистических показателей r и . Приведем сравнительную характеристику коэффициента корреляции (будем сравнивать r2) и корреляционного отношения :
а) r2 = 0, если х и у независимы (обратное утверждение неверно);
б) r2 = = 1 тогда и только тогда, когда имеется строгая линейная функциональная зависимость у от х;
в) r2 = <1 тогда и только тогда, когда регрессия х и у строго линейна, но нет функциональной зависимости;
г) r2< <1 указывает на то, что нет функциональной зависимости и существует нелинейная кривая регрессии.
Таблица 9.Вычисление
Середина интервала
| Середина интервала
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коэффициенты взаимозависимости для порядкового уровня измерения. К этой группе относятся коэффициенты ранговой корреляции Спирмена , Кендалла и . Коэффициенты ранговой корреляции используются для измерения взаимозависимости между качественными признаками, значения которых могут быть упорядочены или проранжированы по степени убывания (или нарастания) данного качества у исследуемых социальных объектов.
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена . Этот коэффициент вычисляется по следующей формуле:
где — разность между i-ми парами рангов; l — число сопоставляемых пар рангов. Величина может изменяться в пределах от +1 до—1, когда два ряда проранжированы в одном порядке. При полном взаимном беспорядочном расположении рангов равен нулю.
Пример. По данным табл. 10 выясним, в какой степени связаны жизненные планы детей, отличающихся по социальному происхождению. Для этого проранжируем значения процентных распределении для каждой из двух групп детей.
В графе «из крестьян» (табл. 10) встречаются два одинаковых числа (51, 0). В подобных случаях обоим числам присваивают ранг, равный среднему арифметическому из этих рангов, т. е. (3 + 4)/2 = 3,5. Подставляя промежуточные величины, вычисленные в табл. 10, в формулу (34), находим[96]
Такую величину можно интерпретировать как высокую степень связи между жизненными планами детей рабочих и крестьян. Однако большая величина не должна скрывать тот факт, что жизненные планы молодежи в табл. 10 распадаются на две группы. Для одной группы (нижняя часть таблицы) ранги полностью совпадают, а для другой (верхняя часть) — нет.
Таблица 10*
Жизненные планы
| Социальное происхождение
| Ранг I
| Ранг II
|
|
| из рабочих
| из крестьян
| Получить высшее образование
Получить интересную любимую работу
Побывать в других странах
Создать себе хорошие жилищные условия
Добиться хорошего материального обеспечения
Повысить свою квалификацию
Получить среднее образование
Поехать на одну из новостроек
| 57,5
57,3
53,8
49,7
48,5
42,0
22,6
19,4
| 51,0
59,0
52,0
51,0
50,0
45,0
32,0
25,0
|
| 3,5
3,5
| -2,5
0,5
| 6,25
0,25
|
|