Вопрос 1. Характеристика инновационных процессов. В природе переход от одного качества к другому требует затрат определенных ресурсов, поэтому перевод нововведений в инновацию также требует затрат определенных видов ресурсов.
В условиях рыночных отношений, где идет процесс купли-продажи товаров основными компонентами инновационной деятельности, выступают основные виды ресурсов нововведения и инновации.
Сфера инновационной деятельности:
Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию или как процесс последовательного превращения идеи в продукт, технологию или услугу.
Инновационный процесс включает 4 этапа:
1. Фундаментальные исследования.
2. Прикладные исследования.
3. Опытно-конструкторские работы.
4. Процесс коммерциализации.
1. этап:
Фундаментальные научные исследования –это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды.
Фундаментальные исследования делятся:
- теоретические
- поисковые
Результаты теоретическихисследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий.
2. этап инновационного процесса - прикладныенаучно-исследовательские работы, направленные на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов.
№
| Характеристика
| Фундамент
| Прикладные
|
| Направление исследования
| Получение новых знаний об основных закономерностях развития природы и общества
| Получение конкретного результата
|
| Кто проводит?
| Российская академия наук
| Крупные отраслевые НИИ конструктор бюро исследовательской лаборатории Инадо ВУЗы
|
| Продолжительность
| Очень долгие или бесконечные
| Относительно не продолжительные
|
| Стоимость
| Очень дорогие
| Сравнительно дешево
|
| Кто оплачивает?
| Государство
| Государство, стороннее частные инвесторы
| 3. этап опытно-конструкторских работ связан с применением результатов прикладных научно-исследовательских работ для создания или модернизации образцов новой техники, материала технологии.
Опытно-конструкторские работы — это переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. Результаты опытно-конструкторских работ могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю.
На четвертом этапевключается в действие процесс коммерциализации нововведения. Нововведение запускается в производство, затем выходит на рынок и далее шествует по основным фазам жизненного цикла товара.
Запуск товара в производство требует крупных инвестиций для реконструкции производственных мощностей, подготовки персонала, проведения рекламной кампании.
На этом этапе инновационного процесса еще неизвестна реакция рынка на нововведения, существуют риски отторжения предлагаемого товара. По этой причине инвестиции носят рисковый характер.
По расчетам специалистов, финансирование работ, связанных с освоением масштабного производства новой продукции и последующим совершенствованием технологии, на этом этапе в 6—8 раз больше, чем расходы на исследования и разработки. Большие затраты на данном этапе способствуют проведению эмиссии ценных бумаг. Основным источником инвестиций все же являются собственные средства предприятий, которые они аккумулируют в специальных фондах, а также заемные средства, в основном банковские кредиты.
Таким образом, инновационный процесс определяется как комплекс последовательных работ – от получения теоретического знания до использования товара, созданного на основе знания, потребителем.
Различают три логические формы инновационного процесса:
- простой внутриорганизационный (натуральный)
- простой межорганизационный (товарный)
- расширенный
Простой внутриорганизационный ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае, не принимает непосредственно товарной формы.
При простом межорганизационном ИП новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.
Расширенный ИП проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.
Жизненный цикл инновации
Управление проектами — это процесс определения цели деятельности и организации людей и техники так, чтобы эта цель была достигнута при завершении деятельности.
В начале процесса управления должен быть проведен стратегический анализ с планированием жизненного цикла продукции, который в основном определяет эффективность производства.
Под жизненным циклом продукции (новшества)– период времени от зарождения идеи, практического воплощения, производство продукции, ее практического использования до снятия с эксплуатации и замены новой моделью.
Жизненный цикл, изображенный в виде S-образной кривой, условно подразделяется на 6 этапов:
О — исследование, проектирование и внедрение;
1 — начальный этап выпуска с отработкой технологии серийного выпуска;
2 — выпуск продукции с нарастающим ростом эффективности;
З — замедление роста эффективности;
4 — понижение эффективности;
5 — спад эффективности.
время
Рис. Жизненный цикл продукции
0-й этап включает возникновение идей проведения научно-исследовательских работ, покупку лицензий и патентов на основе стратегического анализа конъюнктуры рынка и процесса проектирования, при этом идут значительные затраты при отсутствии доходов.
Затем по мере отработки технологии и начала выпуска ходового товара начинают расти доходы (1-й этап).
После налаживания серийного выпуска происходит быстрый рост эффективности (2-й этап).
По мере насыщения рынка экономический эффект снижается (3-й этап).
Предельный, 4-й этап, когда средства, вкладываемые в совершенствование товара с целью поддержать его конкурентоспособность, практически равны эффекту от реализации, после чего начинается спад эффективности за счет появления на рынке другой, более конкурентоспособной продукции (5-й этап).
Жизненный цикл инновации в соответствии с международным стандартом ISO 9004:
1. идея;
2. маркетинг;
3. проектирование и разработка технологических требований;
4. разработка продукции;
5. материально-техническое снабжение;
6. подготовка и разработка производственных процессов;
7. производство;
8. контроль проведения испытаний и обследований;
9. упаковка и хранение;
10. реализация, распределение продукции;
11. монтаж и эксплуатация;
12. техническая помощь и обслуживание;
13. утилизация продукции.
|