Возможности предприятия, резюме. Этот раздел в простой и лаконичной форме представляет наиболее важную информацию содержащуюся в бизнес-плане. Он готовится после того, как проведена работа над всеми остальными разделами.
Основная цель — дать обзор деловых предложений, способных привлечь внимание к документу.
Содержание данного раздела отражает следующие моменты:
1. основные цели проекта (увеличение объемов продаж и расширение рынков сбыта продукции, модернизацию производственных процессов и т.д.);
2. предмет деятельности будущей фирмы:
3. состав конкретных мероприятий;
4. средства, необходимые для реализации проекта, где их предполагается получить;
5. ожидаемые расчетные показатели работы фирмы в результате применения проекта;
6. срок возврата заемных средств, в какой форме и каким способом;
7. специфические условия осуществления проекта;
8. данные о создании и регистрации фирмы, созданной на основе инновационного проекта.
Предприятие.
В разделе наряду с основными сведениями о предприятии показываются состояние и перспективы развития отрасли и факторы, влияющие на деятельность фирмы, а также основные показатели ее текущей деятельности.
К основным сведениям о новом предприятии, включаемым в бизнес-план, относятся:
• наименование, время и место регистрации, юридический и почтовый адрес, банковские реквизиты;
• организационно-правовая форма;
• наиболее важные последние события, способные повлиять на результаты деятельности предприятия;
• размер уставного капитала, а также для акционерных обществ виды, количество и номинальная стоимость выпускаемых акций;
• сведения о вкладчиках, имеющих контрольный пакет акций;
• принадлежность предприятия к другим ассоциациям или ФПГ;
• юридические лица, владеющие более чем 5% собственности (уставного капитала);
• наличие филиалов, представительств, дочерних фирм;
• основные виды деятельности, в том числе отношение предприятия к НИОКР.
Отдельным подразделом излагается специфика отрасли, к которой принадлежит новое предприятие, ее состояние и перспективы развития, технологическая изменчивость, цикличность, скорость роста, наукоемкость, капиталоемкость, ресурсоемкость, между народные и государственные воздействия и т.д.
Третья часть этого раздела предполагает анализ факторов, способных негативно или позитивно влиять на деятельность нового предприятия.
К таковым можно отнести:
• экономические (цикл деловой деятельности, инфляция, уровень безработицы, покупательная способность населения, величина процентной ставки за кредит и др.);
• политические (нестабильность в регионах, нестабильность в законодательстве и т.д.);
• демографические (снижение рождаемости, миграция, старение населения и т.д.)
• природные;
• научно (состояние науки, рост или снижение инвестиций в НИОКР);
• культурные и мировоззренческие (изменение жизненных ценностей, стремление к «легкой жизни» и др.).
Раздел заканчивается составлением таблицы основных показателей деятельности предприятия, в которой за базовый год принимается последний год эксплуатации действующего предприятия, а последующие годы — показатели, которые будут достигнуты при реализации инвестиционного проекта.
Основные показатели проекта
Показатели
| Значения показателей по годам
|
|
|
| И т.д.
|
|
|
|
|
| 1. Выпуск продукции в натуральном выражении по видам: ………….
2. Выручка от реализации продукции по видам: …………..
3. Доля рынка по основным видам продукции: ………
4. Индекс цен реализованной продукции к соответствующему периоду прошлого года по основным видам продукции: ………
5. Затраты на производство и реализацию продукции – всего
В том числе по элементам:
Затраты на НИОКР
Эффективность хозяйственной деятельности
Численность работающих
Выработка продукции на одного человека ППП (производительность труда)
6. Балансовая прибыль - всего
В том числе прибыль от реализации продукции по видам
7. Собственный капитал
|
|
|
|
|
Состав показателей зависит от специфики и вида производства продукции. Все необходимые исходные данные, промежуточные показатели и расчеты определяются в приложении к бизнес-плану. Они служат для обоснования правильности полученных результатов.
Продукция.
При описании инновационной продукции, товара (работы, услуги), как правило, делается акцент не на ее неповторимость или достоинства, которые видятся составителю бизнес-плана, хотя это и важно, а на заложенные в товаре преимущества, отвечающие запросам рынка, т.е. с точки зрения потребителя, по этому здесь необходимо отразить следующие аспекты:
• потребности, удовлетворяемые продукцией;
• показатели качества;
• экономические показатели;
• внешнее оформление;
• сравнение с другими аналогичными товарами;
• патентные права;
• показатели экспорта;
• основные направления совершенствования продукции.
В информации, характеризующей потребности удовлетворения продукции, должны быть отмечены: наименование продукции, ее назначение, полезный эффект, косвенная польза, факторы, обеспечивающие ее уникальность. При описании товара преимущества и недостатки показываются в форме таблицы.
Преимущества и недостатки товара
Преимущества продукции
| Недостатки продукции
| Меры по устранению недостатков
|
|
|
|
|
|
|
Показатели качества могут быть приведены в таблице в произвольной, удобной для этого форме.
Экономические показатели по видам продукции (цена потребления, себестоимость, прибыль) указываются в разрезе ее составляющих также в форме таблицы.
Такими составляющими являются: продажная цена, расходы на транспортировку, на монтаж и использование, расходы на обучение персонала, эксплуатационные издержки, расходы на техническое обслуживание и ремонт, страховые взносы, налоги и другие отчисления.
Показатели
| Номенклатура, ассортимент продукции
| А
| Б
| В
|
|
|
|
| Цена потребления — всего
В том числе по отдельным составляющим
…
Себестоимость
…
Балансовая прибыль
|
|
|
| Внешнее оформление продукции должно отразить требования дизайна и потребителя, следовательно, указывается, соответствует ли форма ее функциям. Часто приводится фотография или рисунок изделия, дающие четкое представление о сущности проектируемого изделия (проекта).
Описание нового товара начинается с соответствия требованиям «рыночной новизны», возможны следующие варианты:
• открываются возможности удовлетворения совершенно новой потребности (пионерный товар);
• удовлетворение обычной потребности;
• удовлетворяется более широким кругом потребителей известная потребность.
Здесь важно показать, какими уникальными свойствами обладает продукция, доказать, что она способна вызвать интерес потребителей. Сравнение свойств продукции с аналогичными имеющимися видами можно разместить в разделе «Стратегия маркетинга».
Рынки сбыта продукции.
Этот раздел проекта направлен на изучение рынков и позволяет предпринимателю четко представить, кто будет покупать его товар, где и какова его ниша на рынке.
Раздел является наиболее трудным для разработки, из-за особой важности информации о рынке и ее определяющего значения другие разделы бизнес-плана могут быть составлены после обоснования данного раздела.
Исследование рынка включает в себя следующие основные направления:
• изучение и сегментацию потребителей;
• замер спроса и отбор целевых рынков;
• определение мотивации потребителей;
• исследование положения предприятия на рынке;
• оценку рынка и объема продаж;
• исследование деятельности конкурентов.
Первый вопрос, на который должен быть дан ответ в этом разделе, — кто является потребителем продукции в настоящее время и кто им может стать в будущем?
Далее, каковы должны быть сегменты рынка по каждому виду товаров?
Для сегментации рынков могут быть использованы следующие принципы:
- отраслевой,
- производственно-технологический,
- территориально- географический,
- демографический,
- поведенческий,
- психографический или их комбинация с использованием различных подходов и критериев.
Для потребителей продукции производственного назначения сегментация рынков, как правило, производится по разновидностям конечных пользователей, так как разные потребители ищут в товаре разные выгоды.
Следующий шаг в исследовании рынка заключается в оценке численности покупателей (потребителей) в каждом из выделенных сегментов и замёр спроса, на основании которых осуществляется отбор наиболее выгодных для предприятия сегментов.
Перспективным обычно считается сегмент, где находится примерно 20% покупателей данного рынка, приобретающих не менее 80% товаров, предлагаемых предприятием.
При изложении мотивации покупателей указываются факторы: культурный уровень, социальные, личностные, психологические условия.
Потребителей товаров промышленного назначения определяют при помощи метода функционально-стоимостного анализа (ФСА).
Здесь могут быть ответы на вопросы:
• приносит ли использование проекта дополнительные выгоды;
• сопоставима ли стоимость нового товара с его полезностью;
• существует ли более лучший товар (продукция, технология, процесс и т.д.);
• можно ли подобрать для использования уже существующий товар;
• можно ли получить такой же товар по более низкой цене у другого производителя и др.
Положение предприятия на рынке определяется рядом таких факторов, как:
- престиж фирмы,
- взаимоотношения с конкурентами,
- финансовыми и кредитными организациями,
- общая номенклатура продукции,
- гибкость производственно-технологической и сбытовой программ.
Прогнозирование развития рынка — это прежде всего прогнозирование спроса.
При прогнозе потребительских товаров учитываются:
- динамика численности населения с разбивкой по регионам и возрастным группам,
- достигнутый уровень потребления товаров на душу населения,
- динамика доходов населения, динамика покупательной способности населения,
- возраст,
- пол,
- национальная или этническая принадлежность и др.
Для анализа перспектив развития рынка промышленной продукции важна информация об инвестиционной активности, НТП в отраслях, динамике производственных мощностей в этих отраслях.
В итоге следует оценить:
• потенциальную емкость рынка;
• потенциальный объем продаж;
• реальный объем продаж.
Результаты прогноза развития рынка сводятся в таблице
Конкуренция.
Цель данного раздела инновационного проекта — обоснование выбора тактики конкуренции в условиях конкурентного рынка.
Здесь следует провести:
- анализ рыночной конъюнктуры, деятельности конкурентов, их стратегии и тактики;
- оценить конкурентоспособность продукции, а также эффективность деятельности конкурентов и предприятия, наметить меры по улучшению конкурентных позиций предприятия, созданного на основе инновационного проекта.
Информация о конкурентах отражена в таблице.
Сведения о конкурентах
Название и адрес
конку-
рента
| Доля
рынка,
%
| Предпо- лагаемый
объем
продаж
| Особен-
ности
товаров
конку-
рентов
| Уровень
извест-
ности
продук-
ции
конку-
рентов
| Патентная
защита
продукции
конкурентов
| Техно-
логия
произ-
водства
| Направле
- ния
НИОКР
и расходы на
эти цели
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В вышеприведенную таблицу могут быть внесены и другие признаки, характеризующие сильные и слабые стороны конкурентов (особенности производства или технологии организации сбыта, организация сервисного обслуживания, ценовая политика конкурентов и т.д.).
Оценка конкурентоспособности продукции производится по критерию качества (К):
К = Р/С — max,
где Р — полезный эффект (затраты на повышение качества);
С — затраты на приобретение и использование изделия.
Но определить, соответствует ли продукция предприятия этим
условиям, можно лишь в процессе сравнения с другими.
Оценка конкурентоспособности продукции включает три этапа:
1) выбор наиболее конкурентоспособной продукции на рынке в качестве образца для сравнения;
2) определение набора сравниваемых параметров обоих видов продукции;
3) расчет общего показателя конкурентоспособности продукции, разработанной в инновационном проекте.
Эффективность деятельности нового предприятия и конкурентов приближенно можно определить балльным способом.
Каждому показателю продукции присваивается свой балл, обычно в пределах (—3)—(+3) или (—5)—(+5). Показатель продукции со значением 0 характеризует равенство при сравнении.
Фрагмент такого расчета приведен в таблице.
|