Обратная связь
|
Философское определение человека Идейный поиск человека
Одной из важнейших ценностей для человека является сам человек. Именно поэтому он становится объектом исследования целого ряда наук – как естественных, так и социально-гуманитарных. Однако изучение человека в целом является именно философским. Проблема человека для философии – более чем отдельная тема. Без решения вопроса о том, что есть человек, философия существовать не может.
Потребности первобытной жизни человека направляли его познание исключительно на внешний мир, так как практические интересы человека зависели только от его природного окружения. Поэтому первые шаги интеллектуальной и культурной жизни человека можно представить как своего рода умственное приспособление к окружающему миру. Таким образом, поначалу человек был экстравертирован, т.е. его основное внимание было обращено внесебя, на окружающий мир. Но по мере развития культуры выявляется и противоположная тенденция: человеческая любознательность начинает менять направление. Возникает интроверсия – взгляд внутрь, на себя. Уже в первых мифах наряду с примитивной космологией (объяснением устройства мира) можно обнаружить и примитивную антропологию (своеобразное человековедение). Вопрос о происхождении мира переплетается с вопросом о происхождении человека. Линия на самопознание усиливается и во всех религиях.
Аналогично развивается философская мысль. Так, если первые греческие школы (прежде всего милетская) занимаются проблемами мироустройства, то уже Протагор (V в. до н.э.) объявляет человека «мерой вех вещей». Его младший современник Сократ, опираясь на фундаментальный принцип «познай самого себя», занимается, как бы сейчас сказали, исключительно проблемой человека. Но Сократ идет окольным путем и избегает давать ответ на вопрос, что такое человек. Очевидно, он понимает, что природу человека нельзя исследовать тем же путем, что и природу вещей: если вещи можно объяснить, то человека можно только понять.
В средневековье господствовало теологическое(богословское) понимание человека. Оно предполагало не только подчиненность воле Бога, но и возможность человеческой свободы, в том числе зло как ее неправильное применение. В Новое время, с развитием машинной техники, появляется механистическое понимание человека, уподоблявшее его сложной машине, а в XIX в., со времени появления книги Ч. Дарвина «Происхождение видов», получают распространение натуралистические концепции человека, выводящие его сущность из сферы природных влечений. В сопоставлении человека с животным можно выделить три направления:
1. Человек есть особоеживотное. При этом устанавливаются видовые отличия человека как животного. Прежде всего, он обладает парой хватательных лап, свободных от передвижения, которые контролируются особыми отделами мозга. Далее, человек имеет длительный период детства, благодаря чему становится возможной хорошая обучаемость: в детстве человек (как и любое животное) наиболее восприимчив, податлив, пластичен. Наконец, человек является носителем несезонной сексуальности. Получается, что все формы социальной жизни производны от животных качеств (что верно лишь отчасти).
2. Человек есть уникальное животное. Сюда вписывается множество определений такого рода: человек есть животное, делающее орудия, человек – погребающее животное, курящее, пьющее, одетое и т.д. Подобных определений может быть много, все они интересны, но философски пусты: в них нет ответа на важнейшие смысловые вопросы о человеке. Как заметил выдающийся философ ХХ в. М. Хайдеггер, если в наши дни мы знаем о человеке неизмеримо больше, чем знали о нем в прошлом, то это далось дорогой ценой – утратой понимания того, что есть человек в целостной полноте его бытия.
3. Человек – не животное. Человек есть нечто иное, чем просто «двуногое без перьев». По мысли Ж.-П. Сартра, человека определяет способность дистанцироваться от себя самого, – в том смысле, что человек таков лишь поскольку, постольку может стать другим. Сюда же вписывается и религиозно-мистическое понимание человека, в соответствии которому он определяется, как осознающий Бога. Выделить человека из животного мира – значит встать на позицию большей философской глубины, нежели сравнивать его с животным. Человека, который несет в себе Бога, волнует не просто пища, но – красота этого мира, «звездное небо над головой», возмущение несправедливостью, снятие эгоизма телесно живущего существа. Человек, осознающий Бога – это вообще не животное. Последний тип определений – не ловкий и философски не пустой, он позволяет подойти к определению человека по сути.
Философское определение человека
Если судить по мерке животного, то человек просто деградировал, ибо он хуже приспособлен к окружающей среде: не имеет шерсти, когтей, острых зубов, не так быстро бегает и т.п. Как говорил Руссо, «размышляющий человек – просто испорченное животное».
Однако человек сумел по-другому, по-новому наладить отношения с природой, со средой своего обитания. По сравнению с животным человек живет как бы в новом измерении реальности: вместо приспособления к природе человек приспосабливает ее к себе. Человек создает специфическую сферу своего бытия – культуру. В ней он опредмечивает и тем самым закрепляет свои способности. С помощью культуры человек усваивает и предшествующий опыт, накопленный человечеством. Культура подразумевает процесс духовного и материального производства, поэтому Homo sapiens – человек обязательно производящий (и именно в этом смысле можно говорить об антропологическом значении труда). Весь человеческий прогресс укрепляет сферу культуры. Физическая реальность становится для человека менее значимой по мере того, как растет его культурная активность.
Определение человека как существа культурного имеет принципиальное значение и устанавливает не количественное, а именно качественное отличие человека от животных. Но это определение является формальным: выяснив, как содержит себя человеческая сущность, необходимо еще определить, чтоона из себя представляет.
Опытным путем доказано, что высшие животные могут совершать вполне умные действия. Старое представление о том, что животным присущи лишь инстинкт и память, не выдерживает критики. Когда между обезьяной и целью ее влечения (например, плодом) воздвигали все более сложные препятствия, животное изобретало самые запутанные обходные пути и мастерило самые различные приспособления, добиваясь своей цели. В этом проявляются зачатки трудовой деятельности, целеполагания и даже сознания. Таким образом, животное – не механизм влечений. Оно может их определенным образом регулировать и в известных пределах даже избегать близкой выгоды ради достижения более отдаленных во времени, зато больших преимуществ. Чего действительно нет у животного, так это предпочтения в выборе самих ценностей, например, полезного в ущерб приятному.
Очевидно, что специфика человека, или то, что можно назвать его особым положением, возвышается над техническим интеллектом и способностью к выбору. Человек не появится, даже если бы интеллект и избирательная способность животного возросли до бесконечности. То, что делает человека человеком, есть принцип, который не сводим к естественной эволюции жизни. Для его обозначения можно употребить широкое по смыслу слово, которое заключает в себе и понятие разума, но наряду с ним охватывает и целый ряд ценностей и высших чувств. Это слово – дух. Таким образом, содержательное определение человека в том, что он есть духовное существо.
Большое заблуждение считать ум, интеллект высшим человечески проявлением. Чтобы этого не делать, достаточно вспомнить о наличии морали, в частности совести и ее угрызений, которые рационально не объяснимы. Всякое животное – высоко- или низкоорганизованное – действует сообразно своим влечениям, каким бы хитроумным это действие ни было. Человек же, как духовное существо, вольно или невольно пропускает свои влечения через систему своих идей и ценностей и только потом действует сообразно своей духовности.
Только человеку присуще самосознание – как способность осознавать себя и отделять от окружающего мира. С возникновением самосознания появляется и представление о мировом пространстве. Животное, не имеющее самосознания, не в состоянии рассматривать свое тело как предмет, со стороны. Только человек, будучи личностью, может сделать предметом своего познания всё, в том числе себя самого. Таким образом, человек как духовное существо превосходит и мир, и себя как живое существо.
Что же такое дух, поднимающий человека над природой? В Новое время с этим словом обходились весьма безответственно и далеко не всегда вкладывали в него какой-то определенный смысл. Необходимо различать, прежде всего, понятия духа и души, первое из которых возвышается над жизнью, а второе представляет собой ее психическое проявление. Душа и тело человека тесно связаны, о чем свидетельствуют весьма распространенные психосоматические заболевания. То, что называется физиологическим и психическим, это две стороны одного и того же процесса – жизни. Духовность человека отличается от его психофизических проявлений. Она включает в себя принципы, которые не вырастают из жизни, а в определенном смысле даже противостоят ей. Отсюда вытекает особая проблема взаимосвязи природного и духовного в человеке.
|
|