РОЛЬ И ЗАДАЧИ СЕРЖАНТОВ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОГО СОСТАВА МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ СССР
СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА
Для служебного пользования
Учебник
сержанта войсковой разведки
Утверж^^н главнокомандующем Сухопутными войсками
Редактор В. М. Чайка
Учебник предназначен для изучения основ войсковой разведки командирами разведывательных отделений мотострелковых (танковых) войск. Он разработан в соответствии с требованиями уставов, наставлений, Программы боевой подготовки с учетом опыта действий разведывательных подразделений в боевой обстановке и на учениях.
Учебник содержит краткий материал по предметам командирской подготовки сержантов войсковой разведки. Он может быть использован военнос.-.-у^^Д"^ Других специальностей кпк пособие по разведывательной подготовке'. Рекомендации, изложенные в учебнике, следует применять творчески в зависимости от конкретных условий.
Учебник разработан авторским коллективом в составе полковников Г. А. Иванова, А. П. Олейника, В. С. Новосада, В. М. Дудина; подполковников Ф. М. Шепкунова, А. М. Внсловуха, М. С. Терезюка, Н. И. Зубка, В. Б. Соломатннс', Н. В. Ризуна, Г. А. Головко, Ф. Ф. Гасюнаса, А. А. Кле-' кова, С. Н. Фсдько, В. В. Берчунз, В. Ф. Аксенова; майора С. В. Лысенко.
Глава I
основы воинского обучения
И ВОСПИТАНИЯ СОВЕТСКИХ ВОИНОВ
СОВЕТСКАЯ АРМИЯ—АРМИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА
Становление, развитие и дальнейшее совершенствование Советских Вооруженных Сил неразрывно связаны с революционными свершениями нашего народа, с деятельностью В. И. Ленина, Коммунистической партии. История советского военного строительства—это конкретное выражение на практике одной из общих закономерностей социализма — объективной необходимости вооруженной защиты революционных завоеваний от посягательств классовых врагов.
•Созданная -под руководством В. И. Ленина Советская Армия прошла героический путь. На всех этапах своего развития она беззаветно служит Родине, советскому народу, идеалам коммунизма, достойно выполняет возложенные на нее Коммунистической партией и Советским правительством важные и ответственные задачи.
В борьбе с ударнымк отрядами мирового империализма советские воины проявили беззаветную преданность Отчизне, мужество и боевое мастерство, массовый героизм, свои высочайшие нравственные качества. В огненных сражениях широко раскрылся талант наших полководцев, военачальников, генералов и офицеров, младших командиров. Сотни тысяч сержантов и старшин в годы минувшей войны награждены орденами и медалями СССР, 2802 из них удостоены звания Героя Советского Союза. Ими гордятся Вооруженные Силы, все советские люди. Их подвиг не ушел в прошлое. Он жив, обращен в настоящее и будущее, в дела сегодняшних воинов.
Сегодня с точки зрения внутренних условий наше общество не нуждается в армии. Однако пока существует опасность развязывания империализмом агрессивных войн и военных конфликтов, партия будет уделять неослабное внимание усилению оборонного могущества СССР, укреплению его безопасности, готовности Вооруженных Сил к разгрому любого агрессора.
Социальная роль и историческое предназначение Советской Армии состоят в проявлении высокой бдительности, го-
С) Глава I ^
ювностп к пресечению происков империализма против СССР-и его союзников. Это армия нового типа, опирающаяся на коренные преимущества социализма, на могучую экономическую мощь страны, прочный союз рабочего класса, крестьянства и интеллигенции.
Основы могущества Советской Армии—в руководстве КПСС. Коммунистическая партия вырабатывает военную политику, заботится о материально-техническом обеспечении, совершенствовании организационной структуры войск и способов ведения боевых действий.
Особое внимание придается военно-патриотическому воспитанию молодежи, подготовке ее к службе в армии.
Значительное место в системе воспитания военнослужащих отводится продуманной организации индивидуальной воспитательной работы, изучению настроений и запросов -личного состава, заботе о военнослужащих. На XXVII съезде КПСС подчеркивалось, что партия и государство стремились и стремятся к тому, чтобы советский воин-солдат и офицер, неся свою нелегкую службу, всегда чувствовал заботу и внимание общества.
РОЛЬ И ЗАДАЧИ СЕРЖАНТОВ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОГО СОСТАВА
Сержанты относятся к младшему звену командных кадров и представляют самый многочисленный их отряд. Они несут всю полноту ответственности за обучение и воспитание подчиненных. Отмечая их'роль, М. В. Фрунзе подчеркивал, что младший комсостав образует ту основу, на которой зиждется все дело дисциплинирования, боевой спайки и боевой подготовки части.
В настоящее время роль сержантов еще более возросла. Это связано с усложнением задач, стоящих перед частями и подразделениями, с изменением социального облика солдата, с сокращением сроков службы, с совершенствованием техники и вооружения. Требования к обучению и воспитанию возросли, а сроки подготовки не увеличились. Это вызвало необходимость повышения уровня педагогической культуры и ответственности командиров всех степеней, и в первую очередь тех, кто непосредственно формирует у солдат качества советского воина.
Воспитание личного состава осуществляется сержантами в ходе повседневной воинской службы и боевой учебы. Они организуют службу подчиненных в соответствии с уставами, добиваются, чтобы весь уклад воинской службы воспитывал у личного состава верность воинскому долгу, военной присяге.
Одной из важнейших задач сержантов является воспитание солдат в духе марксистско-ленинского мировоззрения, коммунистических убеждений, классовой ненависти к империализму, нравственных принципов поведения, патриотизма и интернационализма, готовности отдать все силы, а если потребуется и жизнь, для защиты интересов социалистической Родины. Для этого они сами должны быть беспредельно преданными делу КПСС, социалистической Родине и своему народу, готовыми к самоотверженным действиям во имя интересов социалистического Отечества, к выполнению интернационального долга.
Сержанты помогают подчиненным изучать оружие и боевую технику, уставы и руководства, организуют и несут вместе с ними службу в суточном наряде, ведут ежедневную ра-
боту по укреплению воинской дисциплины, формируют умение подчинять свои действия и поступки требованиям воинских уставов, приказам командиров. Они отвечают за строевую выправку и физическую подготовку, за сохранность здоровья и обеспеченность всем необходимым подчиненных.
Здесь особенно важен личный пример сержантов, их авторитет, высокие нравственные качества, самоотверженное отношение к делу, дисциплинированность. В связи с этим младшие командиры должны стремиться к повышению своих педагогических знаний, развитию методических навыков, изучению передового опыта работы с людьми. Обязанность сержанта—быть умелым учителем и воспитателем. Без этого нельзя добиться единства процесса обучения и воспитания солдат, направленного на подготовку их к защите Родины.
Важнейшее требование к процессу обучения и воспитания—знать и учитывать национальные особенности, традиции и обычаи тех народов, представителями которых являются подчиненные. В руководстве многонациональным коллективом сержант обязан неукоснительно руководствоваться принципами ленинской национальной политики, проявлять особую чуткость, осмотрительность и принципиальность, заботу об укреплении дружбы и братства между воинами различных национальностей.
Говоря о командирских качествах сержантов, следует иметь в виду их умение уверенно командовать подчиненными как в мирное время, так и в бою, прививать им любовь к воинской службе, проявлять уставную требовательность к солдатам.
Высокая требовательность—неотъемлемое качество командира, основа дисциплины и организованности в подчиненном подразделении. Она не имеет ничего общего с грубостью, пренебрежительностью, унижением достоинства подчиненно-' го, что, как правило, обижает, отдаляет солдата от сержанта. Требовательность должна быть постоянной, справедливой, одинаковой ко всем, уважительной. Требовать уважения — значит помогать солдату осознать свои задачи, мобилизовать силы на их успешное выполнение. Требовательность должна подкрепляться строгим контролем за действиями подчиненных, сочетаться с умелым поощрением добросовестного труда, с заботой о подчиненных,, с внимательным отношением к их нуждам.
Успех в работе сержантов во многом зависит от того, насколько они осознают свой личный долг и ответственность за дела и поступки подчиненных, совершенствуют свои знания и опыт, разумно используют права, предоставленные им воинскими уставами. Много также значит стремление сержанта проверить свои действия оценкой офицера, умение пра
вильно распорядиться его советом, помощью, неукоснительно выполнить приказ, упрочить авторитет.
Часть (подразделение) становится боеготовой, если хорошо подготовлены и слажены отделения, если каждый военнослужащий четко знает свои обязанности и безупречно их выполняет. Велика в этом роль сержанта, который лично учит солдат воинскому мастерству, растит отличников учебы классных специалистов, организует и руководит социалистическим соревнованием в своем подразделении, распространяет передовой опыт.
|