Основные формы и методы обучения подчиненных Успех обучения во многом зависит от того, какими приемами и способами достигается усвоение знаний, формирование навыков и умений, т. е. от методов и форм обучения.
Основные формы обучения: теоретические (лекция, семинар, беседа) и практические (тактико-строевое, тактическое занятие, стрелковая тренировка, з.анятие по вождению боевых машин и др.) занятия; боевые стрельбы, тактические учения; парковые дни; самостоятельная подготовка. Многообразие форм обучения позволяет осуществлять как одиночную подготовку солдат, так и подготовку в составе подразделения, давать им глубокие знания и вырабатывать необходимые навыки и умения, предусмотренные программой боевой подготовки.
Основными методами обучения являются: устное изложение материала (рассказ, объяснение), обсуждение изучаемого материала (беседа, семинар), показ (демонстрация), тренировка (упражнение), практическая и самостоятельная работа.
Устное Наложение (рассказ, объяснение) применяется при ознакомлении солдат с основными положениями уставов и других документов, с тактико-техническими данными и устройством оружия и техники, с организацией, вооружением и тактикой действий подразделений вероятного противника.
Беседа практикуется в целях углубления, закрепления или проверки знаний и носит обычно вопросно-ответный характер.
Тренировка (упражнение) играет определяющую роль в формировании у солдат навыков и умений, учит их применять знания на практике, является главным методом обучения солдат. Тренировка должна быть систематической и заключается в сознательном многократном повторении изучаемых приемов и действий с постоянным усложнением условий.
Практическая работа проводится в целях закрепления приобретенных знаний и совершенствования имеющихся навыков и умений. К ней приступают после того, как обучаемые усвоят максимум необходимых знаний и приобретут определенные навыки и умения.
Самостоятельная работа служит для закрепления уже приобретенных знаний, навыков и умений. Командир отделения определяет объем заданий на самоподготовку, дает ме
тодические советы, оказывает конкретную помощь и контролирует ее ход, а также обеспечивает солдат учебными местами литературой и наглядными пособиями.
'В учебных соединениях и частях подготовка младших командиров и специалистов проводится по методу планомерного и поэтапного привития знаний и навыков. Этот метод обучения основан на теории планомерного формирования умственных понятий и практических действий. Учебный процесс организуется с учетом трех основных принципов:
— содержание учебно-тренировочных карт (УТК) должно усваиваться в процессе обучения курсантов;
— цели и содержание подготовки обучаемых должны соответствовать их профессиональному предназначению;
— профессиональная подготовка возможна лишь при строго последовательном построении учебного процесса.
Суть метода обучения—работа с УТК, при которой обучаемые не заучивают ее, а сразу с ее помощью изучают устройство агрегатов, узлов и практически выполняют операции (настройка радиостанции, подготовка вооружения к стрельбе и т. п.). Взвод разбивается на учебные группы по 3 человека. Из них первый читает УТК, второй показывает названное на макете или реальном объекте, третий контролирует его действия. В последующем они меняются местами. Таким образом, обучаемый трижды в течение отведенного времени изучает материал. Обучение курсантов ведется сначала с использованием полных УТК, отражающих весь объем действий, а в последующем—сокращенных УТК, в которых указываются только основные (узловые) действия.
Руководитель занятия должен непосредственно участвовать в изучении обучаемыми материала, быть готовым дать ответ на вопросы, помочь разобраться с содержанием УТК, добиться высокой активности обучаемых при изучении учебного материала.
Сущность, принципы, формы и методы работы по воспитанию солдат
По своей сущности и направленности обучение тесно связано о воспитанием—определенным, целеустремленным и систематическим воздействием на ум, чувства и волю воинов в целях формирования у них высоких политических и боевых качеств, дисциплинированности, сплочения воинских коллективов, подготовки в соответствии с требованиями современной войны.
Существенными особенностями воспитательной работы в современных условиях являются: обеспечение единства сло-ра и-дела; максимальная конкретность; преимущественно ин-
дивидуальные формы; обстановка острого идейного противоборства.
Принципы—это основные руководящие положения воспитательной работы. В них выражены требования, определяющие содержание, методы и организационные формы воспитания личного состава. Принципами воспитания советских воинов являются: коммунистическая целеустремленность и партийность; воспитание в процессе воинской деятельности;
воспитание в коллективе и через коллектив; индивидуальный подход к воинам; сочетание требовательности к воинам с уважением их личного достоинства и заботой о них; единство, согласованность и преемственность в воспитании.
Коммунистическая целеустремленность и партийность воспитания—ведущий принцип во всей системе воспитания воинов. Он обусловливает идейную направленность всей воспитательной работы и требует от сержанта прежде всего хорошо знать цели воспитания, отчетливо представлять себе качества, которые должны быть сформированы у каждого из подчиненных.
Очень важным требованием принципа является настойчивость в достижении воспитательной цели. Нельзя, как это делают отдельные сержанты, отступаться от недисциплинированного солдата, оправдываясь тем, что он не поддается воспитанию. Хорошие человеческие качества рождаются годами. Поэтому воспитание—долгое и трудное дело. Здесь нельзя ограничиться декретом, а надо вести кропотливую работу, проявляя при этом упорство и терпение.
Воспитание в процессе воинской деятельности. При реализации этого принципа от сержанта прежде всего требуется обеспечение глубокого понимания каждым солдатом особенностей современной международной обстановки, своего места и роли в укреплении боевой готовности подразделения, части, в целом Вооруженных Сил. Важное значение здесь имеет сочетание хорошо организованной воспитательной работы с четкой организацией воинского труда, с разумным проведением досуга личного состава.
Воспитание в коллективе и через коллектив. Данный принцип требует от сержанта постоянно заботиться о сплочении подчиненных в дружную семью, о формировании у них чувства дружбы и войскового товарищества, коллективизма.
Индивидуальный подход в воспитании воинов имеет первостепенное значение.
Реализация этого принципа предполагает: всестороннее, постоянное изучение каждого воина; уважение и требовательность к нему, продуманность, душевность и творчество в воспитании; дифференцированный подход; воспитание во
всех видах деятельности; системность индивидуального воспитания.
|