Применение права как деятельность по обеспечению реализации права Применение права - государственно-властная, организующая деятельности компетентных субъектов по обеспечению реализации права путем вынесения индивидуальных правовых предписаний.
Признаки правоприменения.
1. Применение права – это не нормы, акты, органы, какое-либо иное правовое средство. Это специфическая правовая деятельность, наряду с иными видами такой деятельности: правотворчеством, толкованием, реализацией.
2. Применение - государственно-властная деятельность. Это не деятельность по толкованию, разъяснению, вынесению рекомендаций. Это властная деятельность, результаты которой носят обязательный характер. Причем правоприменительная деятельность осуществляется от имени государства. В этом ее сходство с правотворчеством и официальным толкованием.
3. Это деятельность осуществляемая не любым субъектом, а лишь компетентными субъектами, наделенными властными полномочиями. Длительное время в литературе господствовала точка зрения, что правопримененние осуществляется исключительно государственными органами (или по уполномочению государства иными органами). В современных условиях положение изменилось. Правоприменительной деятельностью в соответствии с действующим законодательством занимаются и органы местного самоуправления (не входящими в структуру механизма государства) и даже работодатель. Поэтому при характеристике субъектов правоприменения мы используем термин «компетентные субъекты».
4. Это деятельность, осуществляемая в особом, установленном законом порядке (процессуальном порядке). В силу важности, значимости применения в правовом регулировании его порядок нормативно урегулирован. Причем, наиболее сложные формы правоприменения (например, судебная деятельность) объединены в комплекс норм, составляющих самостоятельную отрасль права (уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное право).
5. Применение – это деятельность по рассмотрению конкретного юридически значимого дела. Таковыми являются привлечение виновного к уголовной ответственности, рассмотрение судами имущественных споров, прием на работу, регистрация брака и т.д.).
6. Правоприменительная деятельность заканчивается принятием специального индивидуального государственно-властного правового акта – правоприменительного акта (акта применения права).
В литературе широкое распространение получила концепция , согласно которой применение - одна из форм реализации наряду с соблюдением, исполнением и использованием. Однако подобная трактовка представляется ошибочной, ибо не отражает сущности и назначения правоприменительной деятельности в правовом регулировании.
Остановимся на природе и необходимости правоприменения. Когда же появляется необходимость в применении права?
1. Оно необходимо в случае, когда без правоприменения не могут возникнуть правоотношения, не может определиться их содержание. Так, без приказа работодателя не может возникнуть трудовое правоотношение, без регистрации брака – брачно-семейное правоотношение. В данном случае правоприменительный акт играет роль специфического юридического факта. Однако его значение не сводится лишь к формальному «включению» в действие юридической нормы. Здесь правопрменительный акт выступает как средство индивидуального государственно-властного регулирования. Поскольку норма права – одинаковый масштаб к неодинаковым субъектам, для ее реализации необходима самостоятельная государственно-властная деятельность компетентных органов по уточнению, конкретизации общих нормативных предписаний применительно к конкретному субъекту и случаю. Следовательно, путем правоприменения государство подключается к процессу реализации правовых норм. И здесь роль применения чрезвычайно велика.
2. Применение необходимо и на стадии реализации субъективных прав и юридических обязанностей. В частности, оно необходимо, когда имеются затруднения в использовании прав. Подобное возможно в случае возникновения спора о праве. В правовом регулировании имеют место ситуации, когда субъекты, имея равные субъективные права, спорят об их содержании, объеме. Такое возможно в споре по воспитанию детей, при разделе совместно нажитого имущества, в иных имущественных спорах. В этих случаях компетентный орган в правоприменительном решении властно определяет пределы субъективных прав, «меру возможного поведения» сторон правоотношения, которые затем подлежат реализации.
3. Правоприменение необходимо и в случае нарушения (неисполнения) юридической обязанности. В этом случае компетентный орган властно определяет меру юридической ответственности правонарушителя, восстанавливает нарушенное право, принуждает к исполнению юридической обязанности.
Как видим, правоприменение не является формой реализации. Реализация предполагает деятельность по претворению идей, планов, норм в жизнь в собственном интересе. Именно так действует субъект в процессе исполнения, соблюдения либо использования своих прав или обязанностей. Правоприменитель же действует в чужом интересе. Его деятельность направлена на то, чтобы обеспечить практическую реализацию прав и обязанностей иных субъектов права на различных стадиях правового регулирования. Поэтому применение следует трактовать не как собственно реализацию, а как специфическую деятельность по обеспечению реализации правовых предписаний. По сути, это специфическая государственно-властная правовая деятельность, обеспечивающая «жизнь» права. Без нее функционирование права невозможно. Именно наличие правоприменительной деятельности вызвало к жизни специальную юридическую деятельность профессионалов-юристов. Ведь работа судей, следователей, нотариусов, работников прокуратуры , административных органов – правоприменительная деятельность.
Безусловно, правоприменитель осуществляет свою деятельность в рамках права, то есть проводит реализацию норм. Однако он так же, как и иные субъекты при этом, реализует конкретные процессуальные нормы: либо обязывающую (тогда он реализует норму в форме исполнения), либо запрещающую (реализация в форме соблюдения), либо управомачивающую (использование). То есть процесс применения представляет собой систему последовательно осуществляемых различных форм реализации, заканчивающуюся принятием правоприменительного акта. Его принятие (а следовательно, и само применение ), является одновременно и правом, и обязанностью субъекта правоприменения. Следовательно, и с формально юридической стороны правоприменение нецелесообразно трактовать как форму реализации (пусть даже и как «специфическую»).
Функции применения права
Как самостоятельная, юридически значимая деятельность, применение права осуществляет в правовом регулировании ряд важных функций.
1. Прежде всего, это конкретизационная функция. В процессе применения конкретизируются общие правовые предписания путем установления субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношений.
2. Правообеспечительная функция. Основное назначение применения права – обеспечение реализации прав и обязанностей. Действуя в интересах носителей субъективных прав и юридических обязанностей, правоприменительный орган обеспечивает их эффективную реализацию.
3. Правовосполнительная функция. Помимо конкретизации существующих правовых норм правоприменитель может принимать решение и при их отсутствии, при пробелах в праве. В этом случае решение принимается на основе общих принципов законодательства. (аналогия права). Следовательно, в данном случае правоприменительный акт как бы восполняет пробел, позволяя осуществить регулирование и при отсутствии нужной правовой нормы.
4. Регулятивная функция. Правоприменительный акт - обязательное для исполнения решение правоприменительного субъекта. Этому велению должно соответствовать поведение участников правоотношений. Его реализация обеспечивается мерами государственного принуждения. Следовательно, правоприменение, кроме всего прочего, направлено на индивидуальное регулирование общественных отношений.
5. Охранительная функция. В процессе правоприменения осуществляется не только позитивное правовое регулирование отношений, но и их охрана. Правоприменительный (правоохранительный) акт нередко содержит меры государственного принуждения по отношению к нарушителю юридической обязанности, к субъекту, ущемляющему права индивидов и организаций.
6. В механизме правового регулирования правоприменительный акт нередко играет роль юридического факта (часто в рамках фактического состава). Следовательно, в этом случае правоприменительный акт является промежуточным звеном между правотворчеством и реализацией права в правоотношениях.
7. Наконец, кроме сугубо юридических функций применение, применение права осуществляет и общесоциальную функцию – управленческую. В процессе правового, в том числе и индивидуального, регулирования осуществляется социальное управление общественных процессов. Однако это не управление вообще, а управление специализированного характера, нацеленное на обеспечение строгого воплощения в жизнь общих программ, закрепленных в нормах права.
Стадии правоприменения
Правоприменительная деятельность – не моментальный акт, а специфический процесс, состоящий из ряда нескольких последовательных стадий. Он осуществляется разными органами, по определенной процедуре. Нередко он регламентируется процессуальными нормами (нормами УПК РФ, ГПК РФ, КоАП и др.). Эти нормы предусматривают последовательность действий лиц, участвующих в процессе применения права.
В разновидностях процесса законодательно закрепляются различные специфические процедуры, предполагающие совершение определенных действий. Так, в уголовном процессе выделяются такие стадии, как возбуждение уголовного дела, предварительное расследование или дознание, стадия окончания расследования и направление дела в суд, стадия принятие судом дела на рассмотрение, стадия судебного следствия, стадия вынесения приговора стадия обжалования и опротестования приговора.
Но при обобщенной характеристике любой правоприменительный процесс включает в себя три основные обязательные стадии.
Первая стадия - анализ фактических обстоятельств конкретного дела. На этой стадии анализируются реальные жизненные факты, послужившие основанием для правоприменения. Например, при совершении преступления соответствующие органы анализируют факты: определяется личность убийцы и убитого, время, место, способ совершения, характер вины, вещественные доказательства, показания свидетелей и т.д. Причем анализ фактов происходит независимо от регулирующей данные отношения нормы. Нельзя начинать исследование с выбора нормы и затем «под нее» подыскивать факты. Процессуальное законодательство предъявляет определенные требования к исследуемым фактам. Это требования относимости, допустимости и полноты собранных фактов.
Вторая стадия - выбор нормы и ее анализ (юридическая квалификация). На данной стадии дается юридическая оценка полученным фактам путем сравнения их с гипотезой конкретной правовой нормы. Например, причинение смерти лицу понимается как убийство. Но в зависимости от конкретных условий это может быть убийство умышленное или неосторожное, без отягчающих обстоятельств или с отягчающими, убийство в состоянии необходимой обороны или совершенное недееспособным лицом и т.д. В зависимости от юридической оценки, квалификации деяния применяется конкретная норма, имеющая соответствующую санкцию.
Третья стадия применения - принятие решения и его документальное оформление. Это и завершающая стадия правоприменительного процесса. Это, собственно, и есть применение права. Обе предшествующие стадии подготавливают предварительные условия для вынесения решения. Не случайно некоторые авторы характеризуют правоприменение как деятельность компетентных органов по вынесению индивидуального государственно-властного решения по конкретному вопросу.
Отдельные авторы выделяют четвертую стадию правоприменения – претворение правоприменительных решений в жизнь. Полагаем, что подобную позицию можно оспорить. Дело в том, что претворение правоприменительных решений в жизнь осуществляется не стадии реализации права. С этой точки зрения интересной представляется позиция отдельных авторов рассматривающих процесс претворения правоприменительных предписаний в жизнь как специфическую, четвертую форму реализации наряду с соблюдением, исполнением и использованием. Эта интересная, на наш взгляд, позиция требует дополнительной аргументации.
5. Акты применения (правоприменительные акты)
Правоприменительный акт – правовой акт, результат правоприменительной деятельности (рассмотрения конкретного дела по существу), содержащий индивидуальные, обязательные для исполнения правовые предписания.
Основные признаки:
- это государственно-властный правовой акт. Как правовой акт он обладает всеми признаками, свойственные всем правовым актам: издается компетентным властвующим субъектом, письменно закреплен, обязателен для исполнения и обеспечивается принудительной силой государства. В этом правоприменительный акт схож с иными правовыми актами (нормативным и интерпретационным).
Два других признака отличают правоприменительный акт от иных правовых актов:
- это результат правоприменительной деятельности, итог рассмотрения конкретного дела. В отличие от этого нормативный акт – результат правотворчества, интерпретационный - результат официального толкования;
- акт применения имеет подзаконный (поднормативный) характер. Его предписания основаны на применяемых нормах права и не могут им противоречить.
Правоприменительный акт содержит индивидуальное правовое предписание. Это означает , что этот акт имеет разовый характер, обращен к отдельным субъектам, касается одного конкретного случая. В отличие от него нормативный акт обращен к неограниченному количеству субъектов, действует неограниченное количество раз, вплоть до отмены, и направлен на регулирование неограниченного количества типичных ситуаций.
Акт применения - официальный документ, имеющий определенную, установленную законом форму и соответствующие реквизиты: название акта, название органа, издавшего акт, место и время его принятия, соответствующую подпись (приказ, приговор, решение, постановление и др.), конкретную, свойственную каждому виду актов структуру. Отдельные правоприменительные акты имеют бланковую, заранее зафиксированную форму и содержание. Правоприменитель лишь закрепляет в заранее отпечатанном стандартном бланке необходимые данные субъектов и иные конкретно- индивидуальные положения. В литературе было высказано положение о том, что акт применения может не иметь письменной формы, выражаясь в определенном действии. В качестве примера обычно приводятся жесты регулировщика дорожного движения. Подобное утверждение представляется нам недостаточно убедительным.
Такой акт принимается в определенном процессуальном порядке, имеет установленный способ доведения до адресатов. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 68 Трудового кодекса РФ приказ работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок. Согласно ст. 320 УПК РФ осужденному по приговору суда в течение трех суток выдается копия приговора и т.д.
Виды правоприменительных актов
Акты применения права многообразны и классифицируются по различным основаниям.
1. По предмету правового регулирования, то есть по отраслевой принадлежности применяемых норм различают акты уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые и др.
2. По субъектам принятия такие акты делятся на акты органов государственной власти, органов государственного управления, судебные акты, органов местного самоуправления, акты работодателя.
3. По правовым функциям выделяются регулятивные (свидетельство о браке) и охранительные акты (приговор суда).
4. По юридическому значению акты могут быть основные (обвинительное заключение) и вспомогательные (постановление о возбуждении уголовного дела, о проведении определенных следственных действий и т.д.).
5. По порождаемым последствиям акты применения делятся на правообразующие (приказ работодателя о приеме на работу), правоизменяющие (приказ о переводе на другое место работы) и правопрекращающие (приказ об увольнении с работы).
6. По названию акты могут быть в форме указа, постановления, приказа, решения, приговора и т.д. Подчеркнем, что каждый правоприменительный орган принимает акты определенного наименования.
Правоприменительные акты имеют свою структуру. В большинстве актов различают три части:
- описательная (констатирующая) часть, где закрепляются полученные на первой стадии факты;
- мотивировочная часть. В ней дается анализ доказательств, их оценка, юридическая квалификация, ее обоснование, дается указание на применяемую норму;
- резолютивная часть, содержащая результат применения, то есть принятое по делу решение.
Сложные правоприменительные акты (приговор, решение суда) имеют более сложную, четырехчленную структуру. Помимо указанных выше частей, они содержат вводную часть, в которой закрепляются состав суда, предмет дела, срок принятия и др.
Требования, предъявляемые к применению права
В силу юридической значимости и государственно- властного характера к применению предъявляются определенные требования. К основным из них от носятся: законность, обоснованность и целесообразность.
Законность предполагает строгое и неуклонное следование правоприменительных субъектов закону в процессе правоприменительной деятельности. Это означает:
- осуществление применения только компетентным субъектом, уполномоченным законом на рассмотрение определенной категории дел;
- осуществление применения в порядке, установленном процессуальным законодательством;
- принятое решение должно строго соответствовать предписаниям применяемой нормы закона;
- правоприменительный акт должен соответствовать форме, установленной законодательством.
Обоснованность означает:
- полное выявление, глубокое изучение и использование всех относящихся к делу материалов;
- исключение из цепи доказательств всех сомнительных и недоказанных фактов;
- правильная квалификация обстоятельств дела (верный выбор соответствующей нормы);
- принятие решения только на основе достоверных, хорошо проверенных, правильно квалифицированных фактов, имеющих отношение к данному делу.
Целесообразность принимаемых решений означает, что они соответствуют принципам гуманизма и справедливости, принимаются с учетом конкретных обстоятельств, особенностей личности, являются наиболее оптимальным для конкретной ситуации.
|