Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Коллизии в праве. Коллизионные нормы

Рассматриваемые направления воздействия правовых актов могут противоречить друг другу и тем самым порождать правовые коллизии. Коллизии могут возникнуть в случае, когда принятые по одному вопросу, но в разное время акты противоречат друг другу (темпоральные коллизии). Коллизию порождает и положение, когда один и тот же вопрос по-разному регламентирован актами различной юридической силы. Наконец, противоречия возможны и в силу федеративного устройства государства, когда акты субъектов Федерации противоречат положениям федеральных актов. Для разрешения противоречий в праве существуют специальные коллизионные нормы, указывающие какую из противоречивых норм следует применять в конкретном случае. Среди основных коллизионных норм можно отметить следующие:

· при расхождении актов, изданных одним органом в разное время, действует более поздний акт;

· при расхождении актов, изданных различными органами ,действует акт более высокой юридической силы;

· при расхождении федерального закона и закона субъекта федерации действует федеральный закон.

Систематизация в праве

Систематизация – деятельность по упорядочению нормативных актов путем объединения их в единых сборниках. Необходимость систематизации объясняется системностью как свойством права и большим количеством нормативных актов. Науке и практике известны две формы систематизации: кодификация и инкорпорация.

Кодификация – это форма систематизации, заключающаяся в переработке нормативного материала и объединении его в новом нормативном акте. Эти акты могут называться «кодекс», «устав», «правила», «положение», «закон» и т.д. Преимущественно эти акты имеют отраслевой характер (Уголовный, Гражданский, Трудовой кодекс). Следовательно, кодификация выступает как особый вид правотворчества.



Другая форма систематизации – инкорпорация. Она заключается в объединении действующих нормативных актов в едином сборнике без какого-либо текстуального изменения. В отличие от кодификации здесь не образуется новый нормативный акт. Вошедшие в сборник акты не утрачивают юридической силы. Инкорпорация может осуществляться как по отраслевому, так и по временному, хронологическому признаку. В первом случае в сборник объединяются акты, регулирующие определенный вид общественных отношений (например, «Сборник законодательных актов о труде»). Во втором случае объединению подлежат акты, принятые за определенный промежуток времени (например, еженедельно издаваемый сборник - Собрание законодательства Российской Федерации).

Кроме того, инкорпорированные сборники могут носить как официальный, так и неофициальный характер. Официальная инкорпорация осуществляется компетентными органами. При реализации норм права следует руководствоваться именно этими сборниками (например, «Собрание законодательства Российской Федерации», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»).

Неофициальная инкорпорация осуществляется субъектами , не имеющими государственно- властных полномочий. Это могут быть учебные либо научные учреждения, издательства и т.д. Содержащиеся в них акты не получают юридическую силу, на их тексты нельзя ссылаться при реализации содержащихся в них норм.

Особый вид систематизации – консолидация. Он заключается в объединении нормативных актов определенной отрасли права. В отличие от кодификации здесь не образуется единый самостоятельный нормативный акт. Эта форма близка к инкорпорации. Однако в отличие от последней консолидация допускает определенную переработку нормативного материала: устранение противоречий, устаревших положений и т.д. Примером консолидированного акта может служить «Свод законов».

Литература к теме

Каргин К.В. Юридические документы. - М.: Юристъ, 2008.

Марченко М.Н. Источники права. - М., 2005.

Поленина С.ВА. Законотворчество в Российской Федерации. - М., 1996.

Тихомиров Ю.А. Теория закона. - М., 1998.

Тихомиров Ю.А. Действие закона. - М., 1992.

Шувалов И.И. Правотворчество в механизме управления обществом: необходимость комплексного исследования. - М.: Норма, 2005.

 

Глава 16 . Юридическая техника

1. Понятие юридической техники. 2.Правовые тексты. 3. Язык закона. 4. Юридико-технические средства. 5. Юридические технические приемы. 6. Правила юридической техники.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Понятие юридической техники

Юридическая техника – совокупность средств, приемов и правил, используемых при выработке и систематизации правовых актов для обеспечения их совершенства.

Позитивное право представляет собой систему общеобязательных, формально-определенных правил поведения. Будучи объективным по своему содержанию, право субъективно по форме, ибо образуется посредством правотворчества, деятельности компетентных органов. Поэтому его эффективность во многом определяется тем, насколько полно, правильно, умело и точно воля государства «возводится в закон», насколько технически совершенны нормативные акты, содержащие нормы права. А их техническое совершенство зависит от умелого использования законодателем специальных средств, приемов и правил, то есть законодательной (в широком смысле – юридической) техники, которая служит важнейшим фактором оптимизации и эффективности законодательства.

Юридическая техника отличается многогранностью, многоаспектностью. Она имеет три основных проявления, три формы существования:

а) юридическая техника выступает как совокупность средств и приемов нематериального, технического характера;

б) юридическая техника выражается в правилах (нормах), в соответствии с которыми она используется;

в) юридическая техника внешне материализуется в уровне совершенства правовых актов в качестве формы права[33].

Необходимость полного и всестороннего использования юридической техники является объективной закономерностью, недоучет которой приводит к определенным отрицательным последствиям, издержкам, недостаткам в форме права. А это, в свою очередь, ведет к снижению эффективности правового регулирования.

Объективные предпосылки, вызывающие необходимость и разнообразие юридико-технических средств и приемов это, прежде всего, особенности права как социального регулятора. Это такие его свойства как нормативность, формальная определенность, системность, общеобязательность, государственная гарантированность, особый порядок реализации. Для того, чтобы эти качества были реальными, необходимо использовать определенные средства и приемы.

Предопределено наличие юридической техники и системностью изложения, определенной структурой отдельной правовой нормы, особенностями правового регулирования, ибо законодатель использует различные методы, способы, режимы.

Рассмотрим отдельные средства и приемы.

2. Правовые тексты (Законодательная стилистика)

Это система приемов наиболее целесообразного использования языковых средств в нормативных документах.

Поскольку правовые акты, в том числе и нормативные, письменно закреплены, их формальное выражение следует классифицировать как текст.

Однако юридический текст принципиально отличается от таких видов текстов, как публицистический, художественный или поэтический. Главное отличие состоит в том, чтобы обеспечить сочетание, с одной стороны, доступности и убедительности нормативных документов, а с другой – их точности, определенности и высокой правовой культуры. По мнению известного отечественного юриста Д.А.Керимова, «едва ли можно назвать какую-нибудь иную область общественной деятельности, где неверно или неуместно употребленное слово, ошибочно построенная фраза, разрыв между мыслью и ее текстуальным выражением влекут за собой такие серьезные, а иногда и тяжелые, последствия как в области правотворчества»[34]. Обеспечение точности. Определенность правовых актов повлекла наличие в правовых текстах некоторых особенностей. В литературе отмечаются следующие из них:

1. Отсутствие экспрессивности (модальности)

Стиль нормативного акта – стиль деловой, ровный, не имеющий субъективистских выражений. Его цель – выражение правовых, общих для всех субъектов требований (напомним, что право - одинаковый масштаб для различных, неодинаковых людей). Поэтому правовой акт не должен вызывать каких-либо личностных эмоций, ассоциаций, субъективных ощущений, способных отвлечь от сути содержания акта. В нормативных актах недопустимы художественная красивость, высокопарные фразы и т.д. Поэтому в текстах нормативного акта не используются вопросительные либо восклицательные выражения.

2. Связанность и последовательность текста.

Иной литературный текст допускает различный характер изложения материала: разрыв мыслей, непоследовательность изложения, абсурдность мысли и т.д. Нормативный же текст должен быть изложен последовательно, с подчинением отдельных частей, не только стилистически, грамматически, но и тесной связанностью между собой текстуальных выражений.

3. Точность и ясность.

Нормативный текст содержит не только познавательную и информационную ценность, но, прежде всего, ценность регулятивную. Поэтому правовые положения должны пониматься однозначно и точно. Указанная точность обеспечивается с помощью различных правовых средств и приемов, не имеющих аналогии в иных сферах текстуального выражения (примером может служить такое средство, как отраслевая типизация).

4. Простота изложения

Точность и четкость нормативного материала предопределяет и особенности стилистического изложения. Сложные, громоздкие предложения, перегруженные различными речевыми оборотами, не только снижают четкость, но и допускают двусмысленное восприятие содержания. Сказанное, конечно, не означает, что нормативные акты должны быть написаны простыми предложениями. Излишняя простота так же может усложнить восприятие текста, как и его сложные формы.

5. Лаконичность и компактность нормативного текста.

Она предполагает сокращение неоправданных повторений, дублирования, использования синонимов и т.д.

6. Композиционность правового нормативного текста

Точность и строгость (формализм) нормативного текста предполагает и особую текстовую композиционность. Здесь выработана и употребляется своеобразная нормативная графика, разбивка текста на разделы (главы, статьи, части, пункты и др.). В нормативных актах унифицированы языковые формы употребления общедокументальных устойчивых оборотов, собственных юридических словосочетаний, штампов, клише.

Следовательно можно говорить об особом языке закона.

Язык закона

Если рассматривать законодательство и иные правовые акты как литературное явление, то именно язык является единственным материалом, первоэлементом, из которого создаются и оформляются все правовые категории. Именно языковое воплощение нормативного акта придает воле законодателя цельность, законченность мысли, формы, обеспечивая его общедоступность, максимальное удобство для изучения, толкования и реализации.

Нормативный акт – это юридический акт-документ и одновременно специфическое литературное произведение. Поэтому он должен быть написан на соответствующем национальном литературном языке с соблюдением всех общепризнанных правил грамматики и синтаксиса.

Кроме того, нормативный акт – специфический литературный источник. Эта специфика сказывается не только на форме, но и на особенностях языка закона.

Каковы же эти особенности?

Официальный характер, документальность языкового выражения.

Нормативный акт – это официальный документ. В нем выражена не индивидуальная воля какого-либо субъекта, воля законодателя, государственная воля. Поэтому нормативный акт - не только внешнее выражение государственной воли, но и официально закрепленная форма ее выражения.

Следующее требование – ясность и простота языка законодательства.

Поскольку правовое предписание обязательно для претворения в жизнь, оно должно быть понятно для субъектов реализации. Невозможно быстро и оперативно реализовать норму права, если для ее понимания постоянно обращаться к различного рода словарям, справочникам, специалистам-профессионалам и т.д.

Следующая особенность языка законодательных текстов – максимальная точность его выражения. Правовой акт не допускает двусмысленностей, противоречий, различного понимания и толкования содержания. В противном случае он оказывается невыполнимым, либо вызывает противоречивую реализацию.

Точность и простота изложения нормативного акта сопровождается экономичностью использования в его тексте языковых средств. Поэтому законодатель должен избегать слов «сорняков», выражений и фраз, не несущих ни какой смысловой нагрузки. Это такие, например, выражения как «строго воспрещается», «тесно взаимодействовать», «крупные достижения».

Стилистические особенности языка нормативных актов так же определены характером и особенностями нормативных актов.

Прежде всего, это связность и последовательность изложения.

Для стиля нормативных актов свойственна экспрессивная нейтральность текста. В нормативных актах не употребляются эмоционально и художественною образно окрашенные слова. Например, употребимо слово «болезнь», но недопустимо слово «хворь», «недуг», допустимо слово «надежда», но не «чаяние», «смерть», но не «кончина» и т.д.

Не употребляются в текстах нормативных актов слова с уменьшительным («малюсенький»), либо увеличительным («тяжелейший), или с ласкательными суффиксами («легонький»).

Нельзя использовать в законодательстве идиоматические обороты, придающие речи экспрессивные оттенки: «краеугольный камень», «скрепя сердце», «делать из мухи слона», «с грехом пополам» и т.д.

В силу их официального характера, в нормативных актах не используются словесные трафареты («играть важную роль», «проходить красной нитью»).

Точно так же в тексте нормативного акта неуместны пословицы, поговорки, крылатые выражения.

Императивный характер предписаний правовых актов не допускает употребления согласовательного наклонения, диалогов.

Для юридических понятий характерно то, что в них преобладает динамическая, а не статическая сторона явлений. Поэтому в законодательном тексте наличествуют отглагольные существительные («оформление», «осуществление», «сокращение», «снижение» и т.д.).

Особенностью нормативного документа является его безличный характер. Поэтому в тексте недопустима авторская оценка, отражение поведения. Следовательно, здесь недопустимы выражения, типа «по нашему мнению», «полагаем», «представляется», ибо в праве выражена воля безличного законодателя - субъекта правотворчества. Поэтому даже акты, принимаемые единоличным органом (приказ министра, указ Президента), понимаются не как выражение отдельного лица, а как воля некого абстрактного законодателя, выразителя воли народа. И в тексте актов не употребляются личные местоимения и личные формы глагола, повелительного наклонения, а используются инфинитивные конструкции («возложить», «поручить», «обеспечить», «улучшить»).

Особенностью юридического языка является формализация текста. Здесь используются отработанные конструкции, словесные обороты, типовые выражения. Причем при этом учитываются особенности языкового выражения отдельных отраслей законодательства.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2021 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.