Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Историческое развитие юридической психологии

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ФГОУ ВПО «САМАРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

А.Л. ПЛОТНИКОВА

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

САМАРА, 2010


Рассмотрено и одобрено на заседании методического совета института и рекомендовано к опубликованию. Протокол № __ от __ «_______» 2010 г.

 

Рецензенты:

и.о. начальника кафедры УИП СЮИ ФСИН России, кандидат юридических наук, майор внутренней службы Р.З. Усеев;

доцент кафедры психологии образования ПГСГА, кандидат психологических наук, доцент Д.В. Иванов.

 

Плотникова А.Л.

Юридическая психология: Учебное пособие / А.Л. Плотникова. Самара, СЮИ ФСИН России, 2010. 10,5 п.л.

 

Учебное пособие представляет собой теоретическое обобщение большого количества научных материалов по проблемам, находящимся в поле изучения юридической психологии. Тематика учебника соответствует содержанию государственного стандарта одноименной дисциплины. Рассмотрение проблем юридической психологии на стыке общей, социальной, организационной, криминальной, судебной психологии, а также психологии отклоняющегося поведения и риторики, делает учебный материал содержательным и ориентированным на практическое применение в любых условиях жизнедеятельности.

Учебное пособие адресовано курсантам, студентам и слушателям ведомственных вузов ФСИН России, а также всем тем, кто интересуется проблемами юридической психологии.

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Учебное пособие написано с целью обеспечения будущего сотрудника правоохранительных органов, как представителя профессии типа «человек – человек», сведениями и умениями из различных областей психологического знания, необходимыми для эффективного взаимодействия с субъектами правоприменительной деятельности и качественного выполнения профессиональных обязанностей.



Учебное пособие включает 16 тем, структурированных по принципу от общего к частному.

Первая тема освещает методологические вопросы и историю развития науки «Юридическая психология».

Вторая – девятая темы включают сведения о различных составляющих человеческой психики (внимание и память; познавательные процессы: ощущение, восприятие, мышление, воображение; интеллект; личность, потребности, мотивы, воля, характер, темперамент; психические состояния и эмоции; отклоняющееся поведение личности). Особенностью изложения данного теоретического материала является его двухаспектное рассмотрение и соотнесение психологической и правовой точек зрения.

Десятая – тринадцатая темы разбирают частные проблемы криминальной и судебной психологии (личность преступника, психология организованной преступности, виктимное поведение, судебно-психологическая экспертиза, судебная речь, принятие судебного решения). Четырнадцатая тема рассматривает вопросы психологии общения в практико-прикладном аспекте. Пятнадцатая тема посвящена психологии допроса; шестнадцатая тема - психологии личности и профессиональной деятельности коллектива юристов - сотрудников правоохранительных органов.

Предлагаемый студентам, курсантам и слушателям теоретический материал четко структурирован, минимизирован и упрощен до формы, доступной для понимания обучающимся, не имеющим психологической подготовки.

 


ТЕМА 1. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

 

План:

1. Структура, предмет и задачи юридической психологии.

2. Историческое развитие юридической психологии.

3. Развитие юридической психологии в России.

 

Структура, предмет и задачи юридической психологии

Юридическая психология – это прикладная отрасль психологии, изучающая психологические закономерности в сфере отношений, регулируемых правом.

Юридическая психология состоит из следующих разделов.

1. Правовая психология. Этот раздел изучает: правовое сознание; психологию правовой социализации личности, правотворчества и правоисполнительного поведения; социально-психологические механизмы правовой регуляции.

2. Криминальная психология. Этот раздел изучает: психологию личности преступника; типологические характеристики преступников; психологическую структуру преступного деяния; психологию преступных групп; психологию преступлений; психологию виктимного поведения.

3. Пенитенциарная (исправительная) психология. Этот раздел изучает: психологию осужденного; психологию ресоциализации и адаптации осужденных; психологию сотрудников УИС; социально-психологические явления в местах лишения свободы; приемы психологической коррекции поведения осужденных.

4. Судебная психология изучает: 1) психологию предварительного следствия; 2) психологию судебного разбирательства, 3) судебно-психологическую экспертизу.

Психология предварительного следствия изучает: психологию участников уголовного процесса; психологию следственной деятельности; психологию взаимодействия следователя с участниками уголовного процесса; приемы правомерного психического воздействия; психологию отдельных следственных действий; психологию оперативно-розыскной деятельности.

Психология судебного разбирательства включает: психологию публичной речи участников судебного процесса, психологические особенности деятельности прокурора, адвоката и судьи, психологию судебных прений, психологические особенности судебного процесса.

Задачи юридической психологии

1. Методологическая задача: разработка методологии (объект, предмет, принципы, историческое развитие, категориальный аппарат, структура и взаимосвязь со смежными науками и т.п.)

2. Аналитическая задача: исследование психологических закономерностей и механизмов развития правосознания, правопослушного поведения и преступных деяний индивидуального и группового характера, психологической стороны процесса исправления осужденных и реадаптации лиц, отбывших наказания, проблем эффективности психологического обеспечения правового регулирования и формирования личности субъектов юридической деятельности.

3. Прогностическая задача: выработка научно обоснованных предложений о возможной динамике детерминации, психологических закономерностях изменения правосознания и преступности как социальных явлений, о тенденциях развития личности отдельных категорий преступников и преступных групп, экспертно-психологические оценки и прогнозирование эффективности правового регулирования.

4. Практическая задача: разработка и внедрение рекомендаций юридической психологии, направленных на повышение эффективности правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности.

 

Историческое развитие юридической психологии

Юридическая психология как отдельный раздел психологического знания сформировалась в начале XX века. Но отдельные проблемы, относящие в данный момент к предмету юридической психологии, поднимались человечеством, начиная с эпохи античности.

Античные мыслители (Демокрит, Платон, Аристотель, Сократ и др.) в своих трудах рассматривали вопросы о законе, правах граждан, правосознании и др., т.е. относящиеся к предмету правовой психологии.

Демокрит (460-370 гг. до н.э.) считал, что закон направлен против тех, кто в силу нравственных и умственных пороков добровольно не побуждается к добродетели внутренним влечением.

Платон (427-347 гг. до н.э.) считал, что в основе развития общества лежат потребности и способности людей. Закон должен отвечать потребностям общества. По Платону государство выполняет три функции: совещательное, защитное и деловое, которое реализуется тремя сословиями: правителями, воинами и производителями (ремесленниками и землевладельцами). Справедливость, по Платону, состоит в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом и находилось в иерархической соподчиненности. Справедливые законы, по Платону, обеспечивают общее благо всех граждан.

Аристотель (384-322 до н.э.) считал, что есть естественные законы, обусловленные природой вещей. Справедливый закон – это естественный закон. Закон, основанный на насилии, не является правовым законом.

В эпоху античности появилось понятие о гуманности. Древние мыслители считали, что закон должен отвечать принципу гуманности, т.е. служить на благо человеку-гражданину; правовой закон должен истекать из естественного хода вещей, из естественных законов природы и жизнедеятельности людей, государство должно обеспечивать гражданам их права.

Эпоху античности сменила эпоха средневековья, которая длилась почти десять веков (с V по XIV вв.). В Европе в этот период усиливается роль христианства. Закон и религия соединяются, закон Божий приравнивается к закону человеческому (т.е. правовому). Средневековье - это время расцвета монархий. Монарх обладал абсолютной властью, он являлся наместником Бога на земле, все общество работало на исполнение воли монарха, который обладал неограниченной властью и контролировал поведение подданных. В управлении обществом господствовал принцип: «все, что не разрешено, – запрещено». Таким образом, гражданин обладал только теми правами, которые были дарованы ему монархом. Абсолютная монархия подавляла не только преступную волю, но и любое проявление свободомыслия. Единственный человек, который мог оказать какое-либо влияние на монарха - это Папа Римский.

Средневековье сменила эпоха Ренессанса или Возрождения (XIV-XVI вв.). В этот период возрождается культ человека, идеи гуманности, появившиеся в эпоху античности. Культура, искусство, наука и законы возвращаются к взглядам античных философов, общественных деятелей.

В эпоху Просвещения (XVII-XVIII вв.) происходит расцвет и интенсивное развитие науки, техники, европейского общества в целом во всех сферах.

В этот период формируются современная концепция либерализма и правового государства, гражданские основы демократического государства, идеи свободы и социальной справедливости. Утверждаются положения о том, что политические и гражданские законы должны реализовывать справедливость. Законы общества предопределяются характерами и свойствами людей этого общества. Законы одного народа могут оказаться непригодными для другого народа. За личностью признаются ее неотъемлемые права. Правительство гарантирует людям обеспечение их прав. Людям разрешается думать так, как они хотят, открыто выражать все, что они думают, свободно распоряжаться своими возможностями и своей собственностью. Общество должно гарантировать личности право на развитие и автономность поведения. Личность несет определенную ответственность перед государством и государство ответственно перед личностью. Народ имеет право изменить правительство, или учредить новое правительство, если оно угрожает безопасности и наносит ущерб народу.

В 1764 году вышла небольшая брошюра итальянского юриста Чезаре Беккариа (1738-1794), последователя Ш. Монтескье «О преступлениях и наказаниях». Идеи Ч. Беккариа произвели переворот в практике уголовной юстиции. Беккариа подверг критике запутанные и усложненные уголовные законы, тайное уголовное судопроизводство и неоправданную жестокость наказаний (в некоторых странах еще сжигали ведьм и повсюду применялись жестокие пытки). Беккариа придерживался мнения, что эффективность наказания зависит не от его жестокости, а от неотвратимости и быстроты исполнения, человек должен признаваться невиновным, пока суд не вынесет ему обвинительный приговор. Идеи Беккариа получили широкое распространение. Началась широкая волна реорганизации судопроизводства и тюремной политики на основе гуманистических позиций. В ряде стран стали вводить раздельное содержание заключенных по признакам пола, возраста, стали предоставляться некоторые условия для производительности труда.

В 1776 году в Декларации независимости Соединенных Штатов были сформулированы принципы демократического государства.

В 1789 году после победы Великой французской революции была принята Декларация прав человека и гражданина. В первой статье этого исторического документа было провозглашено: люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. В этой Декларации было дано следующее определение свободы: свобода – это возможность любой жизнедеятельной активности, не приносящей вреда другому. Границы свободы лимитируются законом. Все, что не запрещено законом, – дозволено.

Принятый в 1791 году Учредительным собранием Франции Уголовный кодекс провозгласил основные принципы современного уголовно-правового мировоззрения: преступны лишь предусмотренные законом деяния, наказание должно быть неотвратимым и соразмерным преступлению. Обвинительная форма судопроизводства была заменена состязательной формой, провозглашалась презумпция невиновности, утверждалось юридическое равенство участников правоотношения, вводился суд присяжных, отменялась теория формальных доказательств, присяжные и судьи получили право принимать решения на основе внутреннего убеждения («искать в чистоте своей совести, какое впечатление оставили на их разуме доказательства, представленные за и против обвинения»). Обвиняемый получил право на защиту, бремя доказывания возлагалось на обвинителя. Оправдательный приговор стал обязательным при недоказанной виновности.

Произошли изменения не только в судебном, но и гражданском судопроизводстве. Признавалась свобода коммерческих и договорных отношений. «Согласие не признается, если оно было результатом заблуждения, если оно было исторгнуто силой или обманом». Заведомый обман становится основанием для расторжения договора. Все, что препятствует свободному экономическому развитию общества, выступает как антиправовой фактор.

В XVIII-XIX вв. на основе новой правовой идеологии зарождается криминальная и судебная психология. Начинает разрабатываться психология преступного поведения и практика применения психологических знаний в судопроизводстве.

Получают широкое распространение идеи Ч. Ломброзо о врожденной преступности. Ломброзо считал, что склонность к преступному поведению определяется конституцией человека и по внешности человека, по строению его лица и тела можно определить, склонен ли он к преступному поведению или нет. В дальнейшем идеи Ломброзо о врожденной преступности не подтвердились.

В конце XIX в. интенсивно формируется судебная, а затем и юридическая психология. Известный французский психолог Э. Клапаред, читавший курс лекций по судебной психологии в Женевском университете, значительно расширил круг судебно-психологических проблем и в начале ХХ в. и ввел термин «юридическая психология».

Основоположник криминалистики Ганс Гросс создал фундаментальный труд «Криминальная психология».

Получает развитие психология формирования и получения показаний (Марбе, Штерн, Вертгеймер). Альберт Хельвинг разрабатывает психологию допрашивающего (полицейского, судьи, эксперта) и допрашиваемого (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля), разрабатывает психологическую технику допроса.

В I половине ХХ века было проведено много исследований психики преступников. Под влиянием психоаналитической теории Зигмунда Фрейда судебные психологи пытались изучить бессознательную сферу преступников (Франц Александер, Гуго Штауб, Альфред Адлер, Вальтер Бромберг и др.) Заключенные обследовались психодиагностическими тестами и другими методами. Психологи и криминологи приходят к выводу, что у большинства преступников не развита психическая сфера личности, именуемая З. Фрейдом как Супер-Эго (Сверх-Я), которая отвечает за социальный контроль поведения на основе морально-нравственных норм. Преступная наклонность формируется, по мнению указанных авторов, в результате психической травмы, пережитой в детстве.

В первой половине ХХ века судебная (уголовная) психология особенно интенсивно развивалась в Германии. Немецкие криминологи сосредоточили свое внимание на изучение личности преступника и среды его обитания (Франц фон Лист, Моритц Липман и др.) Внимание зарубежных юристов к личности преступника резко возросло после опубликования в 1903 году книги Густава Ашаффенбурга «Преступность и борьба с ней» (русский перевод в 1912 году). В 1904 году Г. Ашаффенбург основал «Ежемесячный журнал по проблемам судебной психологии и реформы уголовного права». Преступность Г. Ашаффенбург объяснял различными индивидуальными проявлениями социальной ущербности преступников.

В немецкой судебной психологии и криминологии стали изучаться психопатологические причины преступности: аномалии воли, мышления, неустойчивость настроения и т.п.

Эрнст Зеелинг и Карл Вайндлер сделали одну из первых попыток выделить типы преступников. Они выделили восемь типов преступников: профессиональные, имущественные, сексуальные, случайные, примитивно реагирующие, злостные (убежденные), хулиганствующие, не желающие работать. Личностные особенности этих преступников должны изучаться, по их мнению, комплексом наук – биологией, психологией и психиатрией.

Авторами наиболее крупных работ в области зарубежной юридической психологии являются: Г. Тох (Правовая и криминальная психология. Нью-Йорк, 1961), М. Липманн (Основы психологии для юристов. Лейпциг, 1914), Д. Абрахамсен (Криминальная психология. Нью-Йорк, 1967), бельгийский криминалист и психиатр Р. Луваж (Психология и преступность. Гамбург, 1956), Н. Джонстон (Психология наказания и исправления, Лондон, 1970), Г. Тосб (Психология преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1979) и др.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.