Логические операции процесса мышления Выделяют следующие мыслительные операции, благодаря которым люди могут логически мыслить.
1. Сравнение – мысленное сопоставление вещей, явлений и их свойств, выявление сходства и различия.
2. Анализ– мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Анализ позволяет выделить наиболее существенные связи и отбросить несущественные.
3. Синтез – составление целого из частей. Анализ и синтез – две операции, которые всегда взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, т. к. он должен восстановить целое из выделенных анализом частей.
4. Абстракция– это выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму.
5. Обобщение – это отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершаться как путем сравнения, так и через раскрытие отношений, связей и закономерностей. Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса.
Формы логического мышления – это понятия, суждения, умозаключения.
Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.
Суждение – это форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями, это утверждение или отрицание чего-либо. Суждения могут быть ложными и истинными.
Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные и по аналогии.
Индукция– логический вывод в процессе мышления делается от частного к общему. Индукция позволяет установить общие закономерности и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений.
Дедукция – логический вывод в процессе мышления делается от общего к частному. Дедукция позволяет познать отдельные факты и явления на основании знания общих законов и правил.
Аналогия– логический вывод в процессе мышления делается от частного к частному на основе сходства некоторых элементов.
Индивидуальные различия в мышлении:
· широта – способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время необходимых для дела частностей;
· глубина – умение проникать в сущность сложных вопросов;
· самостоятельность – умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей;
· гибкость – подвижность закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, умение быстро менять действия при изменении обстановки;
· быстрота – способность быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение;
· торопливость – поспешное решение вопроса без всестороннего обдумывания, выхватывание какой-то одной стороны проблемы;
· критичность – умение объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые предположения и выводы.
Воображение: виды и формы проявления
Воображение – это познавательный процесс создания новых представлений путем переработки хранящихся в памяти образов.
Выделяют активное и пассивное воображение.
Пассивное воображение реализуется в сновидениях и галлюцинациях.
Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Активное воображение в отличие от пассивного поддается волевому контролю.
Активное воображение включает в себя творческое, воссоздающее и антициптирующее.
Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом, и которые воплощаются в конкретных оригинальных продуктах деятельности. Например, создание новой модели автомобиля, написание романа или повести.
Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.
Воссоздающее воображение – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков. Например, читатель в своем воображении рисует образ героя по словесному портрету. Инженер-конструктор в своем воображении воссоздает образ детали по чертежу.
Антициптирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий. Благодаря способности предвидеть, человек может предположить, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем.
Формы воображения
Сновидения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена. Вероятно, в сновидениях людей находят выражение и удовлетворение многие потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни. Также сновидения часто отражают доминирующие в течение дня мысли и переживания человека.
Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие связи с окружающей человека действительностью. Обычно они являются следствием психических заболеваний, органических поражений центральной нервной системы, приема психоактивных веществ (в т.ч. наркотических), а также могут возникнуть на фоне высокой температуры тела при соматических заболеваниях.
Фантазия – это представление, лишенное реального предмета.К фантазиям относятся мечты и грезы.
Грезы, в отличие от галлюцинаций,– это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, но достаточно оторванную от реальности. Например, девочка в игре представляет себя принцессой или исследователем параллельных миров.
Мечта – образ того, что человек желал бы осуществить. Мечта от грезы отличается тем, что она более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности, и для большинства людей являются приятными думами о будущем. Зачастую из мечты рождается жизненная цель человека.
Интеллект
Интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами (Векслер).Интеллект обеспечивает человеку способность приспосабливаться к окружающей среде.
Структура интеллекта
Существует множество моделей структуры интеллекта. Структура психолога Терстоуна включает семь составляющих интеллекта:
· счетная способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;
· вербальная гибкость, т.е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;
· вербальное восприятие, т.е. способность понимать устную и письменную речь;
· пространственная ориентация или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;
· память;
· способность к рассуждению;
· быстрота восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.
Коэффициент интеллекта
В начале XX века французское правительство поручило известному психологу Бине разработать шкалу интеллектуальных способностей для школьников с тем, чтобы разграничить «одаренных» и «отсталых» детей по разным классам. В 1905 г. эта шкала была опубликована и получила широкое распространение в Европе и США.
В 1912 г. немецкий психолог Штерн предложил математическое уравнение для вычисления коэффициента интеллекта у детей – IQ – отражающего связь между умственным и хронологическим возрастом ребёнка.
В 1937 г. Термен собрал результаты тестирования интеллекта у 2904 детей в возрасте от 2 до 18 лет и вывел среднестатистическое значение коэффициента интеллекта, которое равняется 100±16 (от 84 до 116). Таким образом, Термен выделил три категории детей по уровню интеллекта: «средних», «отсталых» (с IQ меньше 84) и «одаренных» (с IQ выше 116). Термен с сотрудниками в течение многих лет прослеживал судьбу людей с повышенным IQ. Оказалось, что ни один из них не стал ни Моцартом, ни Эйнштейном, ни Пикассо. Никто из этих людей не оставил сколько-нибудь заметного следа в истории своей страны. «Сверходаренные» испытуемые Термена стали честными гражданами, добились прекрасного социального положения, но ни один из них не стал гениальным творцом. Таким образом, Термен пришел к выводу, что высокий коэффициент интеллекта и гениальность – совершенно разные феномены.
Выявить свой IQ можно с помощью специальных тестов. Тест на коэффициент интеллекта мало что может сообщить о душевном мире человека и применяется преимущественно с целью определить подходящую для ребенка программу обучения.
На сегодняшний день в мире приняты следующие цифры коэффициента интеллекта:
· средний интеллект – 84-116 баллов (у каждого третьего жителя Земли – 68%).
· больше 120 – одаренные.
· меньше 70 – умственно отсталые.
· IQ<50-70 – легкая умственная отсталость (дебильность).
· IQ<50 – средняя умственная отсталость (имбецильность).
· IQ<35 – выраженная умственная отсталость (идиотия).
Умственная отсталость – стойкое, малообратимое недоразвитие интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной до 3-х летнего возраста органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом. Умственная отсталость является симптомом многих психических заболеваний, таких как олигофрения, синдром Дауна и др.
Легкая умственная отсталость (дебильность) характеризуется отсутствием абстрактного мышления, но при этом конкретное мышление может быть хорошо развито. То есть дебил может научиться ориентироваться в бытовых вопросах, овладеть какой-то профессией, основанной на физическом труде. Внимание, эмоции, воля, морально-нравственные представления у дебилов обычно недоразвиты, вследствие чего они могут попасть под влияние криминальных субъектов и совершать преступления в группировке. Среди контингента исправительных учреждений доля осужденных с легкой умственной отсталостью составляет 15-20 %.
Средняя умственная отсталость характеризуется значительным недоразвитием психики: у имбецилов бедный словарный запас, они понимают речь окружающих частично, только простые фразы; внимание, память, эмоции страдают. Имбецилы в состоянии овладеть элементарными трудовыми навыками (например, они могут подметать, мыть полы, вскапывать огород и т.п.), навыками самообслуживания. Как правило, имбецилы самостоятельно жить не могут, профессии не имеют и нуждаются в постоянной опеке и контроле. Многие имбецилы в нашей стране всю жизнь живут в пансионатах для престарелых и инвалидов Министерства социальной защиты населения. У имбецилов велика вероятность асоциального поведения, поскольку волевой контроль над поведением у них практически отсутствует.
Идиотия характеризуется почти полным отсутствием речи и мышления. Идиоты не могут ходить, произносят отдельные звуки и слова, речи окружающих не понимают, навыки самообслуживания не формируются, они даже не могут самостоятельно кушать. Такие дети не обучаются и находятся (с согласия родителей) в специальных учреждениях. Многие идиоты умирают в детстве, поскольку выраженная умственная отсталость сочетается с множественной патологией внутренних органов.
Заключение
Интеллект обеспечивает способность человека адаптироваться к окружающей среде. Коэффициент интеллекта мало изменяется на протяжении всей жизни человека. Мышление - это умственная деятельность, направленная на познание сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Интуиция – это вид мышления, который характеризуется малой степенью осознанности и быстротой протекания. Воображение позволяет человеку конструировать в сознании новые образы. Все эти составляющие человеческой психики должны быть хорошо развиты у юриста, поскольку они необходимы для осуществления профессиональной деятельности.
Список литературы и источников
1. Интеллект [электронный источник] http://www.follow.ru/article/262
2. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т. 2. М., 1983.
3. Немов Р.С. Психология: в 3-х кн. Книга 1. М., 2001.
4. Перре М., Бауманн У. Клиническая психология. 2-е издание. СПб.: Питер, 2006.
5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М., 2005. 512 с.
6. Розетт И.М. Психология фантазии. Минск, 1977.
7. Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984.
8. Филатов Ф.Р. Психология: Учебник. М., 2001.
9. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981.
Вопросы и задания
1. Каково значение мышления в жизни человека?
2. Укажите основные виды мышления.
3. Перечислите логические операции процесса мышления.
4. Охарактеризуйте формы логического мышления.
5. Назовите виды и формы воображения.
6. Какова структура интеллекта?
7. Каковы основные характеристики интуитивного мыслительного акта?
8. Интеллект - врожденная или приобретенная характеристика человека?
9. Как вы думаете, главное отличие умственно отсталого человека от умственно полноценного заключается в чем?
10. Можно ли увеличить коэффициент интеллекта?
11. Что такое интуиция, и какие условия ей способствуют?
12. Можно ли специально развить интуицию с помощью каких-то упражнений?
|