Понятие об организованной преступности
Долгое время в России власть не признавала наличие организованной преступности. Впервые на официальном уровне термин «организованная преступность» был употреблен А.И. Гуровым в 1985 году в аналитической справке «О результатах изучения разоблаченных организованных групп и выявленных формах организованной преступности в Узбекской ССР». Она была доложена министру внутренних дел СССР, а затем ЦК КПСС. Это было первое письменное употребление термина «организованная преступность».
В 1989 году на II Съезде народных депутатов СССР было принято постановление «Об усилении борьбы с организованной преступностью» (так была официально признана проблема организованной преступности в СССР, которая с этого времени начала активно разрабатываться на практическом и теоретическом уровне).
Международного универсального определения «организованной преступности» не существует. Каждая страна понимает это явление по-своему.
В США организованная преступность рассматривается как ассоциация, стремящаяся действовать вне контроля американского народа и его правительства, связанная с планированием и использованием незаконных актов или достижением цели незаконным способом.
На родине мафии, в Италии, ее понимают как криминальное объединение лиц, которое для совершения преступлений использует методы и средства запугивания. Мафия здесь расценивается как особая форма криминального сообщества.
Эксперты ООН рассматривают организованную преступность как форму экономического предпринимательства, осуществляемую с помощью противоправных средств, связанных с угрозой применения физической силы, вымогательством, коррупцией, шантажом и другими методами, а также использованием незаконно производимых товаров и услуг. Организованную преступность они также характеризуют стремлением преступных групп получить финансовую прибыль и власть.
Российскими криминологами также даны десятки определений термину «организованная преступность». Все определения подчеркивают сущность организованной преступности – получение сверхприбылей незаконными методами. Это и есть главная составляющая организованной преступности.
Организованная преступность – это функционирование устойчивых, управляемых сообществ преступников, занимающихся преступлениями как бизнесом и создающих систему защиты от социального контроля с помощью коррупции и иных форм противодействия власти. Это определение вошло в документы Международной конференции ООН по проблемам организованной преступности, состоявшейся в октябре 1991 года в г. Суздале (А.И. Гуров, 2002).
Преступные организации имеют:
· материальную базу, что проявляется в создании денежных фондов, обладании банковским счетом, недвижимостью;
· официальное прикрытие в виде зарегистрированных фондов, совместных предприятий, кооперативов, ресторанов, казино, охранных предприятий и т.д.;
· коллегиальный орган руководства, при котором управление организацией осуществляется группой лиц (советом), имеющих почти равное положение;
· устав в форме установленных правил поведения, традиций, «законов» и санкций за их нарушение (возможен даже письменный устав);
· строгую иерархию – разделение организации на составные группы, межрегиональные связи, наличие промежуточного руководящего ядра (большого совета, телохранителей, информационной службы, исполнителей и т.п.);
· специфический язык и правила: жаргон, особенности письменной и устной речи (клички, особые моральные институты);
· информационную базу (сбор различного рода сведений, разведка и контрразведка, телекомпании, газеты);
· «своих» людей в органах власти, в судебной и правоохранительной системах.
Преступные организации распределяют сферы своего влияния как в плане географическом, международном, так и по конкретным объектам, лицам. Определилась их специализация – один контролирует азартные игры, проституцию, другие занимаются наркобизнесом, представлением разного рода криминальных услуг, аферами в банковской сфере и т.д.
Выделяют три основных признака организованной преступности:
1) наличие преступных объединений;
2) незаконный бизнес;
3) коррупция.
Рассмотрим их более подробно.
1. Наличие преступных объединений лиц для систематического занятия преступлениями. В них отмечается выраженная иерархия, т.е. соподчиненность участников, жесткая дисциплина на основе устанавливаемых правил поведения и уголовных традиций, характерных для преступного мира России. Власть в группе концентрируется в руках одного или нескольких лидеров, а количество участников колеблется от пяти до нескольких сотен и даже тысяч человек. В зависимости от лидера, количества соучастников и характера самой криминальной деятельности вырабатывается, а затем утверждается статус в уголовном мире. Это общее представление о преступном объединении организованного типа.
Однако, как правило, такие сообщества неравнозначны по степени организации, структуре, ролевым функциям участников и преступной направленности. Это связано с социальными, экономическими, этническими и географическими факторами, с особенностями и возможностями лидеров, а также характером противодействия со стороны правоохранительных органов.
Выделяют три уровня организованной преступности. Условно их можно разделить на примитивный, средний и высокий.
К примитивному относятся устойчивые группы, имеющие простую структуру организации: главарь – участники. Здесь каждый знает свою роль, а планирование преступлений осуществляется по утвердившейся модели. Количественный состав групп колеблется от трех до 10 человек. Преимущественное занятие – кражи, грабежи, мошенничества, разбои, рэкет. Коррумпированные контакты просматриваются не во всех группах, преимущественно с работниками органов внутренних дел низовых подразделений.
Средний уровень организованной преступности является переходной ступенью к более совершенным и опасным построениям и представлен группировками. Между главарем и исполнителем существуют промежуточные организационно-исполнительские звенья. Данное объединение включает несколько направлений (подразделений) – организаторы, боевики, разведчики, исполнители, телохранители, «финансисты», наместники («смотрящие») и т.д. Группировка достигает 50 и более человек, занимается рэкетом, наркобизнесом, незаконным оборотом этилового спирта, контрабандой и операциями в кредитно-банковской системе. Она, как правило, имеет связи с чиновниками органов власти и управления. Более того, без их покровительства группировка не может осуществлять преступные операции.
Высокий уровень представлен криминальными организациями с так называемой (в криминологии западных стран) сетевой структурой. Иными словами, подобные сообщества имеют две и более ступени управления, и в обыденном сознании составляют понятие мафии.
2. Второй признак организованной преступности – экономический. По существу, это ее стержень. Систематическое нарушение закона преследует главную цель – обогащение, накопление капитала.
Неслучайно материальный ущерб, причиненный государственным, общественным организациям, отдельным предпринимателям или коммерческим структурам, исчисляется миллионами и сотнями миллиардов рублей. Это незаконные операции с нефтью, алмазами, приватизацией и т.д. Только от фальшивых «авизовок» банки России потеряли сотни миллиардов рублей.
Полученная незаконная прибыль отмывается через сложную систему банковских операций и оседает на счетах в зарубежных банках, а также вкладывается в недвижимость. Таким образом, часть денег идет на воспроизводство преступной деятельности по известной формуле – «деньги-товар-деньги».
3. Третий признак – коррупция. В наших условиях она является одним из важных признаков организованной преступности, если последнюю рассматривать как социально-политическое явление.
Коррупцию можно определить как систему определенных отношений, основанных на противоправных и иных сделках должностных лиц в ущерб государственным и общественным интересам. Мотивы их могут быть разными. Отсюда различны и формы коррупции.
Коррумпированные чиновники, предавая интересы государства и общества, прикрывают преступников, снабжают их документами, информацией, оказывают давление на честных работников, ведущих борьбу с мафией. По данным выборочного исследования, почти треть преступных кланов имела коррумпированные контакты в самых разных сферах. Что касается мафиозных организаций, то связь с представителями госаппарата имели все.
В последние годы коррупция, как отмечают многие эксперты, стала как бы образом жизни, чему способствовали многие факторы, в том числе массовый переход служащих в коммерческие и криминальные структуры. Создалась ситуация, при которой, например, стало проблематично говорить о какой-либо государственной или коммерческой тайне. Все продается и покупается через систему личных связей.
Говоря о коррупции, необходимо решить один принципиальный вопрос: кто руководит преступными группами – чиновники или профессиональные уголовники? Здесь нет единого мнения. Почему-то крупных должностных лиц, осужденных за взятки, часто отождествляют с мафиози, но это далеко не так. Роль чиновников иная – покровительство. Да и преступникам не нужны такие главари, которые даже на официальной должности остаются весьма слабыми организаторами.
|