Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Методы исследования личности

Личность человека изучается с помощью следующих методов:

1) эксперимент,

2) тест,

3) проективные методы,

4) анализ продуктов деятельности человека, документов и биографии,

5) наблюдение,

6) беседа.

 

Эксперимент или научно поставленный опыт используется для проверки гипотезы о причинно-следственных связях между объектами или явлениями. Эксперименту предшествует этап планирования, когда выбираются переменные, реакции на которые послужат доказательством или опровержением выбранной гипотезы.

Эксперимент широко используется не только для изучения личности, но и во всех областях научного знания для исследования самых разных явлений, а также в следственной практике.

 

Тест – это фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.

В психологии широко применяются тесты-опросники, которые представляют собой список вопросов/утверждений, позволяющие оценить степень выраженности у человека того или иного свойства личности.

Примеры опросников

· MMPI – миннесотский многофакторный личностный опросник – методика позволяет выявлять черты и типы характера, определять стиль поведения и общения, диагностировать способность к адаптации и скрытые психические отклонения, оценивать профессиональную пригодность, изучать эмоциональное состояние и степень выраженности стресса, прогнозировать вероятность и содержание затруднений в различных видах трудовой деятельности. MMPI был разработан С. Хатуэем и Дж. Маккинли в 1940 г. в США и с тех пор широко используется в сфере здравоохранения, в судебно-психологической экспертизе, в исправительных учреждениях, в системе образования, занятости, в сфере здравоохранения, в бизнесе, в силовых структурах. Опросник включает 550 утверждений, образующих 10 основных диагностических шкал. На каждое из утверждений обследуемые должны дать ответ: «верно», «неверно», «не могу сказать». Ответ, совпадающий с «ключом», оценивается в один балл. Полученные данные заносятся экспериментатором в стандартный регистрационный бланк. Завершается обследование построением «профиля личности».



· 16-факторный личностный опросник Кеттелла. Тест был разработан группой ученых под руководством Рэймонда Кеттела в 40-50 гг. XX века в США. Тест позволяет оценить такие личностные качества как общительность, эмоциональная стабильность, гибкость мышления, независимость, податливость, беспечность, озабоченность, беспринципность, смелость, застенчивость, чувственность, твердость, мечтательность, практичность, утонченность, радикализм, консерватизм, сила воли, внутренняя напряженность, самооценка, самоконтроль и др. Методика широко распространена и используется во многих учреждениях, в том числе для подбора персонала.

В психологии существует огромное количество других опросников, разработанных учеными из разных стран. В настоящее время многие опроники имеют компьютерную версию, а не подсчитываются вручную.

 

Проективные методы –группа методов, предназначенных для диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию: например, интерпретировать содержание сюжета картинки (методика ТАТ – тематический апперцептивный тест), прореагировать на фрустрирующую ситуацию, встав на место героя в методике Розенцвейга, дать истолкование неопределенных очертаний (пятна Роршаха). Ответы на задания проективных методов не могут быть расценены как правильные или неправильные, возможен широкий диапазон решений, при этом предполагается, что характер ответов испытуемого определяется особенностями личности, которые проецируются на ответы. Для испытуемого цель проективных методов относительно замаскирована, что снижает его возможности произвести на экспериментатора желаемое впечатление.

 

Анализ продуктов деятельности человека, документов и биографии.Метод основывается на сборе данных о личности человека, как получаемой от третьих лиц, так и на основе анализа материальных носителей информации об обследуемом.

Этот метод подразумевает изучение:

· условий жизни и развития человека, образа жизни;

· особенности взаимоотношений с другими людьми;

· продуктов деятельности (авторские произведения, личные дневники, письма, рисунки и пр.);

· медицинских документов (справки, медицинские карты и др.);

· прочих документов, характеризующих личность человека (документы об образовании, грамоты, договора, трудовые книжки, характеристики, послужные списки, почерк и др.);

· видео- и фотоматериалов.

В следственной практике для изучения личности в рамках этого метода могут также привлекаться:

· вещественные доказательства;

· протоколы допросов и следственных действий;

· заключения судебных экспертиз.

 

Следующие два метода исследования личности – наблюдение и беседа – используются в юридической практике, как следователями, так и адвокатами, прокурорами и другими представителями правозащитных органов, поэтому рассмотрим их подробнее.

 

Наблюдение как метод исследования личности характеризуется:

· невмешательством в ход развития событий и процессы наблюдаемого явления;

· опосредованностью теоретическими гипотезами, которые в результате наблюдения подтверждаются или опровергаются;

· наличием цели, плана, предмета наблюдения;

· фиксацией результатов наблюдения (письменная запись в бланке наблюдения, видео и аудиозапись). Это делается с тем, чтобы любой другой человек мог оценить соответствие результатов наблюдения сделанным выводам.

Наблюдение применяется не только в научных исследованиях, но и в различных видах общественной практики. Например, оператор энергосистемы, наблюдающий за показаниями приборов, проводит осмотр по определенному плану; врач, проводя осмотр больного, получает представление о состоянии его здоровья; следователь, наблюдая за поведением преступника во время допроса, проверяет, какая из гипотез о роли допрашиваемого в преступлении наиболее правдоподобна.

Предметом наблюдения обычно являются (в случае наблюдения за людьми):

a) различные действия, движения, перемещения и неподвижные состояния людей; скорость и направление движения; дистанции между ними; соприкосновения, толчки, удары, объятия, поцелуи и пр.; совместные действия;

b) речевые акты, их содержание, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность (эмоциональная выразительность), особенности лексического, грамматического и фонетического строя речи;

c) мимика и пантомимика, интонация;

d) внешние проявления некоторых вегетативных реакций: покраснение или побледнение кожи, изменение ритма дыхания, потоотделение и т.д.;

e) сочетание перечисленных признаков.

Правила наблюдателя:

1) чтобы сделать вывод о типичном поведении человека необходимо проводить многократные систематические наблюдения в повторяющихся и изменяющихся ситуациях; это позволяет отделить случайные совпадения от устойчивых закономерных связей;

2) не делать скороспелых выводов, обязательно выдвигать и проверять альтернативные предположения относительно причин наблюдаемого поведения;

3) сопоставлять частные условия появления наблюдаемого поведения с общей ситуацией. Рассмотрение в общем контексте часто изменяет психологический смысл наблюдаемого. Например, агрессивность и негативизм подростка на допросе объясняется не его причастностью к преступлению, а спецификой протекания возрастного кризиса.

Еще одна особенность наблюдения состоит в том, что присутствие наблюдателя может существенно изменить наблюдаемое поведение, поскольку для человека не безразличен тот факт, что за ним наблюдают. Для минимизации этого влияния надо сделать так, чтобы наблюдатель мог видеть, сам оставаясь невидимым. Есть несколько способов для этого:

a) «примелькаться», то есть часто присутствовать в окружающей среде, будучи углубленным в свое дело, и как бы не обращать внимание на наблюдаемого;

b) «схитрить», т.е. объяснить присутствие наблюдателя какой-либо посторонней, фиктивной целью;

c) заменить наблюдателя регистрирующей аппаратурой (кинокамерой, видеомагнитофоном, телевизионным передатчиком), которая, во-первых, несколько меньше смущает наблюдаемого и, во-вторых, обеспечивает точную фиксацию;

d) вести наблюдение из темной комнаты, отделенной от того помещения, где находятся наблюдаемые, стеклом с односторонней проводимостью света – стеклом Гезелла;

e) использовать фото- и киносъемку скрытой камерой.

Три последние способа не всегда доступны, а два последних, кроме того, не вполне этичны, поскольку посягают на внутренний мир человека, не имея на то его разрешения. Если присутствие наблюдателя неизбежно, (а чаще всего так и бывает), необходимо соблюдать этику поведения: быть тактичным, вежливым, ненавязчивым, доброжелательным.

Другая особенность наблюдения заключается в том, что мнение наблюдателя всегда субъективно. Чтобы сделать наблюдение более объективным, обычно увеличивают число наблюдателей, или используют регистрирующую аппаратуру (видеозапись и пр.)

Цели наблюдения

Обычно целью наблюдения является: 1) знакомство с предметом наблюдения и выдвижение гипотез; 2) проверка гипотез.

Для достижения первой цели наблюдается всё, чем проявит себя объект, без отбора каких-то отдельных его проявлений. Такое наблюдение называется «поисковым».

Наблюдение с целью проверки гипотезы строится иначе. Здесь цель конкретна и строго определена. Под давлением этой цели во время наблюдения производится отбор только нужных фактов и явлений. Такое наблюдение называется «выбирающим».

Таким образом, цель определяет содержание наблюдения - что наблюдать и что считать наблюдавшимся фактом, а тем самым задают требования к расчленению наблюдаемого на единицы.

Лишь в очень редких случаях случайные наблюдения приводят к крупным открытиям. Например, врачом психоневрологом Фере в 1888 г. было сделано открытие психогальванического рефлекса. Он обратил внимание на беспокойство женщины, имевшей слишком сухую кожу и ощущавшей, особенно в холодную сухую погоду, искры с кожи и волос. В сотрудничестве со знаменитым врачом Д'Арсонвалем он измерил статический заряд кожи, а потом обнаружил, что при действии некоторых раздражителей (голубое стекло перед глазами, запах эфира, достаточно сильные эмоции) этот заряд исчезает.

План (схема) наблюдения

Схема наблюдения включает перечень единиц наблюдения и форму описания наблюдаемого.

Единица наблюдения - это отдельный наблюдаемый поведенческий акт, который а) соответствует цели наблюдения и б) отражает теоретические положения, с позиций которых изучается объект.

Форма описания отражает профессиональный язык и принятую терминологию в той или иной областях знаний.

Общие требования к записи наблюдений.

1. Основное требование – запись наблюдения должна быть фактологична, то есть читающий ее человек может «увидеть» картину наблюдаемого явления собственными глазами.

2. Запись должна включать описание всей ситуации, в которой происходит наблюдаемое событие.

3. Запись должна по возможности полно в соответствии с целью отражать изучаемую реальность.

 

Беседа как метод исследования личностипредставлен в следующих вариантах.

1. Стандартизированная беседа - имеет четкий план, запланированные вопросы и варианты ответов; отступление от плана беседы, переформулирование вопросов и ответов не допускается. Инициатива принадлежит исследователю.

2. Частично стандартизированная беседа - задан план беседы, заранее подготовлены вопросы, но допускаются свободные ответы и переформулирование вопросов в ходе беседы.

3. Свободная беседа - план беседы определяется в общих чертах, как тема обсуждения, ход беседы и задаваемые вопросы заранее не планируются. Оба собеседника могут проявлять инициативу в ходе беседы.

Полностью и частично стандартизированная беседа имеет как плюсы, так и минусы. Достоинства: 1) экономия времени, 2) возможность сравнения ответов разных людей, 3) может быть проведена малоопытным исследователем. Недостатки: является не вполне естественной процедурой, имеющей оттенок экзаменационного опроса.

Как правило, к полностью и частично стандартизированным беседам прибегают в том случае, если с собеседником уже установлено сотрудничество, а исследуемая проблема несложна.

Беседа свободного типа всегда ориентирована на конкретного собеседника. Она позволяет получать множество данных не только прямым, но и косвенным образом, поддерживать контакт с собеседником, обеспечивает высокую спонтанность проявления значимых признаков. Подобный тип беседы характеризуется особенно высокими требованиями к профессиональной зрелости и уровню подготовки специалиста.

 

Этапы беседы

1. Вводная часть беседы предназначена заинтересовать собеседника, привлечь его к сотрудничеству. Во вводной части испытуемому сообщается о примерной продолжительности беседы, степени ее анонимности и, если это представляется возможным, то о целях беседы и дальнейшем использовании результатов.

Во вводной части беседы происходит первая проверка ее стилизации. Набор используемых выражений и речевых оборотов, обращение к собеседнику зависят от возраста последнего, пола, социального положения, жизненной среды, уровня знаний. Иными словами, словарный состав, стиль высказываний должны вызывать и поддерживать у собеседника положительную реакцию и желание давать полную и истинную информацию.

2. Начальная часть беседы характеризуется наличием общих открытых вопросов по теме беседы, провоцирующих собеседника излагать свои мысли и переживания. Такая тактика позволяет специалисту накопить определенную фактическую событийную информацию.

3. Основная часть беседы. Затем следует подробное прямое обсуждение основной темы беседы. От общих открытых вопросов специалист переходит к более конкретным. Это позволяет подробно исследовать содержание обсуждаемых проблем. Это кульминация беседы, один из самых сложных ее этапов, поскольку здесь все зависит только от специалиста, от его умения задавать вопросы, слушать ответы, наблюдать за поведением собеседника. Содержание этапа подобного исследования полностью определяется конкретными целями и задачами данной беседы.

4. Завершающая фаза - это окончание беседы. Переход к ней возможен после успешного и достаточно полного проведения предшествующего этапа исследования. Как правило, здесь выражается признательность за сотрудничество. Если беседа предполагает свое последующее продолжение, то ее завершение должно сохранить готовность собеседника к дальнейшей совместной работе.

Этапы беседы не имеют жестких границ. Переходы между ними являются постепенными и плавными. Однако «перескакивание» через отдельные фазы беседы может привести к резкому снижению достоверности получаемых данных, нарушить процесс общения, диалога собеседников.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.