Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Общение – это социальное взаимодействие между людьми для передачи информации, установления взаимопонимания, организации совместной деятельности.

Общение является внутренней потребностью личности и в то же время в общении человек удовлетворяет потребности, связанные со стремлением к самореализации, самовыражению и самоутверждению. Потребность в общении относится к числу специфических потребностей человека, с которой он рождается, и которая развивается в течение всей его жизни. Человек также испытывает потребность в получении определённого количества новой информации и в передаче информации другим людям. Экспериментально доказано, что человек может адекватно мыслить длительное время только при условии непрекращающегося информационного обмена с внешним миром.

Выделяют два вида общения: вербальноеиневербальное. Вербальное осуществляется с помощью языка, невербальное – с помощью мимики, взгляда, жеста, позы, интонации, движений, походки, запахов и пр. При непосредственном общении людей оно имеет характер вербального и невербального одновременно. Невербальная сторона общения несет информацию:

· о переживаниях человека, о его эмоциональном состоянии (например, мимика, слезы, смех);

· о его социальном статусе (например, одежда, украшения, осанка, рукопожатие и т.п.);

· о взаимоотношениях между двумя людьми (например, два человека встретились и поцеловались, или встретились и сжали кулаки);

· о профессии человека (например, руки слесаря и руки хирурга, или фигура балерины и т.п.);

· о характере и качествах личности (например, привычка смотреть поверх очков расценивается как высокомерие; если человек часто улыбается, то мы считаем, что он жизнерадостный, оптимист; если человек неаккуратно одет – мы оцениваем его как неряху и т.п.);



· о состоянии здоровья человека (например, болезненный вид).

 


Специфика общениясотрудников заключается в следующем.

1) общение с клиентами часто имеет характер конфликта из-за отрицательного отношения к сотрудникам некоторых слоёв населения (например, в случае общения с криминальными, маргинальными[15] личностями);

2) общение сотрудника регламентируется строгой субординацией[16] отношений, внутренними правилами и правовыми нормами (например, неразглашение служебной тайны и пр.);

3) общение характеризуется наличием профессионального языка;

4) экстремальный характер профессиональной деятельности накладывает отпечаток на общение (может появляться раздражительность, подозрительность и пр.);

5) увеличивается количество сотрудников, принимавших участие в боевых действиях. Зачастую у них наблюдается посттравматический синдром (страхи, повышенная тревожность, бессонница, аффективные вспышки, агрессивность и т.п.), который накладывает отпечаток на общение, как со своими коллегами, так и с другими людьми.

 

Приемы доверительного общения

 

Общаться с другими людьми нас побуждают две основные причины: 1) сам процесс общения доставляет радость, удовольствие, например, в случае общения с близкими, родными, любимыми; 2) в ходе общения достигаются побочные цели, например, передать информацию, отдать приказ, узнать новые сведения, убедить, побудить к действию и пр. В большинстве случаев общение в процессе профессиональной деятельности направлено на достижение поставленной цели.

На достижение цели общения влияют две группы факторов: 1) уровень развития речевых навыков (умение грамотно и отчетливо говорить, ясно излагать мысли, быстро подбирать нужные слова и пр.) 2) уровень развития коммуникативных навыков и владение приемами общения. Исследования показали, что успешность достижения цели общения на 20% зависит от первого фактора и на 80% – от второго фактора.

Рассмотрим подробнее специфические приемы общения и коммуникативные навыки.

 

a. Техника «присоединения» (НЛП[17])

Психологи считают, чтобы вызвать бессознательное доверие собеседника, необходимо копировать его поведение в следующей пропорции:

· 50 % движений и положений тел;

· 100 % темпа и ритма движений;

· 100 % основных жестов;

· 70 % направлений взгляда и выражений лица;

· 100 % темпа и ритма речи.

Ключевые моменты – синхронность дыхания и идентичность позы.

Подобное «отзеркаливание» невербального поведения собеседника позволяет вызвать у него желание общаться с Вами.

 

B. Организация пространства (места общения)

На ход взаимодействия влияют:

· дистанция между собеседниками,

· расположение собеседников относительно друг друга,

· расположение собеседников относительно мебели в комнате, окон, дверей,

· суточное время и продолжительность общения,

· особенности интерьера.

Дистанция. Выделяют 4 зоны общения: личная, персональная, социальная, публичная.

1) личная зона (0-45 см) – на таком расстоянии общаются близкие люди, соединённые чувствами любви, дружбы, привязанности, например, родители и дети, супруги;

2) персональная зона (50-130 см) подразделяется на ближнюю и дальнюю: 50-80 см – расстояние для дружеской беседы приятелей в помещении, 80-130 см – дистанция для разговора знакомых людей, например, на улице;

3) социальная зона (130 см-2 м) – расстояние для деловой беседы или разговора с незнакомыми людьми;

4) публичная зона (2-7,5 м) – дистанция используется для выступления перед различными аудиториями.

Если Вы будете общаться с малознакомым человеком на расстоянии личной зоны, то Вы вызовете у человека дискомфорт, неприязнь. Если Вы будете сохранять во время общения социальную зону, то Вам не удастся установить доверительные отношения, поскольку это зона «делового» общения.

Расположение собеседников относительно друг друга.

Доверительному общению способствует расположение собеседников сидя друг напротив друга без стола (без преграды между ними). Расположение собеседников напротив друг друга за столом способствует возникновению конфликта – это конфликтная позиция.

Расположение за столом наискосок или сбоку способствует доверительному общению.

Если один собеседник сидит, а другой стоит, то таким образом стоящий оказывает психологическое давление на сидящего, увеличивая степень его дискомфорта.

Расположение собеседников относительно мебели в комнате, окон, дверей и т.п.

Положение «сидя спиной к двери» может вызвать дискомфорт у собеседника, также как и расположение между дверью и окном. Это может препятствовать доверительному общению. Наиболее психологически безопасная позиция – спиной к стене.

Суточное время и продолжительность общения

Для установления доверительного отношения следует помнить, что у каждого человека существует индивидуальный суточный цикл. Одни люди хорошо чувствуют себя в первой половине дня, другие – во второй. Как правило, пик работоспособности человека – 11-14 часов.

Особенности интерьера

Интерьер оказывает влияние на психологическое состояние человека. Уютная обстановка, проветренное помещение, приятные запахи способствуют доверительному общению. Очень большое пространство (высокий потолок, большая площадь), как и слишком маленькая комната может вызвать дискомфорт у собеседника.

 

C. Эмпатия

Эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание) – способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним. Эмпатия основывается на высокой чувствительности, на способности замечать изменения (даже самые незначительные) в таких элементах, как:

· положение тела,

· жесты,

· выражение лица,

· цвет кожи,

· дыхание,

· громкость голоса, темп речи.

Своевременное, искреннее и корректное по форме выражение сочувствия собеседнику, основанное на способности сопереживать, содействует установлению доверительных отношений.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.