МОДУЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕАЛИЗАЦИИ PR-ПРОЕКТОВ Идея + Технологичное исполнение = = Эффективный результат
Мы полагаем, что по мере продвижения в глубь нашего учебного пособия буквосочетание PR во все большей степени лишается оттенка загадочности, мифологизированной избранности; оно «приземляется» и приобретает характер нормального рыночного продукта: вы предлагаете отремонтировать автомобиль, вы — организовать круиз, вы — вкусно накормить, мы — обеспечить PR-сопровождение экономического, политического, социального, культурного и другого проекта.
С чего начинается такое сопровождение? С возникновения некоторой идеи, которая рождается в голове исполнителя либо в готовом виде предлагается заказчиком. Но с идеей ровным счетом ничего не случится до тех пор, пока она не будет «закована» в технологические схемы, их реализация и позволяет надеяться на эффективный результат. Такие схемы в сегодняшней PR-практике стали называть модульными технологиями или просто модулями.
Существуют модули общего плана, к ним относится, например, уже упомянутая в настоящей книге формула RACE. Они, в свою очередь, раскладываются на частные модули, такие, как подготовка устного или письменного выступления, проведение пресс-конференции, подбор спонсоров, организация выставки и т.д.
И комплекс мер по PR-сопровождению того или иного проекта представляет собой в конечном счете не что иное, как комбинацию такого рода модулей. В этом смысле PR-процесс вполне сопоставим, скажем, со строительством дома: сначала исследуют местность, затем готовят чертежи, далее роют котлован, кладут фундамент, возводят стены, прокладывают коммуникации, производят чистовую отделку.
Конечно, местность зачастую исследуют поверхностно, кирпич бывает некачественным, трубы — дырявыми. Но сами по себе этапы работы оказываются неизбежными, а их последовательность — жестко предопределенной.
Точно также обстоит дело и с «пабликрилейшнз»: сначала определяем формат и последовательность действий, потом — их содержательное насыщение. Тем самым разговор о качестве некоторых идей и рекомендаций
становится малопродуктивным без понимания как технологической схемы их производства, так и модуля последующей реализации.
Чтобы сказанное выше приобрело четко осязаемые контуры, проанализируем типичную логику и набор PR-модулей, которые применялись в ходе PR-обеспечения одного из масштабных экологических проектов.
Корпоративный контекст проекта
К концу второго тысячелетия для многих на земном шаре стало очевидным, что благополучие мировой цивилизации в значительной степени зависит от поддержания биоразнообразия в природной среде. Согласие международного сообщества в понимании этой проблемы привело к подписанию в 1992 году в Рио-де-Жанейро Конвенции о биологическом разнообразии, которую в 1995 году ратифицировала и Россия. Таким образом наша страна юридически закрепила свою ответственность за сохранение многообразия объектов живой природы на своих территориях и в акваториях.
Для реализации предусмотренных Конвенцией мер было признано целесообразным разработать Национальную стратегию сохранения биоразнообразия Российской Федерации, куда, в частности, входили бы следующие документы:
• План действий (Федеральная целевая программа) по сохранению биологического разнообразия РФ.
• Общественный договор о сохранении живой природы России, состоящий из:
а) Декларации об общественном согласии в области сохранения живой природы России;
б) совокупности индивидуальных обязательств (протоколов присоединения) государственных, коммерческих и общественныхструктур по решению вопросов, относящихся к сохранению биоразнообразия.
Помощь Российской Федерации в обозначенном направлении работы оказывали Глобальный экологический фонд (ГЭФ) и его исполнительный агент — Международный банк реконструкции и развития (МБРР). В рамках выделенного ими гранта созданный в целях администрирования проекта ГЭФ «Сохранение биоразнообразия» Центр подготовки и реализации международных проектов технического содействия (ЦПРП) объявил тендер на предоставление PR-услуг по продвижению идеи и механизма реализации Общественного договора о сохранении живой природы России, который выиграл Международный пресс-клуб (МПК). После-
дующая работа по выполнению заключенного с ЦП РП контракта проводилась МПК с мая по октябрь 1999 года.
Заметим, что сама идея Общественного договора принадлежала не Международному пресс-клубу, а заказчику. Что же касается задачи МПК, то она сводилась к тому, чтобы подготовить в России почву для восприятия названной идеи, сформировать механизм ее продвижения, дать старт процессу присоединения к Общественному договору, активизировать конкретную деятельность по сохранению биологического разнообразия нашей страны.
Задача PR-сопровождения выполнялась с помощью пакета технологических модулей, которые носят универсальный характер и описываются ниже.
Комплект базовых материалов
Продвигая идею, товар или услугу, вы неизбежно и постоянно будете сталкиваться с необходимостью объяснения их сути. Такие объяснения вы будете вынуждены давать представителям целевых групп, включенных в процесс, и, разумеется, сотрудникам СМИ.
Облегчить процедуру объяснения, сделать ее более адекватной и эффективной и призван комплект базовых материалов. Общие требования к его составлению таковы:
• комплект должен охватывать ВСЕ аспекты интересующей вас проблемы;
• быть хорошо СТРУКТУРИРОВАН, с тем чтобы облегчить потребителю поиск нужной информации;
• содержать ГЛУБОКИЕ АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, которые могли бы заинтересовать специалистов;
• содержать предельно КРАТКОЕ И ПОПУЛЯРНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ сути вопроса для использования в СМИ и быстрого ознакомления руководителей организаций;
• включать прямые или косвенные РЕКОМЕНДАЦИИ по совершению действий, которые вы ожидаете.
В случае с работой МП К по продвижению Общественного договора о сохранении живой природы России комплект базовых материалов выглядел так:
- Национальная стратегия сохранения биоразнообразия России (общее видение, 3 с);
- Федеральная целевая программа сохранения биоразнообразия России (общее видение, 3 с);
-Общественный договор о сохранении живой природы России (общее видение, 2 с);
- Общественный договор о сохранении живой природы России (полный текст Декларации об общественном согласии в области сохранения живой природы России, 3 с);
- Общественный договор о сохранении живой природы России (Рекомендации по составлению протокола о присоединении к договору, 2с);
- Общественный договор о сохранении живой природы России - совместный проект Глобального экологического фонда и Международного пресс-клуба (информация о планируемых мероприятиях, 2 с).
В дальнейшем данный комплект или его отдельные части раздавали в ходе массовых мероприятий, на переговорах, при индивидуальных контактах. Следует также сказать, что по мере продвижения проекта комплект материалов корректировался и дополнялся.
Фирменный стиль
Были изготовлены для проекта носителей компонентов фирменного стиля:
1. Переносной двухцветный стенд с изображением графического и словесного товарного знака (логотипа) проекта для размещения на различных мероприятиях по Общественному договору.
2. Многоцветный плакат с фирменным блоком, логотипами информационных спонсоров и дополнительным текстом («На пути к III тысячелетию...») для размещения на различных мероприятиях проекта, раздачи участникам проекта и журналистам.
3. Многоцветная папка с фирменным блоком и логотипами информационных спонсоров, в которую помещали (а затем раздавали представителям целевых групп) комплект базовых материалов о проекте.
4. Рабочий черно-белый бланк с фирменным блоком для подготовки пресс-релизов, писем и других документов.
5. Двухцветный буклет с текстом Декларации об общественном согласии в области сохранения живой природы России.
6. Двухцветный диплом участника Общественного договора.
7. Бейдж с логотипом проекта и именами организаторов мероприятий, проводимых в рамках Общественного договора.
Перед тем как переходить к следующему модулю, обратим внимание на такой интересный момент: задействованные в период реализации проекта технологические модули прекрасно сочетаются, дополняют друг друга, а при сложении и наращивании образуют не только количественно, но и качественно другой результат. Например, комплект базовых материалов работает значительно эффективнее, если он «упакован в элементы фирменного стиля».
|