Понятие и назначение судебной власти. Свойства судебной власти. Судебная власть – вся система правосудия, т.е. совокупность независимых судов, осуществляющих от имени государства правоприменительную (юрисдикционную) деятельность по окончательному разрешению правовых споров (конфликтов), а также иные предусмотренные законом полномочия, связанные с отправлением правосудия.
Цели судебной власти:
-восстановление нарушенного права и справедливости;
-обеспечение торжества закона, прав и свобод человека, интересов юридических лиц.
Функция судебной власти – всестороння защита прав и свобод человека и гражданина, т.е. не карающая, а правозащитная.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства (ч.3 ст.2 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (далее Кодекс).
Конституционный Суд Республики Беларусь призван обеспечивать верховенство Конституции Республики Беларусь и ее непосредственное действие на территории Республики Беларусь. Общие и хозяйственные суды призваны защищать гарантированные Конституцией и иными актами законодательства личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права организаций, индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивать правильное применение законодательства при осуществлении правосудия, способствовать укреплению законности и предупреждению правонарушений (ст.6 Кодекса).
Судебной власти присущи следующие свойства:
1. Самостоятельность и независимость – это организационное отграничение ее от других ветвей власти, осуществление судебных функций независимо от посторонних влияний при соблюдении тайны совещательной комнаты, на основе закона и внутреннего убеждения, сформированного в результате всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела. Судьи и народные заседатели при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону.
2. Полнота и исключительность судебной власти означает полновластии суда при разрешении подведомственных споров и конфликтов. Судебная власть не делит функцию правосудия ни с какой иной властью, т.е. является исключительной по своему характеру.
3. Верховенство судебной власти определяется тем, что она формируется высшей, верховной властью (Парламентом или Президентом). Суды осуществляют принадлежащую им власть от имени Республики Беларусь.
4. Политическая нейтральность. Судьи не могут состоять членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели (ст.36 Конституции).
5. Легитимность судебной власти. Судебная власть считается легитимной при доверии к ней народа, его поддержке и признании авторитета выносимых ею решений. В цивилизованном обществе суду принадлежит центральное место во всей правовой системе. В соответствии со ст.6 Конституции Республики Беларусь, государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам (ст.109 Конституции), при этом она самостоятельна, обособлена и независима от других ветвей власти.
С другой стороны, судебную власть можно рассматривать как систему независимых судов, наделенных властными полномочиями по окончательному разрешению от имени государства правовых споров, применению предусмотренных законом мер государственного воздействия к лицам, виновным в совершении правонарушений.
Понятие «суд» является многозначным словом. Суд следует рассматривать как:
1. судебную систему государства (суд в Республике Беларусь);
2. звено судебной системы (суд Советского района г. Минска, суд Витебской области; Высший хозяйственный Суд Республики Беларусь и т.д.);
3. осуществление правосудия по конкретному делу (судебный процесс);
4. состав суда, рассматривающий конкретное дело.
Суд – это государственный орган, призванный разрешать споры и конфликты, возникающие в обществе между людьми в процессе их социального взаимодействия. Главная функция суда – всесторонняя защита прав и свобод физических и юридических лиц.
Суд окончательно разрешает споры и конфликты, связанные с применением или исполнением законов, применяет в необходимых случаях меры государственного воздействия (принуждения) к лицам, посягающим на охраняемые законом интересы.
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам, образованным в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.
Судебная власть в Республике Беларусь осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленных настоящим Кодексом и иными законодательными актами порядке и случаях к осуществлению правосудия народных заседателей.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства.
Судебная власть самостоятельна, она взаимодействует с законодательной и исполнительной властями (ст.2 Кодекса). Судебная власть имеет свои символы (герб и флаг РБ).
Судебная власть – одна из самостоятельных ветвей государственной власти.
6.Понятие, система и значение принципов деятельности судебной системы (правосудия).
Раздел 1 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей называется «Основы, задачи и принципы деятельности судебной системы», содержит одну главу («Основные положения»). В названии же статей 7-14 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (в которых закреплены принципы), а также в их содержании употребляется понятие «правосудие», т.е. можно вести речь как о принципах деятельности судебной системы, так и о принципах правосудия. Как видим, законодатель привнес неразбериху (что следует понимать под конституционными основами, а что – под принципами).
Конституционные принципы деятельности судебной системы (правосудия) – это закрепленные в Конституции Республики Беларусь или вытекающие из ее норм общие руководящие положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности.
Принципы – это тоже нормы права, но обладающие высшей степенью обобщенности и нормативности, предопределяющие содержание других, более конкретных норм. Государство призвано выражать и обеспечивать интересы общества, производит отбор идей и фактических отношений и облекает их в правовую форму, т.е. создает право. Идеи и отношения становятся правом только после обретения формально-юридической определенности. Все иные идеи и фактические отношения правом являться не будут, независимо от того интересы большей или меньшей части общества они выражают.
Принципам, как основным нормативным правовым положениям, присущи следующие черты:
1. принципами могут быть положения, которые соответствуют социально-экономическим условиям развития общества;
2. принципами процесса являются руководящие идеи, закрепленные в нормах права;
3. принципы представляют собой наиболее общие правила поведения определяющего характера, обращенные своими правовыми требованиями ко всем участникам процесса;
4. они обеспечиваются мерами государственного принуждения и имеют правовой механизм реализации;
5. они выражают сущность и содержание правосудия, характеризуют самые важные его свойства.
Система принципов деятельности судебной системы (правосудия):
1. законность при осуществлении правосудия;
2. равенство граждан и организаций перед законом и судом. Состязательность и равенство сторон при осуществлении правосудия;
3. участие граждан в осуществлении правосудия;
4. право граждан и организаций на судебную защиту;
5. гласность при осуществлении правосудия;
6. коллегиальное и единоличное рассмотрение дел;
7. язык судопроизводства и делопроизводства в судах;
8. обязательность судебных постановлений и требований судьи.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что принципы всегда представляют собой первичные нормы права, не выводимые друг из друга и обнимающие более частные нормы, в которых конкретизируются содержание принципов и которые подчинены этим принципам. Нормы-принципы носят императивный, властно-повелительный характер, содержат обязательные предписания, выполнение которых обеспечивается всем арсеналом правовых средств. Своим адресатом они имеют человека и гражданина и соответствующие государственные органы. Суды должны действовать на основе установленных принципов и несут все последствия, связанные с их нарушением.
Таким образом, принципы правосудия – это основополагающие правила, которых должны придержать суды при отправлении правосудия.
Принципы объективны по своему содержанию, так как отражают объективные закономерности развития общественных отношений. По своей форме категория принципов субъективна, ибо является продуктом сознательного творчества законодателя, учитывающего сложившиеся социально-исторические условия
Принципы образуют основу судопроизводства - систему его важнейших и определяющих начал. Из основы выводятся все остальные свойства и отношения. Какова принципиальная основа судопроизводства - такова и его сущность. Принципы действуют в рамках целостной системы, где сущность и значение каждого принципа обусловливаются не только собственным содержанием, но и функционированием всей системы, где нарушение любого принципа приводит обычно к нарушению других принципов и тем самым к нарушению законности при производстве по делу.
Подводя итог по рассматриваемому вопросу, следует подчеркнуть, что принципы деятельности судебной системы (правосудия) закрепляют демократическую природу отправления правосудия в Республике Беларусь.
Необходимо иметь в виду, что вопрос о системе принципов правосудия в настоящее время является дискуссионным.
7. Содержание и значение принципа законности при отправлении правосудия. Гарантии законности.
Законность - общеправовой принцип. Он закреплен в Конституции: «Республика Беларусь… обеспечивает законность и правопорядок» (ч.3 ст.1); «государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства» (ч.2 ст.7) и т.д.
Если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного правового акта Конституции Республики Беларусь, он принимает решение в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и после вступления в законную силу судебного постановления ставит соответственно перед Верховным Судом Республики Беларусь, Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь вопрос о внесении ими предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о признании данного нормативного правового акта неконституционным» (ст.7 КоСиСС).
Законность означает точное и безусловное соблюдение и применение закона всеми государственными органами, учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Черты законности: верховенство закона в системе нормативно-правовых актов; общеобязательность требований закона; равная ответственность нарушителей закона; единство понимания и применения законов; неотвратимость ответственности за нарушение норм права.
Принцип законности – это точное и полное исполнение судом требований Конституции, Кодекса о судоустройстве и статусе судей иных нормативных правовых актов при осуществлении правосудия.
Вместе с тем в Конституции закреплено, что «каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы» (ст.52); «каждый обязан уважать достоинство, права, свободы и законные интересы других лиц» (ст.53).
Все принципы и каждый в отдельности служат прямым и непосредственным проявлением законности, и нарушение любого из них есть и нарушение принципа законности, при этом все иные принципы процесса не дополняют принцип законности, а выражают и конкретизируют его. Требования законности всегда охватывают содержание и внешнюю форму правоприменительной, правореализующей деятельности и служат основным условием применения правовых норм.
Препятствием нарушению законности является система гарантий законности, под которой понимается условия и средства реализации в уголовно-процессуальной деятельности всех ее требований.
В юридической литературе выделяют общие и специальные гарантии законности.
К общим гарантиям относятся экономические, политические, духовно-нравственные, психологические и специальные.
Специальные гарантии выступают как правовые средства, закрепленные в правовых нормах и непосредственно направленные на обеспечение законности.
Органы государства должны действовать в рамках установленной для них законом компетенции, охранять права и свободы человека. Все решения по делу (суда и органа уголовного преследования) должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Значение принципа законности проявляется в т ом, что его соблюдение обеспечивает реализацию и защиту прав и законных интересов участников судопроизводства, постановление законного, обоснованного, мотивированного судебного постановления.
При осуществлении правосудия законность выступает в качестве непременного условия юридической состоятельности всех процессуальных решений и действий. Суды обязаны не только соблюдать нормы закона, но и требовать этого от должностных лиц и граждан.
9.Право граждан и организаций на судебную защиту. Участие граждан в осуществлении правосудия.
Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.
С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда (ст.60 Конституции).
Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на судебную защиту от посягательств на жизнь и здоровье, честь и достоинство, личную свободу и имущество, иные права и свободы, предусмотренные Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства, а также от незаконных действий (бездействия) государственных органов, иных организаций, их должностных лиц. Иностранным гражданам и лицам без гражданства гарантируется право на судебную защиту наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь.
Организации, индивидуальные предприниматели имеют право на судебную защиту от посягательств на их права и законные интересы, гарантированные законодательством, а также от незаконных действий (бездействия) государственных органов, иных организаций, их должностных лиц.
Граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в деятельности суда по осуществлению правосудия в качестве народных заседателей в порядке и случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами.
Не смотря на закрепление данного положения в КоСиСС, участие граждан в осуществлении правосудия весьма сужено (в Конституции такое положение также не закреплено). В настоящее время в отправлении правосудия могут участвовать представители народа лишь в ходе уголовного судопроизводства.
Согласно ч.1 ст.32 УПК уголовные дела в суде первой инстанции рассматриваются единолично или коллегиально. Коллегиальное рассмотрение уголовных дел осуществляется судом в составе судьи и двух народных заседателей.
В других странах народное представительство при отправлении правосудия значительно шире (в России, например, отправление правосудие в определенных случаях осуществляется с участием присяжных заседателей).
Последовательно за введение в Республике Беларусь суда присяжных выступает доктор юридических наук, профессор И.И.Мартинович.
11. Понятие судебной системы государства. Принципы построения судебной системы в Республике Беларусь.
Судебная система государства – это совокупность судов – органов судебной власти, действующих на территории государства и построенных в соответствии с выполняемыми задачами и полномочиями.
Суды, образующие судебную систему, связаны между собой установленными в законе отношениями по осуществлению правосудия. Суды, входящие в судебную систему, имеют единые задачи, принципы организации и деятельности.
«Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Судоустройство в Республике Беларусь определяется законом. Образование чрезвычайных судов запрещается» (ст.109 Конституции).
Судебная система состоит из отдельных ступеней, нижестоящих и вышестоящих судов, которые образуют звенья судебной системы.
Под звеном судебной системы понимается суд (или суды), занимающий определенное положение в судебной системе и наделенный предусмотренной законом компетенцией.
Все звенья судебной системы находятся между собой в функциональной связи по осуществлению правосудия, т.е. разрешению правовых споров (конфликтов). Они связаны между собой отношениями инстанционности, которые определяются стадиями движения юридических дел в судах (стадиями судебного процесса)[2].
Судебная инстанция – суд или его структурное подразделение, выполняющие конкретную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности такого решения).
Состав и устройство суда, его организация зависят от уровня развития экономики, развития демократии и гражданского общества.
Организация судебных систем государств строится с учетом историко-культурных, правовых и национальных традиций, государственного устройства, административно-территориального деления, а также некоторых других юридических требований (компетенция судов, инстанционность, судебные округа и т.д.).
Правовой основой деятельности всех судов Республики Беларусь является Конституция Республики Беларусь 1994 года (с последующими изменениями и дополнениями).
Еще раз обратимся к Конституции: «Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Судоустройство в Республике Беларусь определяется законом. Образование чрезвычайных судов запрещается» (ст.109 Конституции). И это действительно так и есть!
В специальной литературе выделяют следующие модели судебных систем:
•централизованная (наличествует единая строго централизованная система судов с высшим судом, как правило, Верховным);
•децентрализованная (полиситемная) судебная организация, состоящая из параллельного действующих двух и более подсистем, как правило, со своими высшими судами;
•смешанная – наиболее распространенная модель организации судебной системы, при которой наряду с высшим – Верховным Судом – есть и автономные подсистемы судебных учреждений.
В литературе указывается, что наиболее эффективна смешанная и децентрализованная судебная организация, при которой осуществляется функциональное разделение организационных форм судебной деятельности.
Судебную систему Республики Беларусь составляют:
• Конституционный Суд Республики Беларусь - орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;
•общие суды, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства;
•хозяйственные суды, осуществляющие правосудие посредством хозяйственного и административного судопроизводства.
•Система общих и хозяйственных судов строится на принципах территориальности и специализации.
Образование чрезвычайных судов запрещается (ст.5 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей).
Единство судебной системы Республики Беларусь обеспечивается путем:
•установления судебной системы Республики Беларусь Конституцией Республики Беларусь и настоящим Кодексом;
•соблюдения всеми судами установленного законодательством порядка судопроизводства;
•признания обязательного исполнения на всей территории Республики Беларусь судебных постановлений, вступивших в законную силу;
•закрепления единства статуса судей;
•финансирования судов из республиканского бюджета (ст.4 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей).
Единство судебной системы не следует отождествлять с ее централизацией. Централизация судебной системы предполагает наличие единого судебного центра, высшего суда для всех судов данного государства, отсутствие автономных образований (подсистем). В Республике Беларусь единая судебная система, но она не является централизованной.
Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в своем выступлении на 2 съезде судей, состоявшемся 21 февраля 2002г. отметил: «Система общих судов во главе с Верховным Судом Республики Беларусь обеспечивает рассмотрение уголовных и гражданских дел на основе качественно новых принципов судопроизводства, всемерно содействует гражданам, государственным и общественным органам и организациям в осуществлении их прав и законных интересов. И это не просто констатация достигнутого, это реальное положение дел.
|