Равенство граждан и организаций перед законом и судом. Состязательность и равенство сторон при осуществлении правосудия. (ст.8 КоСиСС).
Согласно ст.22 Конституции все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону (ч.2 ст.23 Конституции).
Правосудие в Республике Беларусь осуществляется на основе равенства граждан, организаций, индивидуальных предпринимателей перед законом и судом. Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе.
Правосудие в Республике Беларусь осуществляется на основе равенства граждан перед законом независимо от их происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, политических и иных убеждений, отношения к религии, пола, образования, языка, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.
Правосудие в Республике Беларусь осуществляется на основе состязательности и равенства сторон обвинения и защиты (ст.115 Конституции).
Классическая модель состязательного правосудия предполагает непременное участие двух сторон (например, в уголовном процессе сторона обвинения и сторона защиты).
Участие граждан в осуществлении правосудия (ст.9 КоСиСС).
Граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в деятельности суда по осуществлению правосудия в качестве народных заседателей в порядке и случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами.
Не смотря на закрепление данного положения в КоСиСС, участие граждан в осуществлении правосудия весьма сужено (в Конституции такое положение также не закреплено). В настоящее время в отправлении правосудия могут участвовать представители народа лишь в ходе уголовного судопроизводства.
Согласно ч.1 ст.32 УПК уголовные дела в суде первой инстанции рассматриваются единолично или коллегиально. Коллегиальное рассмотрение уголовных дел осуществляется судом в составе судьи и двух народных заседателей.
10. Гласность при осуществлении правосудия. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах.
Во Всеобщей Декларации прав человека (ст.10) определено, что каждый человек «имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым беспристрастным судом». В ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах закреплено право каждого человека на справедливое и публичное разбирательство его дела компетентным, независимым и беспристрастным судом. Аналогичное положение закреплено и в ст.6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства (ст.114 Конституции).
Разбирательство дел во всех судах открытое.
Не допускаются разглашение сведений, относящихся к личной жизни гражданина, которые унижают его честь и достоинство либо могут причинить вред его правам, законным интересам или деловой репутации, а равно разглашение сведений, относящихся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя, которые могут причинить вред их правам, законным интересам или деловой репутации, если иное не предусмотрено законодательством.
Данный принцип закреплен и в отраслевом законодательстве (например, в ст.23 УПК).
Государственными языками в Республике Беларусь являются белорусский и русский языки (ст.17 Конституции), при этом каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения (ч.3 ст.50 Конституции).
Судопроизводство и делопроизводство в судах Республики Беларусь ведутся на белорусском или русском языке.
Участвующим в деле лицам, не владеющим или недостаточно владеющим языком судопроизводства, обеспечиваются право ознакомления со всеми материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика, право выступать в суде на языке, которым они владеют. В этих случаях указанные лица вправе бесплатно пользоваться услугами переводчика в порядке, установленном законодательством.
Согласно ст.21 УПК производство по материалам и уголовному делу в Республике Беларусь ведется на белорусском или русском языке.
Лицам, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведется уголовный процесс, обеспечивается право устно или письменно делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, подавать жалобы, знакомиться с уголовным делом, выступать в суде на родном языке или на языке, которым они владеют. В этих случаях они (любой участник процесса) вправе бесплатно пользоваться услугами переводчика, статус которого определен в законе (ст.63 УПК). Никакой участник уголовного процесса не вправе принимать на себя обязанности переводчика, хоты бы они и владели необходимыми для перевода языками.
Не владеющим языком считается лицо, которое не в состоянии понимать и бегло изъясняться на нем по всем вопросам, составляющим предмет судопроизводства.
12.Звено судебной системы и судебная инстанция: понятие и сущность.
Суд – это государственный орган, призванный разрешать споры и конфликты, возникающие в обществе между людьми в процессе их социального взаимодействия.
Судебная система состоит из отдельных ступеней, нижестоящих и вышестоящих судов, которые образуют звенья судебной системы.
Под звеном судебной системы понимается суд (или суды), занимающий определенное положение в судебной системе и наделенный предусмотренной законом компетенцией.
Все звенья судебной системы находятся между собой в функциональной связи по осуществлению правосудия, т.е. разрешению правовых споров (конфликтов). Они связаны между собой отношениями инстанционности, которые определяются стадиями движения юридических дел в судах (стадиями судебного процесса)[2].
Судебная инстанция – суд или его структурное подразделение, выполняющие конкретную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности такого решения).
Судебная инстанция – это суды, обладающие одинаковой процессуальной компетенцией по разрешению юридических дел.
Если звено судебной системы указывает на уровень, положение суда в системе судебных учреждений, его место в системе органов судебной власти, то судебная инстанция – на взаимоотношение звеньев судебной системы в процессе осуществления правосудия по конкретному делу.
Звено судебной системы выполняет одну или несколько судебных функций, т.е. может действовать в качестве нескольких судебных инстанций (например, областные суды Республики Беларусь). Первичное звено осуществляет одну судебную функцию. Звено судебной системы – понятие судоустройственное, а судебная инстанция – процессуальное.
Среди ученых нет единства о количестве судебных инстанций (выделяют три, четыре и пять инстанций). Да-да, на концептуальном уровне вопрос не решен.
Судом первой инстанции называют суд, уполномоченный принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. По уголовным делам это вопросы о виновности или невиновности обвиняемого в совершении преступления и о применении или неприменении наказания. По гражданским делам существо дела обычно составляет вопрос о доказанности или недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. Содержание компетенции всех судов первой инстанции четко определено в действующем процессуальном законодательстве.
Суд первой инстанции иначе называют судом, рассматривающим дело по существу.
Основная судебная инстанция – первая судебная инстанция, разрешающая дело по существу. Все остальные являются проверочными, контрольными судебными инстанциями. Право граждан на проверку судебных решений основывается на общепринятых нормах международного права (ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах).
Суд второй (кассационной) инстанции призван проверять законность и обоснованность приговоров и других судебных решений не вступивших в законную силу. В системе судов общей юрисдикции (гражданских и военных) в этом качестве могут выступать все суды, кроме судов первого (основного) звена.
Кассационная инстанция – судебная инстанция, рассматривающая дела по кассационным жалобам и кассационным протестам на решения и приговоры и по частным жалобам и частным протестам на определения судов первой инстанции и постановления судей, не вступившие в законную силу. Кассационной инстанцией является суд, вышестоящий по отношению к суду, который вынес решение, приговор, определение или постановление. Дела в кассационной инстанции рассматриваются коллегиально в составе 3 судей. Для того чтобы обеспечить свободу обжалования приговора, закон предусматривает недопустимость поворота к худшему. Кассационная инстанция ни при каких обстоятельствах не вправе сама усилить наказание или применить закон о более тяжком преступлении.
Классическое кассационное производство – это проверка правильности применения уголовного закона к установленным судом первой инстанции фактам и соблюдения им требования процессуального закона по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам. Предмет кассационного обжалования составляют исключительно вопросы права: квалификация преступления и мера наказания. Апелляция представляет собой новое рассмотрение дела по существу судом второй инстанции по жалобам сторон или протесту прокурора с обязательным повторением той же судебной процедуры. Предметом апелляционного обжалования являются вопросы факта, то есть виновность или невиновность лица в совершении преступления.
Апелляционная инстанция – судебные учреждения или их структурные подразделения, которые проверяют правильность вынесенных судебных постановлений первой инстанции путем повторного судебного разбирательства данного дела с исследованием доказательств и вынесением нового постановления или приговора, которые являются окончательными либо подтверждают правильность ранее вынесенного судебного постановления.
Апелляция – обычная форма обжалования и проверки судебных решений.
Надзорная инстанция – это суд или их структурные подразделения, которые проверяют законность и обоснованность вступивших в законную силу судебных постановлений по протестам уполномоченных законом председателей судов и прокуроров, а также их заместителей.
Проверяя судебные постановления в кассационном, надзорном порядке, а также по вновь открывшимся обстоятельствам, вышестоящие суды осуществляют надзор за судебной деятельностью нижестоящих, обеспечивая единообразное понимание и применение судами закона при осуществлении правосудия, исправление судебных ошибок, повышение качества и эффективности судебной деятельности.
13. Основные этапы развития судебной системы в Республике Беларусь.
На территории Беларуси в IХ-XIII веках существовали Полоцкое, Туровское, Менское, Новгородское, Смоленское и другие государства-княжества, при этом имели место периоды, когда белорусские княжества подчинялись киевским князьям. Из этого следует, что на древнебелорусских землях действовали нормы «Русской Правды». Русская Правда – памятник писаного права Руси ХI-XIII вв., дошедший до нашего времени в трех основных редакциях: Краткой (не позднее 1054г.), Пространной (не ранее 1113г.) и Сокращенной (появилась приблизительно в ХV веке).
Русская Правда предусматривала два объекта преступлений - личность человека и его имущество. Источником Русской Правды стали обычаи догосударственного периода, которые получили свое закрепление в первом судебнике. В первой редакции Правды (Правды Ярослава) закреплялось ограничение применения кровной мести.
В период земский (или княжеский), в ХI-XIII вв., не имелось различий между уголовным и гражданским, следственным и обвинительным процессом. Обе стороны именовались «истцами», или «сутяжниками».Судебное производство называлось тяжебным и начиналось с «поклепа», т.е. жалобы со стороны истца, на котором лежало и бремя доказывания своего иска.
При нарушениях вещного (имущественного) права разрешалось без всякого суда брать свою вещь (обычай самоуправства), но в случае запирательства (спора) употреблялся «свод» и «гонение следа». Широко применялись свидетельские показания и показания послуха, т.е. пособника, подтверждающего показания стороны и удостоверяющего добрую славу истца. Избранные из числа знатных людей двенадцать судей, руководствуясь тем, что они могли знать о происходящем споре, а также собственным правосознанием («здравым смыслом») и обычаями, выносили соответствующее решение. Процессуальным методом состязания были «ордалии». Кроме «Русской Правды» наиболее древними памятниками письменного права на территории Беларуси являются грамоты об отношениях Смоленска, Полоцка и Витебска с Ригой и немецкими купцами, а также договоры 1229, 1263 и 1338 годов.
В рассматриваемый период наиболее защищены были князья, бояре и высшие слои духовенства. Холопы и челядь невольная фактически не имели никаких прав. Они не могли обладать недвижимой собственностью, выступать в суде.
В зависимости от классовой принадлежности потерпевшего и преступника устанавливалась разная уголовная ответственность. В соответствии с договором 1229 года за убийство свободного человека с виновного взыскивалось 10 гривен серебра, за убийство священника или посла – 20, за холопа – 1 гривна серебра. Законодательство данного периода прежде всего выделяет такие виды наказания как имущественные взыскания и выдача преступника потерпевшему. За совершение особо тяжких преступлений закон предусматривал расправу и обращение в рабство, как самого виновного, так и его семьи.
Князья и подчиненные им должностные лица (бояре, тиуны) выполняли роль судей в судебных процессах, взыскивая за это определенную сумму – виру (штраф). Суд как орган власти не играл большого значения в системе власти Древней Беларуси.
Великое княжество Литовское как единое феодальное государство образовалось при князе Миндовге (середина 1230 -1263гг.). Окончил объединение белорусско-литовских земель Гедимин. ВКЛ было государством литовско-русским, а после Люблинской унии – литовско-белорусским.
В ХIV - ХVI столетиях ВКЛ по форме правления была феодальной монархией. Во главе государства стоял монарх, который назывался господарем или великим князем. Он осуществлял законодательную, судебную и административно-хозяйственную власть. Наиболее важные вопросы князь должен был принимать вместе с Радой ВКЛ, которая была исполнительно-рапорядительным, законодательным, судебным и контролирующим органом. Высшим общегосударственным законодательным органом был сойм.
В ХV веке впервые отдельным городам ВКЛ было жаловано магдебургское право – разновидность средневекового городского права, которое, предоставляя горожанам освобождение от большей части феодальных повинностей, имело универсальный характер: регулировало деятельность городских властей, компетенцию и порядок судопроизводства, регламентировало разрешение и иных споров. Было впервые предоставлено (сверху) Вильно (1432), затем Берестью, Новогрудку. Городские власти назывались магистратом. К ним относились бурмистры, радцы, писари, а также войт.
В 1468 году был издан Судебник Казимира, который имел своей целью заменить обычай и права различных областей единым общим правом. Судебник являлся кодексом, представлял собой первый опыт свода законов, который содержал в основном нормы уголовного права, но имелись и процессуальные.
В соответствии же с Судебником на первое место выходит устрашение преступников (широкое применение смертной казни).
В течение XVI столетия в ВКЛ были приняты (заключены) следующие, имеющие огромное политико-правовое значение, нормативно-правовые акты (договоры): Статут ВКЛ 1529г.; Статут ВКЛ 1566г.; Статут ВКЛ 1588г.; Брестская уния 1596г. На основании грамоты короля Стефана Батория от 1 марта 1581г. учрежден Главный Литовский Трибунал.
Соединение в одном артикуле положений уголовного, уголовно-процессуального, а часто и других отраслей права затрудняет уяснение смысла той или иной нормы.
Бельский привилей 1564г. зафиксировал «отказ» феодальной аристократии на особую подсудность. Были созданы земские (а позже и подкоморские) суды – местные суды для шляхты. Правовая основа деятельности данных судов регламентировалась Статутами 1566 и 1588 годов. Впервые появился выборный, независимый от административной власти суд. С введением в действие названных судов в ВКЛ впервые появились профессиональные судьи.
Ограничение судебной власти великого князя и панно-рады произошло только в 1581 году, когда был издан закон о создании высшего суда – Трибунала ВКЛ. На него возлагалась задача апелляционного рассмотрения дел и некоторых дел по первой инстанции. Состоял из судей – депутатов, которые ежегодно избирались на поветовых соймиках (по два депутата от каждого повета. Дела рассматривались коллегиями из 2-7 судей. Для разрешения дел, что касались церкви, создавалась специальная коллегия с участием представителей духовенства. Крепостные крестьяне, челядь, холопы были фактически бесправными. Все феодально-зависимые люди подлежали суду своих хозяев.
Статут 1588г., как и два предыдущих, в первую очередь защищал феодальный правопорядок и самих феодалов. Наиболее ярко это проявилось в провозглашенных им принципах равенства всех перед законом; ответственности за совершенное преступление только в судебном порядке; индивидуализации наказания; применения только предусмотренной законом меры наказания и соразмерности наказания содеянному.
Начальным моментом исследования судебной системы на момент нахождения Беларуси в составе Российской империи должны являться «Судебные уставы» Российской империи, принятые в ходе судебно-правовой реформы 1864 года.
Уставы предусматривали кассационное и апелляционное производство; мировые суды; суд присяжных (который действовал на территории нынешней Минской области).
Судебные уставы декларировали такие демократические принципы и институты, как несменяемость судей, их независимость от администрации, выборность мирового суда, суд присяжных заседателей, институт адвокатуры и др. Действовали местные и общие суды. Функционировали и специализированные суды (коммерческие, детские, церковные, военные и т.д.).
В советский период истории :
1. 1917-1921гг. – годы революционного слома, упразднения старой судебной системы и создание советского суда. После Октябрьской революции 1917г. новому законодательству были присущи такие свойства как неустойчивость, многочисленность, противоречивость. Так, на территории Республики Беларусь действовал Декрет о суде №1 от 24 ноября 1917 года, в соответствии с которым создавались местные суды и революционные трибуналы. Первые учреждались для рассмотрения отнесенных к их подсудности гражданских дел и дел об общеуголовных преступлениях, вторые – для рассмотрения дел о контрреволюционных и иных особо опасных для советского государства преступлениях и являлись чрезвычайными (исключительными) судами. В соответствии с Декретом о суде №2 были образованы окружные народные суды (до января 1919г. Беларусь входила в состав РСФСР). В соответствии с Декретом (положением) о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918г. учрежден единый народный суд в трех составах: народный судья; народный судья и два народных заседателя; народный судья и шесть народных заседателей.
2. 1922 – 1935гг. В 1922 году осуществлена первая кодификация права (разработаны и приняты Уголовно-процессуальные кодексы 1922 и 1923 годов. Особенностями названных нормативных правовых актов, регламентирующих процессуальную деятельность, являются непродолжительность их действия во времени и ограниченность действия в пространстве. Тогда же учреждены прокуратура и адвокатура.30 марта 1923г. принято Положение о судоустройстве, в соответствии с которым были созданы
14. Конституционный Суд Республики Беларусь: назначение, порядок формирования и компетенция.
Конституционный Суд Республики Беларусь учрежден в 1994 году
Призван обеспечивать верховенство Конституции Республики Беларусь и ее непосредственное действие на территории Республики Беларусь, соответствие нормативных правовых актов государственных органов Конституции Республики Беларусь, утверждение законности в нормотворчестве и правоприменении, решение других вопросов, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, Кодексом о СиСС и иными законодательными актами (ч.1 ст.6 Кодекса).
Состав Конституционного Суда Республики Беларусь
Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей. Судьями Конституционного Суда Республики Беларусь являются Председатель, заместитель Председателя и десять судей Конституционного Суда Республики Беларусь.
Конституционный Суд Республики Беларусь приступает к работе и правомочен принимать решения, когда в его состав назначено (избрано) не менее восьми судей Конституционного Суда Республики Беларусь.
Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в следующем порядке:
•шесть судей назначаются Президентом Республики Беларусь;
•шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь.
В случае досрочного выбытия из состава Конституционного Суда Республики Беларусь назначенного (избранного) судьи назначение (избрание) другого судьи производится в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и Кодексом.
Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь избирает шесть судей Конституционного Суда Республики Беларусь.
Кандидатуры для избрания на должности судей Конституционного Суда Республики Беларусь предлагаются Председателем Конституционного Суда Республики Беларусь.
Лицо, предложенное для избрания на должность судьи Конституционного Суда Республики Беларусь, имеет право заявить о самоотводе. Заявление о самоотводе принимается без обсуждения и голосования.
Судьей Конституционного Суда Республики Беларусь считается избранным лицо, получившее в результате голосования большинство голосов от полного состава Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.
Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь (ст.22 Кодекса)
Конституционный Суд Республики Беларусь рассматривает вопросы о конституционности нормативных правовых актов как в целом, так и их отдельных положений.
Конституционный Суд Республики Беларусь по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь дает заключения:
•о соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;
•о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение законов, Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам Президента Республики Беларусь;
•о соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;
•о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.
Государственные органы, не указанные в части второй ст.22, общественные объединения, другие организации, а также граждане обращаются с инициативой о проверке конституционности акта к органам и лицам, обладающим правом внесения в Конституционный Суд Республики Беларусь предложений о проверке конституционности акта.
Конституционный Суд Республики Беларусь вправе мотивированно отклонить предложение о проверке конституционности акта по основаниям, предусмотренным законом, указанным в части первой статьи 23 настоящего Кодекса.
Нормативные правовые акты, признанные согласно заключению Конституционного Суда Республики Беларусь не соответствующими Конституции Республики Беларусь или нормативным правовым актам, обладающим более высокой по отношению к ним юридической силой, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента внесения в них соответствующих изменений и (или) дополнений либо принятия новых нормативных правовых актов.
Признание нормативного правового акта или его отдельных положений не соответствующими Конституции Республики Беларусь или нормативным правовым актам, обладающим более высокой по отношению к ним юридической силой, является основанием для отмены в порядке, установленном частью пятой настоящей статьи, положений иных нормативных правовых актов, основанных на таком нормативном правовом акте или его отдельных положениях либо воспроизводящих его или содержащих эти положения. Положения таких нормативных правовых актов не могут применяться судами, иными органами, а также должностными лицами.
В случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь по предложению Президента Республики Беларусь дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь. Рассмотрение этого вопроса не может быть отклонено по инициативе Конституционного Суда Республики Беларусь.
Конституционный Суд вправе вносить Президенту Республики Беларусь, в палаты Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты законодательства изменений и (или) дополнений, принятия новых нормативных правовых актов. Конституционный Суд Республики Беларусь вправе также вносить в государственные органы и иные организации другие предложения, вытекающие из его компетенции.
Обращения граждан, направленные непосредственно в Конституционный Суд Республики Беларусь, рассматриваются им в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 6 июня 1996 года «Об обращениях граждан».
Конституционный Суд Республики Беларусь ежегодно направляет Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь послание о состоянии конституционной законности в республике, основываясь на изученных и рассмотренных материалах.
|