Обратная связь
|
Мясо и мясопродукты замороженные КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине «ХЛАДОТРАНСПОРТ»
Тема: «Организация перевозок скоропортящихся грузов на направлении
Белгород-Воркута»
Выполнила : студентка группы УЭМ-314
Д.Д. Ладыгина
Проверил: В.Л. Коновалов
Москва, 2015 год
Введение
Ежедневно на столе среднестатистического россиянина появляются свежие продукты надлежащего качества, которые так необходимы для поддержания сил в организме, роста костной и мышечной ткани, развития детского организма. К сожалению, не всегда есть возможность размещения производства той или иной продукции в каждом регионе нашей необъятной страны в силу географических особенностей, поэтому для обеспечения бесперебойных поставок скоропортящейся продукции введена в эксплуатацию «Непрерывная холодильная цепь». Это совокупность технических средств и технологии, обеспечивающих необходимый охлаждающий режим на всем пути движения скоропортящихся грузов.
Возникает вопрос в необходимости использования столь сложных технологических процессов с использованием дорогостоящего холодильного оборудования для транспортировки продуктов с ограниченным сроком годности. Однако большая часть сельскохозяйственых пищевых продуктов относятся к группе скоропортящихся, даже при кратковременном хранении их в обычных условиях очень быстрыми темпами ухудшается их качество, или они вовсе становятся негодными к употреблению. Из-за растительного или животного происхождения данной продукции с помощью действий микроорганизмов при ненадлежащем хранении начинаются процессы брожения или гниения, во избежание порчи товаров и для продления их срока годности с давних пор используют различные способы консервирования, одним из которых является холод.
В Российской Федерации перевозки скоропортящихся грузов осуществляют все виды транспорта. Морской и речной транспорт имеют среди парка своих судов специализированные суда – рефрижераторы, представляющие собой плавучие холодильники, обеспечивающие экспорт продукции из морских и речных портов; автомобильный транспорт, оперируя автомобилями-рефрижераторами, обеспечивает доставку скоропортящихся грузов не только в центры потребления и места, удаленные от железных дорог, но и на большие расстояния до 1000 км; воздушный хладотранспорт в силу высокой стоимости перевозки используется для быстрой доставки грузов, представляющих собой особую ценность, и, наконец, железнодорожный хладотранспорт, имеющий особое значение, в силу больших расстояний между районами заготовок, хранения, производства скоропортящихся продуктов и центрами потребления.
Следует помнить, что себестоимость перевозки скоропортящихся грузов в 3 - 4 раза выше среднесетевой. Это объясняется:
· потерей массы и качества дорогостоящих массовых скоропортящихся грузов; эти потери находятся в прямой зависимости от продолжительности перевозок и других факторов;
· высокая стоимость скоропортящихся грузов, которая в среднем превышает среднюю стоимость грузов в 7-8 раз;
· более высокой (в 7 - 10 раз) стоимостью рефрижераторного подвижного состава ( РПС ) , меньшей степенью его загрузки , большими расходами на его ремонт и содержание , необходимостью специального обслуживания вагонов и контроля за состоянием грузов в пути следования ;
· неравномерностью и односторонностью грузопотока, в результате которой возникает большой порожний пробег изотермических вагонов;
· сезонностью перевозок;
· ограниченными сроками доставки грузов;
Указанные особенности обуславливают повышенные требования к техническим средствам хладотранспорта и ко всей системе организации перевозок , выдвигая на передний план всемерное сокращение времени нахождения вагонов и контейнеров в процессе доставки .
Целью данного курсового проекта является:
- изучение особенностей и определение условий перевозки заданных скоропортящихся грузов на заданном направлении;
- разработка вопросов организации их перевозки;
- расчет продолжительности работы холодильных установок рефрижераторного вагона или контейнера за груженый рейс,
- разработка технологии экипировки РПС и определениеэкономической целесообразности перевозки скоропортящихся грузов на заданном направлении.
После выполнения всех вышеперечисленных мероприятий теоретические знания по условиям организации железнодорожных перевозок скоропортящихся грузов и их обслуживания приобретут более практический характер.
Выбор способов перевозки скоропортящихся грузов, подвижного состава, определение потребности в вагонах и контейнерах для перевозки грузов в заданном направлении.
1.1 Краткая транспортная характеристика перевозимых грузов и заданного типа подвижного состава
Скоропортящиеся грузы, т.е. грузы, требующие защиты от воздействия высокой или низкой температуры окружающей среды. К ним относятся продукты животноводства, полеводства, птицеводства и рыбной промышленности. В этих грузах активно протекают процессы изменения цвета, распад и гидролиз сложных органических веществ.
В понятие "транспортная характеристика груза" входят: объемно-массовые характеристики, режимы хранения, физико-химические свойства, особенности упаковки и тары, а также некоторые товарные свойства груза. Другими словами, это совокупность свойств грузов, определяющих условия и технологию его перевозки, погрузки и хранения.
В данной курсовой работе по направлению Белгород - Воркута перевозятся следующие виды СПГ:
Картофель
Картофель малоустойчив к воздействиям микроорганизмов, подвержен неинфекционным заболеваниям, вызванным нарушением обмена веществ под действием ушибов, света, температуры и влажности воздуха. Предъявляется к перевозке свежим, чистым, без механических повреждений вредителями и болезнями, без лишней внешней влажности, однородными по степени зрелости в каждой повагонной партии. Содержание в плодах токсичных элементов, пестицидов, нитратов не должно превышать допустимые уровни, установленные медико- биологическими требования и санитарными нормами качества продовольственного сырья и пищевых продуктов. Картофель поздний упаковывается в ящики, ящичные поддоны, тканевые и сетчатые мешки, а картофель ранний в жесткую тару. Плоды картофеля для длительного хранения перевозится только в таре, в то время как в период массовых заготовок допускается транспортировка наваломпозднего картофеля в крытых вагонах. Максимальная высота укладки позднего картофеля , упакованного в мешки или сетки в рефрижераторных и крытых вагонах не должна превышать 160 см,а картофеля урожая прошлого года при перевозке навалом в крытых вагонах в апреле –мае - 150 см, в июне – 110 см.
Плодоовощи
Должны предъявляться к перевозке свежими, чистыми, без механических повреждений и без повреждения вредителями и болезнями, однородными по степени зрелости в каждой повагонной партии, упакованными в соответствующую для каждого вида плодов и овощей тару. В удостоверении о качестве грузоотправитель обязан доподлинно указать точное наименование помологических сортов, дату сбора и упаковки. Перевозка плодоовощей рассматривается на примере огурцов. Свежие, целые, незагрязненные, сухие плоды без механических повреждений, с плодоножкой и без плодоножки укладывают в дощатые ящики вровень с краями тары, чтобы они не бились, не терлись и не мялись, в каждый ящик укладываются плоды одной помологической или ботанической группы и одной размерной категории.Максимальная высота укладки ящиков с огурцами в рефрижераторных вагонах не должна превышать 200 см.
Мясо и мясопродукты замороженные
Погрузка в вагоны мяса и мясопродуктов разрешается после осмотра их специалистами органа Госнадзора. Транспортируют мясо в рефрижераторах: остывшее и охлажденное - при температуре не выше 6 °С, мороженое - при 0 °С; охлажденное мясо подвешивают.Туши крупного рогатого скота должны быть разделаны на продольные полутуши или четвертины.На тушах, полутушах и четвертинах не должно быть остатков внутренних органов, сгустков крови, бахромок, загрязнений, а также льда и снега. Туши, полутуши и четвертины не должны иметь повреждений поверхности, выхватов подкожного жира, кровоподтеков и побитостей. У замороженного мяса, выпускаемого для реализации, допускается наличие зачисток, выхватов подкожного жира на площади, не превышающей 15% поверхности.Замороженное мясо, перевозимое без упаковки, укладывается в изотермические вагоны плотным штабелем с предварительной застилкой напольных решеток и стен на высоту погрузки бумагой. Между решетками и стенами оставляют щели для циркуляции наружного воздуха. Четвертины укладываются, начиная от торцевых стен вагона. В первом ярусе размещаются передки шейными зарезами к торцевым стенам, а наружной поверхностью – к напольным решеткам, во втором ярусе – задки, в третьем – опять передки шейными разрезами в сторону междверного пространства и так далее. В междверном пространстве укладка производится от противопогрузочной двери шейными разрезами в сторону продольной оси вагона.
Яйца куриные
Яйцо куриное состоит из трех основных частей: скорлупы (примерно 12% массы яйца), белка (56%) и желтка (32%).Поверхность яйца покрыта надскорлупной пленкой, а под скорлупой расположена подскорлупная оболочка, которые препятствуют проникновению бактерий внутрь яйца. Скорлупа пронизана порами и содержит углекислые и фосфорно-кислые кальций, магний, органические вещества.В зависимости от сроков хранения и качества яйца подразделяют на диетические и столовые. К диетическим относятся яйца, срок хранения которых не превышает 7 суток, не считая дня снесения. К столовым относятся яйца, срок хранения которых не превышает 25 суток со дня сортировки, не считая дня снесения, и яйца, хранившиеся в холодильниках не более 120 суток. Хранят диетические яйца при температуре не выше 20°С и не ниже 0°С; столовые - при температуре не выше 20°С; в холодильниках яйца хранят при температуре от 0 до -2°С и при относительной влажности воздуха 85-88%. Яйца куриные пищевые перевозятся в специальной ячеистой упаковке, укладываемой в ящики, в рефрижераторных вагонах, предъявляются к перевозке с температурой не выше 6 градусов C. Допускается перевозка в крытых вагонах яиц неохлажденных в летний период при температуре наружного воздуха не выше 25 градусов С и при положительной температуре наружного воздуха в переходный период. Яйца диетические по железной дороге не перевозятся.
1.2 Выбор способов перевозки и типов подвижного состава для перевозки заданных грузов
Способы перевозки скоропортящихся грузов (с охлаждением , отоплением, без охлаждения и отопления , с вентилированием и без него) и вид подвижного состава (РПС, РК, вагоны-термосы, ИВ-термосы, крытые) выбирают в зависимости от вида и термической обработки груза , периода года , климатической зоны направления перевозки , величины отправки , дальности перевозки с учетом ограничений по использованию отдельных типов изотермических вагонов и необходимости снижения расходов на перевозку при одновременном обеспечении сохранности грузов.
Используя программу RailAtlas, выбирается маршрут перевозки скоропортящегося груза по маршруту Белгород- Воркута.
Станция Белгород узловая железнодорожная станция Белгородского отделения Юго-Восточной железной дороги РЖД, станция Воркута железнодорожная станция Сосногорского региона Северной железной дороги.
Маршрут следования начинается на Юго-Восточной железной дороге, проходит через станции Московской железной дороги и завершается на Северной. На пути следования встречаются такие крупные станции, как Ржава, Курск, Орел, Тула 1, Серпухов, Александров, Ярославль главный, Вологда 1, Коноша 1, Сольвычегодск, Сосногорск и Печора.
Расстояние по маршруту Белгород-Воркута между станцией отправления и станцией назначения составляет 3022 км.
Правилами перевозок грузов год условно делится на три периода: летний, переходный и зимний. При выборе способа перевозки необходимо учитывать климатические условия не только дороги отправления, но и транзитных и дороги назначения с учетом времени следования.
Климатические периоды
Таблица 1.1.
№ П/П
| Наименование дорог и
участков
| Периоды года
| Летний
| Переходный
| Зимний
|
|
|
|
|
|
| Северная (южнее Вологды)
| С мая по октябрь включительно
| Ноябрь и апрель
| С декабря по март включительно
| Северная (севернее Вологды)
| С мая по сентябрь включительно
| Октябрь и апрель
| С ноября по март включительно
|
| Московская
| С мая по октябрь включительно
| Ноябрь и апрель
| С декабря по март включительно
|
| Юго-Восточная
| С мая по октябрь включительно
| Ноябрь и апрель
| С декабря по март включительно
|
Для заданного направления анализируется возможность перевозки рассматриваемых грузов в течение каждого климатического периода года, а затем выбираются способы перевозки .
Возможность перевозки определяется путем сопоставления сроков доставки. Различают три срока доставки для скоропортящихся грузов :
у с т а в н ы й ( ), в течение которого груз должен быть доставлен получателю, и за выполнение которого железная дорога согласно Уставу отвечает перед грузовладельцем (поэтому он еще называется о т в е т с т в е н н ы м сроком доставки ) ;
п р е д е л ь н ы й ( ), установленный Правилами перевозок скоропортящихся грузов для каждого груза в зависимости от рода и термической обработки груза , типа подвижного состава , климатического периода и способа перевозки .
т е х н о л о г и ч е с к и й( ), (т р а н с п о р т а б е л ь н о с т ь ) , установленный грузоотправителем в зависимости от качественного состояния груза и указываемый в удостоверении о качестве или сертификате.
Главными условиями приёма груза к перевозке является выполнение двух условий:
а) ≤ ;
б) ≤ ;
Уставный срок доставки зависит от дальности перевозок и скорости доставки и вычисляется по формуле 1.1.
= Lт/Vн+ (1.1)
Где:
– начальные и конечные операции, время на станции отправления-
назначения. В соответствии с Правилами перевозок грузов τнк= 2 суток.
Lт - расстояние перевозки (тарифное), км. Перевозка заданных грузов
осуществляется на направлении Белгород — Воркута. Тарифное расстояние
между пунктами составляет 3022 км.
Vн - норма суточного пробега, установленная Правилами перевозок грузов, км/сут ;
Большой скоростью отправляются рефрижераторные вагоны и вагоны-термосы, грузовой скоростью – крытые вагоны;
;
=3022/380+2=10 сут.
= 3022/480+2 =9 сут.
Уставный срок доставки всех грузов меньше, чем предельный, соответственно все грузы можно принимать к перевозке.
Для перевозки скоропортящихся грузов используются различные типы специализированного подвижного состава, одним из них являются рефрижераторные контейнеры.
Рефрижераторные контейнеры идеально подходят для хранения мяса, рыбы, мороженого, ягод, фруктов, а также других продуктов питания требовательных к температурному режиму. Рефрижераторный контейнер или рефконтейнер - это контейнер с термоизолированным корпусом из пенополиуритана, оборудованный рефрижераторной установкой, которая поддерживает внутри рефконтейнера температуру в диапазоне от -25°С до +25°С.
Рефрижераторный контейнер имеет два основных конструкционных блока: корпус и рефрижераторный агрегат. Корпус рефконтейнера состоит из несущего каркаса и пенополиуретановых сэндвич-панелей с внешним покрытием из дюралюминиевого листа (толщина - 2,0 мм) и внутренним покрытием из профилированной листовой пищевой нержавеющей стали (толщина - 0.6 мм). Пол рефконтейнера изготовлен из Т-образного алюминиевого профиля с прочностью, рассчитанной на применение при обработке товара обычного складского погрузчика. Двери изготавливаются из тех же что и корпус пенополиуретановых сэндвич-панелей и оборудованы специальными запорами, позволяющими герметично закрывать грузовой отсек контейнера. Электронный блок управления позволяет устанавливать и поддерживать в автоматическом режиме: температуру, влажность воздуха; задавать периодичность цикла оттайки; контролировать работу основных агрегатов и фиксировать их неисправность или сбои в работе. В настоящее время рефрижераторные агрегаты контейнеров в основном работают с применением хладагентов ("фреон") "R-134А", "R-409A", "R-401A".
Контейнеры размещают на платформе на 4-х упорных головках, приведенных в рабочее положение и совпадающих с соответствующими угловыми фитингами контейнера.
Результаты выбора способа перевозки и возможного типа подвижного состава для заданных грузов в течении всего года сведены в таблицу 1.2. Условия и способы перевозки грузов.
Условия и способы перевозки грузовТаблица 1.2
Наимено
вание
груза
| Терми-
ческое
состояние
| Тара и упаковка
| Температурный режим перевозки в РПС
| Периоды перевозки
| Предельные сроки перевозки в вагонах
| Возможные способы перевозки и типы подвижного состава
| РПС и РК
| В-Т
| КР
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Овощи (огурцы грунтовые)
| Не подготовлены (температура наружного воздуха)
| Ящики дощатые
|
От +9°Сдо +6°С
| летний
|
| -
| -
| РПС,РК с охл. б/в
| переходный
(апрель)
|
| -
| -
| -
| зимний
| -
| -
| -
| -
| Яйца куриные
Неохлажденные
| Не подготовлены
| Ячеистая упаковка в ящиках
|
Не выше +6°С
| летний
| 20/15
|
|
| РПС ,РК с охл./без охл., КР с/в, В-Т
| переходной
| 20/18
|
|
| РПС,РК с охл./ без охл.,КР с/в, В-Т
| зимний
|
|
| -
| РПС, РК с охл. (отопл.) б/в
| Картофель ранний
| температура наружного воздуха
| Ящики дощатые
|
От +5°С до+20°С
| летний
|
| -
|
| РПС,РК с охл. б/в,
| переходный
(апрель)
|
| -
| -
| РПС, РК с охл. б/в
| зимний
| -
| -
| -
| -
| Говядина замороженная
| Подготовлена, температура не выше - 8°С
| Полутуши или четвертины в упаковке
|
не выше - 8°С
| летний
|
|
| -
| РПС,РК с охл.,
| переходной
|
|
| -
| РПС,РК с охл.,
| зимний
| 30/12
|
| -
| РПС,РК,В-т с охл.(отопл.)/без охл.(отопл.), В-Т б/в
|
|
|