Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Отклонения социального поведения

Применяются три термина, близких по значению: деструктивное поведение, отклоняющееся либо девиантное. Подобное поведение как правило объясняется сочетанием итогов неверного формирования личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался индивид. В то же время оно в значительной степени обусловливается минусами обучения, приводящими к развитию сравнительно стабильных психологических качеств, способствующих развитию отклонений. Отклоняющееся поведение может являться нормативным, т. е. иметь ситуативный характер и не выходить за пределы серьезных нарушений законных либо нравственных норм. Опасным является такое поведение, которое не только лишь выходит за границы возможных личных вариантов, но и задерживает формирование личности либо создает ее крайне односторонней, затрудняя межличностные взаимоотношения, хотя по внешнему виду оно не находится в противоречии с правовыми, нравственно моральными и культурными нормами.

Девиантное, либо отклоняющееся (от лат. Deviatie – отклонение), поведение постоянно сопряжено с несоответствием человеческих поступков и операций распространенным в обществе либо общественных группах нормам, законам поведения, стандартам, ожиданиям, указаниям, ценностям.

Пониманием сущности девиантного поведения служит понятие "норма". Общественная норма – это исторически сформировавшаяся в определенном обществе степень возможного поведения отдельной персоны, социальной группы либо организации. Общественные нормы появляются как итог отражения (адекватного или искаженного) в сознании людей справедливых закономерностей функционирования сообщества и воплощаются в этикете, нравственности, юридических нормах.



Социальные нормы осуществляют функции оценки и ориентации личности, общности, а кроме того осуществляют урегулирование поведения и общественный надзор за поведением. Они носят ярко выраженный волевой характер, однако в отличие от личного волеизъявления выражают характерные общественные взаимосвязи, предоставляют типовой диапазон действия. Норма не только лишь дает оценку и направляет подобно идеям, эталонам, но и указывает. Таким образом, общественные нормы – это принципы, выражающие условия сообщества, общественной группы к поведению личности, группы в их отношениях друг с другом, общественными институтами, сообществом в целом.

Регулирующее влияние норм заключается в том, что они определяют пределы, условия, формы поведения, вид взаимоотношений, цели и способы их свершения. Вследствие того, что нормы учитывают и единые основы поведения, и его определенные характеристики, они могут предоставлять более совершенные модели, образцы должного, чем прочие ценности. Несоблюдение норм порождает определенную и четкую отрицательную реакцию со стороны общественной группы, сообщества, его институциональных форм, нацеленную на преодоление отклоняющегося от нормы действия. По этой причине нормы считаются эффективным орудием борьбы с девиацией, обеспечения порядка, стабильности сообщества.

Нормы появляются из-за необходимости в конкретном действии. Таким образом, одной из самых древних норм существовала норма добросовестного взаимоотношения к своей доле в общественном труде, которая возникла в результате укрепления повторяющихся совместных действий. Данная норма не утратила своего смысла и в настоящее время, хотя её на сегодняшний день актуализируют другие культурно-исторические факторы.

Многообразие общественной действительности, общественных нужд порождает и разнообразие норм. Систематизируют их согласно различным основаниям. Для социолога имеет значение акцентирование норм согласно субъектам, носителям норм. Согласно данному основанию выделяют общечеловеческие нормы, нормы общества, групповые, коллективные. В современном мире прослеживается сложная коллизия данных норм.

Выделяются нормы:

• по объекту, или сфере деятельности, действующие в области определенных видов отношений: политические, экономически, эстетические, религиозные и т. д.;

• по содержанию, регулирующие имущественные отношения, общение, обеспечивающие права и свободы личности, регламентирующие деятельность учреждений, взаимоотношения между государствами и т. д.;

• по месту и нормативно-ценностной иерархии – основополагающие и второстепенные, общие и конкретные;

• по форме образования и фиксации – жестко фиксированные и гибкие;

• по масштабам применения – общие и локальные;

• по способу обеспечения – опирающиеся на внутреннее убеждение, общественное мнение или на принуждение, на силу государственного аппарата;

• по функциям – нормы оценки, ориентирующие, контролирующие, регламентирующие, карающие, поощряющие;

• по степени устойчивости – опирающиеся на социальную привычку, обычай, традиции и не имеющие такого основания.

В основной массе ситуации отклоняющееся от общественных норм поведение изменяется с помощью общественных наказаний. Небольшие и эпизодические формы девиаций, сопряженные с нарушением режима взаимодействия между людьми, фиксируются общественным мнением и изменяются напрямую и ситуационно участниками взаимодействия. Способы и ресурсы борьбы с устойчивыми девиациями формируются социальным сознанием либо интересами правящей элиты в зависимости от уровня угрозы отклонений.

Нередко социальные отклонения выступают как способ формирования концепции, преодоления реакционных и консервативных стереотипов действия, т. е. играют положительную роль. Отрицательные формы девиации (преступность, пьянство, наркомания, проституция и др.) считаются общественной патологией. Они дисфункциональны, приносят существенный вред конкретной личности и окружению в целом.

Каждое отклонение в собственном развитии проходит несколько стадий. Аддиктивное поведение считается одним из более известных отклонений.

Его формированию содействуют как конкретные (социальные), так и индивидуальные (феноменологические) условия виктимизации. Однако начало отклонения зачастую приходится на период раннего возраста.

Способность человека преодолевать преграды и справляться с этапами эмоционального регресса служит залогом предотвращения формирования отклоняющегося поведения. Суть аддиктивного поведения заключается в желании лица уйти от действительности, меняя собственное психологическое состояние

с помощью приема определенных веществ (спиртного, наркотиков) или стабильной фиксации внимания на конкретных объектах или типах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных позитивных чувств.

Чаще всего ход формирования аддикции начинается, когда индивид испытывает чувства необычного подъема, сопряженного с некоторыми поступками. Сознание закрепляет данную взаимосвязанность. Индивид понимает, что имеется конкретный метод действия либо способ, которое относительно свободно улучшает психологическое состояние.

Второй период аддиктивного поведения характеризуется возникновением аддиктивного ритма, когда вырабатывается конкретная последовательность прибегания к аддикции.

На третьем этапе аддикция становится обыкновенным способом реагирования в негативной ситуации.

На четвертом этапе совершается абсолютное преобладание аддиктивного действия вне связи от благополучия либо неблагополучия ситуации.

Пятый период — трагедия. Психическое состояние человека — крайне плохое, так как само аддиктивное действия уже не дает прошлого удовлетворения. Индивид является субъектом социализации, её предметом, но он также способен быть и жертвой социализации.

Изначально представление виктимизации было использовано в рамках юридической психологии с целью обозначения разных действий, обусловливающих трансформация человека в жертву факторов либо принуждения иных людей. Представление социально педагогической виктимологии внедрено в связи с трудностями исследования негативных факторов социализации человека.

Виктимогенность - присутствие обстоятельств, которые содействуют ходу превращения человека в жертву социализации, непосредственно процесс и итог подобного перевоплощения - виктимизация. Из числа обстоятельств, содействующих виктимизации лица, можно отметить общественные и феноменологические требование (условия). Общественные условия виктимизации объединены с внешними действиями, феноменологические условия - с теми внутренними преобразованиями в человеке, которые совершаются под воздействием негативных условий воспитания и социализации.

Важным общественным условием считается воздействие особенностей социального контроля в том обществе, в котором живет индивид. Низкий уровень жизни, незанятость, загрязнение окружающей среды, слабая социальная помощь со стороны государства — все без исключения это условия виктимизации населения.

Ученые демографы выделяют 3 доминирующих условия виктимизации в современной жизни: усилившееся повсеместное засорение окружающей среды, понижение приспособления людей в связи с быстро меняющимися обстоятельствами существования, существенные психические стрессы. Особенным условием виктимизации жителей называют катастрофы, так как они ведут к срыву обычной социализации весьма больших групп населения.

Специфические виктимогенные условия обусловлены нестабильностью общественной, финансовой и политической жизни сообщества и страны.

Не все дети имеют равные шансы приспособиться к обществу, не прилагая излишних стараний, которые могут вести к психологическим расстройствам, агрессии и антисоциальному действию.

Антисоциальное действия выражается в ущемлении либо игнорировании прав других людей, преобладании гедонистической мотивировки, капризах, демонстративном поведении, отсутствии чувства ответственности и обязанности. К условиям виктимизации человека возможно отнести все без исключения условия социализации: микрофакторы — семейный круг, категории ровесников и культура, микросоциум, культовые компании; мезофакторы — этнокультурные требование, региональные требование, ресурсы массовой коммуникации; макрофакторы - космическое пространство, земля, общество, государство, социум, правительство.

Подавляющее количество отклонений общественного поведения обусловлено сложным взаимодействием большого количества факторов.

Вопросы для самопроверки:






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.