Обратная связь
|
Типологическая модель Э. Шострома: Манипуляторы – Актуализаторы Э.Шостром делит всех людей на манипуляторов и актуализаторов.
Манипуляторы:
Актуализаторы:
Актуализатор находится в большей сохранности, чем манипулятор, так как понимает, что он уникален и, что его неповторимость – это важно.
Актуализатор отыскивает в себе оригинальность и неповторимость. Манипулятор, напротив, загоняет свою оригинальность вглубь и повторяет, копирует, тиражирует чьи-то поведенческие модели. Он пытается, пыхтит, карабкается кверху, однако сообразно уже освоенным горам.
Обращение манипулятора к людям – объектное, дистантное. Отношение актуализатора – субъектное; он общается тесно, на короткой дистанции.
Манипулятор – это человек, который познает тайны человечной природы с одной единой целью – чтоб лучше контролировать находящихся вокруг. Замалчивание собственных настоящих глубочайших эмоций – это печать манипулятора.
Нынешний манипулятор развился из ориентации сообщества на рынок, когда человек – это вещица, о которой необходимо немало знать и которой необходимо помочь исправится.
Шостром считает, что все мы манипуляторы. Однако до того как отторгать, отрезать наше манипулятивное поведение, следует попытаться переработать либо усовершенствовать его в актуализированное поведение, т. е. нам нужно наиболее творчески манипулировать.
Шостром считает, что все мы манипуляторы и в каждом из нас находится некоторое количество манипуляторов. В различные моменты жизни то один, то иной из их управляет нами, однако все же доминирующим является один тип манипулятора. Автор выделяет 8 главных типов манипуляторов и 8 типов актуализаторов.
- Тиран. Он преумножает свою силу, он преобладает, повелевает, цитирует авторитеты, т. е. делает все, чтоб править своими жертвами. Вариации тирана: настоятельница, начальник, шеф, младшие боги.
- Тряпка. Традиционно потерпевшая сторона тирана и его ровная антагонистичность. Тряпка развивает огромное дело в содействии с тираном. Она преувеличивает свою чувствительность. При этом соответствуют ее приемы поведения: забывать, не слышать, инертно безмолвствовать. Вариации тряпки – боязливый, глуповатый, хамелеон, конформист, смущающийся, отходящий.
- Калькулятор. Преумножает желание все и всех надзирать. Он лжет, увиливает, обманывает, пытается, с одной стороны, обмануть, с иной стороны – перепроверить остальных. Вариации: делец, аферист, игрок в покер, вседеятель рекламы, шантажист.
- Приставала. Полярная антагонистичность калькулятору. Изо всех сил преувеличивает свою подневольность. Это личность, которая стремится стать предметом заботы. Дозволяет и исподволь принуждает остальных делать за него его работу. Вариации: паразит, нытик, нескончаемый малыш, меланхолик, иждивенец, немощный, человек с девизом "Ах, жизнь не удалась, и потому …"
- Хулиган. Преумножает свою злость, бессердечие, недоброжелательность. Управляет при помощи угроз разного рода. Вариации: оскорбитель, супротивник, гангстер, грозящий. Женская вариация хулигана – ворчливая бабушка.
- Славный парень. Преумножает свою внимательность, влюбленность, бдительность. Он убивает добротой. В некотором смысле стычка с ним куда сложнее, чем с хулиганом. Во всяком конфликте хулигана с замечательным парнем хулиган проигрывает. Вариации: льстивый, добрый, моралист, человек организации.
- Судья. Преумножает свою неодобрительность. Он никому не верит, полон нареканий, негодования, с трудом прощает. Вариации: всезнающий, обвинитель, обличитель, собиратель улик, бесславящий, расценщик, мститель, принуждающий признать вину.
- Адвокат. Антагонистичность судье. Он чрезвычайно выделяет свою помощь и снисходительность к ошибке. Он портит других, сострадая сверх каждой меры, и не позволяет тем, кого охраняет, стать на собственные ноги, и вырасти самостоятельным. Вместо того чтоб заняться своими делами, он хлопочет о нуждах остальных. Вариации: цыплятница с цыплятами, утешитель, Благодетель, страдалец, ассистент, жертвенный.
Таким образом, манипулятор –это личность, которая относится к людям ритуально, изо всех сил пытаясь избежать интимности в отношениях и затруднительного расположения.
Типы актуализаторов Шостром выводит из манипуляторов. Из Тирана может раскрутиться красивый Фаворит, который не диктует условия, а ведет. Из Тряпки может выйти Сострадающий. Он не только говорить собственной беспомощности, однако и действительно её понимает. Он может просить хорошей работы, однако лояльно относится к тому, что другой человек склонен заблуждаться.
Из Калькулятора может раскрутиться Вежливый. Из Прилипалы может выйти Благодарный. Он не просто зависит от остальных, однако и достойно оценивает труд остальных. Из Хулигана развертывается Настойчивый. Он различается откровенностью и прямотой. Из Славного парня развертывается Внимательный. Он вправду внимателен к людям, дружествен, способен на глубокую влюбленность. И в нем недостает раболепия Славного парня. Из Судьи развертывается Выразитель. Он владеет уникальным умением формулировать свои убеждения, не осуждая и не унижая остальных. Из Адвоката может выйти Шофер. Он не обучает и не охраняет всех подряд, однако способствует любому отыскать собственный свой путь, не навязывая собственных взоров.
Итак, манипулятор – это многогранная личность с антагонистическими противоположностями в душе; актуализатор – многогранная личность с взаимодополняющими противоположностями.
Манипуляция рассматривается как система игр, какие имеют все шансы отличаться сообразно манере. Манипуляция – это псевдофилософия жизни, направленная на то, чтоб извлекать и надзирать как себя, этак и остальных. Автор выделяет 4 манипулятивные системы:
- Активный манипулятор пробует править другими с помощью активных способов. Он ни за что не будет показывать свое бессилие и станет играть роль человека наполненного силой. Он использует при этом собственным общественным положением либо рангом.
- Пассивный манипулятор – антагонистичность активному. Он притворяется немощным и глуповатым, разыгрывая "собаку снизу". Разрешая активному манипулятору мыслить и действовать за него, инертный манипулятор одерживает сокрушительную победу. И главные его ассистенты – слабость и заторможенность.
- Соревнующийся манипулятор принимает жизнь как неизменный турнир. Себе он отводит роль внимательного воина. Для него жизнь – это неизменная бой, а люди – конкуренты и даже неприятели.
- Равнодушный манипулятор. Пытается выйти, отстраниться от контактов. Его способы то пассивны, то активны: он то Ворчливая Бабушка, то Страдалец, то Немощный. На самом деле он лишь играет в "безразличность".
Автор придерживается такого взгляда, что в каждом из нас имеется, и манипулятор и актуализатор и любой из нас волен избирать, кем из перечисленных типов ему существовать. "Люди аналогичны рекам, и во всех данных реках течет одна и та же влага. Элементарно сообразно форме эти реки разны. Этак же и люди. Хоть какой из нас несет в себе семечки всякого человечного свойства, и изображение тех либо других свойств зависит от ситуации"
Очень важным вопросом социальной психологии является выделение социально-психологических свойств. При общей не разработанности определения свойств личности довольно тяжело обозначить круг её социально-психологических свойств. Не случайно в литературе имеются различные суждения сообразно этому вопросу зависящие от решения наиболее общих методологических проблем.
Главные методологические проблемы исследования личности в социальной психологии:
- Выделение трактовок самого понятия "личность" в общей психологии. Если "личность" - синоним термина "человек", то, несомненно, отображение её свойств (параметров, черт), обязано включать в себя все свойства человека. Если "личность" только социальное свойство человека, то комплект её параметров обязан довольствоваться только социальными качествами.
- Многозначность в употреблении мнений "социальные характеристики личности" и "социально-психологические характеристики личности". Любое из данных мнений употребляется в определенной системе отсчета. Когда говорят о "социальных свойствах личности", то это традиционно делается в рамках решения общей трудности соотношения биологического и общественного. Когда употребляют мнение "социально-психологические характеристики личности", то чаще совершают это при противопоставлении социально-психологического и общепсихологического подходов (как вариант: выделение "вторичных" и "базовых" параметров). Однако такое использование мнений не является серьезным: время от времени они употребляются как синонимы, что еще больше затрудняет анализ.
- В конце концов, наиболее основное: отличие общих методологических подходов к осмысливанию структуры личности - обсуждение её то ли как коллекции, комплекта определенных свойств (параметров, черт), то ли как определенной системы, элементами которой являются не "черты", а остальные единицы проявления
До того времени, пока не получены однозначные ответы на принципиальные вопросы, невозможно ожидать однозначности и в решении наиболее частных проблем. Потому на уровне социально-психологического разбора еще имеются противоречивые моменты, к примеру, по следующим пунктам:
а) сам список социально психологических свойств (параметров) личности и критериев для их выделения;
б) соответствие свойств (параметров) и возможностей личности (при этом имеются в виду конкретно "социально-психологические возможности).
Что касается списка свойств, то часто предметом разбора являются все свойства, изучаемые при поддержке личных тестов (до этого только тестов Г. Айзенка и Р. Кеттелла). В остальных вариантах к социально-психологическим качествам личности относятся все личные психологические индивидуальности человека, укрепляется специфика протекания отдельных психических действий (мышление, память, свобода и т. п.). В зарубежных исследованиях при описании способов для выявления свойств личности употребляется термин "прилагательные" (не название свойств, а "прилагательные", их обрисовывающие), в каком месте в одном ряду перечисляются такие, к примеру, свойства, как "умный", "трудолюбивый", "добрый", "подозрительный" и т. п.
Только время от времени выделяется некая особенная группа свойств. Так, социально-психологические характеристики личности рассматриваются как "вторичные" по отношению к "базовым" свойствам, изучаемым в общей психологии. Эти социально-психологические характеристики сведены в 4 группы:
- обеспечивающие формирование и использование социальных возможностей (общественной перцепции, воображения, разума, черт межличностного оценивания);
- формирующиеся во взаимодействии членов группы и в итоге её общественного воздействия;
- наиболее общие, связанные с социальным поведением и убеждением личности (энергичность, ответственность, расположение к поддержке, сотрудничеству);
- общественные характеристики, связанные с общепсихологическими и социально-психологическими качествами (расположение к авторитарному либо демократическому методике деяния и мышления, к догматическому либо открытому отношению к дилеммам и т. д.).
Разумеется, что при всей продуктивности идеи вычленения социально психологических параметров личности, осуществление данной идеи не является серьезной: навряд ли в предложенной классификации выдержан аспекты "вторичности" перечисленных параметров, правда и базу классификации остается не полностью светлым.
Вопросы для самопроверки:
- В чем специфика социальной психологии в исследованиях такого сложного объекта как личность?
- Чем можно объяснить исследовательский интерес к вопросам личности в социальной психологии?
- Какие методологические сложности существуют в изучении личности социальными психологами?
- К какому типу модели Э. Шострома Вы можете отнести себя? Почему?
- К какому типу модели К.А. Альбухановой - Славской Вы можете отнести себя? Почему?
- Как знания типов личности может помочь работе педагога-психолога?
- Объясните, чем отличается поведение манипулятора от актуализатора?
Социализация личности
Понятие о социализации
Сущность хода социализации состоит в том, что индивид со временем усваивает общественный навык и применяет его с целью приспособления к обществу.
Социализация принадлежит к этим явлениям, с помощью которых индивид обучается существовать и продуктивно взаимодействовать с другими людьми.
Она напрямую сопряжена с общественным контролем, так как содержит в себе усвоение знаний, норм, ценностей сообщества, обладающего всеми типами наказаний формального и неформального характера. Направленные, общественно регулируемые процессы воздействия на личность реализуются, прежде всего, в воспитании и обучении.
Спонтанное воздействие осуществляется через средства массовой коммуникации, ситуации реальной жизни и др. Двухсторонность хода социализации выражается в единстве её внутреннего и внешнего содержания. Внешний процесс — комплекс абсолютно всех общественных влияний на человека, стабилизирующих выражение свойственных субъекту импульсов и желаний.
Внутренний процесс — ход развития целостной личности. Любой общеисторический промежуток устанавливает характерные черты социализации в зависимости от ее условий на этом этапе реализации. Сегодняшняя социализация содержит собственную специфику, предопределенную стремительными темпами формирования науки и новейших технологий, оказывающих большое влияние на все без исключения области существования человека.
К одной из наиболее очевидных отличительных черт современной социализации относится её продолжительность по соотнесению с предыдущими периодами.
Детство как первоначальный промежуток социализации согласно сопоставлению с предыдущими временами существенно возросло. Сегодняшняя социализация характеризуется гуманизацией раннего возраста, когда дошкольник выступает в качестве основной ценности семьи и сообщества.
Для того, чтобы быть правомочным членом сообщества, человеку необходимо все больше времени. Если ранее социализация охватывала только лишь промежуток раннего возраста, то современному человеку нужно социализироваться целую жизнь. Особая значимость в современной социализации принадлежит формированию и получению специальности.
Образование считается важным обстоятельством социализации практически во всех государствах мира. Достижения современного образования определяются не только
тем, чему индивид обучился, но также и возможностью получать новейшие познания и применять их в новых обстоятельствах. Творческий процесс кроме того делается важным обстоятельством социализации человека. Характерные черты современной социализации человека обусловливаются и теми новыми требованиями к его характерологическим чертам, которые обязаны быть сформированы с целью рационального функционирования в качестве правомочного члена сообщества.
Эти особенности сами по себе не очень отличаются от черт личности, требуемых прежде, но их комбинация подразумевает значительную выраженность амбивалентности. Двойственность — это такое сочетание разнонаправленных качеств, которое гарантирует взаимную компенсацию их общественных проявлений в действии человека. В ходе социализации человек выступает как субъект и объект социальных взаимоотношений.
А. В. Петровский выделяет 3 периода формирования личности в ходе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.
На периода адаптации, которая как правило совпадает с этапом раннего возраста, человек выступает как объект социальных взаимоотношений, на который нацелено огромное число усилий отца с матерью, педагогов, преподавателей и иных людей, находящихся вокруг ребенка и пребывающих в той или иной степени близости к нему. Совершается вступление в общество людей: освоение определенными знаковыми системами, разработанными человечеством, элементарными нормами и предписаниями поведения, общественными ролями; овладение простых форм деятельности. Индивид учится быть личностью. Это не так просто.
Примером этому являются феральные люди.
Феральные люди — это те, кто по каким-то обстоятельствам не прошел процесса социализации, т. е. не постигали, не воспроизводили в собственном развитии социального опыта. Это те индивиды, которые выросли в обособленности от людей и воспитывались в сообществе животных (К. Линней). В период индивидуализации происходит определенное отделение индивидуума, спровоцированное необходимостью персонализации. Тут человек — субъект социальных взаимоотношений. Индивид, ранее изучивший конкретные цивилизованные нормы сообщества, способен показать себя как оригинальная индивидуальность, образуя нечто новое, эксклюзивное, то, в чем, собственно, и проявляется его личность. В случае если в основной период наиболее важным было овладение, то на следующий — воспроизведение в личных и неповторимых формах. Индивидуализация во многом обусловливается противоречием, которое имеется между достигнутым результатом приспособления и необходимостью в максимальной реализации собственных индивидуальных отличительных черт.
Стадия индивидуализации содействует проявлению отличий между народами. Интеграция подразумевает результат определенного баланса
между человеком и сообществом, интеграцию субъекта объектных взаимоотношений личности с обществом. Индивид обретает тот наилучший вариант жизнедеятельности, который содействует ходу его самореализации в мире, а кроме того принятию им его изменяющихся норм.
Понятие социализации как "двустороннего процесса, включающего, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду" (Г.М. Андреева).
Теории социализации и развития личности. Процесс социализации как процесс становления личности. Три сферы становления личности: деятельность, общение, сознание. Стадии и институты процесса социализации.
Социально-психологические механизмы социализации. Адаптация как составная часть социализации, ее механизмы и стадии. Трудности адаптации в условиях социального кризиса. Соотношение процессов социализации и развития личности. Социальная установка и реальное поведение.
В современной социальной психологии отсутствует однозначное определение понятия "социализация"
В Психологическом словаре социализация определяется как исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта.
Г.М.Андреевадает следующее определение - Социализация – двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны – процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности; активного включения в социальную среду.
Важным является то, что человек не просто усваивает, но и преобразовывает социальный опыт в собственные ценности, установки, ориентации, т.е. проявляет не пассивность, а активность.
Процесс социализации тесно связан с процессами развития личности и воспитания.
Развитие личности предполагает активность личности (личность как субъект)
Воспитание – в широком и узком смысле (воздействие воспитателя) и воздействие на человека свей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта.
Социализация включает три взаимосвязанных процесса:
- социальная адаптация – это активное приспособление к условиям среды посредством усвоения/ассимиляции внешних требований и изменения/аккомодации собственных реакций;
- индивидуализация – активное приспособление личности к собственным особенностям в форме самопознания, самопринятия и самореализации;
- социально-психологическая интеграция (постепенное усложнение, упорядоченность и согласование интрапсихических компонентов и функций в соответствие с требованиями социальной реальности).
Содержание данных процессов представлено на схеме.
Схема. Структурно-динамическая модель социализации.
|
|