Обратная связь
|
Группа как социально-психологический феномен Проблема групп, в которые соединяются люди в ходе собственной жизнедеятельности, – главный вопрос не только лишь социальной психологии, но и социологии. Реальность социальных взаимоотношений всегда дана как действительность взаимоотношений между общественными группами, по этой причине с целью социологического анализа чрезвычайно важным и базисным вопросом считается проблема о том, по какому критерию необходимо вычленять группы из этого многообразия разного рода организаций, которые появляются в человеческом мире. Сразу же необходимо оговориться, что в социальных науках в принципе может иметь место двойственное использование определения группа. С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются в виду условные группы: случайные организации (классификация) людей по какому-либо общему показателю, нужному в этой концепции рассмотрения. Подобное представление широко представлено, прежде всего, в статистике, где зачастую нужно выделить категорию людей, обладающих какой-то определенный уровень образования, болевших сердечно-сосудистыми болезнями, имеющих необходимость в жилье и т.д. Порой в этом представлении слово группа применяется и в психологии, если, к примеру, в следствии тестовых испытаний конструируется категория людей, давших характеристики в каких-то одних пределах, другая группа – с другими признаками и так далее.
С другой стороны, в полном цикле социальных наук, под группой подразумевается реально существующее образование, в котором люди сосредоточены совместно. Соединены каким-то единым показателем, разновидностью коллективной деятельности либо размещены в какие-то схожие условия, обстоятельства (также в реальном процессе их жизнедеятельности), конкретным способом понимают собственную принадлежность к этому образованию (хотя степень и уровень осознания имеют все шансы быть крайне разными).
Именно в рамках данного второго объяснения имеет по преимуществу проблема с группами социальная психология, и непосредственно в данном проекте ей нужно отчетливо отметить различие собственного подхода от социологического. С точки зрения социологического подхода, самое основное – найти непредвзятый критерий различения групп, хотя в принципе и подобных критериев может быть немало. Отличия групп возможно наблюдать и в религиозных, и в народных, и в общественно-политических характеристиках. Для каждой концепции социологического познания немаловажно принять какой-то критерий в качестве главного. С точки зрения данного беспристрастного критерия социология и исследует любую общественную группу, её соотношение с сообществом, с личностями, в нее вступающими.
Для социально-психологического подхода свойственен иной ракурс зрения. Исполняя разные социальные функции, индивид считается членом множественных общественных групп, он формируется как бы в скрещении данных групп, считается точкой, в которой скрещиваются разные массовые воздействия. Это имеет для личности два значимых следствия: с одной стороны, устанавливает справедливое место персоны в системе общественной деятельности, с другой – влияет на формировании сознания личности. Личность оказывается включенной в систему представлений, взглядов, норм, ценностей множественных групп. По этой причине чрезвычайно важно установить, какая будет та "равнодействующая" этих массовых воздействии, которая и установит сущность сознания личности. Однако, для того, чтобы дать ответ на данный вопрос, нужно определить, что же значит для человека группа в психическом плане, какие её свойства ценны для личности, входящей в ее. Непосредственно здесь-то социальная психология и встречается с потребностью соотнесения социологического подхода, с каким она не может не считаться, и психологического, который также содержит свою традицию рассмотрения групп.
Если для первого, как мы видели, свойственен, прежде всего, отбор справедливых критериев с целью различения настоящих социальных групп, то для второго характерно в огромной мере рассмотрение только самого прецедента присутствия определенного множества лиц, в обстоятельствах которого проходит работа личности. Данное множество персон, окружающих человека или даже взаимодействующих с ним в какой-то определенной ситуации, также, безусловно, может быть интерпретировано как группа. Но фокус заинтересованности в этом случае – никак не содержательная деятельность этой группы, а, скорее, модель операций индивида в условиях присутствия других людей либо в том числе и взаимодействия с ними. Во множественных социально-психологических исследованиях, в особенности на ранних стадиях формирования социальной психологии, вопрос ставился именно таким образом. Группа тут никак не представляет как реальная социальная ячейка сообщества, как микросреда развития личности. Но с такой традицией невозможно не считаться: для определенных целей, в особенности в рамках общепсихологического анализа (к примеру, при выяснении особенности протекания конкретных психологических действий в условиях группы), такого рода аспект может быть оправдан.
Человеческое общество представляет собой сложный социокультурный и экономический феномен, одной из важнейших составляющих которого является понятие "группа".
Социальная группа – это объединение людей, связанных системой социальных ценностей, норм и образцов поведения, все члены которого участвуют в деятельности.
Для происхождения любой общественной группы нужны некая цель и способ общественного контроля за соблюдением ценностей и норм. В процессе формирования группы выделяются фавориты, групповая организация, образуются общественные связи меж её членами, вырабатываются групповые ценности и нормы.
Для социально-психологического подхода свойственен взор на создание группы с целью исполнения разных общественных функций человеком. Конкретно потому он и является членом бессчетных социальных групп, он создается как бы в пересечении данных групп, является точкой, в которой скрещиваются разные групповые воздействия. Это имеет для личности 2 принципиальных следствия:
- описывает беспристрастное пространство личности в системе общественной деловитости,
- воздействует на формировании сознания личности.
Личность как оказывается включенной в систему взоров, представлений, норм, ценностей бессчетных групп. Потому очень важно знать, какова станет та "равнодействующая" данных групповых воздействии, которая и определит главное сознание личности.
Хотя само по себе присутствие отношений между людьми в рамках какого-то соединения значительно. Какие-нибудь отношения возникают, несомненно, постоянно, если имеется некоторое количество человек, а не один; они появляются, даже если элементарно посадить рядом 2-ух неизвестных людей. Значимость для личности данных отношений может существовать вскрыта только тогда, когда сами дела поняты как значимая черта общественной группы, включенной в некую систему публичной деловитости.
Значимость группы для личности до этого только в том, что группа — это определенная система деятельности, заданная её местом в системе общественного труда и поэтому сама выступает субъектом определенного вида деловитости и чрез нее включена во всю систему публичных отношений.
Если взять предложенную интерпретацию группы как субъекта общественной деловитости, то, разумеется, разрешено отметить некие черты, характерные ей конкретно как субъекту деловитости. Общность содержания деловитости группы порождает и общность психологических черт группы, станем ли мы именовать их "групповое сознание" либо любым другим термином. К психологическим чертам группы обязаны существовать отнесены такие групповые образования, как групповые интересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповое мировоззрение, групповые цели.
Для индивидума, входящего в группу, понимание принадлежности к ней исполняется до этого только чрез принятие данных черт, т. е. чрез понимание факта некой психической общности с иными членами предоставленной общественной группы, что и дозволяет ему идентифицироваться с группой. Разрешено заявить, что "граница" группы воспринимается как грань данной психической общности.
При разборе развития групп и их роли в летописи человечного сообщества, было известно, что ключевой психологической чертой группы является присутствие "мы-чувства". Это значит, что определяющим принципом психического строения группы является выделение для индивидов, входящих в группу, некого образования "мы" в различие от иного образования — "они".
"Мы-чувство" выражает потребность различать одну общность от другой и является типичным индикатором осознания принадлежности личности к некой группе, т. е. общественной идентичности. Констатация принадлежности личности к группе представляет для общественной психологии значимый энтузиазм, разрешая разглядеть психологическую общность как типичный психический "срез" настоящей общественной группы.
Специфика социально-психологического разбора группы конкретно тут и имеет место быть: рассматриваются выделенные средствами социологии настоящие общественные группы, однако в их, дальше, определяются те их черты, какие в совокупности определяют группу психологической общностью, т. е. разрешают любому её члену определять себя с группой.
Сообщество повлияет на личность конкретно чрез группу, и очень принципиально взять в толк, каким образом групповые воздействия выступают посредником меж персоною и социумом. Однако для такого, чтоб исполнить эту задачку, и необходимо разглядеть группу не элементарно как "множество", а как настоящую ячейку сообщества, включенную в просторный контекст общественной деловитости, выступающей главным интегрирующим причиной и основным признаком общественной группы. Ведущая роль членов группы в общей деятельности объясняет создание психологической общности меж ними и, таковым образом, при этом условии группа вправду делается социально-психологическим феноменом, т. е. объектом изучения в социальной психологии.
|
|