Обратная связь
|
Сферы, этапы и институты социализации Выделяются три сферы, в которых осуществляется социализация личности:
- деятельность;
- общение;
- развитие самосознание
В процессе усвоения содержания деятельности и ее разнообразных видов, происходит ориентировка индивида и осуществляется выбор главного, приоритетного направления, формируются личностные смыслы деятельности, отношения.
Одновременно происходит расширение контактов человека с другими людьми. Кроме того, в процессе социализация происходит становления в человеке образа Я, формируется его идентичность.
В разных парадигмах психологии существует традиция по-разному рассматривать значение тех или иных этапов социализации личности. Психоанализ абсолютизирует роль ранних этапов становления личности. В других теориях важная роль в социализации личности отводится юношескому возрасту.
В целом, при рассмотрении социализации выделяют следующие стадии:
- дотрудовую (в которой выделяют ранний период и период обучения),
- трудовую и
- послетрудовую
Воздействие на личность на всех стадиях социализации осуществляется или непосредственно или через группу. Институтами социализации являются:
- семья и дошкольные образовательные учреждения;
- школа, также учреждения среднего и высшего профессионального образования;
- трудовой коллектив.
Итак, социализация есть процесс вхождения человека в общности, его знакомство с постепенно расширяющимся кругом различных общностей, выработки отношения к новым общностям, принятие тех или иных установок, характерных для общности, приобретения человеком своей роли в общностях и в обществе в целом.
Агенты социализации
Важнейшую значимость в том, каким вырастет человек, как пройдет его формирование играют люди, в прямом взаимодействии которых проходит его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На различных возрастных периодах структура агентов специфична.
Кроме первоначальной и продолжительной социализация бывает первичной и вторичной, агенты и институты социализации также разделяются на первичные и вторичные.
Агенты первичной социализации – близкие и дальние родные, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, педагоги, доктора, тренеры, лидеры молодежных объединений. Слово "первичная" в социологии ко всему, что составляет прямое либо ближайшее окружение лица. Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, института, компании, армии, церкви, страны, работники телевидения, радиовещание, прессы, партии, суда и т.д. Слово вторичное устанавливает то, что оказывает менее существенное воздействие на человека.
Первичная социализация более интенсивна в первой половине жизни человека, хотя сохраняется (по убывающей) во второй половине. Наоборот вторичная социализация включает вторую половину жизни, когда индивид сталкивается с формальными организациями и учреждениями, именуемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т.д.
Агенты первичной социализации осуществляют каждый множество функций (отец – это в то же время опекун, воспитатель, руководитель, педагог, товарищ), а агенты вторичной всего одну либо две. Значимость агентов первичной социализации и их положение неодинаковы: по отношению к ребенку значимость отца с матерью считается превосходящей, а его сверстники находятся в равной с ним позиции и прощают ему много из того, что не прощают отец с матерью, несоблюдение моральных принципов и общественных норм и т.д. В каком-то смысле сверстники и родители влияют на детей в противоположных направлениях, и первые сводят на нет старания вторых.
Иначе говоря, ребенок обучается у взрослых, как быть взрослым, а у сверстников как быть ребенком: уметь драться, изворачиваться, дружить, являться справедливым и т.д. По этой причине отец с матерью принимают сверстников собственного ребенка как соперников в борьбе за воздействие на него. Небольшая категория сверстников осуществляет основную общественную функцию – упрощает переход от состояния зависимости к самостоятельности, от раннего возраста к взрослости. Отец с матерью вряд ли сумеют обучить детей, как быть лидером или достичь первенства над другими. Социализирующие функции агентов первичной социализации взаимосвязаны: сверстники детей зачастую замещают его отца с матерью, исполняя их функции социализации и напротив; взаимозаменяемы функции отца с матерью и сверстников, вторые могут заменить отца с матерью. Но того же нельзя сказать об агентах вторичной социализации, так как они тесно специализированы: судья никак не способен заменить бригадира либо педагога. Кроме этого, в отличие от агентов первичной социализации, агенты вторичной социализации получают деньги за осуществление собственной роли.
Процесс социализации, имеющий направленную и ненаправленную формы, в конечном итоге оказывается не жестко запрограммированным, а приобретает вероятностный характер. В связи с этим важно выяснить факторы и механизмы изменения личности, понять ее в динамике. А это предполагает раскрытие логики и направленности ее развития в течение всего жизненного пути, выявление процесса становления и реализации ее способностей, дарований в различных формах деятельности, определение степени и особенностей влияния каждого конкретно-исторического этапа. Социальные свойства личности, потребности и интересы, цели, жизненные планы и ориентации, процесс и результаты деятельности подготавливаются на том или ином этапе ее жизни и определяют будущее. Этот процесс обусловлен социокультурной средой и культурной активностью личности, что можно рассматривать кактри уровня социализации.
Первый уровень составляет общество в целом, степень и характер его развития, исторические события и тенденции, трудности и противоречия. Социокультурная сфера на данном уровне содержит в себе социально важные познания, ценности, накопленные человечеством, культурно-исторический опыт, шедевры мировой культуры, выраженные в вещественных объектах и характеризующие духовный мир человека. Это нормы и примеры, выступающие в свойстве регуляторов действия и работы личности в рамках требований этого общества, а кроме того эталоны, культивируемые сообществом в качестве модификации развития. Все без исключения это и почти все другое оказывает воздействие на душевный мир человека, делая его выразителем мысли собственного времени. В ходе социализации человек усваивает социокультурные данные макроуровня как непосредственно-исторические ценности сообщества и людей.
Второй уровень отражает жизненные условия, связанные с непосредственным окружением человека, его ближайшей социокультурной средой, с национально-этническими и региональными особенностями, семейными традициями, оказывающими воздействие в процессе социализации на ценностные ориентации, нормы, привычки, стиль поведения и образ жизни. Это микросреда человека со своими сложившимися социокультурными ценностями, нормами, образцами, идеалами, представлениями, порой отличающимися от общепринятых в обществе и даже противоречащими им и образующими контркультуру. Эта среда непосредственно воздействует на личность и формирует ее. Но она испытывает влияние общества в целом и не может быть изолированной и абсолютно автономной.
Макро- и микросоциокультурная сфера взаимодействуют друг с другом как общее и специальное и в совокупности характеризуют социализацию личности, которая стремительно усваивает все без исключения из окружающей реальности, адаптируясь к ней либо приспосабливая её к себе. Социокультурная микросреда разнообразна у каждой личности в зависимости от её местонахождения в центре культурных мероприятий либо на отдаленной периферии. Она может преобразовывать ценности в стандарты, содействовать разрыву слова и дела, провозглашаемых норм и настоящего поведения, сохранять инерцию и отсталость либо же все самое прогрессивное и современное. Влияние социокультурной информации в ходе социализации весьма сильно, и его не следует преуменьшать. Особенное воздействие оказывают при этом родные, ровесники, товарищи, работники, компании досуга.
Третий уровень — это собственный жизненный опыт, основанный на реальном включении индивида в различные сферы деятельности, а также уже сформированные предыдущим этапом жизненного пути знания, ценностные ориентации, потребности, интересы, усвоенные нормы и образцы поведения и деятельности, идеалы и представления. Они составляют индивидуальную основу дальнейшего периода социализации. От них зависит энергичность лица в усвоении новой социокультурной информации, понимание им новизны всей находящейся вокруг реальности и уровень включенности в её воспроизведение. На этом уровне особенное значение обретают насыщенность и независимость жизненного опыта, его размер, диапазон и спектр. Он может являться узкоограниченным, эгоистичным и практическим либо сопряженным с благородными интересами. Под воздействием актуального опыта и социокультурных ориентаций совершается общественное и цивилизованное самоопределение личности, реализация, саморазвитие, подбор актуальных возможностей, производится анализ собственного жизненного пути, его достижений и просчетов. Данный уровень дает возможность осознать ход формирования индивидуальности, неповторимости и особенности личности. Он сопряжен с прошлыми уровнями и взаимодействует с ними как частное, устанавливая непосредственно и напрямую цивилизованную энергичность персоны.
Выделение уровней социализации носит довольно условный характер. В реальной жизни все они взаимодополняют друг друга. Каждый из них определяет развитие человека как объекта и субъекта общественных отношений и собственной жизнедеятельности.
|
|