ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ Психика – это свойство головного мозга, которое обеспечивает способность отражать окружающую действительность. Это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей средой.
Деятельность психики может быть:
1. Сознательной– то, что делаем, говорим, осознаём и контролируем.
2. Бессознательной– это наши проявления за пределами сознательного контроля, человеком не осознаются источники бессознательного поведения.
Содержание психики
Психические процессы
| Психические состояния
| Психические образования
| Психические свойства
| · познавательные (ощущение, восприятие, воображение, внимание, память, мышление, речь)
· эмоциональные (эмоции и чувства)
· волевые (воля)
| Активности
Пассивности
Бодрость
Подавленность, Работоспособность Усталость Раздражительность Рассеянность
Напряжённость
Расслабленность
| Знания, умения, навыки, убеждения, привычки, взгляды, установки
| Темперамент, характер, направленность, задатки, способности
|
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Психические процессы — это элементарные психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Длятся от доли секунды до десятков минут и более. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.
I. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
- Ощущение – это простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение свойств и состояний внешнего мира.
Виды ощущений: слуховые, зрительные, вкусовые, обонятельные, осязательные.
- Восприятие – это процесс отражения в сознании человека предметов, явлений реального мира в их целостности.
Виды восприятия: первичное, вторичное, произвольное, непроизвольное, личное, социальное.
- Воображение – это способность сознания создавать образы и идеи.
Виды воображения: репродуктивное, продуктивное, произвольное, непроизвольное, конкретное, абстрактное.
- Внимание – это избирательная направленность восприятия на какой-либо объект.
Виды внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное.
- Память – это сложный познавательный процесс, благодаря которому человек может сохранять и воспроизводить весь свой прошлый опыт.
Виды памяти: мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная.
- Мышление – это познавательная деятельность человека. Результат мышления – мысль, идея.
Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
- Речь – это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.
Виды речи: устная, письменная
Мышление + Память + Восприятие = Интеллект
II. ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ.
Воля – это свойство личности совершать сознательное управление своей психикой и действиями.
Благодаря воле человек способен осознанно управлять собственным поведением и своими психическими состояниями и процессами. С помощью воли человек оказывает сознательное влияние на окружающий мир, внося в него необходимые (на его взгляд) изменения.
Воля всегда подразумевает самоограничение: поступая тем или иным образом для достижения определённых целей и результатов, реализуя определённые потребности, человек, действующий по своей воле, всегда должен лишать себя чего-то другого, что, возможно, видится ему более привлекательным и желаемым. Ещё одним признаком участия воли в поведении человека является наличие конкретного плана действий.
Важной особенностью волевого усилия является отсутствие эмоционального удовлетворения, но наличие морального, возникающего в результате осуществления задуманного (но не в процессе выполнения). Очень часто волевые усилия направляются не на то, чтобы преодолеть обстоятельства, а на то, чтобы «победить» самого себя, несмотря на свои естественные желания.
III. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ.
Эмоции можно охарактеризовать, как особые индивидуальные переживания, имеющие приятную или неприятную психическую окраску, и связанные с удовлетворением имеющих жизненно важное значение потребностей.
Среди основных видов эмоций выделяют:
Настроение – оно отражает общее состояние человека в определённый момент
Простейшие эмоции – это переживания, которые связаны с удовлетворением органических потребностей
Аффекты – это бурные непродолжительные эмоции, особо проявляющиеся внешне (жесты, мимика)
Чувства – это спектр переживаний, связанных с определёнными объектами
Страсть – это ярко выраженные чувства, не поддающиеся (в большинстве случаев) управлению
Стресс – это совокупность эмоций и физического состояния организма
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
Психические состояния - устойчивая на определенном промежутке времени характеристика психической деятельности человека.
Человеческая психика весьма подвижна, динамична. Поведение человека в какой-либо промежуток времени зависит оттого, какие именно особенности психических процессов и психических свойств личности проявляются в это конкретное время. Они определяют уровень работоспособности психики человека в каждый данный момент времени.
Как правило, чаще всего под состоянием понимается некая энергетическая характеристика, влияющая на активность человека в процессе его деятельности — бодрость, эйфория, усталость, апатия, депрессия. Также особо выделяют состояния сознания, которые в основном определяются уровнем бодрствования: сон, дремота, гипноз, бодрствование.
В каждом психологическом состоянии присутствуют физиологические, психологические и поведенческие аспекты. Поэтому в структуру психологических состояний входят множество компонентов:
¾ на физиологическом уровне проявляется, например, в частоте пульса, артериальном давлении и т.п.;
¾ в моторной сфере обнаруживается в ритме дыхания, изменении мимики, громкости голоса и темпа речи;
¾ в эмоциональной сфере проявляется в положительных или отрицательных переживаниях;
¾ в когнитивной сфере определяет тот или иной уровень логичности мышления, точность прогноза предстоящих событий, возможность регулирования состояния организма и т.п.;
¾ на поведенческий уровне от него зависит точность, правильность выполняемых действий, их соответствие актуальным потребностям и т.п.;
¾ на коммуникативном уровне то или иное состояние психики влияет на характер общения с другими людьми, способность слышать другого человека и воздействовать на него, ставить адекватные цели и достигать их.
ПСИХИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Психические образования — это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта.
Они представляют собой результат жизненного опыта и специальных упражнений человека и позволяют выполнять любую деятельность автоматически, без особых затрат умственной и двигательной энергии.
ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
Психические свойства — это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, определяющие поведение и деятельность данного человека.
1. Задатки (что человеку дано на физическом уровне?);
2. Способности (что может человек?);
3. Темперамент (как человек действует?);
4. Характер (как проявляется человек?);
5. Направленность (что хочет человек?).
Они присущи человеку если не на протяжении всей жизни, то, по крайней мере, достаточно длительного периода времени.
Задатки – это анатомо-физиологические предпосылки для развития способностей. Они определяются генным набором человека, строением мозга и тела.
Их необходимо учитывать при воспитании человека (голубые глаза, левша, правша, наличие музыкального слуха) Задатки они статично, что дано, то дано. Задатки показывают себя через способности. Способности можно развивать.
Способность – это свойство личности, характеризующие скорость и лёгкость приобретения навыков.
Они являются условиями успешного осуществления какой-либо деятельности. Они проявляются в деятельности.
|