ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ. Основные понятия социальной психологии: человек, индивид, личность, индивидуальность.
Человек - это родовое понятие, указывающее на принадлежность существа к человеческому роду (в отличии от животных, птиц, насекомых).
Индивид – человек, как единичное биологическое существо. Как индивиды люди отличаются друг от друга морфологическими особенностями (рост, телесная конституция и цвет глаз) и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
Личность – это человек, участвующий в социальных отношениях и осуществляющий сознательную деятельность.
Индивидуальность - это комплекс неповторимых качеств личности конкретного человека. Это всё своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, привычки, жизненный опыт, талант, одарённость).
Структура личности - это связь и взаимодействие её компонентов.
В структуре личности выделяются следующие психологические составляющие:
1. Самосознание – кто я?;
2. Направленность личности – куда я иду?;
3. Темперамент и характер – какой я?;
4. Психические процессы и состояния – что со мной?;
5. Способности и задатки – что я могу?;
6. Психический опыт личности – что со мной было? что я знаю?
Резюме:
1. Личность присуща каждому человеку;
2. Личность есть то, что отличает человека от животных;
3. Личность есть индивидуальная характеристика человека, т. е. то, что отличает одного человека от другого.
СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ.
Формирование личности происходит в процессе социализации человека. Сформированная личность в обществе ведёт себя свободно, самостоятельно и ответственно.
Для того, чтобы стать личностью, индивид проходит путь усвоения накопленного поколениями людей социального опыта, который выражается в навыках, умениях, привычках, традициях, нормах, знаниях, ценностях и т.п.
Функции личности в совокупности с необходимыми правами и обязанностями по их выполнению определяют ее социальный статус. Каждая личность имеет несколько статусов.
Социальный статус – это положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, социальным происхождением, профессией и другими показателями.
Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует во множестве групп и организаций. К примеру, господин Н. является мужчиной, преподавателем, человеком средних лет, кандидатом наук, ученым секретарем научного совета, заведующим кафедрой, членом профсоюза, членом республиканской партии, православным, избирателем, мужем, отцом, дядей и т. д.
Каждого человека можно охарактеризовать статусным набором (этот термин введен известным американским социологом Робертом Мертоном).
Статусный набор - совокупность всех статусов данного индивида.
В этом наборе статусов всегда найдется ключевой, или главный. Главным статусом называется наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его.
Для женщин в традиционном обществе главным оказывался статус домохозяйки, а для мужчины - и прежде, и теперь - статус, связанный с основным местом работы или занятием: «директор коммерческого банка», «научный сотрудник», «полицейский», «рабочий на промышленном предприятии» и т. д.
Виды статусов:
1. Прирождённый статус — статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность, биологическая страта).
2. Приобретенный (достигаемый) статус — статус, который человек достигает благодаря своим умственным и физическим усилиям (директор, профессор, академик, студент, друг).
3. Предписанный (приписываемый) статус — статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (отчим, ребёнок, старик), с течением жизни он может меняться.
Кроме того, человеку приписываются следующие статусы:
Экономический статус: подразумевает отношение к средствам производства - он собственник или несобственник, т. е. лицо наемного труда.
Брачный статус: вдовец, разведён, женат, холост.
Демографический статус: мужчина или женщина, ребенок, юноша, взрослый, старик.
Религиозный статус: атеист, верующий
Политический статус: беспартийный, партийный
Профессиональный статус: безработний, госслужащий, наёмный работник, индивидуальный предприниматель, топ-менеджер (руководитель)
Исходя из социальной роли и статуса человека на него возлагаются определённыеобязанностиидаются определенныеправа:
№
| Социальная роль
| Обязанности
| Права
| 1.
| Ученик
|
|
| 2.
| Пассажир
|
|
| 3.
| Родитель
|
|
| 4.
| Собственник
|
|
| 5.
| Работник
|
|
| 6.
| Гражданин
|
|
| 7.
| Командир
|
|
| 8.
| Президент
|
|
| 9.
| Студент
|
|
| 10.
| Водитель
|
|
| 11.
| Гражданин
|
|
| 12.
| Покупатель
|
|
| Социальная роль — это набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе.
Так, семейный человек исполняет роли сына, мужа, отца. На работе он может одновременно быть инженером-технологом, мастером производственного участка, членом профсоюза и т. д.
Виды социальных ролей:
1. Конкретно социальные - это роли, связанные с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец).
2. Межличностные - это роли, связанные с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т.д.).
Каждому человеку приходится исполнять и множество ситуационных ролей. Войдя в автобус, мы становимся пассажирами и обязаны выполнять правила поведения в общественном транспорте. Закончив поездку, превращаемся в пешеходов и выполняем правила уличного движения. В читальном зале и в магазине мы ведем себя по-разному, поскольку разными являются роль покупателя и роль читателя. Отклонения от требований роли, нарушения правил поведения чреваты неприятными последствиями для человека.
При всех различиях социальные роли объединяет нечто общее — структура, в которой выделяются четыре компонента:
1. Описание;
2. Предписание;
3. Оценка;
4. Санкция.
Описание социальной роли включает представление образца, типа поведения, которое требуется от человека в данной социальной роли. Эти образцы, шаблоны поведения могут быть официально оформлены в виде должностных инструкций, моральных кодексов, воинских уставов и других документов, а могут существовать в форме сложившихся в общественном сознании представлений, стереотипов о «хорошей матери», «настоящем отце», «верном друге» и т. п.
Предписание означает требование вести себя в соответствии с ролью.
В зависимости от этого дается оценка выполнения или невыполнения роли и принимаются санкции, т. е. меры поощрения и наказания.
Ролевое поведение - фактическое исполнение личностью социальной роли.
Оно складывается из:
¾ Ролевое исполнение – как инвид исполняет свою роль
¾ Ролевое ожидание – как общество желает, чтобы он её исполнял.
Ролевые конфликты
При выполнении социальных ролей иногда возникают ролевые конфликты.
Эти конфликты могут быть:
1. Внутриролевые;
2. Межролевые;
3. Личностно-ролевые.
К внутриролевым конфликтам относятся те, при которых требования одной роли противоречат, противодействуют друг другу.
Матери, к примеру, предписывается не только доброе, ласковое обращение со своими детьми, но и требовательность, строгость к ним. Непросто совместить эти предписания, когда любимое дитя провинилось и заслуживает наказания. Обычным способом разрешения этого конфликта является перераспределение функций, на отца возлагаются обязанности строго оценивать поведение и наказывать детей, а на мать — смягчать горечь наказания, утешать ребенка. При этом подразумевается, что родители едины в том, что наказание справедливо.
Межролевые конфликты возникают тогда, когда требования одной роли противоречат, противодействуют требованиям другой роли.
Например, двойная занятость женщин. Загруженность семейных женщин на работе и в быту зачастую не позволяет им в полной мере и без ущерба для здоровья выполнять профессиональные обязанности и вести домашнее хозяйство, быть обаятельной женой и заботливой матерью. Наиболее реальными в настоящее время и в обозримом будущем представляются относительно равномерное распределение среди членов семьи домашних обязанностей и сокращение занятости женщин в общественном производстве (работа неполный день, неделю, введение гибкого графика, распространение надомного труда и т. п.).
Личностно-ролевые конфликтывозникают в ситуациях, когда требования социальной роли противоречат свойствам и жизненным устремлениям личности.
Так, социальная роль руководителя требует от человека не только обширных знаний, но и хороших волевых качеств, энергии, умения общаться с людьми в разных, в том числе и критических, ситуациях. Если у специалиста не хватает этих качеств, то он не справляется со своей ролью. В народе по этому поводу говорят: «Не по Сеньке шапка».
У людей, долгое время исполняющих одну и ту же социальную роль, возникают специфические привычки.
Например, у тех, кто по роду занятий постоянно выступает перед аудиторией, складывается профессиональная привычка говорить громко, четко и выразительно, от которой они потом не могут отделаться в семье. Иногда общество само требует от человека определенных привычек и навыков, например абсолютной чистоты рук от хирурга.
Такие привычки и обычаи называютролевыми атрибутами.
Практическое задание по теме «Социальный статус»
1. Опишите свой социальный статус в соответствии с классификацией предложенной в лекции: ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Выберите любого известного человека и опишите его статусный набор:______________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Дополните статусную пару: учитель - ___________, ________________ - подчинённый, родитель - ______________, пассажир - _____________, продавец - ___________, отец - ____________, командир - _________________, мужчина - __________________, студент - ____________________, жена - ____________.
4. Перечислите ролевые атрибуты для следующих профессий:
Педагог ________________________________________________________________________________
Врач __________________________________________________________________________________
Водитель ______________________________________________________________________________
Бухгалтер ______________________________________________________________________________
Оценка: ____________________________
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
Социальный контроль - это контроль общества за поведением человека.
Общество ждёт от человека, чтобы он вёл себя так, как принято в этом обществе. Таким образом, формируется «Социальный тип личности» - это типичное поведение, которое несет в себе человек, принадлежащий той или иной социальной группе.
База для социального контроля:
1. Экспектации – это косвенные требования и ожидания окружающих по отношению к человеку.
Например, мать ожидает от своего ребенка, что после окончания школы он поступит в университет. Она может даже и не говорить об этом, но ребенок точно знает ожидания матери и старается их оправдать.
2. Социальные нормы - это образцы, которые предписывают, что люди должны говорить, думать, чувствовать, делать в конкретных ситуациях.
Чем дольше существует группа, тем более стабильными и жесткими являются нормы. Так, группа абитуриентов почти не имеет устойчивых норм. А группа старшекурсников имеет. Поэтому в группе абитуриентов социальный контроль слабее.
Слово «норма» имеет латинское происхождение и означает «правило, образец, стандарт, руководящее начало».
Разновидности социальных норм:
¾ Обычаи и традиции— правила поведения, повторяющиеся из поколения в поколение;
¾ Моральные нормы — оценка поступков по принципу добро-зло, хорошо-плохо. Санкциями за неисполнение моральных норм - общественное осуждение и муки совести;
¾ Нормы этикета — формальные правила поведения в конкретных ситуациях.
¾ Правовые нормы — требования, закрепленные в законах. Соблюдение правовых норм обеспечивается государственным принуждением;
¾ Эстетические нормы — оценивание по шкале красиво-безобразно; применяется по отношению к искусству, природе, человеку и его поступкам;
¾ Политические нормы — регуляторы политической жизни, выраженные в международных договорах, декларациях, хартиях, политических принципах;
¾ Религиозные нормы — правила поведения, заповеди, содержащиеся в священных книгах и церковных установлениях;
¾ Корпоративные нормы — правила поведения в организациях.
|