Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Практическая работа по теме «Социальные нормы»

Нормы
1. Правовые: 1. 2. 3.
2. Моральные: 1. 2. 3.
3. Обычаи и традиции: 1. 2. 3.
4. Нормы этикета: 1. 2. 3. 4. 5. 6.
5. Эстетические: 1. 2. 3. 4. 5.
6. Гигиенические: 1. 2. 3.
7. Религиозные: 1. 2. 3.
8. Корпоративные: 1. 2. 3.

Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение одних людей контролируют другие люди, опираясь на нормы. Это делается с помощью санкций.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ САНКЦИИ

 

Санкция –это процедура при помощи, которой поведение человека приводится к норме, установленной в социальной группе. Санкция – это важнейшая мера социального контроля.

Виды санкций:

1. Негативные –направлены против человека, нарушившего социальные нормы.

2. Позитивные –направлены на одобрение человека, соблюдающего социальные нормы (поощрение, одобрение, похвала).

3. Формальные –налагаются официальными органами и их представителями (ОВД, суд).

4. Неформальные -предполагают обычно реакцию членов группы, друзей, сослуживцев, родственников, знакомых и т.д.

Типы санкций

  НЕГАТИВНЫЕ ПОЗИТИВНЫЕ
ФОРМАЛЬНЫЕ      
НЕФОРМАЛЬНЫЕ        

Соблюдение норм и выполнение санкций, делает наше поведение предсказуемым.

Если у нормы нет сопровождающей санкции, то норма перестает регулировать реальное поведение и не может быть элементом социального контроля.

Один и тот же человек может получить одновременно несколько разных санкций, противоречащих друг другу. Например, ученик на уроке может одновременно получить отрицательную формальную санкцию от учителя и положительные неформальные санкции от своих одноклассников.



В семье и в обществе очень важно согласие относительно применяемых санкций. Важно, чтобы санкции были стабильными и длительными.

Если в обществе санкции часто меняются и нет согласия по поводу их применения, то на психологическом уровне человек чувствует себя совершенно незащищенным.

Позитивные санкции обычно влиятельнее негативных санкций.

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовьте описание-характеристику социального контроля в семье, школьном классе, студенческой группе, компании друзей, рабочей группе, государстве и т.д. (на выбор).______________________________

Кто осуществляет?_______________________________________________________________________

Какие негативные формальные санкции?____________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Какие позитивные формальные санкции?____________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Какие негативные неформальные санкции?____________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Какие позитивные неформальные санкции?___________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

2. Ответы на вопросы:

- Как называются ожидания других людей? __________________________________________

- Формальные правила поведения в конкретных ситуациях? ____________________________

- Какие санкции более эффективны? ________________________________________________

- Что обеспечивает выполнение социальных норм? _____________________________________

Оценка: ____________________________

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Сущность процесса социализации: человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его в своей жизни. Процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но особо интенсивно он протекает в молодые годы.

Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям.

Институты социализации — это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и влияющие на процесс социализации и направляющие его.

Типы социализации

Тип Сущность Агенты Институты
1. Первичная Усвоение норм и ценностей ребёнком      
2. Вторичная Усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком    

Наиболее влиятельные институты социализации.

1. Семья - это уникальный институт социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. В семье осуществляется первый период социальной жизни человека. До 6-7 лет для ребенка - это главное социальное окружение, которое формирует его привычки. В этот период закладывается система отношений ребенка к себе, другим (отношение к близким и к людям вообще), к различной деятельности. Положительное влияние семьи способствует благополучной социализации и социальной адаптации индивида не только в детском возрасте, но и .в течение всей жизни. Те позиции, которые у ребенка формируют родители в системе социальных отношений, определяют в дальнейшем стиль жизни и жизненный план, который Э.Берн назвал жизненным сценарием.

2. Школа является не менее уникальным институтом социализации, чем семья. Школа влияет на становление молодого человека в течение длительного периода времени. По сравнению с семьей школа обладает более жесткими социальными нормами, нарушение которых сопровождается обязательными формальными санкциями.

3. Трудовой коллективдаёт возможность самореализации человека в интересующей его деятельности. Для взрослого человека семья и работа являются основными социальными сферами жизнедеятельности. Они обеспечивают психологический баланс положительных эмоций (радость и интерес). На работе человек проводит много времени, и, если его выбор оказался неудачным, это может послужить серьезной причиной для нарушения всех других социальных отношении и способствовать социальной дезадаптации личности.

Стадии развития личности в процессе социализации (А.В. Петровский):

1.Адаптация -совпадает с периодом детства. На человека направлено громадное количество усилий родителей, воспитателей, учителей и других людей. На этой стадии происходит вхождение в мир людей: овладение речью, нормами и правилами поведения, социальными ролями, усвоение простых форм деятельности. Человек, собственно, обучается быть личностью.

2.Индивидуализации - человек, уже усвоивший определенные культурные нормы общества, способен проявить себя как уникальная индивидуальность, создавая нечто новое, неповторимое, то, в чем, собственно, и проявляется его личность.

3. Интеграция - достижение баланса между человеком и обществом. Человек, наконец, находит тот оптимальный вариант жизнедеятельности, который способствует процессу его самореализации в обществе, а также принятию им его меняющихся норм.

Механизмы социализации

Социализация человека происходит посредствоммеханизмов социализации.

Механизмы социализации – это способы сознательного или бессознательного усвоения социального опыта.

1.Подражание -- стремление человека к повторению поведения других людей. Очень хорошо это иллюстрируют детские сюжетно-ролевые игры (дочки-матери).

2. Полоролевая идентификация -усвоение человеком психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола. Ребенок сначала осознает свою принадлежность к определенному полу, затем у него формируется социальный идеал полоролевого поведения, и наконец, он стремится имитировать определенный тип полоролевого поведения.

3. Социальная оценка желаемого поведения.Это результат социального контроля со стороны окружения и общества. Люди по-разному воспринимают друг друга и по-разному стремятся влиять на других. Одни действуют положительно, опираясь на доброжелательность, другие отрицательно, обращаясь к критичности.

4. Конформность -это некритическое принятие господствующих в обществе стандартов, норм и правил. Мера развития конформности может быть разной у разных людей.

Есть внешняя конформность, которая проявляется лишь во внешнем согласии, но при этом индивид остается при своем мнении.

При чрезмерном развитии конформности она становится внутренней, т.е. индивид действительно меняет свою точку зрения и преобразует внутренние установки в зависимости от мнения окружающих. Он воспринимает оценки окружающих как более обоснованные и убедительные, чем свои собственные. Такой человек почти в буквальном смысле слова «не верит глазам своим» и часто идет за другими даже тогда, когда их ошибки очевидны.

5. Негативизм - это конформизм наоборот, стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции большинства и любой ценой утверждать свою точку зрения. Зная негативные установки такого конформиста, можно заставить его поступать так, как нужно манипулятору. Негативист легко поддается на провокации окружающих и манипулировать им так же легко, как и конформистом.

НАРУШЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Социализация – сопричастность, соединение с обществом, усвоение норм, одобряемых обществом.

Социальная дезадаптация - это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Причины: травмы головного мозга, неправильное воспитание, подростковый возраст, криминал, небольшой доход семьи. Это приводит к неумению общаться, занижении самооценки, эмоциональной нестабильности, замкнутости, тревоге. В этой ситуации нарушение норм не носит противоправного и антиобщественного характера.

Примеры,

Инфантильность, незрелость в следствие «тепличных» условий воспитания (ограждения ребёнка от трудностей и самостоятельности)

Корыстное и агрессивное поведение в следствии установок в семье на нарушение норм морали.

Асоциализация – усвоение антиобщественных норм, негативных ролей и установок. Начинается в детстве на основе подражания. А взрослые одобряют негативное поведение и высмеивают позитивное (доброту, ум, честность и пр.)

Десоциализация – утрата личностью навыков социального поведения (например, благополучный подросток попал под влияние дворовой компании). Может происходить во взрослом возрасте (обычно носит частичный характер).

В этих случаях имеет место противоправное и антиобщественное поведение.

Ресоциализация (перевоспитание) - усвоение новых норм взамен старых. Применяется к следующим категориям лиц: осужденные преступники, наркоманы, алкоголики, инвалиды, люди перенёсшие тяжёлый стресс после аварий, боевых действий, стихийных бедствий и т.п. Осуществляется путём социальной адаптации (необходима как больным, так и здоровым людям) и социальной реабилитации (люди с посттравматическим синдромом).

Практическое задание по теме «Социализация»

Функции семьи

Функции Содержание функции
1. Репродуктивная    
2. Воспитательная    
3. Обучающая    
4. Коммуникативная    
5. Эмоциональная    
6. Духовная и психотерапевтическая  
7. Развлекательно-реактивная    
8. Хозяйственно-бытовая    
9. Экономическая    
10. Защитная    

Функции школы






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.