Обратная связь
|
Отсутствие уважения к руководителю. II. Трудовые причины конфликта.
- Недостаточный уровень заработной платы;
- Нарушение интересов работников
- Не устраивает режим и другие условия труда;
- Угроза увольнения;
- Неполная занятость;
Они решаются на основании ТК РФ, называются трудовыми спорами индивидуальными и коллективными
III. Межличностные причины конфликтов
- Индивидуальные различия (темперамент, характер, способности);
- Различие в манере поведения и жизненном опыте. (Различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках)
- Различия в ценностях.
Например, подчиненный может считать, что всегда имеет право на выражение своего мнения, в то время как руководитель может полагать, что подчиненный имеет право выражать свое мнение только тогда, когда его спрашивают и беспрекословно делать то, что ему говорят. Высокообразованный персонал отдела исследований и разработок ценит свободу и независимость. Если же их начальник считает необходимым пристально следить за работой своих подчиненных, различия в ценностях, вероятно, вызовут конфликт.
Как показали исследования работников по приверженности к конфликтам можно разделить на три группы:
- Устойчивые к конфликтам;
- Удерживающиеся от конфликтов;
- Конфликтные.
Конфликтная личность – человек, который наиболее часто попадает в конфликты, а зачастую сам их и создаёт.
Последняя группа составляет где-то 6-7% от всего персонала. Поэтому есть мнение среди учёных, что для того, чтобы обеспечить в подразделении благоприятный микроклимат, нужно прилагать усилия лишь к десятой части персонала –трудным субъектам. Остальные 9/10 сами будут стремиться к упорядоченности.
Можно выделить несколько типов конфликтных людей:
- Агрессивные:
- «Танки» - абсолютно уверены в том, что их советы самые компетентные. Не любят агрессивных реакций на себя со стороны тех с кем общаются. Чтобы добиться успеха в споре сними, надо дать им выпустить пар, тогда они могут стать даже «ручными».
- «Снайперы» - стреляют в людей колкостями, остротами. Способ общения – потребовать объяснить что они хотели сказать. А лучше их игнорировать.
- «Взрывники» - обрушиваются на оппонентов с бранью, артистично выходят из себя, создаётся впечатление, что их и вправду сильно обидели. Им нужно давать выплеснуть накопившиеся эмоции.
- Жалобщики:
Красочно описывают свои беды. Часто у слушателя складывается мнение в их пользу. Лучшее что можно сделать для них дать понять , что их переживание замечено.
- Нерешительные:
Делают много пробных шагов прежде, чем сделать главный. Этим очень сильно раздражают окружающих.
- Всезнайки:
Часто это ценные работники. Но ведут себя вызывающе, так что у окружающих появляется чувство неполноценности. Они редко признают свои ошибки.
Стили поведения в конфликте (стратегии)
В ходе конфликта чаще всего наблюдаются три основных типа поведения:
- Агрессивный;
- Миротворческий;
- Нейтральный.
- Агрессивный тип поведения характерен для той стороны конфликта, которая полностью уверена в своей правоте, желает навязать свои взгляды, ценности другим и, в конечном счете, изменить позиции окружающих в соответствии со своими представлениями о создавшейся ситуации.
- Соперничество (конкуренция)–открытая борьба за свои интересы. Для этого необходима сильная воля, авторитет. Обычно ведётся с переменным успехом.
- Миротворческий тип поведения свойствен тем, кто умеет анализировать сложившуюся ситуацию, старается доказать правоту или неправоту сторон конфликта и найти оптимальные решения для его урегулирования.
- Сотрудничество – это взаимовыгодный поиск решения. Чаще всего ведёт к успеху. «Что можно сделать, чтобы получить то, что мы оба хотим». Сдерживание эмоций, аргументирование решений, внимание к другой стороне, признание различных точек зрения.
- Компромисс – урегулирование разногласий через взаимные уступки. Получить хоть что-то, нежели потерять всё. Временное решение
- Нейтральный тип поведения побуждает человека отказаться от участия в конфликте, не включаться в него, оставаться сторонним наблюдателем.
Как правило, в конфликтной ситуации большая часть участников придерживается агрессивного типа поведения.
- Избегание – стремление выйти из конфликта, не решая его, не настаивая на своём и не уступая своего. Предполагается, что ситуация уладится сама собой. Либо можно ею заняться позже когда появиться новая информация или обстоятельства.
- Сглаживание (приспособление) – устранение конфликта жертвуя своими интересами. Возможно когда вы особо не заинтересованы в исходе, шансы на победу минимальны, желаете сохранить добрые отношения. Партнёрство важнее разногласий.
УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ
Полное отсутствие конфликтов в организации невозможно. Конфликты существовали, существуют и будут существовать как неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений По некоторым оценкам 65% проблем в трудовом коллективе связаны с нарушениями отношений между сотрудниками, а не с недостатков навыков работы либо мотивации.
Способы решения конфликта.
- Сделка (переговоры).Обмен напрямую или через посредников предложениями, мнениями, уступками.
- Арбитраж. Если переговоры зашли в тупик. Привлекается третья сила, не заинтересованная ни в чём. Арбитр имеет большую власть, чем представители сторон. Арбитр может навязать сторонам решение. Часто выполнение арбитражных решений идёт труднее, чем выполнение решений принятых на переговорах.
- Посредничество. Посредник не имеет власти арбитра, но может помочь уладить конфликт в качестве стороннего эксперта, дать рекомендации.
Посредничество и арбитраж часто используются при решении организационных конфликтов. Следует также обратить внимание на то, что при разрешении конфликтов в деловой сфере необходимо разделить личностные оценки оппонентов и интересы дела.
Практический совет, как руководителю вывести коллектив из кризисной ситуации:
1) Первое правило — конфликт не решается в момент столкновения. Пока бурлят эмоции, участники вряд ли смогут договориться и объективно оценить ситуацию. Поэтому нужно выждать время и собрать коллектив, когда страсти поутихнут.
2) Второй шаг — определить, в чем именно проблема. У каждого участника свое видение кризисной ситуации. Самое главное — прийти к общему пониманию проблемы, дать определение, с которым все будут согласны.
3) Третий шаг - У всех участников должно появиться четкое представление о том, чего они хотят достичь, так называемый образ желаемого результата. Лучше всего, если конечная цель будет сформулирована максимально конкретно и детально (к какому времени, что и сколько).
4) Четвёртый шаг – Разложить проблему на задачи и назначать ответственных за их реализацию.
Правила поведения в конфликте.
Разгневан – потерпи, немного охладев,
Рассудку уступи, смени на милость гнев.
Разбить любой рубин недолго и несложно,
Но вновь соединить осколки невозможно.
Персидский писатель и мыслитель Саади
По данным психологов 80% конфликтов возникают помимо желания участников.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ГРУППОВАЯ РАБОТА. Разработать по группам правила поведения в конфликте. Обсудить их в группе.
Примерные схемы.
№1.
- Дайте партнёру «выпустить пар» (можно и себе). Это поможет снизить внутреннее напряжение и включить разум.
- Можно сбить агрессию неожиданным приемом, например, задать вопрос о другом, но значимом для него деле, доверительно попросить совета.
- Не давать партнёру отрицательных оценок, а говорить о своих чувствах. Пример, «Вы обманываете меня» - «Я чувствую себя обманутым».
- Попросите сформулировать желаемый результат или проблему. Дайте возможность собеседнику высказать свои варианты решения. Сформулируйте проблемы и сосредоточитесь на ней и её решении.
- В любом случае дайте партнёру «сохранить лицо».
- Повторите смысл высказанных претензий.Например, правильно ли я вас понял, вас не устраивает ……….
- Извиняйтесь, если чувствуете свою вину.
- Не стоит ничего доказывать. Отрицательные эмоции всё равно заблокируют возможность понимать другого. Убеждать мягко.
- Замолчите первым.Но желательно, чтобы молчание не было окрашено злорадством.
- Не характеризуйте состояние оппонента, т.к. это может лишь усугубить конфликт. Например, «Ты злишься?» , «Чего ты бесишься?». Такие успокоители только усугубляют конфликт.
№2.
|
|