Определение среднего веса контейнера Средний вес контейнеров определяется по данным таблицы 12 для своего варианта грузового плана, который задан в исходных данных. Рассчитывают, сколько контейнеров находится в каждой весовой группе. За 100% принимается контейнеровместимость судна.
Таблица 12
Структура весов контейнеров по вариантам, %
Весовая группа контейнеров, тонн
| Проценты от общей контейнеровместимости судна
| Варианты грузового плана
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 13
Расчет среднего веса контейнера в ДФЭ
Весовая
группа, т
| Процент
из табл. 4
| Количество контейнеров в весовой группе
| Произведение веса на количество
|
|
|
|
| Сумма
| 100%
| Wk
| Ргр = ∑ Wj Pi
|
(24)
Расчет водоизмещения судна
Водоизмещение судна порожнем
Водоизмещение судна порожнем рассчитывается по формуле
Do = gпор*D (26)
Водоизмещение порожнем, можно определить в тоннах только после того, как будет рассчитано водоизмещение судна D в результате решения уравнения весов (30).
Измеритель водоизмещения судна порожнем
gпор = a – b*Wk*10-6. (27)
Значения параметров a и b представлены в таблице 15.
Таблица 15
Параметры для расчетов
Тип судна
| a
| b
| Са
| Контейнеровоз
| 0,315÷0,354
| 12,22
| 85,3÷92,4
|
Для крупных судов (по контейнеровместимости) принимается большее значение параметра а, для малых судов – меньшее.
Для судов с высокой скоростью хода принимается большее значение адмиралтейского коэффициента Са.
Дедвейт судна
Дедвейт судна рассчитывается по формуле
Dw = Pгр + Ртопл + Рэк + Рбал + Рсн, (28)
где 1) Pгр = Wk*Рк– вес перевозимых на судне контейнеров, тонн,
Рк–расчетный средний вес контейнера в ДФЭ;
2)Ртопл = k*qт*Nгд*Z– навигационные запасы топлива;
k = 1,1 – коэффициент морского запаса;
qт = 150÷170 – удельный расход топлива для малооборотных судовых дизелей, грамм/кВт-час;
Nгд = D0.5*V3 / Ca –мощность судовой энергетической установки СЭУ, кВт;
Z = Ав *24 – автономность плавания судна, час;
Ав – автономность судна (20÷25 суток). Автономность по топливу не должна быть меньше времени перехода судна. Однако автономность можно уменьшить за счет дополнительной бункеровки судна в промежуточном порту стоянки;
Ca – адмиралтейский коэффициент (табл. 15).
3) Рэк = Рn + Рпров + Рпр.в – вес экипажа, в который входит вес команды, запасы продовольствия и пресной воды;
Рn = nэк*Рчел, –вес судовой команды. Средний вес одного члена экипажа с багажом принимается 140÷150 кг;
Численность экипажа на судах-контейнеровозах можно принять по данным, представленным в приложении 5.
Рпров = 5*nэк*Ав– запас провизии при норме расходования продовольствия: 5 кг сухой провизии на одного человека в сутки;
Рпр.в =120*nэк*Ав –запас пресной воды при санитарной норме расхода – 120 литров на одного человека в сутки.
4) Рбал = (1÷3) * Wk – вес жидкого балласта, принимаемого в рейсе для удовлетворения требований остойчивости судна. На крупных судах вес жидкого балласта минимальный.
5) Рсн = 0,01*D – вес судового снабжения.
Расчет водоизмещения судна
D = Do + Dw . (29)
Водоизмещение судна определяется путем составления уравнения весов. Для этого в формулу (29) подставляются все входящие в водоизмещение величины. Получают уравнение с одной неизвестной величиной – водоизмещение судна. Уравнение весов в алгебраической форме имеет вид:
А*D – B*D0.5 – C = 0 (30)
Решение данного биквадратного уравнения определяет водоизмещение судна. После этого рассчитывают все составляющие: водоизмещение порожнем, запасы топлива, мощность СЭУ. Характеристики весовой нагрузки представляют в форме таблицы (табл. 16).
Таблица 16
Весовая нагрузка судов
(в тоннах)
№ варианта
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Скорость, V, узлы
| V1
| V2
| V3
| Число судов на линии, nc
| | | | | | | | | | Контейнеровместимость
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Водоизмещение судна
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Водоизмещение порожнем
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Дедвейт судна
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Грузоподъемность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Запасы топлива
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Мощность ГД, кВт
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вес экипажа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вес снабжения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Жидкий балласт
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Проверка D = Do + Dw .
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Распределение контейнеров на трюмные и палубные
Число контейнеров в трюме:
Wтр = Wк*(1 – Kпал), (26)
гдеWк = Wтр + Wпал– общая контейнеровместимость судна;
Kпал = 0,25÷0,7 – коэффициент палубных контейнеров равен отношению количества контейнеров на палубе к общей контейнеровместимости судна.
Для отечественных контейнеровозов коэффициент палубных контейнеров равен: «Александр Фадеев» – 0,48; «Сестрорецк» – 0,54; «Капитан Сахаров» – 0,52; «Художник Сарьян» – 0,26; «Капитан Афанасьев» – 0,637; «Феско Диомид» – 0,548.
Для расчетов коэффициент палубных контейнеров Kпал можно принять в пределах 0,45÷0,55.
Число контейнеров на палубе:
Wпал = Wк – Wтр(27)
|