Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Эксперимент как особый тип исследования

 

Мы подошли к тому, чтобы точнее сформулировать требования, которым должен отвечать эксперимент как особый тип исследовательской процедуры. Эксперимент считается идеальным научным методом, поскольку он предполагает строгий контроль всех условий проведения опыта. Это легче всего осуществить в специально оборудованной лаборатории. Естественный эксперимент является более трудным для проведения, а его результаты почти всегда оставляют простор для альтернативных
интерпретаций.

Общая структура эксперимента выглядит следующим образом. Тот фактор, действие которого изучают, обозначается как независимая переменная. В приведенном примере независимой переменной выступает метод обучения. Чаще всего она имеет два значения, как в рассмотренном случае, где сравнивались два способа обучения – старый и новый. Соответственно используются две группы испытуемых – экспериментальная и контрольная. Эффект, который исследователь наблюдает, обозначается как зависимая переменная. В приведенном примере в качестве зависимой переменной выступали успехи учащихся после обучения. Предполагается, что для объективной оценки эффекта обучения имеется достаточно надежный тест. Таким образом, тест выступает как измерительный инструмент, а результаты по нему представляют собой числовое выражение значений зависимой переменной. Исследователя интересует вопрос о степени различия значений зависимой переменной в экспериментальной и контрольной группе. Для ответа на него используют методы математической статистики.

Кроме независимой и зависимой переменной, есть еще одна группа факторов, мимо которой исследователь не может пройти. Эти факторы обозначаются как посторонние переменные. От них экспериментатор старается отстроиться, ибо они нарушают чистоту эксперимента, затемняют истинный характер связи между независимой и зависимой переменной. Так, испытание новой учебной программы предполагает, что экспериментальная группа отличается от контрольной группы только применяющимся методом обучения. Все остальные моменты должны были быть полностью уравнены. Иначе мы не сможем утверждать, что наблюдаемые различия зависимой переменной (успехи учащихся) обусловлены исключительно различиями независимой переменной (способом обучения). В естественной обстановке это не всегда легко сделать. Допустим, новый метод обучения преподносится как чрезвычайно эффективный. Само по себе это уже может вызвать особый интерес учащихся, стимулировать их внимание и прилежание. Возникает дополнительный фактор – мотивация, эффект которого накладывается на эффект обучения как такового. Мы говорим, что исследователь не сумел в должной мере проконтролировать все условия проведения опыта.



Итак, эксперимент как особый тип исследовательской процедуры обладает следующими отличительными особенностями. Во-первых, экспериментатор активно вмешивается в изучаемые явления (манипулирует независимыми переменными). Во-вторых, он строго регистрирует наблюдаемые последствия такого вмешательства (измеряет зависимые переменные). В-третьих, он старается исключить любые факторы, помимо независимой переменной, которые способны повлиять на зависимую переменную (контролирует посторонние переменные). Исследование, проводимое по такой схеме, позволяет объяснять наблюдаемые эффекты как прямые результаты воздействия независимой переменной.

Сила эксперимента заключается в том, что только он открывает дорогу к строго научному объяснению. Все другие типы исследования приводят лишь к более или менее точному описанию явлений, а также к гипотезам о характере связей между ними, которые еще нуждаются в особой проверке. В этом смысле эксперимент по праву считают "королевским методом" науки. Широта проникновения экспериментального метода в конкретную область исследований выступает как показатель зрелости соответствующей научной дисциплины.

Но эксперимент предполагает хорошую ориентировку в предмете исследования. Исследователь заранее планирует его. А для этого он должен обладать значительной априорной информацией. Всякий эксперимент направлен на проверку определенной гипотезы о характере связи между исследуемыми факторами. Иначе говоря, исследователь уже ожидает получить определенный результат. Тщательно спланированный эксперимент лишь вносит полную ясность в некоторую предварительную картину. Далее, в руках у экспериментатора должны быть средства воздействия на изучаемую реальность и соответствующие измерительные инструменты. Наконец, и это очень тонкий момент, исследователь должен хотя бы в общих чертах представлять, какие вообще факторы способны оказывать влияние на изучаемые процессы. Ведь без этого невозможно должным образом организовать экспериментальный контроль.

Исходя из всего сказанного, становятся понятными те трудности, которые подстерегают экспериментатора на пути к однозначной интерпретации результатов опыта. Прежде всего, никогда нет гарантии, что удалось полностью нейтрализовать все посторонние переменные. Ведь внутри самой экспериментальной процедуры нет способов проверки ее чистоты. Исследователь должен заранее учесть возможные мешающие факторы и отсечь их на этапе планирования эксперимента. В противном случае возникает артефакт, то есть наблюдаемый эффект вызывается не исследуемым фактором, а каким-то побочным воздействием. Из-за неполного контроля нарушается чистота эксперимента. Только очень внимательное изучение всех условий проведения опыта способно обнаружить потенциальные источники артефактов. А чтобы с уверенностью их исключить, требуется новый эксперимент.

По сути своей эксперимент является изолирующим приемом. Исследователь выделяет один фактор в качестве независимой переменной и проверяет гипотезу о его влиянии на какую-то другую характеристику, которая берется в качестве зависимой переменной. Все прочие возможные воздействия стараются исключить. Чистота эксперимента достигается за счет искусственного упрощения реальной ситуации, ее идеализации. Об этом надо постоянно помнить при интерпретации результатов эксперимента. В реальной жизни каждое явление многими нитями связано с другими явлениями. Разнородные влияния переплетаются между собой, усиливают или гасят друг друга. Это особенно характерно для социальных явлений, которые вне общего контекста часто теряют свой смысл. На этом основании методологи антипозитивистского толка вообще отрицают возможность экспериментирования в социальных науках. Но даже если не принимать этого крайнего взгляда, предупреждение о необходимости соблюдать осторожность при распространении выводов исследований этого типа на реальную жизнь остается в силе. Проблема этого рода в специальной литературе обозначается как проблема внешней валидности эксперимента. Таким образом, строгость и предсказательная сила этого типа исследования достигается за счет его некоторой искусственности.

Эксперимент, проводимый в естественных условиях, частично компенсирует недостатки лабораторного эксперимента. Но задача контроля в этом случае становится еще сложнее. Интерес к естественному эксперименту в социальных науках связан еще с тем обстоятельством, что не все явления можно воссоздать в лаборатории. Некоторые из них вообще не подвластны нашей воли, другие мы не склонны вызывать по морально-этическим соображениям. К явлениям такого рода относятся, например, войны или стихийные бедствия. Но коль скоро они имеют место в реальности, мы можем изучать их последствия строго научно. В этом случае говорят об экспериментах, созданных самой природой. В методологии исследования этого типа обозначают как эксперимент, на который ссылаются. Принцип его состоит в том, что набирается группа людей, уже подвергшихся какому-то воздействию. Затем производится сравнение с контрольной группой, которая отличается только тем, что ее представители не испытали подобного воздействия. Если удается выполнить это требование, то с полным правом можно говорить об эксперименте.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.