Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Методическая часть программы

1.7.3.1. Определение объема выборки

 

Для проведения социологического исследования недостаточно просто определить объект исследования. Нерационально опрашивать всех людей, составляющих объект исследования (иногда это могут быть тысячи людей). На это уйдет много времени. Поэтому обычно социологические исследования имеют не сплошной, а выборочный характер, т. е. по определенным и строгим правилам исследователь отбирает небольшое (относительно всего объема выборки) число людей, которые по своим социально-демографическим признакам и другим каким-то характеристикам полностью соответствуют структуре изучаемого объекта. Эта операция носит название "выборка".

Генеральная совокупность - это объект исследования, который территориально, производственно и во времени ограничен и для которого выводы проведенного исследования будут правомерны.

Выборочная совокупность (выборка) - это отобранное по строго заданному правилу определенное число элементов генеральной совокупности. Выборка будет своеобразной микро-моделью всей генеральной совокупности, то есть по всем основным изучаемым качественным характеристикам и контрольным признакам она будет своей структурой максимально повторять структуру генеральной совокупности. Так составленная выборка будет репрезентативной(от французского слова "представительный").

В репрезентативной выборке есть все элементы генеральной совокупности, а объекты, часто проявляющиеся в генеральной совокупности, чаще проявляются и в ней. Основной принцип построения выборки заключается в том, чтобы все элементы генеральной совокупности имели равные шансы попасть в выборку. Но как бы тщательно ни соблюдать этот принцип, случайные ошибки все же будут иметь место в выборке. Репрезентативность выборки определяется двумя компонентами: ошибками, допущенными при регистрации, и случайными ошибками.



Если у нас сплошное исследование (т.е. полностью охватывается весь объект), то в идеальной ситуации ошибок репрезентативности не будет. Но если объект исследования огромен, то потребуется большое число анкетеров и интервьюеров, часто среди них бывают и недостаточно квалифицированные, а это ведет к увеличению ошибок регистрации. Проведение же выборочного исследования более подготовленными кадрами, которых можно лучше проинструктировать и проконтролировать, ведет к уменьшению ошибок регистрации. И тогда, если случайная ошибка не велика, то ошибка при проведении выборочного опроса в целом может быть меньше ошибки сплошного исследования.

Если разница в показателях выборки и генеральной совокупности более пяти процентов, то исследование проводить нельзя, так как будет иметь место искажение. Выводы такого социологического исследования не будут соответствовать действительности.

Каким должен быть оптимальный объем выборки? На этот вопрос нет однозначного, конкретного ответа. Все зависит от генеральной совокупности и целей исследования. Социологи руководствуются обычно следующим принципом: чем более однороден по своим признакам, которые поддаются статистическому выражению, изучаемый объект, тем меньше может быть выборка. Если выборка формируется по случайному принципу, то обычно она не превышает 10%. Иногда она может быть завышена, если это будет обусловлено целями исследования.

Одни социологи считают, что если объект составляет 50 человек, то необходимо проводить сплошной опрос, если более 50, то можно применять выборочный метод. Другие придерживаются мнения, что если объект 500 человек и более, то только тогда необходимо применять выборочный метод. Для генеральной совокупности менее 5 тыс. человек достаточна выборка не менее 500 человек, а для генеральной совокупности 5 тыс. человек и более, надо брать 10% ее состава, но не более 2-2,5 тыс. человек. Для проведения пробного опроса в масштабном исследовании достаточна выборка объемом 100-250 человек (22, с.84).

Математики и статистики вывели формулу для определения объема выборки (8, с.155).

 

где n - объем выборки;

s -дисперсия, или мера рассеивания исследуемого признака в генеральной совокупности (степень однородности исследуемых единиц наблюдения);

t -коэффициент доверия (заданная точность);

-предельная ошибка выборки.

Как видим, объем выборки (n) будет зависеть, с одной стороны, от разнородности исследуемого объекта, а с другой - от степени точности. Чем больше разнородность объекта и больше степень точности, тем больше и объем выборки.

Чтобы вывести большую точность, для проведения исследования необходимо брать больше единиц наблюдения, например, если стоит задача установить эффективность исследования в пределах рублей, то точность необходима высокая, а если устанавливается эффективность в тысячах - то низкая. Точность расчета поэтому заранее уже задана.

Чтобы вывести среднее квадратическое отклонение генеральной совокупности, надо взять небольшую выборочную совокупность и, пользуясь учебником общей теории статистики, вывести из нее среднее квадратическое отклонение.

Предельная ошибка выборки зависит от выбора инструментария и приемов исследования. Если приемы исследования совершенные, то и предельная ошибка меньше.

Эта формула работает лишь в условиях больших чисел. А если необходимо провести исследование на одном предприятии или учреждении, то тогда как определить выборку?

Для этого можно использовать метод квот. Квотная выборка получила наибольшее распространение при сборе информации при помощи интервью. Под квотой понимается пропорция. Этим методом пользуются, когда имеются предварительные данные о важных элементах генеральной совокупности. При этом берется какая-то часть (в процентном отношении) генеральной совокупности, непосредственно исследуется, а затем сопоставляется эта часть с целым по каким-то показателям. Это может быть возраст, образование, профессиональная подготовка и т.д. Показатели генеральной совокупности в этом случае берутся из официальной статистики.

Практика применения квотной выборки показала, что достаточно брать 10% единиц наблюдения генеральной совокупности, чтобы выборочная совокупность была обоснованной.

Как же набрать необходимые 10% единиц наблюдений? Рассмотрим основные способы формирования обследуемой совокупности и виды
выборок.

Не строго случайные методы: целенаправленная, квотная и стихийная выборка.

Целенаправленная - выбираются типичные для генеральной совокупности элементы по каким-то определенным критериям.

Квотная - представляет собой модель структуры генеральной совокупности, которая строится в виде квот (пропорций) распределения признаков изучаемых объектов.

Стихийная- часто называется выборкой “первого встречного”. Критерии выбора не задаются. Исследуя какую-то проблему через газету, заранее трудно предопределить структуру массы читателей, которые заполнят и вышлют обратно анкеты. Поэтому выводы такого исследования будут распространяться только на определенных читателей.

Существуют три типа вероятностных (случайных) выборок: простая случайная выборка, систематическая выборка, серийная выборка(часто ее называют гнездовой выборкой).

Простая случайная выборка - используется таблица случайных чисел. Существуют разные последовательности случайных чисел объемом от нескольких десятков до миллиона цифр.

Если генеральная совокупность не очень велика, то можно использовать другой способ. Единицы наблюдения пронумеруем, перенесем на карточки номера, тщательно перемешиваем или складываем в барабан и вытаскиваем необходимое количество карточек.

Систематическая случайная выборка - в этом случае отбор производится через какой-то определенный интервал из исходного списка. Им могут быть домовые книги, алфавитные списки, финансовые ведомости
и т.д.

Первый элемент отбора определяется случайным способом (по таблице случайных чисел), также им может быть средний элемент списка или стоящий рядом с ним. Потом выбор единиц отбора будет производиться через один и тот же интервал. Такая выборка в социологии называется шаговой. Однако, применяя ее, необходимо следить, чтобы шаг отбора не совпадал с какой-то внутренней закономерностью изучаемой генеральной совокупности. Если составляется выборка для опроса рабочих в цехе, надо проверить, не попали ли в нее одни бригадиры.

Серийная (гнездовая) выборка - единицей отбора будет статистическая серия, т.е. совокупность статистически различных единиц. Это выборка используется, когда есть возможность разбить генеральную совокупность на однородные группы, гнезда (семьи, бригады, территориальные общности и т.д.).

Серии, попавшие в выборку, подвергаются сплошному или выборочному обследованию.

Гнездовой отбор имеет большие преимущества. С помощью его легче произвести отбор и изучение нескольких коллективов или групп, которые находятся в одном месте. Выборку можно сконцентрировать в относительно небольшом числе пунктов.

Любой тип вероятностной выборки может быть осуществлен в одно- или многоступенчатом отборе. Если нет необходимой информации о единицах наблюдения генеральной совокупности, то проводится многоступенчатый отбор.

Многоступенчатая выборка - случайный отбор будет проводиться в несколько ступеней, при этом на каждой следующей ступени единица отбора будет меняться. Например, на первой ступени мы отобрали учебные заведения или промышленные предприятия, на второй ступени - академические группы или бригады. А на третьей ступени отобрали уже студентов или рабочих из попавших в выборку на предыдущем этапе групп или бригад. При этом на первой ступени используется случайный отбор, а со второй ступени случайно отбирается количество единиц, которое должно быть пропорционально размеру отобранной единицы на предыдущей ступени. Если на каждой ступени отбора будет меняться не только единица, но и техника случайного отбора - то это уже будет комбинированная выборка.

Присущие перечисленным основным типам выборок достоинства и недостатки даны в систематизированном виде авторами “Рабочей книги социолога” (см. табл. 2) (28, с.232-233).

 

 

Таблица 2

Краткая характеристика основных типов выборки

 

N п/п Тип выборки Краткое описание Достоинства Недостатки
Простая случайная Из однородной совокупности, все элементы которой известны и могут быть пронумерованы, отбор единиц выборки осуществляется с помощью таблиц случайных чисел Предварительная информация о генеральной совокупности очень проста - перечень или опись ее элементов. Легко классифицируются и вычисляются ошибки Необходима основа выборки - перечень всех элементов генеральной совокупности, что делает выборку мало пригодной для очень больших генеральных совокупностей. Требует качественно однородных совокупностей, что в социальной сфере бывает редко
Систематическая Необходим полный список единиц генеральной совокупности. В выборку отбирается по одному объекту через интервал, равный шагу отбора - отношению объема генеральной совокупности к объему выборки Позволяет с помощью простой техники отбора при небольшом объеме выборки ухватить сравнительно большие генеральные совокупности Существует опасность совпадения интервала отбора со скрытой периодичностью распределения признаков генеральной совокупности, что может привести к смещениям. Неопределенность выбора первоначального объекта (начальной точки отбора)
Гнездовая Выборочные единицы отбираются с помощью одного из способов случайного отбора (N1,2). Единицы отбора представляют собой статистические группы (гнезда), которые целиком или выборочно подвергаются обследованию Уменьшаются затраты (по сравнению с простой случайной выборкой равного объема) на организацию процедур отбора, например, при пространственно разбросанной генеральной совокупности. Относительно простое составление основы выборки для выбранных гнезд, чем полный перечень элементов, соответствующих всем гнездам генеральной совокупности При форматировании искусственных гнезд создается трудность отнесения каждого отдельного элемента генеральной совокупности только к одному гнезду, обеспечения приблизительно одинаковых размеров гнезд
Стратифицирован­ная (районированная выборка, расслоенный отбор) Исследуемая совокупность предварительно разделяется на страты (слои) в соответствии с генеральным распределением известных и значимых для исследования признаков; из каждой страты извлекается выборка При удачном подразделении совокупности на однородные группы расслоенный отбор дает выигрыш в точности по сравнению с простым случайным Если классификация на страты не совпадает с распределением изучаемых признаков, возможно смещение выборки по этим признакам
  А. Пропорциональ­ное размещение Объем выборки из страты пропорционален размеру страты в генеральной совокупности    
  В. Оптимальное размещение Объем выборки из страты пропорционален в страте среднеквадратичному отклонению признака и обратно пропорционален издержкам на получение выборки Дает выигрыш по сравнению с А для случаев, когда совокупность состоит из больших и малых объектов или отбор из одних слоев обходится дороже, чем из других Необходимо знание дисперсии признака расслоения внутри страты
Многоступенчатая Процедура построения выборки разбивается на ряд этапов (ступеней). На каждой ступени меняется единица отбора Для каждой ступени необходима своя, доступная для исследователя основа выборки. Если на одной из ступеней отбора выступает географический регион, то существенно уменьшается стоимость полевого исследования (стоимость передвижения и т.д.) Ошибка выборки, как правило, выше, чем простого случайного или систематического отбора
  А. Случайная На каждой ступени единицы отбираются одним из способов случайного отбора   Организационная и методическая сложность реализации выборки
  В. Комбинирован­ная Отбор на каждой из ступеней может осуществляться любым из вышеописанных способов    
Квотная Производится разбиение генеральной совокупности на классы согласно нескольким распределениям выбранных признаков. На основе знания статистического объема каждого класса и заданной доли отбора из него определяется «квота» - объем выборки соответствующего класса. Выбор исследуемых объектов из потенциально возможных, согласно квоте, возлагается на анкетера или интервьюера Удобна для случаев, когда размер выборки невелик. Уменьшает стоимость организации выборки, поскольку производительность труда анкетеров или интервьюеров выше при самостоятельном выборе лиц для опроса, чем при их поиске по спискам адресатов Основана на предположении, что распределения контролируемых признаков в выборке обеспечивают репрезентативность воспроизведения распределения зависимых признаков. Невозможно точно измерить смещения, вызванные неслучайным характером отбора лиц для опроса

 

Качество выборки оценивают по двум показателям: репрезентативность и надежность. О репрезентативности уже говорилось выше. А чтобы создать надежную выборку, необходимо правильно построить ее основу. Для этого надо соблюдать следующие требования: полнота выборки, отсутствие дублирования, точность, адекватность и удобство работы.

Полнота выборки - это наличие всех элементов генеральной совокупности в основе выборки. Если в выборку не будут включены многие единицы наблюдения, тем более несущие в себе существенные особенности и характеристики объекта, то результаты исследования будут неполными и однобокими.

Отсутствие дублирования подразумевает недопустимость повторного включения в выборку одной и той же единицы наблюдения (например, ученик перешел учиться в другую школу, его включили в новый список, не вычеркнув при этом из старого, таким образом он дважды попал в выборку).

Под точностью информации выборки понимается исключение несуществующих единиц наблюдения из основы выборки (в избирательных списках часто остаются умершие люди или жильцы снесенных домов). Основа составленной выборки должна быть адекватна для решения поставленных в исследовании задач. Например, полный список всех учащихся школы - хорошая основа для того, чтобы сформировать выборку при изучении проблемы общей успеваемости. Но если Вас интересует проблема отношения старшеклассников к основным учебным дисциплинам, то этот список может быть использован только для формирования новой основы выборки - списка старшеклассников.

Для удобства работы с основой выборки необходимо четко пронумеровать все элементы, которые входят в основу выборки, а составленные списки централизованно хранить.

 

1.7.3.2. Описание используемых методов сбора первичной социологической информации

 

Необходимо дать краткую характеристику используемых в ходе осуществления социологического исследования методов сбора информации: анкетный опрос, интервью, наблюдение и т.д. Это должно быть не простое перечисление приемов исследования, необходимо указать, почему выбраны именно эти методы, а не другие, и продемонстрировать связь методов сбора с целями, задачами и гипотезами исследования.

 

1.7.3.3. Логическая структура используемого инструментария

 

Благодаря этому четко видны блоки вопросов инструментария и то, какие характеристики предмета они выявляют. Перечисляются операционные понятия, индикаторы, тип шкалы измерения, номер вопроса в анкете (об этом подробнее см..: 12, 22, 28).

 

1.7.3.4. Методика обработки информации

 

Социологические исследования - это не только сбор данных. Цель его состоит в том, чтобы дать научно обоснованную интерпретацию изученных фактов. Для этого в грамотно составленной программе социологического исследования разрабатывается схема обработки и анализа собранных данных. Уже на стадии формирования гипотезы исследователь должен четко представлять, как он будет собирать, обрабатывать и анализировать материалы, опираясь на гипотезу. Собранный первичный материал не пригоден для теоретического анализа, его необходимо обработать (упорядочить, классифицировать).

В этой части программы надо наметить формы и методы обработки собранной информации. Если обработка будет производиться на ЭВМ, то исследователь должен иметь представление о возможностях данной ЭВМ. Чтобы обработать первичную информацию, заранее надо выбрать соответствующие математические методы, технические средства и место
проведения.

 

1.7.3.5. Общий и рабочий план исследования

 

В методическом разделе программы должны быть еще два вида плановых документов, которые определяют стратегию и тактику научного поиска - это общий план и рабочий план. Общий план отражает схему исследования и определяет последовательность действий исследователя.

Различают три варианта общего плана: разведывательный, аналитический и экспериментальный.

Разведывательный план применяется, когда нет ясного представления об объекте или проблеме социологического исследования и социолог поэтому не может выдвинуть никаких гипотез. Его цель - уточнение проблемы, формулировка гипотез. Этот вид плана предполагает три основных этапа работы: изучение документов, проведение опросов экспертов и наблюдение. В результате проведения этой работы четко формулируется проблема и выдвигаются гипотезы.

Описательный план возможен, когда имеющиеся знания об объекте достаточны, чтобы сформулировать описательную гипотезу. Его цель - проверка выдвинутой гипотезы и получение точных качественно-количественных характеристик объекта исследования. Набор исследовательских средств в данном случае будет другой: выборочное или монографическое исследование, анкетирование, статистические методы и др.

Экспериментальный план применяется, если имеющиеся знания об объекте позволяют сформулировать объяснительную гипотезу. Его цель - установить причинно-следственные связи в объекте, при этом раскрывается не только его структура, но и причины, которые влияют на функционирование и развитие изучаемого объекта.

На практике эти типы планов не существуют в чистом виде. Иногда в одном исследовании сочетаются все виды формулировки проблемы, затем выдвижение описательных гипотез, а потом установление причинно-следственных связей.

На полевом этапе сбора первичной информации необходимо общий план преобразовать в рабочий. В нем указываются сроки выполнения определенных работ, их последовательность. Планируя сроки, необходимо предусмотреть возможные минимальные и максимальные сроки. Для этого хорошо составить сетевой график, чтобы видеть всю картину процесса и рационально управлять им. За каждым участником работы закрепить одного или группу социологов.

Программа социологического исследования - это стратегический документ, направленный на решение социальной проблемы или познание какого-то социального явления.

Рабочий план - это приложение к программе. В нем указываются конкретные шаги и приемы, которые использует социолог в процессе социологического исследования. Он составляется после завершения разработки программы. Основное назначение рабочего плана - упорядочить основные этапы социологического исследования в соответствии с его программой, календарными сроками, рассчитать материальные и людские затраты.

Рабочий план включает в себя:

- порядок подготовки, обучения группы исследователей;

- примерную оценку расходов, сроки и затраты времени;

- количество необходимого инструментария, его объем, форму и условия размножения;

- подготовленность интервьюеров, их состав и число;

- время и место проведения исследования, а также форму опроса;

- сроки, которые даются на подготовку информации к обработке и на саму обработку;

- закрепление ответственных за конкретными этапами исследования, подготовку отчета и т.д.

Качество полученной социологической информации будет выше, если до основного исследования провести пробное. Его иногда называют "пилотажным". Главное его назначение - это проверка качества методик и процедур исследования. Оно помогает проверить правильность выборки, внести, если необходимо, коррективы и изменения, более четко сформулировать цель, задачи, выделить объект и предмет исследования. Благодаря ему "обкатывается" разработанный инструментарий (анкеты, опросные листы, бланки интервью), в который вносятся также необходимые изменения и дополнения.

Следует отметить, что на практике для разработки программы тратится больше времени, чем на проведение самого исследования.

 

ВОПРОСЫ

1. Что такое программа социологического исследования, какие функции выполняет она?

2. Из каких частей состоит программа, что в них входит?

3. Как должна примерно выглядеть последовательность и структура описания проблемной ситуации.

4. Что будет являться объектом и предметом в Вашем исследовании? Какие характеристики необходимо учитывать при описании объекта?

3. Что такое гипотеза? Приведите существующую классификацию
гипотез?

4. Каким общепризнанным требованиям должна отвечать правильно составленная гипотезы? Сформулируйте гипотезу Вашего исследования.

5. Что такое "генеральная совокупность", "выборочная совокупность", "репрезентативная выборка"?

4. Какие типы и виды выборок Вы знаете?

5. Какие требования необходимо соблюдать, чтобы выборка была
надежной?

6. Что такое логическая структура используемого инструментария, для чего она необходима?

7. Для чего нужен общий и рабочий план исследования? Их содержание.

 

ЛИТЕРАТУРА

Андреева А.Г. Программа конкретного социального исследования // Лекции по методике конкретных социальных исследований / Под ред. Г.М. Андреевой. - М.: Изд-во Моск. унт-та, 1972. - С.4-55.

Андреенков В.Г., Маслова О.М. Методы сбора социологической информации: Метод. пособие / АН СССР., Ин-т социол. исслед. Центр повышения квалификации социологов. - М.: Б.и., 1985. - Вып.1.

Андреенков В.Г., Сотникова Г.Н. Телефонные опросы населения: Методич. рекомендации по проведению выборочных массовых опросов. - М.: ИСИ АН СССР, 1985. - 58 с.

Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов. - М.: Аспект-Пресс, 1995. - 285, [1] с.

Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом: Учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов. - М.: Высш. шк., 1989. - 175 с.

Вопросы методики и техники социологических исследований: Методы сбора информации: [Сб. статей]. / АН СССР. Ин-т социол. исслед. Сов. социол. ассоц.; [Редкол.: А.Г. Здравомыслов (отв. ред.) и др.] - М.: [Ин-т социол. исследований], 1975. - 172 с.

Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учеб. пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. - 230 с.

Давидюк Г.П. Прикладная социология. - Минск: Выш. школа, 1979. - 220 с.

Долкарт Э.И. Социология, социология, социология ... - Ташкент: Узбекистан, 1989. - 88 с.

Доэл М, Шадлоу С. Практика социальной работы. См. с. 104, № 4 - М.: Аспект-пресс, 1995. - 236, [1] с.

Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. - М.: Мысль, 1969. - 204 с.

Как провести социологическое исследование: В помощь идеол. активу / [Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги]. - 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1990. - 287, [1] с.

Комозин А.Н., Кравченко А.И. Популярная социология: В помощь профактиву. - М.: ИПО Профиздат, 1991. - 208 с.

Краткий словарь по социологии / [Сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова; Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина]. - М.: Политиздат, 1989. - 477, [2] с.

Логика научного исследования / Отв. ред.: П.В. Копнин, М.В. Попович. - М.: Наука, 1965. - 353 с.

Методы сбора информации в социологических исследованиях: В 2 т. / Отв. ред.: В.Г. Андреенков, О.М. Маслова; АН СССР., Ин-т социологии. - М.: Наука, 1990. - Т.1-2.

Методы сбора, обработки и анализа социальной информации: Лекции по курсу “Методика социол. исслед.” / [А.В. Седов, Т.Н. Кротова, В.Я. Шмаков]. - Л.: ВПШК, 1984. - 80 с.

Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование / Пер. с бол. И.С. Морозовой, Р.Е. Мельцера; Вступ. ст. и спец. ред. Э.П. Андреева. - М.: Прогресс, 1975. - 383 с.

Новикова С.С. Методика составления социологической анкеты: Курс практической социологии. - М.: Международ. пед. акад., 1993. - 58 с.

Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в методику демоскопии: Пер. с нем. / Общ. ред., вступ. и закл. ст. Н.С. Мансурова. - 2-е изд. - М.: АВА-ЭСТРА, 1993. - 272 с.

Орлик Е.Н. Социологический минимум для инженера: Текст лекций. - Владимир, 1992. - 59 с.

Основы прикладной социологии: Учебник для вузов: В 2 т. / [М.К. Горшков, Б.З. Докторов, О.М. Маслова и др.]; Под ред.: Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова; Центр социал. прогнозирования и маркетинга. - М.: Academia, 1995. - Т.1. - 199, [1] с.

Парникель Ю.Л. Прикладная социология: Пособие для студентов. - Псков, Изд-во Псковск. обл. ин-та повыш. квалиф. работников образования, 1977. - 248 с.

Практикум по прикладной социологии / Под ред. Б.В.Князева и др.; МГУ им. М.В. Ломоносова. Филос. фак-т. Отд-ние прикл. социологии. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - 260, [1] с.

Практикум по социологии: [Учеб. изд.] / [Ред.: И.М. Слепенков, Н.И. Дряхлов, В.Я. Нечаев и др.]. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. - 192 с.

Процесс социального исследования: Вопросы методологии, методики и организации марксистско-ленинских социальных исследований / Пер. с нем.: А.Г. Шестакова, И.Н. Марасанова; Общ. ред. и предисл. Ю.Е. Волкова. - М.: Прогресс, 1975. - 576 с.

Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук: Пер. с фр. / Под ред. и с вступ. ст. В.А. Туманова, В.П. Казимирчука. - М.: Прогресс, 1972. - 606, [1] с.

Рабочая книга социолога / [М.Н. Руткевич, В.Г. Андреенков, А.В. Кабыша и др.; Редкол.: Г.В. Осипов (отв.ред.) и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Наука, 1983. - 477 с.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций: Для студентов и преподавателей вузов, техникумов и учащихся старших классов школ, колледжей, гимназий, лицеев. - М.: Владос, 1995. - 189, [2] с.

Рукавишников В.О., Паниотто В.И, Чурилов Н.Н. Опросы населения: Метод. опыт. - М.: Финансы и статистика, 1984. - 206, [1] с.

Словарь прикладной социологии / [Сост. К.В. Шульга; Редкол.: Г.И. Давидюк (отв. ред.) и др.]. - Минск: Университетское, 1984. - 316,
[1] с.

Социологический словарь / [Сост.: А.Н. Елсуков, К.В. Шульга; Науч. ред. Г.Н. Соколова, И.Я. Писаренко; Редкол.: Г.П. Давидюк (отв.ред.) и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: Университетское, 1991. - 528 с.

Социология: Словарь-справочник. Т.4: Социологическое исследование: Методы, методика, математика и статистика / Отв.ред. Г.В. Осипов. - М: Наука, 1991. - 357 с.

Социология: Учеб. пособие / Общ. ред. Э.В. Тадевосяна. - М.: Знание, - 1995. - 270, [1] с.

Социология: Учеб. пособие / Под общ. ред. П.Д. Павленка. - М.: ГАСБ, 1995. - 316 с.

Шаленко В.Н. Программа социологического исследования: Учеб.-метод. пособие / МГУ им. М.В. Ломоносова. Философ. фак. Каф. методики конкретных социол. исслед. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - 78 с.

Шарков Ф.И., Краснов П.С. Беседы с начинающим социологом. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1989. - 118 с.

Шереги Ф.Э., Веревкин Л.П. Подготовка и проведение социологического исследования: Метод. пособие. - Ашхабад: Ылым, 1985. - 127 с.

Фомичева И.Д. Методика конкретных социологических исследований и печать: Лекции по курсу для студ. фак. и отд. жур-ки ун-в. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 105 с.

Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. Г.В. Осипова. - М.: ИСПИ РАН, 1995. - 939 с.

Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы. - М.: Наука, 1972. - 239 с.

Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы. - [Доп. и испр. изд.]. - Самара: Самарский ун-т, 1995. - 328, [3] с.

 


МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ

ОПРОС

Основные понятия: заочный опрос, опрос по месту жительства, опрос по месту работы, очный опрос, специализированный опрос, экспертный опрос.

 

Исследователю часто бывает нужна информация о явлениях, процессах, которые недоступны прямому наблюдению и которые не находят отражения в документах. Это может быть информация о мотивах, интересах и предпочтениях людей, их семейной жизни или бытовой деятельности и т.д. Источником этой информации являются сами люди, их высказывания о своих мнениях, настроениях, поступках или о том, что их окружает.

Такую информацию можно получить только благодаря опросу. Это наиболее распространенный вид социологического исследования и самый широко используемый метод сбора первичной информации. До 90% всех социологических данных получено благодаря этому методу. Опрос является средством получения данных о состоянии общественного мнения, состояния сознания и поведения людей.

Специфика данного метода заключается в том, что источник первичной социологической информации - человек (респондент).

Отметим достоинства этого метода: во-первых, он экономичен, так как опросив небольшую совокупность можно судить о состоянии и тенденциях развития социальных процессов общества в целом; во-вторых, ему присуща широта охвата разных сфер: нет проблем, о которых социолог не мог бы получить информацию, обратившись с вопросником к разным слоям населения, но при этом необходимо учитывать, что получаемая информация отражает изучаемую действительность в "преломленном" в сознании опрашиваемых виде. Нет равенства между реальной действительностью и данными людей.

Опрос - метод сбора первичной информации, основанный на устном или письменном обращении к определенной группе людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне.

Связь между исследователем и источником информации (респондентом) обеспечивается, во-первых, специальным методическим инструментом; это может быть анкета или план интервью, т.е. перечень вопросов, в которые на языке обыденного сознания "переведена" эмпирически изучаемая проблема; во-вторых, связь обеспечивается анкетером, который выполняет функции оператора и непосредственно обеспечивает заполнение вопросников всеми респондентами.

Существуют две основные разновидности опроса: анкетирование (заочный опрос) и интервьюирование (очный опрос).

Анкетирование. Опрашиваемый заполняет вопросник сам, это может происходить как в присутствии анкетера, так и без него. В практике прикладной социологии этот вид опроса самый распространенный.

Интервьюирование. При его проведении происходит личное общение интервьюера с респондентом. Интервьюер сам задает вопросы опрашиваемому и фиксирует полученные ответы.

Более развернутая характеристика будет дана анкетированию, потому что:

Анкетирование является наиболее широко распространенным и наиболее оперативным методом сбора первичной социологической информации.

Анкетирование более доступно для массы исследователей, у которых нет большого педагогического и житейского опыта (что бывает очень важным при проведении интервьюирования) и которые не могут быстро и легко вступить в контакт с незнакомыми людьми.

Для подготовки анкетеров не надо тратить много времени и денег.

Овладев методикой анкетирования, исследователь получает основной объем знаний и умений, которые необходимы для проведения интервью.

Результаты анкетирования более доступны для математической
обработки.

Можно за короткий промежуток времени опросить большое количество людей.

Существуют две различные организационные формы проведения опроса: по месту работы (занятий) и по месту жительства.

Выбор места проведения опроса зависит от цели и предмета исследования.

По месту работы - изучаются производственные или учебные коллективы. Предметом исследования выступает производственная или учебная деятельность (обстоятельства, связанные с предметом опроса, быстрее актуализируются в сознании опрашиваемых на привычном их месте работы или учебы).

По месту жительства - анкетирование проводится, когда надо получить мнение по интересующей проблеме не только работающего, но и неработающего населения или когда надо ослабить влияние официального помещения. Такую форму опроса используют при исследовании культурного и бытового обслуживания, вопросов досуга и т.д.

Сложность этой формы:

Усложняется поиск респондентов (может поменять адрес).

Часто во время прихода исследователя респондента нет дома.

Присутствие главы семьи, "третьего" лица (гость, сосед) оказывает влияние на результат опроса.

Наличие свободного времени у респондента обычно ведет к отвлечению от главной темы разговора (например, пенсионеры очень словоохотливы, начинают делиться всеми своими житейскими проблемами).

Достоинства:

Дома у человека больше свободного времени.

В домашней обстановке он охотнее отвечает на острые вопросы, связанные с сообщением критической информации об отрицательных фактах и явлениях, имеющих место на его рабочем месте.

Поэтому перед началом проведения опроса надо решить, какая форма проведения его даст Вам более ценную информацию по интересующей проблеме.

В зависимости от источника информации различают опросы массовые и специализированные.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.