Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Применение анкетирования в социальной работе

 

Среди множества способов сбора материалов, которые необходимы для правильной оценки сложившейся ситуации, обычно на первое место выдвигается опрос живых свидетелей того, как ситуация складывалась и в каком направлении она развивалась.

На первый взгляд кажется: нет ничего проще, чем провести опрос, задать вопросы клиенту. Но при более глубоком рассмотрении проблемы необходимо, как отмечал Ш. Рамон, учитывать, что социальный работник и клиент находятся в неравных отношениях с точки зрения власти, т.е. клиент во многом зависит от социального работника. В связи с этим, некоторым клиентам, особенно проживающим в доме престарелых, детском доме, доме инвалидов и т.д., бывает довольно трудно выразить свои негативные чувства и мнения социальным работникам. Часто прямые вопросы со стороны социального работника могут только обострить существующую проблему, лучшие результаты приносит опрос, проведенный приглашенным исследователем (19, с.32).

Поэтому чаще всего желательно проводить письменный опрос респондентов. В настоящее время уже разработан ряд универсальных анкет помогающих социальным работникам собирать и обрабатывать полученные данные о клиенте. Но эти анкеты имеют определенные недостатки. Самым главным является то, что вследствие своей универсальности они слишком общи, поэтому социальный работник не может использовать их в каждом конкретном случае. В связи с этим можно сделать вывод, что “наряду с патентованными и имеющимися средствами сбора и обработки информации социальный работник должен уметь разрабатывать и свои, отвечающие узким задачам и специфике работы в данном социальном агентстве” (27, с.207).



Хорошо разработанная анкета, самостоятельно составленная или только применяемая социальным работником, позволяет экономить время сбора информации, обеспечивает респондентам анонимность и помогает им избежать влияния на них мнения других участников опроса. При этом социальный работник должен быть уверен, что респонденты способны и проявляют готовность выполнять поставленные перед ними задачи. В некоторых случаях предпочтительнее сочетать анкетирование с интервьюированием.

Если потенциальный клиент заполняет соответствующую анкету до обращения за помощью к социальному работнику и до первого разговора с ним, то таким образом могут быть получены сведения о том, как данный клиент видит свою проблему и в каких услугах он нуждается. Успех самостоятельного заполнения анкеты во многом зависит от грамотности и способности выразить в письменном виде свои проблемы и нужды. При недостатке необходимых умений для составления ответа клиент может смутиться, растеряться, в итоге либо на ряд вопросов не будет ответов, либо вообще анкета останется незаполненной или не сдана обратно исследователю.

Если клиент справляется с анкетой легко и непринужденно, то социальный работник может получить много ценной информации, которую с помощью другого метода сбора информации он, может быть, даже и не получил. Проведение анкетирования часто бывает полезным, если социальный работник хочет оценить знания или отношения индивида или группы. Респонденты меньше смущаются и более раскованно себя ведут при письменных ответах, нежели при интервьюировании или беседе, когда отвечать надо у всех на виду и когда всем становятся очевидны не только знания опрашиваемых, но также их отсутствие.

Например, социальная работница хочет помочь группе несовершеннолетних девушек решить проблемы свиданий и секса. В данном случае сначала следует составить небольшую анкету (около 12-15 вопросов), в которой выяснились бы факты, имеющие отношение к деторождению и сексу. Результаты анкетирования позволят лучше понять, насколько осведомлены девушки в жизненных вопросах, и станут стимулом для организации дискуссии, полезной для всех (21, с.68-69).

Структура анкеты

 

Для того чтобы провести анкетирование, необходим специфический инструментарий - анкета. В предыдущем разделе мы рассмотрели подробно, что такое программа, зачем она нужна и из каких частей состоит. Теперь подробно остановимся на том, что такое анкета, из чего она состоит, как правильно и грамотно ее составить.

Составить инструментарий социологического исследования не так просто, как кажется на первый взгляд. Многие считают, что написал один вопрос, второй, третий ... - и анкета готова. Процесс создания анкеты можно сравнить с игрой на музыкальном инструменте. Только упорядоченная определенная гамма звуков будет давать стройную мелодию. Так и при составлении анкеты необходимо соблюдать определенные правила и принципы при ее конструировании, а также знать особенности разных видов вопросов, уметь правильно их формулировать и рационально располагать, чтобы получить более полную и точную характеристику изучаемого объекта.

Что такое анкета? В существующих учебниках и словарях под анкетой подразумевается упорядоченный список вопросов. Но указания о том, как следует упорядочить их, даются не везде. Поэтому рассмотрим подробнее именно этот вопрос. Анкета - это не механическая последовательность вопросов, которые располагаются в ней только по личному желанию исследователя, а определенная взаимосвязь вопросов, образующих особое целое. Анкета не сводится к простой сумме свойств расположенных в ней вопросов, а обладает своими собственными свойствами.

Анкета должна состоять из трех частей:

Вводная часть.

Основная часть.

"Паспортичка".

Вводная часть.Главная ее функция - возбудить желание отвечать на вопросы анкеты. Она чаще всего располагается на титульном листе. Вводная часть начинается с вступления (обращения к респонденту), где указываются:

Данные организации или учреждения, проводящих опрос.

Цель и задачи исследования, а также теоретическое и практическое значение решения этих задач.

Значимость роли респондента для решения этих задач.

Гарантированность анонимности анкеты (главное здесь не то, что будет или не будет фиксироваться фамилия респондента, а то, что полученные от анкетируемого сведения не станут публичным достоянием других без соответствующего его на это согласия).

Техника заполнения анкеты (часто эти указания еще располагаются и непосредственно в тексте вопросов или на полях анкеты).

Выражение благодарности, высказываемое авансом респонденту, которое побуждает его заполнить анкету.

Вводная часть не должна быть очень большой, должна быть ясной и понятной для любого респондента и, главное, должна мотивировать участие респондента в опросе. Хотя эта часть небольшая по объему, она очень важна по значению. От того, как она составлена, зависит и отношение к анкете респондента.

Основная часть.Эта часть самая важная. Первыми ставятся контактные вопросы. Их цель - заинтересовать респондента, облегчить процесс включения в проблему. Формулировка этих вопросов должна быть простой, а ответы на них - легкими. Благодаря постановке в начале анкеты более простых вопросов, которые потом постепенно усложняются, респондент подготавливается к наиболее важным ответам. Такой переход от простых к сложным вопросам носит название “правило воронки“. Его использование помогает опрашиваемым постепенно выработать некоторые навыки заполнения анкеты.

После контактных вопросов ставятся основные вопросы. Это самые важные и трудные вопросы. Ответы на них дают основную информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание этих вопросов будет соответствовать цели и задачам исследования. Для каждой отдельной задачи лучше разработать свой определенный блок вопросов. Вопросы одного блока могут следовать один за другим, а могут быть расположены между вопросами других блоков. Самый сложный блок вопросов необходимо располагать в середине содержательной части анкеты.

На последнем месте в этой части анкеты ставятся заключительные вопросы. Главная их функция - снять психологическое напряжение у респондентов, дать почувствовать, что сделана большая и нужная работа. В связи с возможной усталостью респондента, это должны быть наиболее простые вопросы, ответы на которые не требуют сильного напряжения памяти, внимания и т.п.

Необходимо отметить, что указанный принцип расположения вопросов сначала по мере нарастания их сложности, а затем по мере убывания имеет определенный недостаток. Если все вопросы логически взаимосвязаны и тема постепенно сужается, то появляется взаимовлияние предыдущих вопросов на последующие. Такое влияние одних вопросов на другие получило название “эффектизлучения“ или “эффект эха“.

"Паспортичка".В паспортичку включаются вопросы, раскрывающие следующее содержание: профессия, образование, социальное происхождение, семейной положение, пол, возраст. В зависимости от цели и задач проводимого исследования количество вопросов может быть уменьшено или увеличено.

Правильно составить "паспортичку" не так просто, как кажется на первый взгляд. Нельзя переносить ее структуру из одной анкеты в другую.

"Паспортичка" располагается в конце анкеты. О том, где целесообразнее располагать ее, среди ученых шли длительные дискуссии. Если она будет расположена в начале анкеты, то у респондента появится сомнение в том, что анкетирование анонимное, тем более если в анкете речь будет идти о выяснении внутреннего состояния или знаний опрашиваемого. Многие исследователи считают, что начинать анкету с паспортички не только не этично, но и не целесообразно, так как эти вопросы могут насторожить респондента (это повлияет на достоверность информации) или даже оттолкнуть от заполнения анкеты.

Любой вежливый человек в конце общения, которое происходило по его инициативе и удовлетворило его какие-то личные интересы, выражает благодарность. В конце анкеты также желательно поблагодарить респондентов за участие в опросе. Это могут быть высказывания разного типа: "Благодарим за участие в исследовании", "Спасибо за помощь", "Благодарим Вас за то, что несмотря на занятость, Вы нашли время и возможность ответить на вопросы нашей анкеты" и т.п.

Некоторые социологи перед тем, как закончить анкету, интересуются у респондентов, насколько своевременным, интересным и полезным был опрос. Например: "Насколько важным Вы считаете проведение данного опроса".

В конце некоторых анкет предлагается участвовать в последующих опросах. Например: "Если проведенный опрос заинтересовал Вас и у Вас есть желание принимать участие в последующих опросах, напишите, пожалуйста, свой адрес".

 

Классификация вопросов

 

В предыдушем параграфе мы выяснили, что анкета состоит из вопросов. В этом параграфе мы рассмотрим, что такое вопрос анкеты, какие виды вопросов существуют, как лучше их сформулировать и расположить в анкете.

Многие считают, что анкета полностью состоит из одних вопросительных предложений. Это неверно. Вопросы анкеты - это все речевые высказывания социолога к респонденту, которые могут иметь не только вопросительную, но и утвердительную или отрицающую формулировку и которые побуждают респондента письменно ответить на них. Это могут быть собственно вопросы, какие-то высказывания, таблицы, незаконченные предложения, для ответа на которые необходимо самостоятельно сформулировать ответ. А если социолог предлагает закрытый вопрос с готовым набором возможных ответов, то это может быть выбор одного или нескольких ответов, соответствующих истине.

Один и тот же вопрос можно задать по-разному. Например, надо выяснить пол респондента. Формулировки вопроса могут быть такими:

1. Пол - мужской, женский (ненужное зачеркните).

2. Ваш пол? (подчеркните).

а) мужской

б) женский

3. Ваш пол? (обведите соответствующий код).

мужской 1 женский 2

4. Ваш пол? (напишите, пожалуйста) _____________

Для выяснения более сложных признаков могут быть использованы другие, более разнообразные формулировки: альтернативные вопросы, вопросы-меню, вопросы-иллюстрации, шкальные вопросы и т.д. Для этого необходимо знать классификацию существующих видов вопросов, это поможет правильно сформулировать и расположить вопрос, чтобы получить достоверную информацию.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.