Обратная связь
|
Социологическое исследование в социальной работе
Социальная работа довольно молодая наука. В развитие теории социальной работы большой вклад внесли и все еще продолжают вносить не "чистые" теоретики социальной работы, а социологи и психологи, а также педагоги и психотерапевты. Это вполне нормальное явление для ранних стадий становления новой отрасли знаний, потому что, во-первых, теоретиков новой науки еще мало, а, во-вторых, базовые для новой науки смежные дисциплины естественным образом "рекрутируют" в новые области наиболее видных своих представителей. Поэтому многие теории социальной работы очень близки по названиям родственным социологическим и психологическим концепциям.
Таким образом подтверждается старая истина, что новую науку делают ее верные слуги, лучшие представители смежных наук, и чаще всего она создается на "стыке" научных дисциплин. При этом следует еще раз подчеркнуть, что особое влияние на формирование теории социальной работы в ХХ в. оказали ведущие специалисты базовых для нее дисциплин, прежде всего - социологии и психологии (13, с.20). В то же время, опираясь на социологические и психологические разработки, используя систему понятий этих наук, теория социальной работы имеет очевидную тенденцию к саморазвитию, что отмечают не только ведущие зарубежные специалисты, но и отечественные ученые и практики (13, с.18).
До сих пор продолжается дискуссия о специфике методов, которые использует социальный работник. Во многом это связано с тем, что методы социальной работы, так же как и многие другие понятия в социальной работе, еще недостаточно однозначны в содержательном плане. Существуют разные основания для выделения отдельных групп методов. Например, методы эмпирического исследования и теоретического моделирования; методы сбора информации и методы ее обработки; общенаучные методы и специфические методы конкретных наук и т.д.
Авторы "Теории и методики социальной работы" (с.48), считают вполне возможным использовать все существующие подходы к классификации методов. Благодаря этому можно будет выявить, во-первых, специфику их использования в общенаучном плане, в качестве оснований методологии исследования проблематики теории социальной работы, а во-вторых, ее собственные методы.
Выбор форм сбора данных и характер их отбора во многом зависят от уровня знаний и позиции исследователя. В настоящее время почти все методы социальных наук - междисциплинарны (например, наблюдение используется в социологии, психологии, педагогике, истории и т.д.).
А. Пинкус и А. Минахан, авторы книги "Практика социальной работы", считают, что практического социального работника необходимо обязательно ознакомить с выработанными практикой техническими приемами сбора информации о разных личностях и системах, знание которых играет большую роль для достижения намеченных целей и решения практических задач. При этом они выделяют следующие три способа сбора информации, которые находят всеобщее применение: 1. Опрос. 2. Наблюдение. 3. Изучение существующих письменных материалов (9, с.67). В данном учебном пособии этим трем видам исследования уделено наибольшее внимание.
Естественно, специфика теории социальной работы, ее задачи и место в системе социальных наук будут влиять на особенности использования существующих методов. Вопрос о том, есть ли у теории социальной работы собственные методы исследования, или нет, до сих пор актуален и является предметом дискуссий. Например, Г. Бернлер и Л. Юнссон среди существующих методов сбора информации при исследовании проблем социальной работы наиболее важным считают диалог. А к методам "преимущественно" теории социальной работы в первую очередь относят метод социальных биографий. Российские ученые считают, что наряду с этим методом, к методам теории социальной работы следует отнести и метод комплексного социального (психосоциального) моделирования (13, с.49). Основным специфическим признаком методов социальной работы будет являться их интегративный характер.
Теория и практика социальной работы для познания своих проблем использует методологический, методический исследовательский потенциал социологии, при этом учитывается специфика различных социологических школ и направлений.
Использование методологических возможностей и методики преподавания социологии является необходимым элементом для оптимизации усвоения знаний по теории социальной работы. Во многом это объясняется как близостью предмета и объекта социологии и социальной работы, как научных дисциплин, так и тем, что теоретическое обоснование социальной работы генетически вырастало и вырастает из социологии, психологии и психотерапии. И теория социальной работы, и социология в основном используют общие исторические, экономические, социологические, философские, статистические, демографические работы и монографии, научные и научно-методические труды, а также методы сбора и обработки информации.
Использование взаимовлияния социологии и социальной работы имеет большое значение для решения многих проблем. Связь теоретических знаний социологии и основных направлений практической деятельности социальных работников прослеживается очень четко как для оказания помощи различным социальным группам, оптимизации работы учреждений социальной работы, так и для повышения эффективности социальной политики в обществе.
Учитывая то, что теория социальной работы - новая научная дисциплина, со временем она, опираясь на междисциплинарные методы исследования, исследовательский потенциал смежных наук, сформирует собственный методический и методологический инструментарий.
Довольно часто исследования в области социальной работы, проводимые в связи с проблемами преодоления экстремальных ситуаций и кризисного образа жизни групп риска, опираются на социологические данные и методы анализа социальной реальности. Например, в исследованиях по проблемам социальной работы при написании социальных биографий клиентов из числа представителей групп риска, используются данные стандартизированных интервью, контент-анализа различного рода документов (автобиографий), наблюдений, т.е. таких методов сбора информации, которые традиционно имеют место в социологии.
На западе социальные работники традиционно используют тесты, стандартизированное наблюдение. Чаще всего проводимые исследования были направлены на изучение различного рода патологии, на исследование того, что плохо или вовсе не функционирует. В настоящее время возникла настоятельная необходимость в расширении спектра проводимых исследований, ведь социальному работнику так же важно получать более точные сведения о том, какие факторы помогают людям меняться, справляться с трудностями и быть уверенными в себе. Райд и Смит данную мысль выразили в своей работе (Reid and Smith, 1989) следующим образом: "Мы не можем помочь людям использовать свои силы, если наши знания сводятся к пониманию лишь их слабостей" (цит. по: 4, с.223).
При профессиональной подготовке социальных работников важно серьезно относиться к необходимости донести до них идею ценности использования научных методов в своей будущей деятельности. Ведь решение проблем, с которыми сталкиваются в своей практике социальные работники, в огромной степени зависит от того, способны ли они в полной мере использовать существующие научные методы исследования этих проблем. Последовательная деятельность, использование научных методов дает возможность социальным работникам объяснить не только суть и эффективность своих практических действий, но и выявить проблемы, возникающие в процессе принятия решений, что в конечном счете также увеличивает возможности социальных работников в плане совершенствования практики. Марта Бомбик приводит несколько оснований, неопровержимо подтверждающих необходимость подготовки практикующих социальных работников уметь использовать различные методы исследования:
"Во-первых, мы хотим, чтобы практики могли избирательно подходить к существующему разнообразию стратегий сбора информации об определенном аспекте своей работы, а также умели определять, какие данные и теоретические подходы наиболее соответствуют конкретной проблеме. Такая "исследовательская грамотность", т.е. способность понимать, критически оценивать и избирательно использовать научные знания, не дается от рождения. Социальных работников нужно научить быть разумными пользователями научно-исследовательских подходов.
Во-вторых, обучение использованию методов исследования поможет студентам оценивать практику с позиций научного подхода, для чего они должны уметь эмпирически формулировать, документировать и оценивать свои решения, принятые в процессе практики, и свою деятельность. С помощью включения в практику необходимой исследовательской функции социальные работники могут извлечь "ключевые знания" из собственного непосредственного практического опыта.
В-третьих, профессиональный социальный работник должен быть обучен разнообразным оценочным подходам. Как "оценивание потребностей" общества, так и "психосоциальное оценивание" индивида требуют использования навыков сбора таких данных, которые помогали бы практику лучше понимать проблемы людей и развивать эффективные способы помощи в улучшении их жизненных ситуаций.
В-четвертых, умение пользоваться методами исследования позволит социальным работникам составлять отчеты о своих открытиях в соответствующей профессиональной форме. Эти методы помогут им научиться предоставлять необходимую информацию в заявлениях на получение средств, в предложениях о политике в социальной сфере при отстаивании интересов клиентов, в методических рекомендациях, в сообщениях по программам оценивания. Профессиональные социальные работники должны уметь компетентно излагать свои статьи и другие материалы, представляемые в профессиональные журналы, а также выступать на профессиональных собраниях и конференциях" (7, с.95).
К сожалению, даже на Западе пока еще не разработан успешный путь, который с неизбежностью привел бы социальных работников к осознанию ценности исследовательских методов и необходимости их использования (7, с.103). Если неправильно построен процесс обучения, то может образоваться разрыв между профессиональными практиками и профессиональными исследователями, то есть между ними может разрушиться взаимопонимание и возникнут конфликты. В таких ситуациях каждый недооценивает другое. Исследователи считают, что практики строят свою работу на ненаучной, чрезмерно субъективной основе и что недостаточный уровень знаний, а порой даже упорный отказ от проведения необходимых исследований с целью улучшения практической деятельности является опасным. В свою очередь практики часто относятся к исследователям как интеллектуальной элите, которая совершенно оторвана от реально существующих практических проблем и не понимает необходимости срочного их решения (7, с.103-104). Практики часто жалуются, что результаты исследований не дают ничего нового, ничего такого, чего бы они не знали.
Западные специалисты подчеркивают, что не смотря на то, что календарные графики проведения практических и исследовательских работ имеют определенные различия, в основном им свойственно много общего. Параллельность отмеченных процессов Нора Диксон отобразила следующим образом (4, с.221).
Процессы социальной работы
| Научно-исследовательские
процессы
| 1. Социальный работник или студент, выполняющий курсовую или дипломную работу, поставлен перед проблемой
| 1. Исследователь поставлен перед проблемой или вопросом
| 2. Социальный работник собирает факты, освещающие природу и цель проблемы
| 2. Исследователь занимается поиском литературы по проблеме или вопросу
| 3. Социальный работник составляет план действий работы
| 3. Исследователь планирует проведение исследовательской работы
| 4. Социальный работник пытается реализовать план действий с учетом эффективности его выполнения
| 4. Исследователь собирает материалы и сопоставляет их
| 5. Социальный работник проверяет свою работу и может составлять новые планы
| 5. Исследователь анализирует материалы, делает заключения и, возможно, дает рекомендации для последующих действий
|
По мнению западных авторов, хотя исследования могут проводиться с разными целями, все они могут быть сведены к следующим пяти общим вопросам:
‘‘1. Как сделать, чтобы сложный процесс или явление, которые не совсем понятны, стали более понятными? (Собственно исследовательская работа.)
2. Что достигается при помощи определенных процедур, стратегии или практического подхода и являются ли они эффективными и достаточными для достижения поставленных целей? (Оценка или научный анализ результатов.)
3. Какие процессы и явления, включенные в конкретную программу, стратегию или практический подход, объясняют полученные результаты? (Исследования "процесс-результат".)
4. Как можно в период выполнения программы выяснить, работает ли она и как работает и, если необходимо, следует ли изменить подход? (Исследование деятельности.)
5. Как часто возникает проблема или ситуация, сходная с наметившимися тенденциями, и каковы предпосылки для оказания социальных услуг и распределения ресурсов? (Исследование общего характера.)" (4, с.222).
К сожалению, часто практика и исследовательская работа воспринимаются как разные виды деятельности, хотя их можно слить воедино. При подготовке социальных работников необходимо готовить практиков, которые умели бы и могли применять в своей практической деятельности различные научные методы. Ведь в идеале практик, для того чтобы достичь намеченные цели, должен уметь сочетать в своей деятельности и исследовательскую работу, и практику. Хороший практик постоянно следит за достижениями науки. Он может и сам вносить посильный вклад в теоретическую базу социальной работы, например, распространяя полученные в ходе своих исследований результаты через средства массовой и профессиональной информации, статьи в журналах и сборниках, выступления на конференциях и т.д. Стоит особо отметить, что в США распространение знаний и информации среди коллег входит в обязанности социальных работников. Принципы профессиональной этики обязывают социального работника делиться результатами своих исследований с другими (7, с.103).
Большую роль в осознании тесной связи исследовательской и практической работы для многих студентов играет стажировка. В различных социальных центрах, службах, организациях они не только получают практические навыки, но также и исследовательские навыки. Во многом, конечно, это зависит от того, смогут ли ответственные за стажировку ознакомить их с исследовательскими подходами, которые используются в практике социальной работы при оказании различных услуг клиентам в этих центрах и службах социальной помощи.
|
|