Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Дмитрий Иванович Иловайский (1832–1920)

Краткие биографические сведения:

Родился в Рязанской губернии, в небогатой семье.

Получал образование в уездном училище, рязанской гимназии, историко-филологическом факультете Московского университета.

Служил в Рязанской гимназии с 1854–1858 гг., два года в московской 3-й гимназии, затем адьюнктом при кафедре всеобщей истории юридического университета.

1858 г. – защита магистерской диссертации «История Рязанского княжества».

1860 г. – издание первого гимназического учебника.

1865 г. – отказ занять место на кафедре русской истории в Киевском университете и выход в отставку.

1870 г. – защита докторской диссертации.

1876–1880 гг. – выход первых томов обобщающего труда по русской истории.

В 1920г. историк скончался в Москве, чуть не до жив до 90 лет.

Основные труды:

-«ИсторияРязанского княжества (середина XII–начало XVI в.)» (1858),

-«Краткие очерки русской истории. Курс старшего возраста» (1860),

-«Гродненский сейм 1793 г. Последний сейм Речи Посполитой» (1870),

-«Разыс – кания о начале Руси», дополненные вопросом о гуннах (1876),

-«История России», Т. 1–5 (1876–1880).

Биография и творчество историка. Родился в маленьком городке Раненбурге Рязанской губернии, в небогатой семье управляющего имением графини Пален. Начальное образование получил в уездном училище (трехклассное учебное заведение для детей мещан). Обратил на себя внимание своим самозабвенным интересом к истории, и родителям посоветовали отдать мальчика в гимназию. С четвертого класса, как и другие гимназисты из малообеспеченных семей, содержал себя репетиторством, благодаря чему начался поиск доходчивых средств изложения исторического материала.



После гимназии продолжил учебу на историческом факультете Московского университета, где слушал лекции Ф.И.Буслаева, С.П.Шевырева, Т.Н.Грановского, С.М.Соловьева. По окончании университета Д.И.Иловайский как казеннокоштный студент должен был отработать 6 лет по назначению учебного округа. Он отправился в качестве преподавателя истории в Рязанскую гимназию. Там он приступил к научной работе, несмотря на удаленность от архивов и книгохранилищ, загруженность уроками. Он не сидел на месте, хотя получал низкое жалование. Путешествовал по Рязанскому краю, осматривал остатки городских курганов, записывал рассказы старожилов, отмечал особенности выговора, черт лица. В результате опубликовал путевые очерки «Прогулка по берегам Оки» в «Московских ведомостях». Уже в очерках проявились особенности творческого почерка Д.И.Иловайского – дар живого слова, интерес к «этнографическому элементу», наблюдения над современностью. Последние могут помочь в уяснении прежних времен не меньше, чем прошлое дает для понимания настоящего. Целью исследования стало образное и конкретное воссоздание картины исторических событий. Для этого историк выявляет и изучает весь комплекс имеющихся письменных источников по интересующему его вопросу, а затем обращается к данным археологии, лингвистики, этнографии топонимики и всему комплексу вспомогательных дисциплин. Существенно помогало визуальное личное знакомство с местами, где имели место исторические события. Работая над докторской диссертацией, побывал в Варшаве, Гродно, Кракове и др. Для написания обобщающего труда объездил практически всю европейскую часть Российской империи.

В рязанский период жизни историка, с 1854 по 1858 гг., им была написана первая научная работа, приобретен опыт публицистической деятельности, намечен план прославивших его затем учебников. Граф А.С. Уваров способствовал переводу подающего надежды молодого ученого в Москву. Заметки о первых его путешествиях стали одной из основ его магистерской диссертации «История Рязанского княжества», защищенной в 1858 г. в Московском университете. Этот труд считается одним из первых обращений к комплексному изучению местной истории. Критический анализ летописных источников дополнялся ярким биографическим очерком об Олеге Рязанском. Дав оценку князю исходя из критериев эпохи, в которой княжил Олег, Д.И.Иловайский отказался от традиционных представлений о нем, как об изменнике, вроде Мазепы. В диссертацию включалось географическое обозрение, дополненное «воображаемым путешествием по Оке» и научный труд приобретал художественные достоинства.

Отработав положенный срок в Московской 3-ей гимназии, занял место адьюнкта при кафедре всеобщей истории юридического университета. Как приготовлявшийся к профессорскому званию он побывал в заграничной поездке, во время которой посещал школы Германии, Австрии, Франции, сравнивал постановку учебного дела, национальные культурные традиции, воплотившиеся в этих школах. Подготовил несколько статей по истории этих стран в ХIХ в. Однако, вернувшись в Россию и едва достигнув 30 лет, вышел в отставку. Формальное объяснение заключалось в невозможности занимать должность и совмещать это с исследованиями по русской истории. Фактически, он хотел свободы, чтобы заниматься любимым делом без всякого официального положения. В результате, в 1870 г. защитил докторскую диссертацию «Гродненский сейм 1793 г.»

Основой исторического образования Д.И.Иловайский считал совместную работу учителя и учащихся. Он отмечал влияние личности преподавателя на образование. Однако основу работы видел в учебнике. Он был противником как буквального зазубривания параграфов, так и отказа от учебника, заменой его конспектированием лекций учителя.

Первый учебник для старших классов – «Краткие очерки русской истории» – вышел в 1860 г. и до 1917 г. переиздавался 44 раза. Десятки раз издавались и другие его учебники, в том числе и курс всеобщей истории для старшего возраста. Успех в издании учебников недоброжелатели объясняли негласной поддержкой правительства. На самом деле, тезис о «внедрении» «реакционного Д.И.Иловайского» усилиями Министерства народного просвещения в силу близости его взглядов настроениям официальных кругов не соответствует действительности. Во-первых, все учебники, существовавшие наряду с учебниками Д.И.Иловайского, соответствовали монархически-консервативным нормам программы. Во-вторых, в тот период, в рамках норм, установленных Министерством, существовала свободная конкуренция пособий. Каждый педагогический совет мог выбирать любые учебники. Автор учебника публиковал его на свои средства, а доход от продажи поступал в его руки.

Д.И.Иловайский выступал за приоритет изучения истории государства, а не выдвижения на первый план «культурного элемента». Последнее, с его точки зрения, оборачивалось заменой истории событий простым, лишенным внутренней связи, системы, описанием построек, одежды, пищи, обычаев. На первый план у него выступала история политическая и гражданская, а не клериканская и бытовая. Осмысление и понимание материала, по Д.И.Иловайскому, возможно при условии знания фактов. Хорошее усвоение фактов (иначе бы они быстро улетучивались) требовало приложения больших усилий, в т.ч. и зубрежки, но зато эта работа давала «канву», позволяющую легко приобретать новые знания и оперировать ими. Историк содействует формированию характера людей показом примеров настойчивости, энергии, гражданской доблести, торжества или страданий замечательных людей своего времени и, напротив, эгоизма, жестокости, слабости, пороков. Учебники Д.И.Иловайского отличались ярким повествованием. По этому поводу М.И.Цветаева[18] писала: «Все, что он пишет – вижу ... Тут живые лица, живые цари и царицы, и не только цари, и монахи, и пройдохи, и разбойники!».

Яркость и образность изложения сочеталась с высокой информативностью. Широкое обращение к первоисточникам, развернутая система примечаний, в которых приводились разные версии событий, наполняли картину исторической реальности конкретным содержанием. Дар слова, способность сделать акцент на какой-либо броской детали, прочно увязанной с определенным лицом или событием, помогали лучше представить эпоху.

Основанием концепции русской истории Д.И.Иловайского и движущей силой истории можно считать духовно-нравственные силы, управляющие деятельностью людей. Главная задача истории – учить жить новые поколения, способствовать развитию народного самосознания, нравственного улучшения людей и общества. Прогресс в нравственном усовершенствовании общества воплощается в формах «государственного быта». «Государственный быт» специфичен для каждого «исторического народа» и складывается из формы правления, религии, политического и социального положения, «этнографического элемента». Причем первые два элемента остаются неизменными, определяют характер изменений в политической и социальной сферах, а «этнографический элемент» выражает своеобразие исторического развития страны. Самобытность русской истории определяется и выражается в созидательной роли православной церкви, в том числе ее роли в строительстве государства. Религиозность и склонность к сильному государственному порядку, по Д.И.Иловайскому, составляли признаки русской народности.

Центральное место в истории занимает деятельность князей, царей, видных государственных, церковных и общественных деятелей, их усилиями создавалось и поддерживалось Русское государство. Прочность государственного быта определяется, прежде всего, личными качествами того или иного правителя. К тому же, поступки и действия видных государственных и политических деятелей, в конечном счете, являются выражением абсолютного, Божественного предопределения. Исторической можно считать личность, которой максимально удавалось сгармонировать абсолютное начало с интересами всех государств и своими собственными.

В наибольшей степени соответствовали названным требованиям Иван III, Василий III, первые цари из дома Романовых (Михаил Федорович, Алексей Михайлович), затем только Николай I и, особенно, Александр III. Все они укрепляли самодержавный строй. Отрицательное отношение историк выражал к Ивану IV, Петру I, Александру I, Александру II и Николаю II, обвиняя их в недостатке национальной политики. Петра I историк осуждал за методы проведения реформ, пристрастие к иностранцам, уничтожение родовой национальной аристократии. С правления этого царя начался разрыв между высшими, перенимавшими иностранный обычай, и низшими сословиями, верными традициям Древней Руси.

С Петра I начинается новый период истории России. I-ый период (Киевский) связывался с началом становления русской государственности. II-ой период (Московский) – это время официального оформления и расцвета государственности. В III-ий период (Петербургский) происходит переход «патриархального и национального московского самодержавия к бюрократическому и космополитическому петербургскому абсолютизму».

В качестве характерной черты русской государственности Д.И.Иловайский отмечал наличие представительных совещательных учреждений при русских правителях. Мудрые правители стремятся «оживить древний общинный дух русского народа», особенно в период внутренних «смут» и внешней опасности, он умело привлекают к участию в государственных делах представителей «основных сословий».

Главными угрозами государственности, по мнению историка-патриота, являются: внешнее влияние, разрушительное проникновение «инородческого элемента» (пример Западная Русь, попавшая под власть поляков и литовцев) и различного рода антигосударственные общественные выступления. Д.И.Иловайский исследует причины «смут», опираясь на идею самобытности русской истории. Причины «смут»:

-нарушение порядка наследования престола. Сыноубийство, совершенное Иваном IV, подготовило Смуту XVII в. Казнь царевича Алексея повлияла на дворцовые перевороты в послепетровский период, междуцарствие 1825г. стало причиной участия солдат в событиях 14 декабря 1825г.»;

-негибкость верховной власти, отступление ее некоторых представителей от «канонов» русской жизни, отсутствие единства в правящих кругах. Так, деспотизм и тирания Ивана IV вызвали падение нравов и повлияли на размах Смуты XVII в., а «ошибки» при проведении реформ 1860–1870-х гг. вылились в «беспорядки» и «смуты» в различных слоях общества;

-мягкость, непоследовательность в характере русского народа, его исключительная податливость. Средние и низшие классы легко поддаются желанию перемен, пленяются личными качествами руководителей антиправительственных выступлений (Степан Разин, Лжедмитрий и др.);

-наличие постоянного бунтарского стихийного элемента в истории России XVI–XVIII вв. – казачества (состояло в основном из беглых холопов и крестьян);

-действия различного рода «агитаторов» (как причина современных смут), ведущие к крестьянским, студенческим, рабочим выступлениям и оживлению либеральной оппозиции. Наличие среди агитаторов большого числа инородцев Д.И.Иловайский объяснял происками иностранных держав. Кроме того, он отмечал действия анархистов, не имеющих твердых политических убеждений и творящих беспорядки ради самих беспорядков. Д.И.Иловайский выступал против насаждения на русскую почву «теории социализма и коммунизма», поскольку западные идеи, по мнению историка, не подходят для России.

Историк предложил позитивную программу ликвидации смут. Ее основные положения:

-укрепление самодержавной власти, опирающейся на православную религию и единение всех сословий. Форма единения – создание всесословного «народного» представительства при царе. Поэтому Д.И.Иловайский приветствовал Манифест 17 октября 1905г. В этом событии он увидел своеобразный переход от петербургского периода к новому, с более смягченной формой правления, при сохранении жизненных основ нации;

-развитие национальной промышленности, обеспечивающей интересы господствующей нации ( недопущение к хозяйствованию иностранных предпринимателей и отказ от мероприятий, способных ущемить интересы русского дворянства). Историк настаивал на учете естественных ресурсов России и организации их использования, а затем – помощи национальной промышленности со стороны государства. Д.И.Иловайский находил подтверждение своим идеям в протекционистской таможенной политике Алексея Михайловича, Александра III и др.;

-восстановление и укрепление «народных нравов» через печать и постановку школьного дела.

В 1876–1880 гг. выходят первые тома его обобщающего труда по истории России. Они встречены довольно доброжелательно, хотя большинство историков не приняло критику Д.И.Иловайским теории варяжского происхождения русской государственности. Предлагаемую им гипотезу о племени роксолан как генетических предшественников русского народа сочли недостаточно обоснованной.

Историк почувствовал, что национальный характер, национальный тип – один из действующих факторов истории. Интерес Д.И.Иловайского к изучению национального типа, национального характера, обнаруженный со времен работы над историей Рязанского княжества, получил новый импульс в занятиях историей Польши. Он пытался определить, какие именно свойства, присущие народу, способствуют или препятствуют его процветанию, какова связь национальных и политических интересов. Польский народ исполнен «мужества и талантливости», но лишен «инстинкта самосохранения». Корни его бед – в неумении противостоять еврейско-немецкому «натиску на Восток». Выделение аналогичной угрозы для России стало важной темой публицистики Д.И.Иловайского. Его взгляды по вопросам национального характера считают националистическими, но не расистскими. Он мог восхищаться немецкой культурой и системой образования, а о евреях в России писал, что «было бы хорошо, если бы они могли слиться, какая прекрасная раса вышла бы, ..еврейское племя влило бы новую струю в русский организм, струю, которая дала бы толчок его дальнейшему развитию». Вместе с тем, он считал недопустимым пользование моральными и материальными благами российского подданства с сохранением религиозной автономии и особенно с приверженностью обычаям, прямо враждебным или косвенно подрывающим мощь России. Вопросы национальных приоритетов определили отношение к Д.И.Иловайскому российского образованного общества, упрекавшего его в юдофобстве и политическом консерватизме. К тому же к 25-летию ученой деятельности ему, служившему совсем немного, был пожалован чин действительного статского советника, дающий право на потомственное дворянство. В этом усматривался знак особого покровительства в высших сферах, в том числе и Александра III. Несмотря на личные симпатии царя к деятельности историка, какой-либо видимой протекции ему не оказывали, к тому же он не был приближен к придворным кругам как С.М.Соловьев, К.Н. Бестужев-Рюмин, В.О.Ключевский, С.Ф.Платонов.

Тематика публицистических выступлений Д.И.Иловайского не ограничивалась национальным вопросом. Он писал об экономической политике правительства, антигосударственных выступлениях, возможности и целесообразности частичной реорганизации государственного строя. Занятие историей, по убеждению Д.И.Иловайского, в т.ч. Преподавание, не должно оставаться в стороне от злободневных проблем. Этим объясняется его внимание к вопросам современной историку общественной жизни.

Д.И.Иловайский жил за счет издания своих учебников, занимался публицистикой и был на виду у широкой публики. Его заключения были основаны на широких познаниях, здравом смысле, но назидающий тон и подход к любой из проблем, невзирая на какие-либо общепринятые в данный момент представления, раздражали публику. Парадоксальным образом непопулярности Д.И.Иловайского как публициста отчасти служила его популярность как автора учебников. Выросшему на книгах Д.И.Иловайского «образованному обществу» конца XIX в. его учебники надоели еще в школе, к тому же, неприятие политических убеждений историков механически переносилось на его труды, а новое поколение ученых утверждало свой путь в науке через критику «старых догм».

Настоящий «поход» на Д.И.Иловайского начался на страницах толстых журналов после выхода третьего тома «Истории России» в 1890 г. Историка обвиняли в научной несамостоятельности. В качестве доказательства указывали на заимствования Д.И.Иловайского из сочинений Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева. При этом игнорировалось, что исторические сочинения и особенно обобщающие опираются на положения и выводы предшественников и др. А.А.Кизеветтер доказывал отсутствие у Д.И.Иловайского «научного чутья», «правильного представления о коренных явлениях в жизни Московского государства». В пользу ненаучности, по мнению рецензента, выступало внимание историка к описанию церемоний, архитектурных памятников в ущерб идеям и социальным категориям.

С.Ф.Платонов оценил книгу как не отвечающую претензиям автора представить свой труд как квинтэссенцию современного научного знания о прошлом России. Сравнение исторической науки с искусством стало оскорбительным для профессионалов, равно как и положение «согреть … изложение своим теплым участием», а наличие не относящихся к делу мелочей, как казалось, не служит выяснению действительно значимых вещей (законодательства, форм правления, социальных категорий, «общего направления» исторического развития в тот или иной период). Другое замечание С.Ф.Платонова касалось несоответствия работы мерке обобщающего труда.

Д.И.Иловайский признал обусловленность историографии личными склонностями ученых, наличием среди них историков-мыслителей, историков-бытописателей, историков-художников, историков-биографов. По этой классификации, его творчество – труд историка-художника. Его достоинство – в воссоздании яркого образа, а не в анализе сложного комплекса разнородных явлений. К тому же Д.И.Иловайский проницательно рассматривал свою работу как последнюю в своем роде перед грядущей эпохой коллективных трудов.

 

Тема 6. В.О.Ключевский

Семинарское занятие:

1.Биография. Личностные особенности и творческий почерк историка.

2.«Сказания иностранцев о московском государстве» как исторический труд и источниковедческая работа.

3.«Древнерусские жития святых как исторический источник».

4.Социальная история в трудах В.О.Ключевского. «Боярская дума древней Руси».

5.«Курс русской истории» (с древнейших времен до Александра II). Проблемное изложение русской истории. Концепция истории России. Основные периоды русской истории.

6.«Методология русской истории».

Источники:

Ключевский В.О. Курс русской истории. Лекции I–IV, XLIII–XLIV, LIX–LXIX. Любое издание.

Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. – М., 1989.

Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. – М., 1968.

Литература:

Историография истории России до 1917 г. / Под ред. М.Ю. Лачаевой. – Т.2. – М., 2003.

Пихоя Р.Г. История и философия отечественной исторической науки / Р.Г.Пихоя, Н.М.Рогожин, А.И.Комиссаренко / Под ред. Р.Г.Пихои, А.А.Чернобаева. – М.: Изд-во РАГС, 2006.

Киреева Р.А. Василий Осипович Ключевский // Историки России. XVIII–ХХ века. – М.1996.

Наумова Г.Р. Историография истории России: Учеб. пособие для студ. высш.учеб.заведений / Г.Р.Наумова, А.Е.Шикло. – М.,2009.

Нечкина М.В. Василий Осипович Ключевский. История жизни и творчества. – М., 1974.

Цамутали А.Н. Борьба направлений в русской историографии в период империализма: историографические очерки. – Л.: Наука, 1985.

Шапиро А.Л. Русская историография с древнейших ., 2007.времен до 1917 г. – М.,1993.

Шаханов А.Н. Русская историческая наука второй половины XIX–начала ХХ вв. Московский и Петербургский университеты. – М., 2003.

Контрольные задания, проблемные вопросы и упражнения:

1.В чем состоит новаторство В.О.Ключевского в отечественной исторической науке? Назовите особенности творчества историка? Какие факторы и обстоятельства определили его творчество?

2.Как проявляются в творчестве В.О.Ключевского традиции государственной школы? Какими идеями и конкретными исследованиями В.О.Ключевский дополняет результаты исследований государственной школы?

3.В чем проявляется проблемное изложение «Курса русской истории»?

4.Как В.О.Ключевский отвечает на вопрос о факторах социально-исторического развития? В какой степени В.О.Ключевскому удается преодолеть редукционизм и схематизм позитивистской трактовки оснований и движущих сил исторического развития?

5.Назовите критерии периодизации русской истории, по В.О.Ключевскому?

6.В чем состоит уникальность истории конкретного народа по мысли В.О.Ключевского?

7.Какова роль личности в истории по В.О.Ключевскому?

8.Охарактеризуйте концепцию исторического развития России В.О.Ключевского.

9.Каковы причины, характерные черты и последствия Смуты, согласно концепции В.О.Ключевского?

10.Как решалась В.О.Ключевским проблема взаимоотношений России и Запада?

11.Какие оценки получила концепция В.О.Ключевского в историографии? Почему концепция В.О.Ключевского получила множество различных оценок? Как вы прокомментируете оценку теоретических взглядов В.О.Ключевского как эклектических? Какую оценку дадите вы?

12.Составьте конспект по «Методологии русской истории» В.О.Ключевского (Ключевский В.О. Сочинения в 9 т. – Т.VI. – М., 1989.) по вопросам: людские союзы как предмет исторического изучения; исторические силы и их взаимодействие; исторический процесс: общий и местный; особенности и разнообразие исторического процесса; прогресс в историческом развитии; исторический метод; субъективная и объективная составляющая исторического метода; приемы исторического изучения; историческая схема и исторический закон; научные и практические задачи исторического изучения. Какие уточнения вносит В.О.Ключевский в эти вопросы в первых вводных лекциях «Курса русской истории»?






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.