Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Общая характеристика исторической науки в советский период

Одной из первых попыток осмысления феномена советской историографии после падения советской системы стала характеристика, данная Ю.Н.Афанасьевым. Он выделил четыре основных подхода, в рамках которых строится осмысление существования исторической науки в СССР (1917–1991 гг.).

Представители первого подхода (И.И.Минц, М.В.Нечкина, А.И.Данилов, Ю.С.Кукушкин и др.) рассматривали развитие науки в СССР по восходящей, то есть общая линия движения виделась направленной линейно прогрессивно вперед, как и собственно развитие общества. Тесная взаимосвязь в рассмотрении общественных и научных процессов приводила к фиксации практически зеркального отражения зигзагов и единичных недостатков в развитии партийно-государственной системы по отношению к внутринаучным процессам. Каждый этап развития науки виделся, несмотря на отдельные недостатки, более прогрессивным, по качественным и количественным показателям на порядок более высоким, чем предыдущий. Общая оценка периода выглядит как апологетически-восторженная, от победы к победе, от высоты к высоте, от достижения к достижению. Безусловно, во многом эта линия являлась историографическим отражением общих тенденций партийно-государственной идеологии в СССР.

Для второго подхода (Е.И.Голубева, А.И.Зевелев, Е.В.Чистякова и др.) был характерен дифференцированный подход к оценке истории исторической науки в советский период. Этот подход был более направлен на науку, факторы ее внутреннего развития. Историческая наука рассматривалась как сложное, многоуровневое явление, отдельные этажи которого находились на различных уровнях развития и, соответственно, каждый уровень требовал собственного анализа. Основной критерий оценки – насколько то или иное направление или проблематика оставались недеформированными, научными, а где происходила имитация научной деятельности, подмена цитатничеством или схематизмом.



Третий подход (А.А.Искендеров, Р.Быков и др.), обозначившийся прежде всего в среде профессиональных журналистов и общественных деятелей был особенен тем, что здесь весьма определенно прозвучала мысль о несоответствии советской историографии критериям научности, о значительном преобладании в деятельности историков фальсификаторских начал, и в полемическом запале ставилась проблема: а была ли история при советском режиме наукой?

Четвертый подход представлен самим Ю.Н.Афанасьевым. Им историческая наука в советский период рассматривается как особый научно-политический феномен, гармонично вписанный в систему тоталитарного государства и приспособленный к обслуживанию его идейно-политических потребностей. Схема Ю.Н.Афанасьева проста. Большевики, придя к власти как правящее меньшинство, создают в России модернизированную религию, на воплощение установок которой была брошена вся мощь партийно-государственного аппарата. Историческая наука стала при этом рассматриваться как элемент государственной политики, и ей обеспечивалась государственная поддержка лишь в той степени, в тех границах, в которых она была способна выполнять соответствующие инструментальные функции. Историческая наука советского периода в описании Ю.Н.Афанасьева представляется, прежде всего, как организм, идеологически кровно связанный с партийной системой и выполняющий ее потребности, в котором очень мало научных элементов, а если они и присутствуют, то только вопреки, а не благодаря системе.

Так или иначе в интерпретации Ю.Н.Афанасьева представленные направления выглядят противостоящими друг другу, хотя в каждом из них выражен различный ракурс: в первом – отслеживается отражение политических процессов в историко-научной сфере, во втором – внимание уделяется внутренним факторам науки, в третьем – упор делается на ценностные начала отечественной науки, в четвертом – выявляется влияние идеологического фактора на историко-научное сообщество.

Однако позиция Ю.Н.Афанасьева в отношении советской историографии во многом объяснялась стремлением в конце 80-х гг. прошлого века ликвидировать социалистическое государство, поэтому семьдесят лет существования советской власти преподносились как колоссальный минус в русской истории.Относительно истории исторической науки советского периода обозначилась та же тенденция. Такой подход явно ограничен, он значительно упрощает ситуацию.

Практически во всех подходах историко-научное сообщество предстает каким-то аморфным, несамостоятельным, зависимым и жаждущим выполнять установки партийных и государственных органов. Утилитаризм научного сообщества назван в числе главных его черт, при котором цель исторического познания предстает как подтверждение истин марксизма-ленинизма. При этом оно зачастую видится абсолютно безвольным, сборищем преимущественно негодяев и приспособленцев, с одной стороны, и мучеников, писателей в стол, светочей и т.д. – с другой.

Сейчас в среде историографов подход к процессу научного творчества и самому историко-научному сообществу предполагает более глубокое и разностороннее рассмотрение черт советской историографии.

Существование исторической науки в советский период, безусловно, носило свои характерные черты. При этом необходимо выделить те особенности, которые, пусть в трансформированном виде, сохранились в исторической науке советского периода от предыдущей историографической традиции и оригинальные, сложившиеся под воздействием специфических условий существования в советском государстве.

Несмотря на разницу во внешних условиях, формах существования отечественной дореволюционной и советской исторической науки, продолжающимися можно считать, прежде всего, две тенденции.

1.Пусть и своеобразное, но продолжение участия историков в политической жизни страны, что явилось выражением усложнения общественно-политической структуры и появления надпрофессиональных элементов деятельности, конкурирующих с собственно профессиональными. Активное воздействие политического фактора на сообщество историков началось в первое десятилетие ХХ в. Выражалось оно, прежде всего, в участии историков в непосредственной политической деятельности партий и организаций, избрании в думские органы, активизации публицистической деятельности. Большинство историков светских и церковных (В.О.Ключевский, А.А.Кизеветтер, С.П.Мельгунов, П.Н.Милюков, А.В.Карташев, А.П.Доброклонский, Д.И.Иловайский и др.) активно включились в общественно-политическую жизнь страны. У некоторых участие было столь значительным, что грозило утратой черт профессиональной деятельности и полномым уходом в политику (П.Н.Милюков, М.Н.Покровский, А.В.Карташев и др.).

Если до революции политическая деятельность практически целиком зависела от самих деятелей науки, их мировоззренческих позиций и установок, стремлений заниматься общественно-политической деятельностью, то после гражданской войны наметилась явная тенденция вовлечения историков в политическое пространство, зачастую независимо от их личного желания, с помощью государства и его институтов, и прежде всего, идеологического влияния.

До 1917 г. государство регулировало участие в политической жизни страны лишь в том случае, когда оно принимало ярко выраженный антимонархический, антигосударственный характер, да и то использовало относительно мягкие формы ее пресечения в виде ссылки или запрета на преподавание (так, как было, например, с П.Н.Милюковым, сосланным в Рязань в начале 1890 гг., или с М.Н.Покровским, которому было запрещено преподавание в первые годы века по политическим соображениям).

В советский период государство использовало более разнообразные и изощренные способы контроля над политическим инакомыслием в научной среде. Зачастую теперь под подозрение попадал и обычный нейтралитет. В связи с этим требовалась постоянная демонстрация лояльности, горячей приверженности идеям марксизма, советскому строю ради дальнейшего отстаивания научных взглядов.

Тем самым, в советский период в отечественной исторической науке надпрофессиональные черты деятельности (идеологические или политические) стали зачастую определять содержание и смысл существования профессиональных.

2.Попытка преодоления кризиса позитивизма. До революции происходило разворачивание множества методологических ориентаций, в том числе и марксизма. После революции кризис был преодолен, но уже другими способами и средствами, а именно, силой государственного влияния и насильственного подавления и пресечения теоретико-методологических направлений, альтернативных марксизму, хотя до определенного времени, и прежде всего до высылки части ученых в 1922 г., методологический плюрализм оставался нормой.

В результате, марксистско-ленинская историография из преследуемой превратилась в главенствующее, а затем единственное направление в советской исторической науке, поддерживаемое всем авторитетом Коммунистической партии и Советского государства.

Долговременные тенденции развития, имевшие свое продолжение от дореволюционного периода существования отечественной исторической науки, были во многом следствием того, что отечественная историческая наука ее основными представителями воспринималась как наука национальная. С одной стороны, это придавало ей ярко выраженный социальный ракурс, который обозначал Н.А.Бердяев, говоривший в «Вехах» о том, что отечественная интеллигенция не может признать самостоятельность науки, философии, просвещения, университетов, она до сих пор подчиняется интересам политики, партий, направлений и кружков, для нее характерно слабое сознание безусловности истины. С другой стороны, это придало исторической науке характер колебания между идеалами научности и просвещения, которое нашло свое продолжение и в советский период.

Историческая наука в советский период приобрела ряд черт и особенностей, которые придавали ей совершенно неповторимый облик, отличный от дореволюционной историографии.

Государственный контроль и планирование деятельности историко-научного сообщества. Влияние идеологии распространялось по многим направлениям и коснулось практически всех сторон жизни историко-научного сообщества. Наиболее глубокими и широкомасштабными эти изменения были в организационных формах науки, практике историописания (угле зрения на исторический процесс, проблематике и подборе персонажей историко-научных исследований, языке историописания), а также в процессе воспроизводства исторических знаний.

В организационных формах науки наиболее важным изменением стало появление нескольких направлений исторической науки. Четко обозначились два основных направления – история партии и история СССР. Историко-партийное направление начало создаваться с первых дней существования советской системы и просуществовало до ее конца. Оно приобрело явно выраженную функцию поддержания и научного обоснования партийно-идеологических доктрин, с одной стороны, а с другой – буфера между партийно-государственными органами и собственно историко-научным сообществом. Стиль, традиции взаимоотношений между государством и историко-партийным направлением вольно или невольно переносились и на взаимоотношения со всем историко-научным сообществом.

Историко-партийная наука целиком отразила тот изначально прагматический, инструменталистский характер, который был заложен в нее создателями советско-государственной системы. Этот прагматический характер заключался в создании марксистского видения истории России, подкрепляющего идеологические постулаты. Своеобразным отражением этой инструменталистской функции исторической науки стало неравноценное существование историко-партийного и конкретно-исторического направлений советской исторической науки.

Историко-партийное направление уже изначально поддерживалось и выделялось государством как наиболее приоритетное и важное по сравнению с конкретно-историческим. Это предопределило то, что взаимоотношения между этими направлениями были весьма неоднозначными. Уже изначально от первых дней существования основных историко-партийных институтов, выступлений основателя советской исторической науки – М.Н.Покровского, историко-партийное направление носило агрессивный характер по отношению к конкретно-историческому, заявляя о своей первичности и приоритетности. Конкретно-историческое направление находилось под сильным влиянием идеологии и установок партийно-исторического направления, сохранив при этом основные ценности науки, источниковую базу, методику исторического исследования.

Основным способом взаимоотношений между государственными органами и исторической наукой стала директивность, заключавшаяся в том, что государственные органы, путем многочисленных декретов, постановлений, первоначально трансформировали то, что осталось от старых обломков организационной структуры дореволюционной исторической науки, сформировали многие новые элементы историко-научного сообщества, а затем осуществляли надзирающий контроль.

Новой чертой взаимоотношений власти и историков в советский период стала опека партийно-государственных структур и лидеров над историками. Непрофессионалы, дилетанты считали не только возможным, но и необходимым вмешиваться в деятельность профессионалов-историков. Спектр директивных действий со стороны партийно-государственных органов и лидеров был довольно разнообразным и широким: декреты, постановления о создании исторических институтов, о кадровой политике, о качестве публикаций в исторических журналах, по поводу школьных учебников и т.д. Иногда партийные лидеры вовлекали свои суждения в более тонкие формы и оболочки заметок, замечаний, суждений, что не предполагало в свою очередь возможности историкам-профессионалам не прислушаться к ним.

В практике историописания, благодаря воздействию идеологических установок, появился новый угол зрения на исторический процесс. Теперь в историческом прошлом наиболее ценными и привлекательными виделись преимущественно те сюжеты, которые были связаны с подтверждением основных положений марксизма. Делался акцент не на рассмотрение эволюции государственных форм в истории страны, что было характерно для дореволюционной русской исторической науки, а на поиск изменений производственных отношений с соответствующими им социально-экономическими формами.

Этому сопутствовало рассмотрение исторического процесса как единой неуклонной линии освобождения от всех форм социального гнета, выделение революционных эпизодов в прошлом, накладывавшее значительные элементы телеологизма – неуклонного поступательного движения общества по пути к коммунистическому идеалу.

В советской историографии, в отличие от дореволюционной, наиболее распространенным стало обращение к ближайшим событиям. Хронологическое сжатие сопровождалось усечением горизонта отечественной истории, которая рассматривалась теперь сквозь призму классовой борьбы и революционного процесса.

Произошел также отказ от великорусской истории в пользу многонациональной, истории СССР. Помимо положительного включения в орбиту научного и преподавательского интереса новых личностей и событий, это приводило зачастую к потере единой стратегической линии отечественной истории, мозаичности восприятия.

Еще одной особенностью существования исторической науки в советский период стала заданность иузость методологических поисков. Признание марксизма в качестве единственно верной методологии пресекло дальнейшие поиски методологического плана. В конце 1920-х гг. директивным путем (постановление 1927 г. Комиссии ЦК об Институте Маркса – Энгельса) были остановлены теоретические поиски в марксизме.

Разгром научной и партийной оппозиции в начале 1930-х гг. привел к установлению жесткой единственной господствовавшей линии в идеологии и теории марксизма, санкционированной партийно-государственными органами. Дальнейшие попытки методологических поисков неизменно были обречены на провал, о чем ярко свидетельствует судьба нового направления в середине 1960-х гг. Единственной тенденцией методологического плана, которая закладывалась на все время существования исторической науки в советский период, стала постоянная проверка на истинность, самоидентификация марксизма историков, что в конечном счете означало корректировку в связи с переменами в идеологии, то есть на первый план вставала проблема соответствия научных и идеологических установок. Вырабатывалась система шаблонов, на основании которых и делались выводы о соответствии исследовательских работ марксизму. В марксистской историографии возникает тот метод, который можно условно обозначить как шаблонно-сравнительный.

Изменился и сам язык науки. В нем появились слова и выражения, не свойственные дореволюционной научной традиции, привнесенные временем и идеологическими штампами: борьба, революция, классы, партия, большевики и т.д. Также появился особый пафос, которого не было до революции: постоянно присущее в трудах историков напряжение борьбы, противостояния, ощущение изначальной правоты дела рабочего класса и крестьянства, поражения в краткосрочной перспективе с залогом торжества идеалов классовой борьбы в будущем.

Появляются новые герои и новые образы в исторических работах, причем осуществляется весьма любопытный процесс концентрации положительных черт у героев революционных восстаний, партийных деятелей и участников народных бунтов и обмельчание темпераментов у творцов спокойной мирной жизни или представителей господствовавших классов.

Последовали и изменения во внутренней структуре текста историко-научных работ. Влияние идеологии приводило к тому, что историки даже в произведениях, далеких от советской действительности, должны были использовать в качестве обязательного элемента исторических произведений цитаты из произведений и выступлений вождей, партийных лидеров, постановлений съездов.

Постольку поскольку государство накладывало на историков обязательство корректирования своих научных позиций с генеральной линией партии, в отечественной историографии советского периода наблюдалась тенденция постоянной борьбы между откровенным цитатничеством и схематизмом и сугубо научным знанием, подкрепленным тщательным и добросовестным обращением к источникам, делающим только реверансы в сторону идеологических доктрин и партийно-государственного строительства. Эта тенденция исторической науки стала проявляться особенно активно в 1920-х гг. Примером обозначившейся тенденции может служить одна из статей В.А.Быстрянского «Ленин, как теоретик вооруженного восстания в первой русской революции 1905–1907 гг.», опубликованная в журнале «Красная летопись», где из 36 страниц текста ленинские цитаты заняли 31.

Происходят и изменения в способах организации историко-научного сообщества, в общественной трансляции исторических знаний. Школы возможны в условиях, прежде всего, разницы в концептуальных походах, их многообразии. До начала 1930-х гг. можно выделить, по крайней мере, две школы в отечественной исторической науке – школу М.Н.Покровского и школу С.Ф.Платонова. После разгрома старой науки настал момент монополизации идей и выхолащивания самого смысла существования школ в историческом сообществе, когда историкам оставалось только распределиться по проблемно-хронологическому принципу и сгруппироваться вокруг наиболее влиятельных фигур в исторической науке, которые полностью контролировали разработку той или иной темы. Такими крупными фигурами, по мнению Н.В.Иллерицкой, были Б.Д.Греков, М.Н.Тихомиров, Л.В.Черепнин, создавшие марксистскую картину древнейшей и средневековой истории Руси; Н.М.Дружинин, исследовавший крестьянский вопрос в России в XIX в., А.Л.Сидоров, исследовавший особенности русского капитализма в начале ХХ в., М.В.Нечкина, исследовавшая особенности русского революционного движения и проблемы истории исторической науки.

Так, сформировалось как бы два образа исторической науки в советский период. Первый – идеологический, который закончился с существованием советского строя и советского государства. Второй, с определенными издержками и уступками идеологии, продолжал сохранять идеалы научности и объективности знания. Последний продолжает существовать до сих пор.

Советская историческая наука формировалась как наука новая, отсюда закладывались принципы разрыва со старой традицией. Разница обнаруживалась в первую очередь в теоретико-методологических подходах и проблематике исследований. Произошли и глубокие линии разрыва в источниковедческой практике. Если дореволюционная историография отличалась тщательным и глубоким отношением к историческому источнику, и хорошие источниковедческие знания являлись во многом критерием историко-научного профессионализма, то после революции изначально побеждает тенденция оттеснения источников и подчинения их обществоведческим схемам и установкам.

До сих пор слабо исследована периодизация отечественной исторической науки советского периода. Первые разработки, касающиеся периодизации исторической науки советского периода, относятся к середине 1960-х гг. Один из самых известных исследователей советского периода – М.В.Нечкина указывала на необходимость учета в периодизации прежде всего внутренних факторов развития исторической науки – смену в концепциях, проблематике, методологии исследований. Она выделила 4 основных этапа в развитии науки: 1917–1923 гг., 1924–1934/36 гг., 1937–1956 гг., со второй половины 1950-х гг. Впоследствии третий период был поделен на этапы: 1937–1941, 1941–1945, 1945–1956 гг.

Авторы «Очерков по истории исторической науки в СССР», вышедших в середине 1960-х гг. предложили свою периодизацию: 1917–середина 1920-х гг., середина 1920–конец 1920-х гг., конец 1920–1937 г., 1938–1941, 1941–1945, 1946–1955, с 1956 г.

В ходе дискуссий и в 4 томе «Очерков» была предложена еще одна периодизация: 1917–середина 1930 гг., середина 1930–середина 1950-х, с середины 1950-х гг.

Так или иначе, авторы сознательно или бессознательно транслировали стремление к выделению тех периодов, в которые существование науки, тесно связанное с переменами в господствующей идеологии, приобретало качественную новизну и порядок.

А.С.Ахиезер в своем труде «Россия: критика исторического опыта» выделил 7 основных этапов советской истории (1917–1991 гг.) в связи с господствовавшими нравственными идеалами: 1917–1918 гг., военный коммунизм, НЭП, правление И.В.Сталина, правление Н.С.Хрущева (оттепель), правление Л.И.Брежнева (застой), перестройка.

Соглашаясь с таким делением отечественной истории, С.П.Бычков и В.Г.Рыженко фиксируют не только изменения государственной системы, влиявшей на общественную структуру и ценности, но и на структуру историко-научного сообщества, господствующие темы и идеологические стереотипы. Они предложили следующую периодизацию:

Первый период (с 1917 до конца 1920-х гг.) – период сосуществования старой и новой исторической науки. Представляется необходимым выделить этап существования науки во время революции и гражданской войны (1917–1922 гг.). Этот этап характеризовался значительными потерями в составе профессорско-преподавательского корпуса, утратами и повреждениями книжного, архивного и музейного фондов страны – то есть в конечном счете был периодом существования отечественного историко-научного сообщества в экстремальных условиях.

После окончания гражданской войны наступил этап мирного времени, период более четкого оформления конфигурации государственной власти и политики в отношении историко-научного сообщества.

1922 г. стал временем окончательного определения власти в отношении наиболее ярких представителей буржуазной науки. Состоялась высылка и отстранение их от формирования национальной исторической науки на Родине. Этот наиболее резкий шаг власти по отношению к историкам означал становление системы политического и идеологического контроля за деятелями исторической науки со стороны партийно-государственных органов. Одновременно они сыграли значительную роль в создании новых академических и ученых институтов (Коммунистической академии и Института Красной профессуры), формировании исторических обществ, национализации архивного и музейного фондов.

Этот период относительно мирного сосуществования оставшихся представителей старой и новой исторической науки характеризовался постепенным усложнением этих взаимоотношений с неуклонным вытеснением представителей старой исторической науки с руководящих постов в научных учреждениях и постепенной трансформацией Академии наук к потребностям коммунистического строительства, закончившихся практическим разгромом научной и политической оппозиции в результате Академического дела. Происходит и постепенное внедрение марксистской методологии исследования, оформление марксистских научных заведений и учреждений. Появляется и господствующая группа историков во главе с М.Н.Покровским, которая берет на себя функцию авангарда советской истории, бойцов с научной и политической оппозицией.

Помимо сугубо идеологических процессов, происходят и другие, в которых идеологическая линия нашла свое опосредованное выражение. После революции произошло резкое понижение статуса исторической науки. В глазах нового исторического сообщества произошло падение авторитета истории и ее значимости (отмена исторических факультетов и замена их ФОНами), проведено ее включение в состав обществоведения.

Тем самым был придан импульс, с одной стороны, тесной смычке обществоведения с историей, что в общем-то было естественным отражением влияния идеологии на науку, а с другой – изначально жестким контролем обществоведческих моделей общественного развития над конкретно-историческим материалом.

С начала 1930-х до начала 1940-х гг. происходит практически полное подчинение науки требованиям партийно-идеологической системы и перманентная ликвидация любой научной альтернативности марксизму, увязываемую с политической оппозиционностью существующему режиму. Разгром школы М.Н.Покровского символизировал только определенную корректировку в указанной тенденции, связанную с приведением историко-научных исследований в истинно марксистское, догматическое русло. Произошло административное пресечение научных поисков в самом марксизме.

Однако произошло и положительное преодоление, закладываемое школой М.Н.Покровского, засилья социологических схем конкретно-историческим материалом.

В середине 1930-х гг. было восстановлено преподавание истории в вузах и школах, снова открылись истфаки в университетах. Произошло и изменение в идеологических установках – от интернационализма к национальной истории, – развернувшее весь горизонт исторического прошлого в русло продолжения имперской политики в сталинском варианте. Это парадоксальным образом привело к реабилитации старых историков (С.М.Соловьева, В.О.Ключевского, С.Ф.Платонова, Е.В.Тарле и др.), репрессированных в начале 1930-х гг., а также – возврату к конкретно-историческому материалу, освоенному предыдущими поколениями дореволюционных историков.

Период 1941–1945 гг. характеризовался значительными переменами в жизни историко-научного сообщества. Произошли значительные потери в его составе. Многие научные исследовательские институты и учреждения подверглись эвакуации и реорганизациям. Помимо утрат источников в результате неразберихи, бомбежек и т.д., такое распределение научных сил по территории страны имело и свое положительное значение в формировании национальных историко-научных кадров, становлении новых исследовательских и образовательных центров на Урале и в Сибири.

Произошел взлет исторического самосознания нации и идеологически была востребована национальная история с культом героических личностей прошлого, прежде всего, военачальников Александра Невского, А.В.Суворова, М.И.Кутузова, Ф.Ф.Ушакова.

С 1945 по 1956 гг. произошло возвращение историков к мирному труду, восстановление разрушенного архивного и музейного фонда. Однако идеологический фон становился снова весьма неблагоприятным, ибо национальные мотивы, появившиеся в период войны, начали выливаться в шовинистические формы. Борьба с космополитизмом, кибернетикой и генетикой, литературными деятелями создавала неблагоприятные условия для развития гуманитарных наук, в том числе и истории.

В период с середины 1950-х до середины 1960-х гг. огромное влияние оказало оздоровление общественной обстановки в период оттепели. Осуждение культа личности И.В.Сталина повлекло за собой глобальное переосмысление всей истории революционного движения, отказ от теории двух вождей в революции.

Для исторической науки оттепель означала ослабление идеологического контроля со стороны партийно-государственных органов, подтолкнувшее методологические поиски на грани марксисткой парадигмы, обусловившее появление так называемого нового направления. Произошло расширение сети научно-исследовательских учреждений, новых журналов «История СССР», «Вопросы истории», «Преподавание истории в школе» и др., выход историков на международную арену и их участие в международных конференциях.

С середины 1960-х до середины 1980-х. происходит новое усиление партийного государственного контроля и как отражение общественной стагнации и застоя – аналогичные процессы в историко-научном сообществе, выразившиеся в ликвидации нового направления и приостановке марксистских методологических поисков. Мы фиксируем сохранение старых методологических и концептуальных установок с незначительными поправками и устранением наиболее одиозных устаревших остатков идеологии. Однако при этом произошло обозначение некоторых масштабных тем и личностей (Б.Д.Грекова, П.А.Зайончковского), вокруг которых строились конкретно-исторические исследования: проблемы абсолютизма, феодализма, аграрного строя дореволюционной России и др.

С середины 1980-х до начала 1990-х гг. начался процесс ослабления и исчезновения партийно-государственного контроля за исторической наукой, ознаменовавшийся ее кризисом и появлением массы альтернативных, как ретроспективных, так и западных постмодернистских теорий. Произошло открытие истории публицистами, выявлено множество лакун в представлениях о досоветском и советском прошлом. Были опубликованы многие исторические и историографические источники. Появилась новая исследовательская проблематика и установились новые связи с мировым историко-научным сообществом.

С начала 1990-х гг. в первое постсоветское десятилетие (19912001гг.) – распад советско-государственной системы и его влияние на историко-научное сообщество.

В результате кардинальных сдвигов в социально-политической системе имеем в наличии методологический, проблемный, историософский плюрализм как следствие либерализации и лишения исторической науки идеологической функции. При этом происходит дезинтеграция единого историко-научного пространства. Следствием этого является обострение интереса к локальной истории и краеведению.

Продолжается обновление основного комплекса печатных исторических и историографических источников, мемуарной литературы по истории России и исторической науки, введение новых источников в историографический оборот, в чем немаловажную роль играют и репринтные издания.

Постепенно преодолевается ситуация отсутствия школьных учебников и учебных пособий.

Во второй половине 1990-х гг. происходит размежевание исторической науки и публицистики. При этом процесс осложняется внедрением в общественно-научное сознание дилетантских схем А.Т.Фоменко, концепции В.Суворова и других псевдонаучных построений.

Изменяется и система материального обеспечения и стимулирования деятелей исторической науки. Появляется система грантовой поддержки.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.