Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Усиление движения за национальное возрождение Беларуси. Законодательное оформление независимости Республики Беларусь.

Политика перестройки создала новую социально-политическую ситуацию, но не предотвратила кризис тоталитарной системы. Во второй половине 80-х гг. резко обострились в СССР национальные проблемы, резко ухудшилось экономическое положение. В СССР начали доминировать центробежные тенденции.

В апреле 1990 г. был принят Закон «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федераций». Он расширил права союзных республик, но недоверие последних и центральной власти ускорил их выход из Союза.

Вопрос о суверенитете Беларуси неоднократно дебатировался представителями различных кругов и общественных объединений. 27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете. Высшей целью суверенитета признавалось обеспечение свободного развития граждан республики. Носителем суверенитета объявлялся народ, который являлся и источником государственной власти. Республика объявлялась независимой в международных отношениях.

Суверенитет не означал разрыва многосторонних связей с другими республиками. Напротив, в конце 1990 г. и в 1991 г. были подписаны договора о сотрудничестве с Россией, Украиной, Казахстаном.

Для сохранения Союза М.С. Горбачевым были предприняты ряд мер. В марте 1991 г. проводится референдум. Официально участие в нем приняли девять республик (за исключением Литвы, Латвии, Эстонии, Грузии, Армении, Молдовы). Из 196 млн. жителей СССР в референдуме участвовало 80%, большинство из них высказалось за сохранение Союза. (76,4%).

В конце апреля 1991 г. в подмосковной резиденции Ново-Огарево было подписано соглашение Президента СССР и высших представителей девяти республик («9+1») об ускорении заключения нового союзного договора. В целом этот проект носил компромиссный характер.



Распад СССР ускорили события, которые произошли в Москве с 18 по 21 августа 1991 г. Группа высших государственных лиц (Г. Янаев, Ю.Павлов, Б. Пуго, В. Крючков) создали ГКЧП, провозгласили о болезни М. Горбачева и о переходе всей полноты власти в их руки. Однако эта политика государственного переворота оказалась неудачной.

В Минске 25 августа 1991 г. была созвана 5-я неочередная сессия Верховного Совета БССР на которой был принят Закон «О придании статуса консолидационного закона Декларации о государственном суверенитете БССР». Принято Постановление «Об обеспечении политической и экономической самостоятельности Белорусской ССР». В собственность республики перешло общесоюзное иммущество.

17 – 19 сентября проходила 6-я внеочередная сессия Верховного Совета. На ней рассматривался Закон «О названии БССР». Принято решение о переименовании о БССР в Республику Беларусь. Принят Закон «О Государственном флаге Республики Беларусь», Закон «О Государственном Гербе Республики Беларусь».

Так в истории Беларуси начался новый этап независимой Республики Беларусь.

57.Распад СССР и образование СНГ. Международное признание РБ.

Во вт пол 80-х гг. в СССР происходит падение авторитета и влияния центральной власти, КПСС начинает терять монополию на власть, обостряются экономические и национальные проблемы, союзные республики стремятся к самостоятельности.

В к 1980–х гг. Прибалтийские республики открыто поставили вопрос о выходе из состава СССР. В сент 1991 г. их требование было признано официально, т.к. с 19 по 21 августа 1001 г. их парламенты приняли постановления о государственной независимости этих республик. Такие же постановления были приняты парламентами Украины, Молдовы, Азербайджана, Киргизии, Узбекистана. Этим было положено начало распада СССР.

Ускорителем этих и последующих событий стал путч ГКЧП 19 – 21 августа 1991 г., когда во время отпуска М.С. Горбачева высокопоставленные лица (Г. Янаев, В. Павлов, Б. Пуго, В. Крючков) предприняли попытку захвата власти.

8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще, в резиденции «Вискули» С. Шушкевич, Б. Ельцин, Л. Кравчук подписали соглашение о создании Содружества Независимых государств, денонсировали договор 1922 г. и тем самым, провозгласили о том, что СССР как субъект международного права перестал существовать.

21 декабря произошла встреча в Алма-Ате представителей России, Беларуси, Украины, пяти среднеазиатских государств, Армении. Была принята Декларация о распаде СССР, приостановлении его существования. К концу 1991 г. к СНГ присоединились Молдова и Азербайджан.

25 декабря 1991 г. М. Горбачев подписал Указ о прекращении исполнения им функций Верховного Главнокомандующего и заявил о своей отставке с поста Президента СССР. В тот же вечер с башни Большого Кремлевского дворца был спущен флаг СССР и поднят обновленный флот России.

Распад СССР следует признать результатом воздействия субъективных и объективных факторов. Политический выбор «вискулевской тройки» придал процессу ликвидации СССР мощное ускорение. Нельзя не говорить и о «факторе Горбачева», также способствовавшем такому исходу СССР.

58.Конституция Республики Беларусь 1944г. Выборы Президента Республики Беларусь.

Конституция Республики Беларусь 1994 г., основной Закон Республики Беларусь, принята 15.3.1994 г. на 13 сессии Верховного Совета.

24. 11 1996 г. по инициативе Президента был проведен Референдум на основе которого внесены существенные изменения и дополнения в Конституцию РБ 1994 г. Конституция вступила в силу 27.11.1996 г.

Конституция состоит из преамбулы, 9 разделов, в которых 8 глав и 146 статей. Она отражает новый социально-экономический и политический этап в развитии общества и государства. Она закрепляет государственный суверенитет, возрождение белорусской нации и культуры, признание равной защиты и равных возможностей для развития всех форм собственности. Подчеркивается, что Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство. Признаны естественные права человека, право на труд, отдых, расширен круг других прав и свобод, закреплены их гарантии и формы защиты.

Единым источником государственной власти в Республике Беларусь является народ, который осуществляет свою власть непосредственно и через представительные органы. Демократия осуществляются на основе разнообразных политических институтов, идеологий взглядов. Идеология политических партий, религиозных или других общественных объединений не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан. Конституция запрещает создание и деятельность политических партий и других общественных объединений, которые ставят целью насильственное изменение конституционного строя или ведут пропаганду войны, национальной и религиозной вражды.

В Конституции закрепляется принцип разделения властей: законодательную, исполнительную, судебную. Государственные органы взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Закрепляются гуманные принципы внешней политики, ставится цель превратить свою территорию в безъядерную, а государство – в нейтральное.

Государственными языками являются белорусский и русский. Установлены символы государства – герб, флаг, гимн.

Определена процедура избрания Президента. Он назначает всех высших должностных лиц, формирует правительство, отдельных руководителей высших органов власти Президент назначает с согласия Национального собрания Республики Беларусь. Он подписывает законы, издает декреты, указы и распоряжения.

Правительство Республики Беларусь получило название Совет Министров, возглавляет Премьер-министр. Созданы новые государственные органы – Конституционный суд, Комитет государственного контроля.

Высшим законодательным органом является Национальное собрание Республики Беларусь. Оно состоит из Совета Республики и Палаты представителей.

Для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.