Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Зачем надо читать Евангелие?

 

Евангелие в православном вероучении занимает главное место. Это Книга Книг для христианина. Даже строители коммунизма в первой половине двадцатого века использовали в своем кодексе переиначенные выдержки из Благой Вести, не говоря уже о простом народе.

На цитаты из Евангелия опираются священ­ники во время произнесения проповедей. На огласительных беседах батюшки просят крещаемых прочитать хотя бы Евангелие от Марка, самое короткое. Тем не менее, многие действительно не понимают: «А зачем надо читать Евангелие?»

Вопрос игумену Нектарию (Морозову"):

— У многих людей, искренне считающих себя православными, нет привычки читать Евангелие. И, правда, они всерьез недоумевают: зачем? Есть, мол, много другой более современной, более доступной литературы о Православии, там все разжевано, разложено по полочкам. Что можно им ответить на это?

— В современном секулярном мире люди, как правило, имеют весьма поверхностное представление о том, что такое Священное Писание. И когда спрашиваешь невоцерковленного человека, читал ли он Евангелие, то ответы зачастую бывают очень расплывчатые. Например: “Читал когда-то Библию, а Евангелие нет”, “Новый Завет читал, а Евангелие не начал...”.

Все эти ответы свидетельствуют о том, что человек даже не понимает сущности вопроса. Между тем Евангелие — та Благая Весть, которая нам возвещает о пришествии в мир Бога, Который стал Человеком, чтобы спасти нас от греха, и его нельзя заменить какими-то рассуждениями об об­щечеловеческих ценностях, нельзя заменить даже святоотеческими творениями! Евангелие — основа нашей веры. Евангелие — это слово Божие, обра­щенное как к человечеству в целом, так и к отдель­ному человеку. Более того — это и есть тот самый Божественный Закон, в соответствии с которым не­обходимо жить для того, чтобы наследовать жизнь вечную...



Но давайте лучше поговорим не столько о людях неверующих, нецерковных, сколько о тех, кто ходит в храм и даже регулярно исповедуется и причащается. О тех, кому в какой-то момент — с большим опозданием — священник задает вопрос: «А вы Евангелие-то читали?». И оказывается, что нет. И тогда возникает сомнение — сознательно ли человек принимал крещение? Сознательно ли на­зывает себя христианином? Сознательно ли живет Церковной жизнью?

Потому что, принимая крещение, мы даем обет жить, сочетавшись со Христом, по Его закону и по Его воле, даем обет отречься от дел диавольских. А что это такое, этот обет — человек не знает, если не прочитал Евангелие. И получается, что он обма­нывает и Бога, и самого себя. Более того, бывают ведь и такие случаи... Приходит человек крестить­ся, беседуешь с ним перед крещением и сообща­ешь ему некоторые, самые простые Евангельские заповеди, и вдруг человек говорит: «Спасибо, что вы мне об этом сказали. Я так жить не хочу — я не буду креститься». Да, конечно, это отрицательный результат, но он основан на правде. Человек честно заявил, что он не готов, не хочет жить по законам Божиим. Было бы гораздо хуже, если бы человек, не хотящий жить по-христиански, крестился и, как сказано в Апокалипсисе, носил бы имя, словно он жив, а на самом деле был бы мертв (Откр. 3;1).

Но и с теми людьми, которые хотя бы однажды Евангелие прочитали, сегодня дело обстоит не со­всем благополучно. Почему? Потому, что когда че­ловек читает Евангелие впервые, очень многое бы­вает для него непонятным. Непонятным, отчасти, в силу того, что он не знаком с какими-то историче­скими реалиями времени, когда совершалось зем­ное служение Спасителя, отчасти в силу того, что некоторые вещи, нуждающиеся в истолковании, остаются для него неясными, потому что он еще не обладает необходимым духовным опытом. Поэтому надо сказать, что недостаточно читать только Еван­гелие, надо читать и толкования на него. Из них можно посоветовать, в первую очередь, толкование на все четыре Евангелия блаженного Феофилакта, епископа Болгарского. Его труд во многом являет­ся компилятивным, составительским, но при этом — одним из самых полных. Тем, кто желает изучить Священное Писание более глубоко, можно обра­титься к «Толковому Евангелию» Гладкова, учеб­ному пособию архиепископа Аверкия (Таушева).

Второе, что можно сказать о чтении Евангелия — оно должно быть регулярным. В монашеском правиле — в той его “редакции”, которая распро­странена в России, — присутствует каждодневное чтение одной главы из Евангелия и двух глав из Апостола. Под Апостолом мы понимаем Деяния апостолов, Послания апостольские и Откровение святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

И если читать каждый день по главе из Евангелия и по две главы из Апостола, то примерно в одно и то же время завершается весь круг чтения Нового Завета, и можно начинать читать снова.

— То есть снова и снова по кругу, одно и то же?

— Конечно, порой человек задается вопросом: зачем мне читать Священное Писание вновь, ведь я его уже много раз читал и все знаю? Но дело в том, что Евангелие — это удивительная книга, и Автор ее — не люди, с именами которых Евангелия ассоциируются, не апостолы, а Сам Господь, Сам Дух Святый, Который влагал в сердца, в уста этих людей те слова, которые Он хотел донести до каж­дого ищущего спасения человека. И мы не бываем одинаковыми, мы меняемся день за днем, и слово Божие открывается для нас каждый раз по-новому. Очень легко объяснить на практике, почему так по­лучается. Вот мы, например, ведем в храме беседы с прихожанами, и все время обращаемся под разными углами к одним и тем же темам. Я заметил такую за­кономерность. Одни и те же вопросы обсуждались неоднократно, но проходит время, и поднимается на очередной беседе человек, который регулярно ходит на эти беседы и внимательно их слушает, и задает вопрос, который уже звучал месяц, или два, или три тому назад. И это происходит регулярно. Я сначала думал: “Вот какие люди невнимательные, как они не слушают, о чем мы говорим!” А потом понял, что неправ. Дело не в невнимательности, а в особенности человеческого ума. Человек запоми­нает то, что имеет непосредственное отношение к его жизни. И на тот момент, когда мы ту или иную тему обсуждали, для кого-то она была животрепе­щущей, а кого-то не интересовала совершенно. Но прошло время, и человек оказался в разговоре на эту же тему остро заинтересован. И когда он сам о чем-то спросит, то он уже запомнит ответ, потому что это ему было нужно, важно, и потому проникло в самую глубину сердца, а не скользнуло лишь по поверхности сознания.

И при чтении Евангелия происходит то же са­мое. Человек порой прочитывает главу, и из этой главы одна фраза, одно слово западает в его сердце, потому что именно сейчас и именно это ему нужно.

Есть еще один очень интересный и важный момент. Почему Евангелие либо открывается для человека, либо, наоборот, закрывается? Когда че­ловек, читая Евангелие, старается в меру понима­ния и сил исполнять то, что там написано, каждый раз Евангелие для него открывается все с большей и большей глубиной и начинает радовать, удивлять и восхищать его, так что чтение Священного Писа­ния становится для него таким же источником уте­шения, каким должна быть и молитва в идеале. И наоборот, если человек пренебрегает прочитанным в Евангелии, если он попирает свою совесть, то в какой-то момент оно для него закрывается — слова становятся сухими, безжизненными, ничего ему не говорящими. Потому что нет веры... А без веры сло­во Божие остается чем-то внешним по отношению к нам. Когда же мы живем по Евангелию, вернее — учимся по нему жить, мы таким образом показыва­ем Богу, что готовы Его слушать. А раз мы готовы Его слушать, Он будет открывать и открывать нам все новые и новые грани и глубины истины, порою облекая их в одну и ту же форму. Вообще, как од­нажды, давным-давно, сказал при мне в проповеди один очень хороший батюшка, когда мы молимся, мы беседуем с Богом, а когда читаем Евангелие, то даем Богу возможность беседовать с нами. И это очень важно — давать Богу возможность беседо­вать с нами, с нашей душой, как можно чаще. Го­сподь, конечно, и в другое время беседует с нами, наставляет, но человеческие средства восприятия очень несовершенны, и мы далеко не все слышим, тем более не все понимаем. И то, что хочет донести до нас Господь, слишком часто не доходит до нас. А слово Божие это уже некий готовый материал, то, что идеально подходит для нашего восприятия по самому характеру своему, нужно только уметь рас­крыть свое сердце и принять его.

Это не всегда легко. Порою слово Божие при­чиняет нам боль, потому что обличает наши недо­статки, несовершенства, требует, чтобы мы от че­го-то в жизни отказались. А отказаться от любимой страсти — то же, что резать по живому. И вот че­ловек начинает внутри себя выстраивать систему защиты своего греха. И, выстраивая эту стену, он загромождает путь слову Божию к своему сердцу, отгораживается от него и престает его слышать. И это очень страшно. Очень важно давать слову Еван­гелия мучить, уязвлять нашу душу, потому что эта мука, уязвление, как ничто другое, целительны и спасительны для нас.

Как писал где-то преподобный Максим Испо­ведник — если не можешь исполнить слова еван­гельского, то не извращай его, а лучше кайся в этом, плачь и пытайся делать то, что тебе по силам, и Господь поможет тебе. Но если ты скажешь: “Я не исполняю этого, потому что это не нужно, невоз­можно”, то таким образом очень далеко отойдешь от Бога.

Сегодня приходится сталкиваться с тем, что верующие люди, исповедающиеся, причащающи­еся — причем не формально, а по велению сердца — относятся к Евангелию, страшно сказать, как к чему-то устаревшему. Задает человек вопрос: “Как узнать волю Божию?”. Говоришь ему: “Знаете, ведь в Евангелии воля Божия о нас выражена. И это только кажется, что она выражена в общем, там есть и указания на каждый конкретный случай в нашей жизни”. А человек в ответ: “Да что вы! По Евангелию-то жить невозможно, а как волю Божию о себе именно сейчас узнать? Что мне делать в этом слу­чае, и в этом... Не могу разобраться...”. Это человек, который разрывает в своем сознании волю Божию о себе сейчас и выраженную в Евангелии, хочет, на самом деле, не знать волю Бога, а чтобы ему было хорошо. А это уже совсем другой вопрос, не имею­щий прямого отношения к вопросу о нашем спасе­нии. Потому что мы хотим одного, и это не всегда нам полезно, а Господь хочет иного, и это — всегда нам полезно, но чаще всего не принимается нами с такой готовностью, как исполнение наших соб­ственных желаний.

— Есть даже в околоправославной среде такое, извините за выражение, “гадание на Евангелии”. Хочешь, мол, узнать волю Божию о себе — открой Евангелие, и там, где оно откроется, и будет про тебя написано. Что это — снова суеверие?

— Безусловно, такого рода гадания на Священ­ном Писании являются кощунством. Во-первых, это дело неразумное, во-вторых, небогоугодное. И поскольку оно небогоугодное, то, когда человек на­чинает этими гаданиями заниматься, то можно ожи­дать очень плачевных результатов. Потому что если мы не по-Божьему поступаем, то в это дело, обяза­тельно, вмешается вражья сила и мы потерпим ис­кушение или обольстимся. Преподобный Серафим Саровский как-то удивительно образно об этом говорит, что нужно так обучить свой ум, чтобы он буквально плавал в словах Священного Писания, в словах евангельских. Поэтому он и носил его в ко­томке за плечами и в течение недели прочитывал весь Новый Завет. То есть в день по евангелисту, и оставшиеся дни — Деяния, Послания и Апокалип­сис. Таким образом, ум его действительно плавал в словах Евангелия. А если еще говорить о примерах отношения к Евангелию, которому нужно поучить­ся, то это пример нашего, фактически, современ­ника, многолетнего духовника Троице-Сергиевой лавры, архимандрита Кирилла (Павлова). Напом­ню историю его удивительного обращения к Богу. Это случилось в дни боев за Сталинград, где каж­дый сантиметр земли полит человеческой кровью. Проходя по городу во время короткой передышки между схватками, молодой боец, будущий архи­мандрит Кирилл, увидел лежащую на земле растре­панную книгу. Движимый непонятным до конца желанием, чувствуя в этой книге что-то родное и близкое, он поднял ее. Это оказалось Евангелие. И вот, представьте себе такую картину — в возду­хе еще не улеглась пыль от разрушенных домов, в ушах — звон от разрывов снарядов, а на развалинах сидит боец и читает Евангелие...

Как позже вспоминал сам архимандрит Ки­рилл, до этого ему бывало и страшно, и тяжело. Но в то мгновение, когда он начал читать, он вдруг понял, почему происходит все то, что происходит вокруг и что он в руках Божиих. И страх пропал!

И он прошел всю войну, неся Евангелие, как пре­подобный Серафим, в вещмешке за плечами, и чи­тал его при каждом удобном случае. Это Евангелие привело его впоследствии и в семинарию, и в мо­настырь, и сделало тем удивительным человеком, к которому за утешением обращалось безчисленное множество людей в течение десятилетий.

Я помню, что когда перед тем как исповедо­вать тех, кто пришел к нему как к своему духовни­ку, отец Кирилл произносил проповедь, то слова ее казались всегда такими знакомыми, такими родны­ми... И потом, в какой-то момент, ты понимал, что в этой проповеди не было ни одного его слова, это все были слова Священного Писания. И в то же самое время это были и его слова — они были его жизнью, содержанием его сердца и ими, как самым драгоценным сокровищем, он старался поделить­ся с каждым. А самое главное, находясь рядом, ты видел: это не просто человек, знающий Писание наизусть, как знали его некоторые древние под­вижники, нет, это человек, для которого Евангелие — подлинный закон жизни, а сама его жизнь — тот образец исполнения заповедей, которого нам так часто недостает, чтобы поверить наконец, что они и правда исполнимы...

Будучи уже совсем преклонных лет, отяго­щенный множеством недугов, отец Кирилл день за днем продолжал принимать для исповеди и беседы людей — с их бедами, скорбями и... грехами. И ког­да ему случалось совсем изнемочь, то он, как свиде­тельствует его келейница, монахиня Евфимия (Аксаментова), делал на какое-то время перерыв, брал в руки Евангелие, читал... И это придавало ему сил, обновляло, утешало и радовало. И он вновь мог не­сти свое такое непростое служение.

И в его наставлениях, и в письмах самым раз­ным людям всегда, неизменно содержался один со­вет, который он старался донести до каждого чело­века: “Полюбите читать Святое Евангелие”.

Полюбите. И в нем вы найдете все, в чем ну­ждается ваша душа и что нужно вам для того, что­бы спастись.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.