Два рассказа священника о чтении Псалтири за упокой Племянница
Валентина Васильевна достигла почтенной старости. Ей уже восемьдесят лет. Она обладает крепкой верой и хорошо знает правила церковной жизни. Как-то раз Валентина Васильевна спросила меня:
— Батюшка, можно ли мне читать Псалтирь об упокоении моей усопшей племянницы?
Я немного удивился:
— Вы же сами знаете, что чтение Псалтири приносит большую пользу душам усопших. В чем причина вашего сомнения?
— Маргарита, моя племянница, прожила семьдесят лет. Несколько лет перед своей смертью она занималась плохими делами. Поэтому у меня и возникло сомнение: можно ли молиться об умершей?
— Какие же это плохие дела? - спросил я.
— Маргарита занималась колдовством,- ответила Валентина Васильевна.
— Как же она стала колдуньей?
Валентина Васильевна рассказала, что Маргарита была красивой женщиной, обладала величественной статью и житейской смекалкой.
Правда, в детстве она училась в школе для детей с отставанием в развитии. Потом она работала на одном из военных заводов Сергиева Посада. Несмотря на явные проблемы с психикой в школьные годы, на заводе Маргарита проявила себя очень энергичной работницей. Ей даже присвоили звание передовика коммунистического труда. Свою трудовую деятельность Маргарита закончила на молокозаводе. На этом производстве она преуспела не только в работе, но и в умыкании молокопродуктов. Нелегально приторговывая ими, женщина смогла купить себе квартиру.
Став пенсионеркой, Маргарита почувствовала в своей душе дискомфорт. Привыкнув на молокозаводе к деньгам, она не желала доживать свой век в бедности. Ей было необходимо заниматься каким-нибудь делом, приносящим приличный доход. Поэтому пенсионерка нашла новое поприще для деятельности.
В одном подъезде с Маргаритой жила старая колдунья, которая в своей квартире принимала людей. Маргарита завела с ней знакомство и стала помогать ей по хозяйству. С течением времени она подружилась с колдуньей настолько, что та, умирая, передала ей все свои темные тайны и обширную клиентуру.
Маргарита начала чародействовать самостоятельно. За мзду она обслуживала всех желающих. Деньги потекли рекой. Сын Маргариты, для которого она не жалела средств, начал вести разгульный образ жизни, спился и был убит при невыясненных обстоятельствах. Не сложилась личная жизнь и самой Маргариты.
В течение жизни она жила с несколькими мужчинами, но ни один из них не стал ей настоящим мужем. К последнему из своих сожителей Маргарита испытывала особенно сильную страсть. Несмотря на это, мужчина бросил ее. В это время Маргарита была уже в подмастерьях у колдуньи. Желая вернуть сожителя, она со своей учительницей перепробовала всевозможные магические средства, но безрезультатно. Мужчина не вернулся. Через некоторое время он покончил жизнь самоубийством.
Валентина Васильевна, узнав, что племянница стала колдуньей, неоднократно пыталась вразумить ее. Напрасно. Та не желала слушать никаких нравоучений. Тем временем слава Маргариты росла. Масса людей стремилась попасть к ней на прием, при этом многие проделывали из своих городов и сел до Сергиева Посада немалый путь. Квартира Маргариты находилась на девятом этаже многоквартирного дома. Иногда очередь к ней тянулась чуть ли ни с первого этажа.
На лестничной площадке перед квартирой Маргариты людей набивалось столько, что соседи не могли открыть свои двери и выйти наружу. Среди этих посетителей было немало бедных людей, которые несли колдунье свои последние деньги, чтобы избавиться от различных несчастий и болезней. Одна из соседок, женщина верующая, очень жалела бедных, обездоленных людей и постоянно увещевала их:
— Люди, образумьтесь! К кому вы идете?! Маргарита — безграмотный человек, она ничем помочь вам не может, она обманывает вас.
Обличения не помогали. Толпа продолжала ломиться в квартиру Маргариты. В конце концов, соседям так надоело постоянное столпотворение в подъезде, что они предъявили ультиматум популярной колдунье: если она добровольно не покинет их дом, они вышвырнут ее силой. Тогда Маргарита переехала в другой район города и поселилась в частном доме, доставшемся ей от матери. Люди из соседних домов знали Маргариту с детства. С того самого детства, когда она училась в школе для слаборазвитых. Вскоре после возвращения Маргариты в отчий дом соседи увидели возле него вереницы автомобилей, многие из которых имели московские номера. Изумлению соседей не было предела:
— Это что ж такое делается! Это зачем же к нашей Маргаритке народ отовсюду едет?!
— Как это зачем! Разве вы не знаете, чем она занимается? — говорили осведомленные люди и просвещали своих знакомых, пребывавших в неведении.
В семидесятилетием возрасте Маргарита захворала. У нее начала чернеть и болеть нога. Старушку положили в больницу. Чернота постоянно ползла вверх, и вместе с этим усиливалась боль. В конце концов, она стала настолько сильной, что последние десять дней перед смертью Маргарита страшно кричала почти без перерыва.
— Надеть на тебя крестик? — спрашивали родственники.
— Нет, не надо, — отвечала умирающая, хотя черной стала уже половина ее тела.
— Позвать к тебе священника?
— Нет, еще не время, — отказывалась Маргарита.
Незадолго до смерти она впала в безпамятство. Родственники, сидевшие возле старушки, с жалостью смотрели на нее. Вдруг тело колдуньи поднялось над кроватью, а затем упало вниз. Присутствовавшие отпрянули и оцепенели от ужаса. На их глазах неведомая сила подбросила умирающую вверх еще несколько раз. Когда, наконец, тело Маргариты застыло неподвижным на кровати, из ее рта вышел большой ком черной пены. Родственники от страха уже были близки к обмороку. Тем временем умирающая проглотила черный ком и испустила Дух.
Услышав рассказ о жизни Маргариты, я задумался: на самом деле, можно ли читать Псалтирь об упокоении души нераскаявшейся колдуньи? Из задумчивости меня вывела Валентина Васильевна. Она сказала:
— Когда мои родственники захотели отпеть Маргариту на дому, то попросили меня позвать вас, батюшка. Я же им сказала, что вы сейчас очень заняты. Поэтому они позвали другого священника. Он и отпел Маргариту.
— Так ее похоронили по церковному чину?! — удивился я. И меня тотчас охватило смешанное чувство радости и горечи. Радости, что меня миновал жребий хоронить Маргариту. Горечи, потому что другому священнику, которому не сообщили, чем занималась Маргарита, пришлось взвалить на себя бремя отпевания колдуньи и петь над ее телом: «Со святыми упокой...». Подумалось, как хорошо было в старину, когда приходской священник имел право отпевать только своих постоянных прихожан, жизнь которых он отлично знал.
— Когда батюшка отпел племянницу, — продолжала рассказывать Валентина Васильевна, — я его спросила, можно ли по ней читать Псалтирь? Но ему было очень некогда, и он сказал, что сейчас не может вникнуть в суть дела и чтобы я ему потом напомнила, и он тогда ответит. Однако скоро уже будет сорок дней со дня смерти Маргариты, а я его не вижу. Вот поэтому я и решила спросить вас: читать или не читать Псалтирь по племяннице?
— Конечно, совершать евхаристическое поминовение о нераскаявшейся колдунье нельзя, - ответил я. — Поэтому вы не пишите ее имя в записках, подаваемых на литургии.
Молиться же на домашней молитве можно за всякую душу. Поэтому Псалтирь читайте. Вашу племянницу отпели, а это значит, что она формально скончалась в мире с Церковью.
Однако вряд ли отпевание, которое в принципе совершать было нельзя, дало ее душе реальную духовную пользу.
Выслушав мой совет, Валентина Васильевна, будучи в свои восемьдесят лет очень слабой и больной, попросила почитать Псалтирь за упокой души племянницы одну из своих знакомых. Эта женщина, откликнувшись на ее просьбу, подошла ко мне взять благословение на чтение. Из беседы с ней выяснилось, что она знает, за какого человека ей придется молиться. Благословляя женщину, я предупредил, чтобы она в случае явных и сильных бесовских нападений прекратила чтение Псалтири за упокой колдуньи. За таких людей могут безопасно молиться только подвижники, а обычному христианину, наверное, не стоит подвергать себя непосильному испытанию. Молитва за чародеев — подвиг. Бесы очень жестоко нападают на человека, взявшегося вымолить погибшую душу. Если человек не готов выдержать сильнейшую брань с бесами, то ему следует проявить благоразумие и не вредить собственной душе.
Получив благословение и наставление, женщина принялась за чтение Псалтири. Через несколько дней она вновь подошла ко мне в храме и рассказала о том, что приключилось с ней после нашей беседы:
— Я сначала читала Псалтирь об упокоении Маргариты вечером перед сном. В первый вечер все прошло нормально. Во второй — тоже. Однако ночью мне приснился сон. Якобы меня окутал дым, и я почувствовала удушье. Когда проснулась и открыла глаза, вижу — на самом деле моя комната наполнена дымом и вокруг разлито такое невыносимое зловоние, что я чуть не задохнулась. Меня охватил необъяснимый ужас. Даже когда дым и смрад исчезли, я еще долгое время пребывала в страхе. По многим усопшим я читала Псалтирь, но такого бесовского страхования со мной никогда не было. После этого случая я перестала читать Псалтирь об упокоении Маргариты.
***
Я знаком с женщиной весьма преклонного возраста, которая в течение своей жизни читала Псалтирь об упокоении множества усопших. Основываясь на личном опыте, она как-то сказала, что во время чтения псалмов испытывает различные духовные состояния. Я спросил:
— Какие именно?
— Когда читаю Псалтирь по людям верующим и добрым, на сердце легко и, несмотря на их смерть, ощущаю на душе радость. Когда же приходится молиться за людей маловерующих или обремененных многими грехами и страстями, часто переношу бесовские нападения.
— А какой характер носят эти нападения? — поинтересовался я.
Старица немного помедлила, но потом все же решилась и сказала:
— Когда читаю Псалтирь об упокоении отъявленных и не покаявшихся грешников, бесы насылают плотские искушения.
Мать
Елена была богобоязненной христианкой, заботливой матерью и любвеобильной бабушкой. До глубокой старости она помогала всем, чем могла, своим детям и внукам. Смерть Елены опечалила ее многочисленных родственников и знакомых. Особенно тосковала о Елене одна из ее дочерей — Руфина, воспитывавшая пятерых детей. Усопшая мать была для нее настоящей опорой в жизни.
После кончины матери Руфина несколько лет работала председателем сельсовета в Удмуртии. Как-то раз очередная ревизия обнаружила большую растрату в финансовой деятельности сельсовета. Началось расследование. Подозрение пало на Руфину. Она же была человеком очень честным и на посту председателя сельсовета не позволяла себе никаких злоупотреблений. Жить по совести было девизом всей ее жизни. Оказавшись под следствием, Руфина совершенно растерялась и стала воепринимать все происходящее как самую ужасную трагедию в истории человечества. Неизвестно, чем закончилось бы это потрясение для Руфины, если бы не вера, заложенная в нее матерью.
До случившейся беды Руфина была человеком хотя и верующим, но малоцерковным. Теперь же она с полной ясностью осознала, что может справиться со своим горем только благодаря помощи Божией. Руфина стала много времени посвящать молитве и постоянно ходить на богослужения. Вспоминая праведную жизнь матери, она старалась подражать ей. Руфина часто беседовала мысленно с матерью, изливала ей скорбь своей души и просила ее молиться Богу о помощи своей дочери, попавшей в беду. Руфина очень сожалела о том, что при жизни матери мало прислушивалась к ее рассказам о Законе Божием и не внимала ее наставлениям о церковных правилах. Вот если бы мать была жива! С какой радостью она утолила бы свою духовную жажду! Близок локоток — да не укусишь.
Руфина быстро поняла, что без наставника в духовной жизни далеко не продвинешься. Поэтому она начала искать духовника, с которым могла бы советоваться по волновавшим ее вопросам. Вскоре Руфина обрела такового в лице отца Владимира, иеромонаха одного из удмурдских монастырей. Женщина стала регулярно ездить к нему на исповедь. Во время очередной встречи духовник спросил ее:
— Руфина, твою маму зовут Елена?
— Да, батюшка. А что?! — удивилась Руфина: она ведь никогда не говорила отцу Владимиру, что ее мать звали Еленой. Откуда он узнал ее имя? Общих знакомых у них нет, так что сообщить имя матери ему никто не мог.
— Твоя мама ко мне приходила, — сказал отец Владимир.
— Как приходила? Она же умерла несколько лет назад!!! — вскрикнула Руфина и почувствовала, как ее лицо обдало жаром.
Тут пришло время удивиться отцу Владимиру. Батюшка рассказал, что недавно после литургии он стоял на амвоне и давал прихожанам целовать крест. Когда все подошли к кресту, отец Владимир заметил в храме старушку, которая скромно стояла у стены. Он подумал: «Почему она не прикладывается к кресту?» — и громко сказал:
— Матушка, идите ко мне. Приложитесь к кресту, а не то я унесу его в алтарь.
Старушка застенчиво подошла к отцу Владимиру и сказала, что ее зовут Елена. Она — мать Руфины и от всего сердца благодарит батюшку за его заботу о своей дочери, за его помощь в спасении ее души.
Руфина была потрясена рассказом отца Владимира. Она спросила его, как выглядела ее мать. В ответ батюшка в точности описал внешность усопшей Елены. Руфина посчитала, что явление матери не было случайным. Наверное, таким образом умершая сообщала ей о своей заботе и молитве за нее в потустороннем мире. И на самом деле, вскоре после этого случая следствие по растрате в сельсовете выяснило полную непричастность Руфины к финансовым злоупотреблениям. Все обвинения с нее были сняты.
Елена была простой русской женщиной. В годы советской власти она жила в Удмуртии, где и скончалась, достигнув глубокой старости. Всю свою жизнь Елена трудилась, не покладая рук, но
жила со своей семьей в постоянной нужде. Она отличалась глубокой набожностью и молитвенностью. Особенно Елена любила читать Псалтирь. Семнадцатая кафизма этой богодухновенной книги всегда вызывала у нее умиление.
Одна из родственниц Елены сейчас живет в Сергиевом Посаде. Она рассказывает, что в молодости была человеком малоцерковным. Некоторый период времени эта женщина находилась в тяжелейших жизненных обстоятельствах. Елена посоветовала ей как можно чаще читать семнадцатую кафизму. При этом она подарила родственнице текст этой кафизмы, перепечатанный на пишущей машинке, ведь при советской власти достать церковные книги было очень сложно. Родственница последовала совету, и беда вскоре миновала ее. Потом эта женщина всю жизнь почитала Елену своей наставницей в вере и говорила, что, если бы не ее наставление, она, наверное, и не выжила бы под бременем испытаний судьбы.
За свою жизнь Елена совершила много добрых дел, поэтому облик незримой для мира праведницы запечатлелся в сердцах всех людей, ее знавших.
|