Из жития преподобного Амфилохия Почаевского
После утренних и вечерних молитв он рекомендовал Псалтирь. «Псалтирь — это духовно-благодатное море. Кто может — вычитывать по 3 кафизмы в день, согласно устава. Большую помощь оказывает ежедневное чтение канонов с акафистами Спасителю и Матери Божией».
О молитве старец говорил:
«Где молитва — там и место святое»;
«Молитва — огонь, пожирающий все грехи»;
«Молитва — исцеление, она сильнее всех лекарств»;
«Молитва избавит от смерти!»
«Как нужно молиться, показал Сам Христос. Когда Он молился, Его пот был, как капли крови!»
Батюшка очень высоко ценил церковную молитву. Поэтому не благословлял записывать церковного песнопения и проповеди, объясняя тем, что все это направлено на то, чтобы отвлечь от молитвы и чтобы люди в церковь не ходили.
Радио и мирскую литературу полностью отрицал, — называл все это бесовским. У батюшки, кроме Св. Евангелия, следованной Псалтири и Богослужебных книг, ничего не было. О. Амфилохий благословлял на приобретение и чтение книг духовного содержания.
«Читайте Псалтирь днем и ночью, и Господь вот столько всего пошлет!», — при этом показывал рукою выше головы.
Когда между послушницами случались недовольства и гнев, о. Амфилохий говорил: «Кто молчал, тот и победил», и наказывал всю ночь читать в молельне Палтирь «от корки до корки, иначе утешение не получите: ночная Псалтирь беса огнем печет!» И правда, после ночного чтения всей Псалтири послушницы умиротворялись - обиды как не бывало. Конечно, не мог старец говорить о пользе ночной молитвы, не испытав сам лично на своем опыте.
Прп. Амфилохий Почаевский
ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСАЛТИРИ
1) Псалтирь - составная часть Библии, книга Ветхого Завета. Все Священное Писание богодухновенно.
2) Псалтирь - включает сильнейшие молитвенные прошения, написанные по действию Духа Святаго. В Псалтири собраны различные прошения, можно сказать, на все случаи жизни.
3) Псалмы не только укрощают страсти, но и помогают покаяться в наших согрешениях.
4) Помимо покаяния, обязательно нужно благодарение. Псалмы учат нас благодарить Бога, как должно.
5) Псалмы содержат различные поучения, наставления, утешающие и веселящие душу.
6) В псалмах очень много пророчеств о Крестных Страданиях Спасителя.
7) Псалмы - это жизнь подвижников, жизнь монахов и просто благочестивых людей.
8) Когда говорится о необходимости чтения Нового Завета, а затем Ветхого, здесь не имеется в виду, что должно быть оставление чтения псалмов.
9) Из псалмов составлены некоторые молитвы, которые мы читаем каждодневно, составлены службы.
10) Псалмы - великое изобретение Создателя. Они специально составлены таким образом, чтобы они заменили нам грязные песни и стали нашими неразлучными духовными песнопениями.
11) Псалмы защитят нас на мытарствах.
12) Псалтирь - щедрой рукой милостыня за усопших и скорая помощь при молитве о здравии.
13) Псалтирь - молитва за весь мир.
14) Само Священное Писание учит нас молиться и поучаться псаломскими словами.
15) Необыкновенная красота образов, поэтика Псалтири.
Кто должен особо усердно читать Псалтирь - монахи, священники или миряне?
Вообще, конечно, может показаться, что это только монашеское делание и что читать Псалтирь призваны только монахи. Но, мне кажется, неправильно было бы ассоциировать чтение Псалтирь лишь только по внешнему признаку. Ведь важно состояние нашего сердца. Т.е. не должно получаться, что те, кто в монастыре — они только должны этим заниматься, а миряне пусть только работой и семьей, думая что им это как бы не дано. Это не верный подход.
Святитель Иоанн Златоуст: «Кто из вас, здесь присутствующих, скажите мне, если спросить, может прочитать хотя один псалом или какое-нибудь другое место из Священного Писания? Ни один! И не это только удивительно, а и то, что вы, будучи так ленивы на дела духовные, на дела сатанинские оказываетесь быстрее огня. Если кто вздумает спросить вас о песнях дьявольских, о напевах распутных и сладострастных, то найдет, что многие знают их прекрасно и пропоют с полным удовольствием. И чем оправдываются, если станешь в том обвинять? Я, говорят, не монах, а имею жену и детей, хлопочу о доме. От этого-то именно и происходит весь вред, что вы думаете, будто чтение божественного Писания подобает одним только монахам, тогда как сами вы нуждаетесь в нем гораздо более их. Кто живет в мире и каждый день получает новые раны, для того особенно и нужно врачевство. Поэтому считать излишним чтение Писания гораздо хуже, чем не читать его. Такая мысль — сатанинское внушение».
ДОПОЛНИТЕЛЬНО О ПСАЛТИРИ
Надписание псалмов
Перед началом каждого псалма есть особое так называемое надписание, выделенное красным цветом.
Надписания псалмов означают:
а) их свойства — например, песнь, молитва, псалом и т. д.;
б) имена лиц, к которым были отсылаемы псалмы для употребления в храме, например, Идифуму, сынам Кореовым, Ефаму, Еманну;
в) назначения псалмов, например, в разум (для вразумления) - пс. 41, в научение - пс. 59 и т. д.;
г) случай к написанию псалма, например, внег- да отбегаша от лица Авессалома (по случаю бегства от Авессалома) - пс. 3.
В надписаниях псалмов также употребляется слово разума, что переводится как «учение» - пс. 31,51-54, 73, 77,87, 88, 141.
Часто встречается надписание в конец - псалмы 4, 6, 8-14, 17-19, 21, 30, 35, 38-41, 43-46, 48, 50- 61, 63-69, 74-76, 79, 80, 83, 84, 87, 108, 138, 139. Это выражение означает, как толкует блаженный Фео- дорит, что пророчество исполнится после, в отдаленные времена.
Надписание о осмом толкуется как «о будущем веке» — пс. 6, 11. Настоящий век называется седьмым, как состоящий из седмиц, а будущий — восьмым, как следующий за настоящим.
Слова не надписан у еврей означают, что в еврейском тексте надписание отсутствует.
«Кафизма»
Что такое кафизма? Кафизма — это условно 1/20 часть Псалтири. Псалтирь состоит из 151 псалма. 20 кафизм включают 150 псалмов и отдельно еще выделяют 151-ый псалом. Также отдельно выделяют еще Песни Священного Писания. Кроме того, существует еще чин 12 избранных псалмов, в него также включены еще молитва Манасии и молитва святого Евстратия.
Безусловно, чтение всех кафизм особенно важно. У каждого, естественно, могут быть свои особо любимые псалмы или кафизмы. Вместе с тем, старец схиигумен Савва особо советовал обратить внимание на кафизмы 1,9,17 и 18. О. Савва очень радовался, когда его духовные чада организовывали совместное чтение Псалтири, так что распределялась равномерная нагрузка и вся Псалтирь вычитывалась за день. Если у участников совместного чтения Псалтири оставалось время, он благословлял читать 9,17,18 и 1-ю кафизмы повторно. Конечно же, другие кафизмы тоже очень и очень важны и ни в коем случае это не означает, что другие кафизмы тоже должны быть в пренебрежении или как-то хуже. Дадим совсем краткую характеристику упомянутым кафизмам.
Кафизма 1 и Кафизма 18 - очень небольшие по размеру, они читаются сравнительно легко и там относительно мало трудных для понимания слов также, но какая глубина! Какие глубины сокрыты вообще в каждой кафизме!
Кафизма 18 - наиважнейшая в деле спасения, так как ее добросовестное чтение позволит нам укрепиться в добродетелях. В самой 18 кафизме 15 псалмов, каждый из которых посвящен отдельной добродетели. Это очень душеполезно!!!
Кафизма 9 отличительна тем, что в нее включен 67 псалом, очень многим известный по началу «Да воскреснет Бог». Также в девятой кафизме святые и старцы особое внимание уделяли 69 псалму. И не без основания. Сразу станет ясно почему, как только посмотришь на него. Такой небольшой по размеру, но очень содержательный и очень помогает при всяких вражьих нападениях!
Кафизма 17 известна многим. Эта кафизма содержит единственный псалом, но этот псалом — солнце псалмов, как говорил блаженный Августин.
«Слава». Что такое Слава?
Что такое Слава? — очень часто встречаешь этот вопрос, когда речь идет о Псалтири. Слава — это условно 1/3 кафизмы, другими словами, приблизительно третья часть. Где видно, что Слава — это именно этот объем? Вообще псалмы находятся в Библии, но там нет разделения по кафизмам и Славам. Данное разделение легко увидеть, если купить отдельную книгу Псалтири. Там очень наглядно видно, что представляет собой Слава. Вообще, такая отдельная книга Псалтирь должна быть настольной, как было в обычае у наших благочестивых предков.
Для чего идет такое выделение на Славы? Обычно просто после каждой Славы поминают о здравии или упокоении (есть определенные правила). Благочестивое поминовение о здравии и о упокоении на Псалтири — очень благочестивый обычай, имеющий глубокие корни. Сила молитвы на Псалтири особенно велика. Если мы молимся за кого-то на Псалтири, то мы не просто их поминаем, но предпринимаем еще дополнительный молитвенный труд и наша молитва особо слышится. Неудивительно, что у благочестивых христиан была такая особая любовь к Псалтири. Слава — это важно также особенно там, где идет чтение по установленным правилам (например, при чине Неусыпаемой Псалтири). В то же время поминовение келейное может отличаться. Здесь можно или просто читать псалмы и кафизмы, или поминать кого-то в дополнение. Необязательно это делать по каждой Славе, можно это делать также и после каждой кафизмы или даже после каждого псалма, если нужна особо усиленная молитва. Просто традиционно поминают именно на Славах.
Псалмопение
Под именем псалмопения, о котором упоминается в житиях и писаниях их, должно разуметь крайне неспешное, протяжное чтение псалмов и других молитв. Протяжное чтение необходимо для сохранения строгого внимания и избежания рассеянности. По протяжности и сходству с пением такое чтение названо псалмопением.
О происхождении 12-псалмия
В вечерних и ночных собраниях поют по 12 псалмов и по два чтения имеют на каждом.
По всему Египту и Фиваиде поют по 12 псалмов, как в вечерних, так и в ногцных церковных собраниях; за ними следуют каждый раз два чтения: одно из Ветхаго, другое из Новаго Завета. Этот чин, древле установленный, потому пребывает неприкосновенным чрез столько веков даже до ныне во всех монастырях тех областей, что, как утверждают старцы, он установлен не по человеческому изобретению, но свыше принесен отцам Ангелом.
|