Обратная связь
|
Образовательная область «ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» Цель: формирование интереса и потребности:
· формирование целостной картины мира;
· развитие литературной речи;
· приобщение к словесному искусству.
Месяц
| Организованная деятельность
| Совместная деятельность
| Сентябрь
| 1. Рассказывание сказки «Три поросёнка»
2. Рассказывание татарской сказки «Водяная» Г.Тукай
3. Чтение стихотворения А. Пушкина «Уж небо осенью дышало»
4.Заучивание потешки «Зайчишка-трусишка»
|
Песенки, потешки, заклички. «Наш козел...»; «Зайчишка-трусишка..», «Гуси, вы гуси...»; «Ножки, ножки, где вы были?..». «Сидит, сидит зайка..», «Кот на печку пошел...», «Сегодня день целый...», «Барашеньки...», «Идет лисичка по мосту...», «Солнышко - ведрышко...», «Иди, весна, иди, красна...».
Сказки. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. Л. Н. Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова- Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы.
Фольклор народов мира
Песенки. «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер. с нем. Л, Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина.
Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм. "Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат...»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); Глянь-ка из окошка...»; Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжия.; С. Есенин. «Поет зима — аукает...»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором...» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; С. Маршак. «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень страшная история».
Проза; А. Введенский. «О девочке Маше, собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); Бианки, «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».
Литературные сказки. М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».
Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям...», «Мальчик стерег овец...», «Хотела галка пить...».
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия. В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ — капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.
Литературные сказки. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы из книги), пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерепгевской; Э. Хогарт. «Мафии и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.
Для заучивания наизусть
«Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?» — рус. нар. песенки; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); 3. Александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики...»; В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя); Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук...», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.
| Октябрь
| 1. Заучивание потешки «Солнышко – вёдрышко»
2. Ознакомление с малыми фольклорными формами : пословицы, загадки…
3. Чтение сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
4. Заучивание А.Барто «Уехали»
| Ноябрь
| 1. Рассказывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят»
2.Повторение русской народной песенки «Жили у бабуси…»
3. Чтение- инсценировка сказки «Теремок»
4. Чтение стихотворения С.Маршака « Вот какой рассеянный»
| Декабрь
| 1. Малые фольклорные формы
2. Знакомство с творчеством Н.Носова «Заплатка»
3. Заучивание потешки «Ножки, ножки, где вы были?..».
4. Рассказывание по иллюстрациям к сказке «Три медведя»
| Январь
|
1. Рассказывание татарской сказки «Шурале» Г.Тукай
2. Чтение русской народной сказки «Жихарка»
3.«Заучивание потешки «Как у нашего кота…»
4. Чтение сказки «Три поросенка»
| Февраль
| 1. Малые фольклорные формы
2 В. Орлов
3. Заучивание стихотворения 4. Чтение хакасской сказки «Три брата»
| Март
| 1. Чтение стихотворений А.Плещеева «Весна»
2. Чтение татарской народной сказки «Болтливая утка»
3. Чтение - инсценировка сказки «Заюшкина избушка»
4. Рассказывание на тему «Мама»
- Чтение сказки «Три поросёнка» (Л,Н. Ермакова «Золотой ключик»)
| Апрель
| 1. Малые фольклорные формы «Иди весна, иди красна»
2. Заучивание стихотворения А.Плещеева «Сельская песня»
3. Рассказывание детьми сказки «Курочка-ряба»
4. Чтение сказки Д. Мамин-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост»
| Май
| 1. Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»
2. Чтение-драматизация «Муха – цокотуха»
3. Составление рассказов на тему «Весна»
4. Рассказывание стихов по желанию детей.
|
Художественно-эстетическое развитие
Искусство (словесное, музыкальное, изобразительное) выполняет этическую и эстетическую функции образования детей дошкольного возраста. Особенность восприятия детьми дошкольного возраста произведений искусства заключается в том, что с их помощью ребёнок открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, добро и зло, красоту окружающего мира, переживая и проживая содержание произведений искусства. Процесс общения с произведениями искусства: (книгой, музыкой, картиной, народной игрушкой и др.) является одним из определяющих в интеллектуальном, личностном, (в том числе мировоззренческом) и эстетическом становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством.
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы и фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
Создание условий для приобретения опыта:
· рассматривания произведений народного декоративно-прикладного и изобразительного искусства с понятным и интересным содержанием, в которых переданы разные эмоциональные состояния людей, животных (радуется, сердится и др.);
· рассматривания веток, шишек, корней растений, камней и т. д., обнаружения в причудливой форме природного материала какого-то образа;
· слушания музыки, накапливания музыкальных впечатлений, простейших суждений и первых оценок о музыке («Какое настроение?», «Чем понравилось и почему?»);
· чтения (восприятия) художественной литературы и фольклора, в том числе за счёт включения произведений на новые темы, с большим количеством героев, развёрнутым сюжетом, в различных ситуациях (бытовых, волшебных, приключениях, путешествиях); понимания причинно-следственных связей в прочитанном тексте (например, причины того или иного поступка героя и наступившие последствия);
· проявления ситуативного интереса к произведениям искусства, музыки, литературы, фольклора, миру природы, первых художественных, читательских и музыкальных предпочтений, желания задавать вопросы о них (их содержании);
· участия в разговоре о музыке, литературе, изобразительном искусстве (о самом произведении, о героях, их облике, поступках и т. п.);
· обращения внимания на красоту природы и любования вместе со взрослыми и другими детьми совершенством формы, цвета, строения деревьев, кустарников и других объектов растительного и животного мира; на отдельные средства художественной выразительности, которые наиболее полно и точно характеризуют героев (внешность, внутренние качества), а также окружающий мир (живая и неживая природа);
· выражения личностного отношения к красоте явлений природы;
· эмоционального отклика на произведения искусства, в которых переданы разные эмоциональные состояния людей и животных (радость, грусть, гнев), на яркие музыкальные образы, понимания значения образа («Это лошадка»), на красоту поступков героев.
|
|