Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

СПОСОБЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

(ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА)

Под индивидуальной образовательной стратегией сегодня понимается система дидактических мер, обеспечивающих полноценное развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и социальным заказом его родителей (или их законных представителей).

Прежде всего, обозначим дидактические принципы, обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса:

принцип антропоцентризма, при реализации которого ребенок становится целевым и организационным центром образования (субъектом) при условии, что он самостоятельно интегрирует в сознании разные информационные и культурные тексты;

принцип развивающего обучения;

принцип индивидуализации и дифференциации образования, предполагающий разработку индивидуальных маршрутов развития на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования и парциальных программ;

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для личностного роста и развития каждого ребенка;

принцип перехода количественных достижений в качественные- один из ведущих принципов психологии развития;

принцип возрастания роли нерегламентированной деятельности;

принцип создания условийдля совместной деятельности детей при постепенном уменьшении прямого участия педагога;

принцип свободы выбора детьми дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;

принцип комфортности.

Выделим основные психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешность индивидуализации образования и личностный рост каждого ребенка:



• многоуровневая интеграция разных видов детской деятельности;

• разнообразие и постоянная смена видов детской деятельности, объединенных образовательной целью и программой развития;

• подготовка каждым ребенком на основе содержания образовательного проекта конкретного продукта как успешно достигнутого результата индивидуальной или коллективной деятельности (фиксация и презентация результата в форме макета, книги, коллекции, выставки.);

• наличие специально оборудованного места, включающего широкий выбор дидактических и художественных материалов, игрушек, инструментов, книг, пособий, предметов культуры и произведений искусства;

• индивидуальные программы и маршруты развития каждого ребенка с учетом его интересов, способностей, темпа развития, индивидуального стиля обучения, характера социального запроса родителей и степени их взаимодействия с педагогом;

• вариативность мер профилактики утомления, учитывающей психофизиологические особенности конкретного ребенка;

• активизация позиции детей по отношению к разным видам деятельности, формирование опыта самоорганизации, самодеятельности, саморазвития;

• создание эмоционально комфортной атмосферы в детском коллективе;

• уважение личности каждого ребенка, формирование его положительной самооценки, «Я-концепции» творца;

• включение в педагогический процесс компонента психологического сопровождения деятельности всех его субъектов (детей, педагогов, родителей).

При этом важно обращать внимание на следующие вопросы:

• поддержка интересов ребенка со стороны взрослых; поощрение вопросов, инициативы и самостоятельности;

• актуализация разнообразных форм самовыражения;

• проблематизация содержания образования, создание поисковых ситуаций; ситуаций незавершенности, многозначности, множественности решений;

• ознакомление родителей с задачами развития детей и формами работы; согласование с родителями маршрутов индивидуального развития ребенка; учет конструктивных пожеланий родителей «во благо» ребенка;

• формирование у ребенка умения обоснованно и культурно противостоять давлению авторитета в отстаивании своего мнения.

 

Индивидуализация образованияосуществляется с помощью индивидуальных учебных планов и обучения по индивидуальным образовательным программам. Работа по индивидуальному плану и освоение индивидуальных образовательных программ предполагает использование современных информационных технологий, в рамках которых каждый ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих интересов, потребностей и способностей.

Помимо индивидуальных интересов, потребностей и способностей, следует выделить индивидуальный стиль как интегрированный знак уникальной личности, который проявляется уже в дошкольном детстве.

Индивидуальный стиль деятельности - это система своеобразных действий, способов, методов, приемов, эмоциональных реакций, которые применяет и которые проявляет человек в своей деятельности и поведении.

Важнейшим показателем развивающего индивидуализированного образования является способность ребенка самостоятельно генерировать новые тексты. В современной культурологии текст - это то, что специально, т.е. искусственно, создано человеком для коммуникации, совокупность знаковых систем, наделенная определенным значением.

При разработке индивидуальных маршрутов развития ребенка необходимо принять во внимание не только «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский), но и «горизонты развития» (Н.Н. Поддьяков), понимаемые как постоянное движение к сложной, отдаленной и, как это ни парадоксально, недостижимой цели.

Модель эпигенетического ландшафта К. Уоддингтона иллюстрирует принцип индивидуализации развития: один и тот же результат может быть достигнут разными путями; развитие может быть более медленным или более быстрым у разных индивидов, так как оно идет разными путями и по- разному зависит от влияний окружающей среды.

Вариативность образовательных технологий, гибкость использования педагогических методов и приемов обеспечивают многогранность развития дошкольников с учетом их индивидуальных особенностей.

Роль педагога состоит в создании условий для свободной творческой деятельности детей и организации образовательного процесса методом реального сотворчества (с педагогом, родителями, художником, народным мастером, другими детьми) в разных формах взаимодействия.

Образовательные проекты в детском саду

В настоящее время педагогами все чаще избирается форма творческих проектов, для которых характерно:

• выявление не конкретной темы, а проблемы как способа постижения ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире;

• расширение границ образовательного и реального пространства (музеи, выставки, мастер-классы, мастерские на площадке детского сада, прогулки и экскурсии, культурные события, праздники, фестивали);

• вовлечение в проектную деятельность других людей - взрослых (родителей, бабушек, дедушек, педагогов дополнительного образования, художников и мастеров народного искусства, музыкального руководителя, экскурсовода и др.) и детей разного возраста с целью расширения команды единомышленников, выхода за рамки сложившейся группы;

• обсуждение проблемы на всех этапах (от разработки замысла до воплощения и применения) с педагогом и другими детьми для осмысления полученных результатов и принятия решений о дальнейших действиях;

• презентация результата деятельности, имеющего персональную и социальную значимость (рукотворные игры и игрушки, книжки, альбомы, сувениры, коллажи, макеты, аранжировки, инсталляции, коллекции);

• отсутствие единой для всех детей образовательной задачи и единого критерия оценки результата, гибкий мониторинг индивидуального развития детей;

• наличие достаточно широкого пространства (образовательное пространство в проекте расширяется за счет выхода за границы группы, территории детского сада, увеличения состава участников и т.д.);

• свобода перемещения (движения, деятельности, развития);

• условная регламентация времени;

• индивидуальный вектор и маршрут перемещения в заданном пространстве;

• различные точки «старта» и «финиша» и т.д.

 

Можно наметить следующие направления индивидуализации образования детей в проектной деятельности:

• поддержка активного отношения ребенка к окружающему миру; направление его энергии в конструктивное и созидательное русло;

• отведение ребенку центрального места в образовательной системе развивающего типа, созданной из множества разных информационных текстов и интеграционных механизмов, позволяющих ребенку свободно действовать;

• воспитание любознательности; развитие творческости, инициативности, компетентности;

• поощрение и развитие самостоятельности;

• становление детской воли, развитие произвольности поведения и деятельности; обогащение опыта регулирования поведения (заметим, что проблемы возникают, когда ребенку необходимо заставить себя делать то, что неинтересно, когда необходимо подчиниться требованиям взрослых);

• создание мотивации к развитию и обучению;

• выявление, поддержка и развитие индивидуального стиля деятельности.

 

Модель программы индивидуального развития включает следующие компоненты:

• психолого-педагогическая диагностика развития ребенка как основа для разработки индивидуального маршрута развития;

• вид индивидуальной программы, обусловленный выявленными индивидуальными особенностями ребенка (например, выявлена одаренность художественная, музыкальная, речевая);

• модульная презентация образовательных программ и технологий;

• направления деятельности, реализующие стратегию амплификации развития детей с учетом индивидуального профиля обучения;

• портфолио детей и педагогов, выставки творческих работ.

В зависимости от интересов, потребностей и способностей самого ребенка, от желания его родителей, а также от рекомендаций психолога эти образовательные стратегии могут иметь различные варианты.

Для детей с явной одаренностью это обогащающие стратегии по вертикали (быстрое и углубленное продвижение в образовательной области, в которой наиболее ярко проявляются способности ребенка) и по горизонтали (расширение содержания одной образовательной области или ряда областей). Образование детей со скрытой и потенциальной одаренностью реализуется в процессе индивидуализированного устранения «пробелов» в тех или иных видах деятельности, формирования опыта самостоятельной работы, повышения познавательной мотивации и т.п.

В зависимости от целей и индивидуальных особенностей детей педагог избирает различные направления амплификации развития:

• углубление знаний, обогащение опыта и развитие способностей;

• индивидуальный образовательный проект по интересующей ребенка теме или проблеме;

• развитие умения учиться, вооружение инструментарием (обучение приемам получения и переработки материала, работы с различными информационными источниками).

Деятельность педагога направляется, в первую очередь, на индивидуальную помощь ребенку в планировании своей деятельности, на консультирование по применению тех или иных информационных источников и дидактических пособий. Важнее не то, что знают и умеют выпускники дошкольного образовательного учреждения, а как они умеют реализовывать свой личностный потенциал в соответствии с индивидуальными способностями. Педагогу отводится роль помощника, партнера по общему делу и консультанта. Он выполняет сложную задачу создания оптимальных условий для самореализации ребенка как свободной личности в «умном», гибком, комфортном образовательном пространстве. Взаимосвязь индивидуальных и групповых стратегий образования - важнейшее условие реализации личностно-ориентированного подхода в дошкольном образовании.

 

Перспективный план по работе с родителями в средней группе

На 2014-2015 учебный год

Сентябрь

Активная форма работы Наглядная информация Цель Индивидуальная работа
1. Совместная подготовка к учебному году. «Режим дня», «Сетка непосредственно образовательной деятельности», «Какими навыками должен овладеть ребенок к 5 годам», «Учите с нами», «Повторяем вместе с мамой английский и татарский язык», «Когда мама занята - игры», «Телефоны первой необходимости», «Искусство быть родителем», «Меры профилактики заболеваемости в детском саду», «Объявления!», оформление сезонного уголка. Нацелить, приобщить родителей к активной, совместной работе в новом учебном году. Беседы по подготовке детей к учебному году Обновление группового инвентаря, участка
2. Консультация «Как привить ребенку любовь к природе». «Правила наказания и поощрения» Папка – раскладушка, памятка   Предложить родителям больше времени бывать с детьми на природе, бережно относиться к ней. Проконсультировать родителей по данному вопросу.   Рекомендации, беседы. Раздать памятки всем родителям. Ответить на возникшие вопросы.  
3. Фотовыставка «Воспоминания о лете!» Выставка, оформление. Поделиться воспоминаниями о лете, заинтересовать лучшими местами отдыха на следующий год. Помощь в оформлении, выборе информации
4. Родительское собрание -подготовка к учебному году, задачи на год, родительские договора и правила детского сада.   «Правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 5 лет»,   Ознакомление родителей с планом на год. Привлечение родителей к участию во всех мероприятиях, Обмен мнениями о делах группы прошлого года и рекомендации родителей на этот год. Анкетирование « Пожелания на год!» Цель: выявление запросов, интересов и пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в МДОУ.

Октябрь

Активная форма работы Наглядная информация Цель Индивидуальная работа
Конкурс поделок детей совместно с родителями из овощей. «Сказочная осень» Объявление, приглашения принять участие в конкурсе. Совместно приготовить осенний урожай для ярмарки, интересно оформить, используя стихи, рекламу. Помощь при оформлении, украшении и написании рекламы для урожая
Консультация « Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр» Теория консультации, картотека развивающих игр для родителей, объявление- приглашение. Дать углублённые знания о математических развивающих играх. Расширять знания о деятельности МБДОУ. Индивидуальные ответы –рекомендации по приобретению игры для закрепления определенного материала. Ответы – рекомендации по данному вопросу.
Развлечение « Сказочная осень и добрые дела Мухоморки». Объявление, приглашение   Совместно с детьми напомнить родителям правила поведения в лесу. Развивать эстетические чувства, любовь к природе. Организационные вопросы. Рекомендации по оформлению костюмов для развлечения. Беседы, консультации.
Выставка рисунков совместной деятельности родителей и детей « Мы родом из Елабуги».       Рисунки Познакомить родителей с работой, которую провели дети летом. Установка- прививать любовь к родному городу, воспитывать чувство патриотизма. Беседы, консультации.

Ноябрь

Активная форма работы Наглядная информация Цель Индивидуальная работа
«Школа мяча!» (Совместно с родителями, на прогулке и в группе)   Статьи: «История мяча», «Национальные игры!» Дать знания детям и родителям об играх с мячом разных народов, их разном виде, особенностях игр с ними. Развивать ловкость, воспитывать уважение к традициям разных национальностей в подвижной игре. Советы по отработке игровых моментов с детьми мячом.
Консультация « Профилактика Гриппа и ОРВИ». « Наши привычки – привычки наших детей». Папка –раскладушка. Статья. Литература об охране здоровья.   Приобщать семьи к здоровому образу жизни, воспитывать в совместной спортивной деятельности уважение к своему здоровью и интерес к физкультуре. Предложения к участию в спортивных инсценировках, соревнованиях. Спортивная одежда.
Родительское собрание «Этикет взрослых и детей». Консультация. « Воспитание у детей чувства доброты, дружелюбия». Объявление, приглашение. Папка - раскладушка     Построение эмоциональ но-доверительных взаимоотношений, способствующих раз- витию ребенка и позитивной самореа- лизации взрослых. Формировать у родителей представлений о роли поведения взрослых в психофизиологическом развитии ребёнка.   Индивидуальные беседы, консультации.    
Фоторамка: «Портрет моей мамочки» ко Дню матери! ( последнее воскресенье ноября) Выставка творческого оформления рамок – самоделок с папами для мамочек! Групповая газета «Для мамочек!», Статья «Как оформить фоторамочку!» Порадовать в День матери мамочек группы поделками, сделанными своими руками, газетой. Приобщение пап к работе группы, трудовому, этическому воспитанию детей. Помощь папам в изготовлении подарка, оформлении выставки, газеты. Призыв к участию всех мужчин группы!

Декабрь

Активная форма работы Наглядная информация Цель Индивидуальная работа
Фоторепортаж в рубрике «Делимся семейным опытом!» «Как организовать выходной день с ребенком”. Консультация «Как избавить ребенка от замкнутости и стеснительности. Сбор фоторепортажей в информационную папку на тему: «Секреты воспитания!», «Играем дома» (картотека игр для родителей), Статья «Активный отдых!», Поделиться опытом в воспитании своих детей, привлечь родителей к активной совместной деятельности в группе. Предложения по оформлению фоторепортажей, советы по использованию игр дома, на улице, разных видов деятельности с ребёнком для развития его активности.
Консультация «Дорожная Азбука».   Консультация «Правила поведения на льду». Папка Плакат. Научим детей правилам ПДД. Памятка   Познакомить родителей с ПДД Напомнить родителям быть бдительными на прогулках . Беседы. Консультации. Разъяснительные беседы. .
Конкурс «Лучшая столовая» Консультация «Чтобы ребенок рос трудолюбивым». Объявление. Статьи Кормушки и как их сделать» Папка - раскладушка Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей. Совместному труду. Индивидуальные советы по участию в конкурсе, работа с родительским комитетом по проведению конкурса. Беседы  
Совместный праздник «Здравствуй, Новый год!» «Как встретить новый год!», «Что дарить в этом году!», «Новогодние приметы и традиции», «Новогоднее угощение», поздравление для всех! Развивать желание проводить активно совместные праздники, получать удовлетворение от подготовленных общим коллективом развлечений, воспитывать сплочённость. Приобщение к участию, подготовке к утреннику, украшение группы, зала, задания: сценки, стихи.

Январь

Активная форма работы Наглядная информация Цель Индивидуальная работа
Снежные постройки и зимние игры в час семейных встреч на участке! (В праздничные дни) Фотостатья: «Как и что можно построить для зимних игр!», Объявление - приглашение. Развивать желание родителей и детей в совместно деятельности проводить отдых, воспитывать интерес к совместному труду и играм со снегом. Строительство с семьями зимних построек, индивидуальное и коллективное обыгрывание их.
Конкурс «Снежинок» (Новогодней игрушки) Объявление. Иллюстрации поделок. Приобщить родителей к трудовому воспитанию детей, развивать желание трудиться совместно со своими детьми. Беседы. Консультации. Помощь в изготовлении поделок.  
Консультация «Роль сюжетной игры в развитии детей дошкольного возраста»   Фотовыставка: «Красивые места нашего города»     Статья «Чему учит сюжетно – ролевая игра!» Пополнение с. р. игр в группе пособиями Сбор фотографий с уютными и красивыми местами нашего города.     Познакомить родителей с разновидностью игр – сюжетно – ролевой, и дать знания об её ведении, материалах, задачах. Познакомить родителей с природой родного города, красивыми экологически чистыми и красивыми местами для прогулок. Прививать эстетический вкус. Просьба в совместном рисунке с ребёнком дома выяснить : «Кем я хотел бы стать!» Анкетирование «Интересы вашего ребенка» Анкетирование «Ваше любимое место для прогулок» Дать советы, куда лучше ходить с детьми на прогулку.
Зимний праздник «Праздник русского валенка». Статьи: «Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника»,«Зачем ребенку кукольный театр?» Желание совместно проводить праздники, получать удовольствие от общения. Приобщение к участию, подготовка к празднику. Посильная помощь в украшении места проведения.  

Февраль

Активная форма работы Наглядная информация Цель Индивидуальная работа
Тематическая выставка: “Рисуем вместе с папами”. Статьи: “Растим будущего мужчину”, «С помощью чего можно рисовать!»   Приобщение пап к воспитанию детей и проведению совместной деятельности с ребенком дома. Воспитывать желание проявить творчество, активность. Советы по организации выставки, использованию разных изоматериалов, техник.
Оформление фотовыставки: “Наши замечательные папы”.   Оформление поздравительной фотогазеты посвященной Дню Защитника Отечества.   Развивать желание порадовать пап своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями; с участием мам. Подбор стихов, рисунков, пожеланий, помощь в оформлении газет.
Родительское собрание «Роль отца в воспитании ребенка». Памятка родителям от ребёнка. Анкета. Статья: «Чем заняться с ребенком в свободное время». Расширять и углублять знания родителей в воспитании детей. Познакомить с высказываниями великих педагогов и философов. Анкетирование - выявить отношения в семье родителей и детей, к каким мерам наказания и поощрения прибегают в семье. Консультации. Советы.
«Солдатушки-ребятушки» (Совместный спортивный досуг) Приглашение. Украшение зала пословицами о здоровье и спорте, подарки папам. Продолжать приобщать родителей и детей к здоровому образу жизни, развивать желание и умение проводить отдых с пользой, весело, энергично; воспитывать желание порадовать пап своими умениями. Спортивная одежда, подготовка участников – ведущих, подбор спортинвентаря, музыки.  

Март

Активная форма работы Наглядная информация Цель Индивидуальная работа
Тематическая выставка поделок и рисунков: “Рисуем вместе с мамами”. Статья “Растим будущую женщину”   Приобщение мам к воспитанию детей и проведению совместной деятельности с ребенком дома. Воспитывать желание проявить творчество, инициативу. Советы по организации выставки, использованию разных изоматериалов, техник.
Оформление фотовыставки: “Самые обаятельные и привлекательные!”. Оформление стенда. Папки-раскладушки. Развивать желание порадовать мам своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями. Подбор стихов, рисунков, пожеланий, помощь в оформлении газет.
Дружеская встреча “Моя мама – лучше всех” (Совместный игровой досуг) Приглашение, подарки   Провести весёлый праздник с участием мам, порадовать их детскими песнями, танцами, совместными играми, воспитывать чувство гордости к родным. Заучивание стихов, сценок. Памятка для родителей: «Секреты воспитания и обучения»  
Сообщение « Если ребенок не слушается».   Статья. «Польза и вред телевидения». Расширять знания родителей в воспитании детей. Консультация. Беседа.  

Апрель

Активная форма работы Наглядная информация Цель Индивидуальная работа
День смеха От детей «Смешная газета!», «Смешинки от детей!» Продолжать приобщать родителей к активной жизни в группе и умению совместно с детьми проводить отдых, праздники. Подбор смешинок, случаев, фото и т. Д.    
Спектакль для детей силами родителей и воспитателей «В гостях у Ярилы». Статья: «Влияние музыки и театра на развитие ребенка» Развивать желание у родителей участвовать в групповых делах и развлечениях, воспитывать заинтерисованность и инициативу. Привлечение к участию в спектакле. Распределение ролей между родителями. Помощь в подборе костюмов, оформлении декораций.
Недельная акция Озеленение и благоустройство участков и территорий совместно с родителями. Статьи: « Наши зелёные друзья». «Весёлые клумбы», «Зелёный уголок» Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка.   Подбор цветов, растений. Посадка семян цветов. Покраска оборудования на участке.
День открытых дверей для родителей. Фотоотчёт «Наши успехи в День открытых дверей!» Приглашение Список мероприятий в День открытых дверей.   Познакомить родителей с ходом дел в группе, занятиями, режимными моментами. Дать возможность пронаблюдать своего ребёнка в коллективе, занятиях. Воспитывать уважение к воспитателям, детскому саду, интерес к воспитательно – образовательному процессу. Ответы на вопросы, предложения родителей.  

Май

Активная форма работы Наглядная информация Цель Индивидуальная работа
Итоговое общее родительское собрание: “Как повзрослели и чему научились наши дети за этот год. Организация летнего отдыха детей”. Статьи: « Диагностика», «Родительская помощь на следующий учебный год!» “Что должен знать и уметь выпускник средней группы» “Как организовать летний отдых детей”. Дать информацию об успехах детей на конец учебного года, подготовить родителей к началу следующего года. Дать возможность обдумать и предложить новые виды деятельности на следующий год. Анкетирование, беседы по диагностике, консультации специалистов. Список игр и литературы на следующий год.  
Сообщение «Природа и ребёнок» Папка - раскладушка Углублять и расширять знания родителей о том, как природа влияет на развитие разносторонней личности. Беседы. Консультации.  
Поход «Семейное путешествие» Статьи: «Живой» отдых!» «Как организовать удачное лето?», «Бывает ли отдых интересным и полезным!?»     Привлекать к отдыху на природе, учить подбирать удачные места игр с детьми. Воспитывать дружеские отношения между детьми и родителям, воспитателями. Консультации. Подбор мест отдыха.  
Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями.   Статьи: « Наши зелёные друзья!», «Клумбы «радости!», «Зелёный уголок у дома!»     Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка. Подбор цветов, растений для участка, высадка огорода, покраска участка и т. д.  

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.