Описание и анализ педагогической технологии Описание технологии предполагает раскрытие всех основных ее характеристик, что делает возможным ее воспроизведение.
Описание (и анализ) педагогической технологии можно представить в следующей структуре.
/. Идентификация данной педагогической технологии в соответствии с принятой систематизацией (классификационной системой).
2. Название технологии, отражающее основные качества, принципиальную идею, существо применяемой системы обучения, наконец, основное направление модернизации учебно-воспитательного процесса.
3. Концептуальная часть (краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов технологии, способствующее пониманию, трактовке ее построения и функционирования):
• целевые установки и ориентации;
• основные идеи и принципы (основной используемый фактор развития, научная концепция усвоения);
• позиция ребенка в образовательном процессе. 4. Особенности содержания образования:
• ориентация на личностные структуры (ЗУН, СУД, СУМ, СЭН, СДП);
• объем и характер содержания образования;
• дидактическая структура учебного плана, материала, программ, формы изложения.
5. Процессуальная характеристика:
• особенности методики, применения методов и средств обучения;
• мотивационная характеристика;
• организационные формы образовательного процесса;
• управление образовательным процессом (диагностика, планирование, регламент, коррекция);
• категория учащихся, на которых рассчитана технология. 6. Программно-методическое обеспечение:
• учебные планы и программы;
• учебные и методические пособия;
• дидактические материалы;
• наглядные и технические средства обучения;
• диагностический инструментарий.
Экспертиза педагогической технологии является многоаспектной.
Концептуальная часть рассматривается с позиции новизны (инновационнос-ти), альтернативности, гуманизма и демократизма, современности.
Содержание образования в рамках технологии рассматривается с позиций современных теорий общего среднего образования, принципов системности, идей развивающего обучения и социального заказа.
В процессуальной характеристике прежде всего определяется целесообразность и оптимальность отдельных элементов, комплексность всех методических средств, управляемость, адекватность содержанию образования и контингенту обучаемых.
Программно-методическое обеспечение должно удовлетворять требованиям научности, технологичности, достаточной полноты и реальности осуществления.
Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность. Выполнение этих требований рассматривается в приложении к учителю, ученику и общественно-родительскому контингенту лиц.
Литература
1. Атутов П. Р. Технология и современное образование // Педагогика. - 1996. - № 2.
2. Афанасьев В. Г. Системность и общество. — М. , 1980.
3. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. - М. , 1977.
4. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М. , 1995.
5. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М. , 1989.
6. Бордовский Г. А. , Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: Вопросы терминологии // Педагогика. - 1993. - № 5.
7. Волович М. Б. Наука обучать (технология преподавания математики). - М. , 1995.
8. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие. - М. , 1985.
9. Гершунский B. C. Педагогическая прогностика. - Киев, 1986.
10. Гриндер М. Исправление школьного конвейера, или НЛП в педагогике. - М. , 1995.
11. Гузеев Н. И. Еще одна точка зрения // Народное образование. - 1997. - № 6.
12. Гуружапов В. А. Вопросы экспертизы образовательных технологий //Психологическая наука и образование. — 1997. — № 2.
13. Гусинский Э. Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. - М. : Школа, 1994.
14. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М. , 1996.
15. Долгополое Н. Гештальт-подход //Частная школа. - 1995. - №1.
16. Дреер А. Преподавание в средней школе США. - М. , 1983.
17. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. - М. , 1990.
18. Ильясов И. И. Структура процесса учения. — М. , 1986.
19. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. - Рига, 1995.
20. Кларин М. В. Педагогическая технология. - М. , 1989.
21. Колесникова И. А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. - 1995. - № 6.
22. Краевский В. В. , Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности // Дидактика средней школы. - М. : Педагогика, 1982.
23. Кудрявцев П. О. Проблемное обучение. Истоки и сущность. - М. : Знание, 1991.
24. Ланда Л. Н. Алгоритмизация в обучении. - М. : Правда, 1966.
25. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. - М. , 1981.
26. Лихачев Б. Т. Педагогика. - М. , 1992.
27. Лозанов Г. Суггестология и суггестопедия. - София, 1978.
28. Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития. - М. , 1989.
29. Монахов В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. - Волгоград, 1995.
30. Пидкасистый П. И. Педагогика. - М. : Роспедагентство, 1996.
31. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. — М. , 1997.
32. Разин В. Философия образования: предмет, концепция, направления изучения // Alma mater. Вестник высшей школы. - 1991. - №1.
33. Самарин Ю. А. Очерки психологии ума. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1962.
34. Селевко Г. К. Опыт системного анализа современных педагогических систем // Школьные технологии. - 1996. - №3.
35. Теоретические основы процесса обучения/Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера -М. , 1989.
36. Уланов. Российская школа в европейском контексте //Директор школы. - 1996. - №3.
37. Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога. - М. : Просвещение, 1987.
38. Фридман Л. М. Психологическая наука - учителю. - М. , 1985.
39. Центр нейролингвистического программирования в образовании // Частная школа. -1994. -№1.
40. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М. : Народное образование, 1996.
41. Шадриков В. Д. Философия образования и образовательные политики. - М. : Логос, 1993.
42. Шадритв В. Д. Психология деятельности и способности человека. — М. , 1996.
43. Шварцман К. А. Философия и воспитание. - М. : Политиздат, 1989.
44. Щедровицкий П. Г. Лекции по философии образования. - М. , 1993.
45. Щукина Г. П. , Пидкасистый П. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса. - М. , 1988.
46. Элъконин Д. Б. , Занков Л. В. Проблемы развивающего обучения. - М. , 1986.
47. Юдин В. В. Педагогическая технология. - Ярославль, 1997.
III. Современное традиционное обучение (ТО)
Нет силы более могущественной, чем традиция. Ф. Энгельс
Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я. А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.
Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются:
- учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
- класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
- основной единицей занятий является урок;
- урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;
- работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
- учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы. Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками - атрибуты классно-урочной системы.
|