Дидактический активизирующий и развивающий комплекс Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня детей:.
• содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы;
• обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;
• идет объединение, интеграция школьных дисциплин;
• вариативность и дифференциация обучения;
• используется положительная стимуляция ученья.
Совершенствование методов и форм учебного процесса раскрывается в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов:
опорных сигналах В. Ф. Шаталова, в идее свободного выбора Р. Штейнера, в опережении С. Н. Лысенковой, в идее крупных блоков П. М. Эрдниева, в интеллектуальном фоне класса В. А. Сухомлинского, развитии личности по Л. В. Занкову, в способностях творческих и исполнительских И. П. Волкова, в зоне ближайшего развития Л. С. Выготского, в игре как средстве демократизации личности Д. Б. Эль-
конина, в современных идеях гармонизации и гуманитаризации образования Е. Н. Ильина, Б. М. Неменского и др.
Концепция воспитания
Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:
- превращение школы Знания в школу Воспитания;
- постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
- гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
- развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;
- возрождение русских национальных и культурных традиций;
- сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
- постановка трудной цели.
Идеология и технология педагогики сотрудничества служат не только основанием целой системы методов обучения и воспитания, но во многом и определяет содержание образования.
Педагогизация окружающей среды
Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности.
Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение (среда). Результаты (личность выпускника) определяются совместным деиствием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении - будущем всей страны.
Аналоги. «Педагогика сотрудничества" как проникающая технология широко применяется в работе учителей и целых школ, как в России, так и за рубежом. Кроме вышеупомянутых, можно указать также известные школы и имена:
Агишева З. И. (Йошкар-Ола, Марий-Эл);
Жаренова Т. Н. (Лакинск, Владимирская обл. );
Англия: Саммерхилл (Педагогика свободы по А. Нейлу);
США: Бруклайн (Демократия в действии), Нью-Йорк (^Справедливое сообществом Л. Кольберга);
Швейцария: Иттиген (Вальдорфская школа).
Литература
1 Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! - М. : Просвещение, 1990.
2. Берулаева М. Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика. -1994. - № 5.
3. Бударный А. Принципиально новая организация открывает путь к перестройке процесса обучения в школе //Народное образование. — 1988. — № 1.
4. Иванов И П. Методика коммунарского воспитания. - М. : Просвещение, 1990.
5. Ильин Е. Н. Путь к ученику. - М. : Просвещение, 1988.
6. Концепция общего среднего образования. - М. : ВНИК "Школа", 1988.
7. Кочетов Л. И. и др. Эксперимент по программе воспитательной работы в школе. - Ярославль, 1994.
8. Лысенкова С. Н. Когда легко учиться. - М. : Просвещение, 1989.
9. Мухин М. И. Гуманизм педагогики В. А. Сухомлинского. - М. , 1994.
10. Отчеты о встречах учителей-новаторов (Учительская газета):
Педагогика сотрудничества. - 1986. - 18 марта.
Демократизация личности. — 1987. — 17 октября.
Методика обновления. - 1988. - 19 марта.
Войдем в новую школу. - 1988. - 18 октября.
От ученика - к личности // Первое сентября. - 03. 09. 96.
11. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. - М. , 1987.
12. Селевко Г. К. Активизация психологических факторов развития и личностный подход к учащимся // Тезисы Всесоюзной конференции «Развитие личности». - М. : МГУ, 1989.
13. Селевко Г. К. Опыт разработки теории педагогики сотрудничества // Республиканская конференция по активным методам обучения. - Пермь, 1991.
14. Селевко Г. К. , Тихомирова Н. К. Педагогика сотрудничества. Методические рекомендации. Ч. I, II. - Ярославль, 1988, 1989.
15. Селевко Г. К. , Тихомирова Н. К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы. - Ярославль, 1990.
16. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. - 1994 - № 5
17. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. - М. : Просвещение, 1987.
18. Цирлина Т. В. На пути к совершенству. - М. : Сентябрь, 1997.
19. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. - М. : Пеленг, 1993.
20. Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. - М. : Просвещение, 1990.
Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили
Дари себя детям! Из «Заповедей" Ш. А. Амонашвили
Амонашвили Шалва Александрович - академик РАО, известный советский и грузинский педагог - ученый и практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология "Школа жизни", изложенная в его "Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно-личностной педагогики".
Классификационные параметры технологии Ш. А. Амонашвили
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: гуманистическая + религиозная.
По основному фактору развития: социогенная + биогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.
По ориентации на личностные структуры: эмоционально-нравственная: 1) СЭН + 2) ЗУН.
По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская с элементами религиозной культуры, гуманитарная, общеобразовательная, человекоориентированная.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации.
По подходу к ребенку: гуманно-личностная, педагогика сотрудничества.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная, игровая с элементами проблемности, творчества.
По категории обучаемых: массовая и продвинутая на основе личностного подхода к детям.
Целевые ориентации
• Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.
• Облагораживание души и сердца ребенка.
• Развитие и становление познавательных сил ребенка.
• Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.
• Идеал воспитания — самовоспитание.
Концептуальные положения
• Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества (п. 4. 1).
• Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить.
• Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты -могущество и безграничность.
• Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе.
Особенности содержания
Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки: познавательное чтение; письменно-речевая деятельность; лингвистическое чутье (уроки родного языка); математическое воображение; осмысление высоких математических понятий (бесконечность, вечность, мироздание, многообразие и др. ); постижение прекрасного (уроки о природе); планирование деятельности; смелость и выносливость; общение; иноязычная речь; шахматы; духовная жизнь; осмысление высоких духовных материй и ценностей (Дух, Душа, Сердце, Благо, Любовь, Жизнь, Смерть и др. ); постижение красоты всего окружающего (музыка, изобразительное искусство, балет, театр и др. ).
Особенности методики
Перечисленные знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых:
— гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;
— индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;
— мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество -вопрос, атмосфера романтики;
— резервы семейной педагогики: родительские субботы, геронтогогика, культ родителей;
— учебная деятельность: квазичтение и квазиписьмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей. Оценивание деятельности детей.Особую роль в технологии Ш. А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметки очень ограниченно, ибо отметки - это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.
Урок.Урок - ведущая форма жизни детей (а не только процесса обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей. Урок - солнце, урок - радость, урок - дружба, урок - творчество, урок - труд, урок - игра, урок - встреча, урок - жизнь.
Литература
1. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьника. -М. , 1984.
2. Амонашвили Ш. А. Единство цели. - М. , 1988.
3. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! - М. , 1988.
4. Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? — М. , 1988.
5. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990.
6. Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. - М. : Знание, 1980.
7. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. - М. , 1996.
8. Амонашвили Ш. А. Созидая человека. - М. , 1982.
9. Амонашвили Ш. А. Школа жизни // Учительская газета. - 1996. - № 15 - 23.
10. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. - М. , 1987.
11. Уроки Шалвы Амонашвили // Советский Союз. - 1987. - №7.
|