А. Метод семантического радикала надлежит к числу условно-рефлектор Критерием семантической близости ж дуемых объектов является перенос уел с рефлекторной реакции с одного обг на другой, семантически с ним связан В эксперименте А.Р. Лурии и О.С. В градовой предъявление тестового с (например, «кошка») сопровождалось Г вым раздражением — ударом тока. П возникновения устойчивого условной флекса, выражавшегося в сужении с дов руки и головы, испытуемому пред лялся список слов, среди которых б нейтральные («окно»,«лампа», «тетра.: сходные с тестовым словом по звуча («крошка», «крышка», «кружка»), а та слова, имеющие смысловую связь с те вым («котенок», «мышь», «молоко»), зультаты показали, что нейтральные ; ва не вызывали никаких реакций; бли;
ПО ЗВучаНИЮ СЛОВа ПРИВОДИЛИ К ПОЯ:
нию общей ориентировочной реак (сужение сосудов пальцев и расширс сосудов головы), а слова, связаннь тестовым по смыслу, — к специфичес болевой реакции (одновременное суже сосудов руки и головы) [Лурия, 1979] Б. Использование компонентов вы г ных потенциалов (ВП) в качестве и к катеров семантического анализа.Мс основан на использовании в качестве дикаторов смысловой обработки так зываемой негативной волны с латентг периодом 400 мс, которая появляетс ответ на существующее семантичес рассогласование предъявленных стиму и позитивной волны с латентным пер дом 300 мс, возникающей в ответ на вторение стимулов.
3.6. Психосемантика и процессы семантической обработки
Например, волна с латентным перио-
ом 400 мс регистрируется, когда в задаче
ексического выбора в качестве преднаст-
ойки используются либо слова, не свя-
днные по смыслу с тестовым стимулом,
ибо антонимы. Подобные результаты
иксируется и в ситуации, когда послед-
:е слово в предложении не соответствует
смыслу остальным, или в ответ на бес-
ысленное сочетание букв. Напротив,
и семантической близости слов или
едъявлении высокочастотных слов нега-
ная волна с латентным периодом 400 мс
.; ажена слабо, а амплитуда положитель-
о компонента ВП с латентным перио-
ч около 300 мс увеличивается [Wijker,
6.3. История развития
Пристальное внимание к «знаку», за-
дающего объект, родилось в недрах
лневековой культуры и породило рефе-
ную теорию значения, для которой
иным стало соотнесение «знака» и
кта. Этот интерес привел в наши дни
ному развитию психолингвистики и
нистической семантики. Объектом
ютрения этих направлений являются
тва, с помощью которых смысл ко-
- тся в языке. Психосемантика же со-
гочена на вопросах, связанных с тем,
еловек понимает смысл различной
рмации, каким образом он категори-
г свои знания о мире и отношение к
А. Р. Лурия называл семантическое
.-ние слова его психологической струк-
роблемы понимания слов и иденти-ши объектов традиционно были до-пем психологии восприятия. И.Кант атривал процесс познания как пере-т наглядного опыта к внутренним 'Стям и обобщенным рациональным риям, априорно заложенным в при-;еловеческого духа. Идея разделения :ческого опыта на наглядный (пер-нный/физический) и категориаль-шперцептивный/духовный) импли-присутствовала в психологии на кении всего ее существования. Для :м!ментальной психологии актуаль-
ной стала задача выявления механизмов категоризации или перехода от наглядного опыта к рациональным категориям.
Важными вехами в развитии психосемантических исследований явились данные о положительном влиянии семантического контекста на восприятие отдельных стимулов. Эта закономерность была впервые обнаружена Дж. Кеттелом как эффект превосходства слова, который сводится к тому, что восприятие букв заметно ускоряется в контексте слова. В 1905 г. русский ученый М.П. Никитин еще более явно продемонстрировал влияние категориального знания на процесс восприятия на самых первых его этапах. Возврат интереса к изучению этих феноменов произошел лишь в контексте развивающейся когнитивной психологии, после того как были предложены новые методические приемы исследования процесса восприятия. Факты, демонстрирующие близость и, возможно, даже неразрывность процессов перцепции и апперцепции, были неоднократно подтверждены (см. [Величковский, 1982, с. 146]).
Проблемы категориальных структур рассматривались в рамках психологии памяти. Представление о том, что понятия хранятся группами и одновременно связаны между собой, появилось в психологии с момента ее зарождения. Однако лишь начавшееся с 40-х гг. развитие методического аппарата психологических исследований привело к быстрому накоплению экспериментальных данных, повлекшему за собой создание множества моделей семантической памяти. В качестве первых моделей выступили кластерные модели семантической памяти, которые описывали ее как множество, состоящее из подмножеств категорий, а те, в свою очередь, — из значений (см. [Солсо, 1996]). Более детальные исследования характера структурной организации семантической памяти, ее формирования и функционирования начались с конца 50-х гг.
Исследование процессов категоризации надолго стало центром дискуссии в психологии развития, для которой сущест-Овенной явилась проблема овладения ребенком знаковой системы. Эта тема занимала особое место и в развитии отечест-
венной психологии. Понятие «значение» было одним из ключевых в теории Л.С. Выготского. Он описывал это понятие «как единство мышления и речи», «как единство общения и обобщения» и полагал, что метод исследования отношения мысли к слову не может быть иным, чем метод семантического анализа. Работы Выготского по изучению формирования житейских и научных понятий в детском возрасте оказали огромное влияние на развитие психологической мысли и заложили фундаментальные основы исследования проблемы значения [Выготский, 1982]. Его идеи нашли продолжение в трудах А.Н.Леонтьева, А.Р. Лурии, А.А.Леонтьева и других современных исследователей. Теоретическая концепция А.Н. Леонтьева [1975], которая предполагает выделение таких образующих сознания, как значение, личностный смысл, чувственная ткань, сыграла значительную роль в развитии отечественной психосемантики [Петренко, 1988].
Зарождению психосемантики, как отдельной области психологической науки, способствовало накопление все большего количества данных о фило- и социогенезе знаковых систем, а также нейропсихоло-гических данных о нарушениях в понимании речи при локальных поражениях мозга [Лурия, 1979]. Развитие нового направления было предопределено также рядом теоретических концепций, которые подтверждали, что познавательные процессы, в частности процессы восприятия и категоризации, часто обусловливаются личностными детерминантами. В рамках классического психоанализа неоднократно демонстрировалось влияние личностных факторов на запоминание и воспроизведение слов. Наиболее четко парадигма личностного опосредствования когнитивных процессов представлена в теоретических положениях направления New Look [Брунер, 1977, с. 115-123].
Точкой отсчета развития экспериментальной психосемантики принято считать работу Ч. Осгуда [Osgood et al., 1957], предложившего технику семантического дифференциала для измерения коннотатив-ного значения объектов. Новый метод позволил исследовать инвариантные кате-
гориальные структуры субъективного с та. Исследования Осгуда и его сот г ников нашли свое продолжение в са-разнообразных областях научной и п; тической психологии.
В настоящее время наблюдается : цесс нового структурирования ncuxi гической науки, возникают области ис* дования на стыках ее традиционных ; делов. Так, исследование смысловой работки информации объединяет пс; логию восприятия, памяти, мышлеь личности, индивидуальных разли1, В этой области активно используются ; ные, полученные в этнографических и Л1 вистических, культурологических и ней психологических исследованиях. А рез; таты психосемантических исследова? находят свое применение в самых разл ных областях: при создании систем иск ственного интеллекта, в архитектуре, р ламе, психодиагностике и обучении.
3.6.4. Современное состояние проблемы: основные закономерности и модели
Ранняя семантическая обработка
Взаимосвязь абстрактного категориа ного знания с процессами восприятия с ла активно обсуждаться начиная с 70-х В центре внимания оказалось два вопрг «Почему мы знаем, что роза — это роз. «Когда мы знаем, что роза — это роз: Гипотетическая роза до сих пор являе излюбленным примером в данной обла исследований. Первый из этих вопр<х касается выделения значимых признак для принятия семантического решен второй — характера и временных эта! процесса семантической обработки. В зультате многочисленных исследован был выделен ряд феноменов и предложи несколько объяснительных конструю Большинство феноменов можно отне к эффектам семантической преднастрой
Эффекты семантической преднастройБольшинство фактов в этой области следований было получено на вербальн материале, хотя в последнее время по
б. Психосемантика и процессы семантической обработки
является все больше работ по идентификации изображений [Lockhead, 1992]. Обычно
равнивают выполнение задачи при изолированном предъявлении стимульного
мтериала и предъявлении его в контексте "и предъявлении информации в разных
те кетах также используется прием седнтически адекватной и ложной предна-
ройки. Смысловым контекстом является, пример, слово для буквы или предло-
ение для слова. Семантическая преднастройка связана с опережающим лредъяв-
нием стимулов, семантически соотносительны.х с тестовым стимулом
.
Слово, предъявленное в смысловом кон-
гксте, воспринимается быстрее. Этот вы-
д был сделан по результатам многочисленных экспериментов с преднастройкой
ред стимулом предъявляется некотороеэво, которое могло быть связано или не
язано по смыслу с тестовым. Если дваова ассоциативно связаны друг с другом,
емя реакции в задачах «лексического:иения» уменьшается. В работах Дж. Нии
:<азу тестовой последовательности пред-ствовало предъявление с различной
шхронностью слова, которое в 80% слу-ев было названием соответствующей
,:мулу категории (например «птица»-дваряла появление слова «дятел» ), а в
с могло обозначать другую категориюпример, «мебель»). Результаты показа-
что адекватная преднастройка умень-ла время реакции fNeely, 1991].
Семантическая преднастройка не толькоегчает смысловой анализ слова, но и
"рудняет анализ других его характеристик:-1ример, цвет букв). В экспериментах
Конрад испытуемым предъявляли пред-т.ения, которые оканчивались много-
чным словом. Контекст предложениязго предписывал восприятие лишь од-
о значения (например, слово «ключ» в: тжении «на столе лежал ключ»).
д за этим предъявлялось напечатан-в цвете слово и требовалось назвать
: букв. Если слово было ассоциативно•.дно с предшествующим многозначным
ш, то называние цвета букв замедля-Это происходило при предъявлении
н. ассоциативно связанных с каждымкачений многозначного слова (замед-
: ь называние цвета у слов «замок» и
«ручей», если речь шла о «ключе».) В других экспериментах требовалось просто назвать второе слово или решить, что было предъявлено: слово или бессмысленное словосочетание. При этом если тестовое слово было связано по смыслу с любым из значений многозначного слова, время называния уменьшалось. Приведенные данные свидетельствуют о том, что при перцептивном узнавании слова активизируются все его смысловые поля (см. [Ве-личковский, 1982]).
Ложная смысловая преднастройка увеличивает время реакции. Этот эффект проявляется в случае, если между преднаст-роечным и тестовым словом интервал составляет больше 350 мс. В противном случае ложная преднастройка не увеличивает времени реакции в задачах как называния слов, так и лексического решения.
Смысловая преднастройка нечувствительна к маскировке. Для того чтобы прервать процесс перцептивной обработки, исследователи прибегают к приему маски-ровки! Маскировка может осуществляться с помощью различных методических средств, наиболее распространенным из которых является предъявление в непосредственном пространственно-временном контексте двух стимулов — тестового и маскирующего. А. Марсел использовал классическую задачу лексического решения в сочетании с семантической преднастройкой. При этом преднастроечное слово подвергалось настолько жесткой обратной маскировке, что испытуемый не мог сказать, было ему что-либо предъявлено или нет. Результаты показали, что маскировка не устраняет эффекта ускорения времени реакции при существовании ассоциативной связи между преднастройкой и тестовым стимулом (см. [Величковский, 1982; Солсо, 1996]).
личности выбираемого материала и одновременно активности и успешности процесса. Одни феномены, обозначаемые этим понятием, можно назвать преднаст-ройкой, другие — ранней когнитивной обработкой, которая в зависимости от теоретической интерпретации представляется как раннее запечатление или микро-генез зрительного образа.
А. Модель ранней семантической памяти.Э. Тульвинг и Д. Шехтер определили «priming», или ранние когнитивные процессы, как «неосознаваемую форму человеческой памяти, которая имеет отношение к перцептивной идентификации слов и объектов» [Tulving, Schacter, 1990, с. 301]. Однако констатация этого факта еще не вскрывает механизмов, стоящих за этим феноменом. В эксперименте Д. Уолтса была предпринята попытка разделить перцептивную и семантическую преднастрой-ку. Эффекты перцептивной обработки (или физических характеристик стимулов) были минимизированы (на этапе тестирования менялась модальность предъявления материала). В качестве преднастройки предъявлялась задача семантического сравнения: испытуемые должны были решить, являются ли два слова синонимами или они не связаны друг с другом. Затем давался тест на узнавание. Если бы эффекты преднастройки были связаны только с фиксацией в семантической памяти, то синонимы должны были узнаваться лучше, поскольку при их обработке приходилось бы обращаться дважды к одному и тому же значению. Результаты показали, что эффект синонимов оказался незначимым. Они узнавались так же успешно, как и несвязные по смыслу слова. Сделан вывод о том, что для последующего кодирования важен был сам процесс сравнения стимулов, а не обращения к семантической памяти. Концептуальная предна-стройка скорее включает в действие процедурные формы памяти, кодирующие процессы сравнения стимулов, чем открывает доступ к ее устойчивым формам на стимульные слова [Wolts, 1996].
Б. Модель последовательной переработки.В когнитивной психологии до сих пор имеют значительное влияние представления о последовательной, поэтапной, по-блоковой обработке информации. В д ных моделях собственно семантичес-обработка является лишь этапом koi: тивной обработки. Предполагается, что следует за этапом перцептивной обраб ки, под которым понимается анализ та:-характеристик, как цвет, общая фор расположение деталей и т. д. В настояl время эта точка зрения находит подтвег -дение в нейрофизиологических иссле: ваниях. В частности, при анализе ком нентов вызванных событиями потенц; лов выделяются компоненты ранние ( тентный период 80-120 мс), котор меняются при изменении перцептивн: характеристик стимулов, и поздние ( тентный период 300—400 мс), котор меняются при изменении частоты употр! ления (частотности) слов или рассопш вании семантических контекстов.
Например, в одной из работ (Your 1989] регистрировались ВП на ело! предъявляемые в случайном порядке. Сi мулами служили названия цветов, котор различались по трем параметрам: дли слов (например, «белый» короче «фио тового»), частоте употребления (наприм; «зеленый» употребляется чаще «салат вого») и семантическому сходству (напр мер, «красный» близок к «оранжевому оба они далеки от «голубого»).
Семан: ческая близость предъявляемых стимул оценивалась в дополнительном исследон нии с помощью методики многомерно шкалирования. Были получены следуют результаты: изменение параметров ВП течение 250 мс после предъявления ст мулов связано с изменением длины ело Напротив, параметры ВП в диапазо: 400-800 мс связаны с частотными и с мантическими параметрами стимулов. I этом основании делается вывод о том, ч существует два этапа обработки зрител ного вербального материала: на первс анализируются физические параметр стимулов, а на втором — их семантиче кие характеристики.
Этот вывод вызывает большие сомн ния, поскольку существует множест фактов, подтверждающих, что семантиче кая обработка происходит уже на са\п ранних этапах восприятия. Наприме Д. Виккенс в своем исследовании прел
3.6. Психосемантика и процессы семантической обработки
являл слова на очень короткий временной интервал (80—100 мс), недостаточный для их идентификации. Однако испытуемые были способны устойчиво оценивать возможное значение слова с помощью метода семантического дифференциала. Велич-ковский, ГТохилько, Шмелев предъявляли слова с последующей маскировкой. Она достигалась движением слова в горизонтальном направлении с угловой скоростью 80 оборотов в секунду, что приводило к полному «смазыванию» образа слова. Несмотря на это, испытуемые не только классифицировали различные по значению слова, но и устойчиво соотносили в варианте ассоциативного эксперимента предъявляемое (но невоспринимаемое) слово «ветер» со словом «буран», а не «вечер» (см. [Величковский, 1982]). В недавних работах эти данные также неоднократно подтверждались. Было показано, что частотность слов [Polich, Donchin, 1989] и смысловой контекст [Neely, 1991; Wolts, 1996] влияют на их восприятие на очень ранних этапах (до 250 мс).
В. Модель параллельной переработки.Многие современные авторы придерживаются представлений о параллельной переработке перцептивных (физических) и семантических признаков стимула. С. Кос-слин в одной из последних работ [Kosslyn et al., 1995] выдвинул предположение о существовании двух типов кодирования, которые практически не пересекаются друг с другом. Это — кодирование категориаль-чых пространственных отношений, которые связаны с относительными позициями в эквивалентном классе и используются в процессе узнавания и идентификации, и кодирование координатных пространст-генных отношений, которые определяют гочные метрические дистанции и исполь-уются для регуляции движений.
Согласно более традиционному подходу, лределенный этап в анализе физических арактеристик связан с конкретным эта-м в анализе семантических характерис-
-1к. Кроме того, некоторые физические фактеристики стимула ограничивают >ласть поиска в семантической памяти. Д. Бродбент и М. Бродбент [Broadbent,
- - ladbent, 1980] предложили оригиналь-. ю методику, позволившую «разделить»
общие и детальные характеристики слов. В одной ситуации с помощью оптической фильтрации нарушались детальные характеристики слов (как при дефокусировке), но сохранялись глобальные характеристики. В другой ситуации, наоборот, нарушался общий вид слова, поскольку из него вырезались фрагменты букв, и сохранялось большинство деталей. В качестве материала использовали слова разной частотности и разного эмоционального значения; кроме того, слова либо включались в контекст предложения, либо предъявлялись изолированно. Было продемонстрировано, что на узнавание слов с сохранными глобальными очертаниями влияет только частотность слова (частота встречаемости и опыт восприятия). При нарушении глобальных очертаний, но сохранении деталей значимыми оказались включенность в контекст и коннотативное значение. Был сделан вывод о том, что глобальные очертания слова, которые анализируются на более ранних этапах мик-рогенеза зрительного образа, связаны с частотой употребления, а детальные характеристики, которые анализируются на более поздних этапах, связаны с коннотатив-ным и ассоциативным значениями слова.
Однако более поздние данные показывают, что такое разделение слишком упрощенно. Действительно, существует два этапа анализа семантической информации. Первый —- 250—350 мс; в этот промежуток времени слово-стимул активирует широкий спектр ассоциативных связей. Если адекватный контекст помогает выявлению значимых семантических признаков, то неадекватная преднастройка не препятствует семантическому поиску. Осуществлению семантической обработки в этот период способствует сохранение привычных условий предъявления (например, привычный шрифт) и частота повторения комбинации признаков.
Второй этап начинается после 300—400 мс. Слово-стимул жестко связывается с локальным значением, которое диктует контекст. Адекватный контекст (преднастройка) приводит к положительному эффекту в семантической переработке информации, а ложная преднастройка оказывает отрицательное влияние; при этом и назы-
3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ
|
|
|
|
|
|
|
| ные на контексте и
|
|
| с
|
|
| предыдущих семантических анализах
|
|
|
|
|
| t
| о. О
| *i
| «=Г
|
|
| Идентифицировать слова и их значения
| £
§
-<—
| s
О ъё
| О 1_
V
о
CJ
| : Идентифицировать |
|
| t
|
| s н
|
| k ; значения j
|
| Различить буквы
|
| П5
I
| •fcr
Q
>
|
|
|
|
|
| ГС
| буквы
|
| t
|
|
| с
с;
| ::::ir::i
; Проанализировать ! признаки
|
| Проанализировать признаки
| •*—
|
| Найти
|
|
| t
|
|
|
| :::::i::z ,
.' Выделение ; ; фигуры на фоне
| г
| Выделение фигуры на фоне
|
|
|
| Рис. 3.18.Два способа переработки слова «доктор» контексте предложения «пациента обследовал доктор» (по: [Wessells, 1982])
| вание слов, и принятие лексического решения происходит медленнее [Swinney, 1979]. Осуществлению семантического анализа помогает сохранение детальных характеристик образа слова, меньшее значение имеет частотность. Субъект создает гипотезы, которые проверяет на ограниченном объеме данных [Величковский, 1982].
Г. Модель встречной переработки.Начиная с середины 70-х гг. в когнитивной психологии четко оформляется идея существования двух встречных процессов обработки информации. Процессы первого рода инициируются входной стимуляцией и продолжаются, как бы поднимаясь снизу вверх по уровням все более тонкого анализа вплоть до полной идентификации стимулов. Процессы второго рода управляются знаниями и ожиданиями человека, которые уточняются благодаря анализу контекста поступающей информации. Этот вид переработки получил название «сверху вниз», или «концептуально-ведомый». Переработкой сверху вниз объясняют предметность, значение перцептивного образа и эффекты установки испытуемого. Обычно оба вида процессов происходят одновременно и согласованно, но в зависимости от типа задачи и индивидуальных особенностей субъекта их вклад может быть различным. М. Уэсселс [Wessells, 1982] приводит пример такой встречной переработки на основе идентификации слова «доктор» (рис. 3.18).
Идее встречных процессов близка модель возвращающегося процесса. К данному типу относится модель верификации предложений П. Карпентера и М. Джаста (см. [Величковский, 1982]). Исходя из этой модели, процесс семантической обработки состоит из последовательного поэлементного сравнения компонентов предложения и пропозициональных кодов. Если один из компонентов не совпадает с представленным в памяти, процесс обработки повторяется сначала, с введением других допущений. Модели такого рода согласуются с представлениями о цикличности процесса восприятия и позволяют объяснить множество разноречивых данных.
Практический аспектэтих исследовани
затрагивает прежде всего процессы чтени и распознавания образов. Именно в про цессах чтения происходит автоматизированный анализ смысла вербального материала. Важной задачей является создание компьютерных программ, позволяющие распознавать смысл самых различны образов [Norman, 1983], а также оптимизация предъявления информации на дисплеях [Вепуоп, 1995].
Модели категориальных структур
Способность человека выделять смысл из предъявляемой ему информации зависит от организации процесса восприятия и от организации структур семантической памяти, которые определяют скорость г характер поиска. Различные модели орга низации категориального знания предполагают разное понимание значения.
А. Семантическое пространство. Значение как вектор.Осгуд выделил трехфактор ную модель семантического пространства структура которого была представлена в виде трех осей координат, обобщенно названных «Оценка», «Сила», «Активность».
3.6. Психосемантика и процессы семантической обработки
Рис. 3.19.Разновидности структурных моделей
семантической памяти, создаваемых на основе анализа
матриц близости
| Любое значение имеет в этом семантическом пространстве свое место, и его можно представить в виде вектора с тремя координатами.
В дальнейших исследованиях наряду с классическими выделялись и дополнительные факторы, нагрузка по которым помогала описывать исследуемые значения. Иногда, наоборот, пространство сужалось до одномерного. Шкалированию с помощью семантического дифференциала обычно подвергаются достаточно однородные понятия, объекты или явления (это могут быть политические понятия, словарь личностных понятий, цвета, звуковые сигналы, герои кинофильмов, образы жанровой живописи и т. д.). Однако если расширять выстраиваемое субъективное семантическое пространство и включать в него разные объекты и понятия, то
близкими в нем могут оказаться понятия из совершенно разных формальных категорий, а далекими — слова одной формальной категории. Например, белый круг, прямая линия, повышающийся тон, сладкий вкус, ласковое прикосновение могут иметь общее эмоциональное значение. В то время как противоположное значение будут иметь черный круг, ломаная линия, понижающийся тон, горький вкус, раздражающее прикосновение.
Работы Осгуда послужили толчком к развитию различных исследований, позволяющих вычленить структуру семантической памяти. В настоящее время существует огромное количество моделей, поэтому довольно трудно дать их подробное описание. Некоторые из современных моделей представляют значение как вектор в семантическом пространстве, хотя в большинстве случаев они исследуют формальные категории. Семантические пространства строятся на основе данных испытуемыми оценок сходства понятий с последующей обработкой различными математическими \1етодами (например, многомерным шка-
лированием). Полученные результаты могут быть представлены в виде разнообразных моделей (рис. 3.19).
Структурные модели семантической памяти
Б. Сетевые и пропозициональные модели категориальных структур. Значение как операция вывода.Для построения большинства моделей семантической памяти используются сетевые конструкции. Эти модели, с одной стороны, возвращают к идеям ассоционизма, а с другой — примыкают к новейшим исследованиям ней-рональной структуры мозга. Наиболее известны модель категориальной структуры А. Коллинса и М. Куиллиана и модель понимания Дж. Андерсона и Г. Бауэра1.Категориальная структура представляется в них как иерархическая сеть, главным принципом организации которой является принцип когнитивной экономии. Он предполагает, что атрибуты (свойства), приписываемые значению, хранятся в одном узле семантической сети. Если это свойство присуще всем членам категории (например, «имеет крылья» или «может употребляться в пищу»), оно присваивается узлу, который связан с названием категории,
[Величковский, 1982;
1Более подробно см.: Солсо, 1996].
например «птица» или «продукты питания», а если это свойство имеет только один из членов категории (например, «не летает» или «всегда белое»), то оно приписывается более низко расположенному узлу иерархической сети, связанному с конкретным значением, например «страус» или «молоко»1. Важным отличием модели Андерсона и Бауэра явилось то, что узлы сети представляли собой не понятия, а пропозиции. Пропозиции можно представить как высказывание, нечто вроде отдельной структуры, связывающей идеи и понятия. Более сложные пропозиции включают в себя контекст и факт, который имел место в данном контексте. Контекст определяет место и время, а факт — взаимодействие субъекта и предиката. Такая модель, хотя и не объясняет всех экспериментальных фактов, но позволяет приблизиться к процессу реального понимания. Поскольку реальное понимание скорее исходит из контекста и взаимосвязи субъекта действия с тем, что он делает и по отношению к чему, нежели из построения формальных категорий, большинство связей внутри этих категорий являются достоянием лишь научного знания. Например, люди, прожившие свою жизнь вне европейской культуры и образования, могут и не знать, что «собака — это млекопитающее».
В дальнейшем были предложены различные модификации этих моделей. Их развитие идет по двум основным направлениям. Первое осуществляется через приближение к нейрональным моделям когнитивных процессов. В эти модели необходимо включается распространение внутри семантической сети «кратковременных волн активации», которые активизируют и делают более доступными семантические элементы, связанные с только что
Существование принципа когнитивной экономии демонстрируется на различных феноменах. В частности, он проявляется в феномене «семантическая слепота», который состоит в том, что если в списке слов или предложений слово повторяется, то во втором случае оно не запоминается. Например, в предложении «Она съела салат и рыбу, хотя рыба была недожаренная» второе слово «рыба» не запоминается, даже если его отсутствие меняет грамматическую структуру предложения. Этот эффект не зависит от локализации слов на экране при зрительном предъявлении и исчезает только в том случае, если повторяющиеся слова разделены более чем 8 стимулами [Kanwisher, Potter, 1990].
предъявленным (речь идет о моде А. Коллинза и Е. Лофтуса, М. Потт [Величковский, 1982]).
Развитие таких моделей привело к зданию направления в когнитивной п хологии, получившего название «к ционизм» [Rumelhart, 1989]. Кони нистские модели состоят из простых ментов, обладающих свойствами нейро! Отдельные элементы могут быть орга зованы в более крупные единицы — м далее — в множества. Работа каждс ницы описывается согласно правилам активации и уравнениями, связывают;: состояние активации со значением вых данной единицы. Любая единица связ со множеством других (эта связь л! однонаправленная, либо взаимообусл ленная). Активация одного элемента о зывает тормозящее или возбуждаюи влияние на все связанные с ним. След подчеркнуть, что переработка носит не i следовательный, а параллельно-распреде лительный характер.
Второе направление осуществляется через создание моделей, в которых большое внимание уделяется метакогнитивным операциям, т. е. операциям по управлению процессами понимания, поиска в памяти и т. д. Например, в модели ACT («Действие») Дж. Андерсона [Anderson, 1976] акцент сделан на описании процессов управления в памяти, а семантические репрезентации представлены в виде процедурного соответствия условий характеру операции.
В. Модели перекрывающихся множеств. Значение как набор признаков.Здесь речь идет прежде всего об известной модели Э. Смита, Э. Шобена и Л. Рипса. Они исходили из предположения, что любое значение представляет собой множество признаков и его можно изобразить в виде облака. Перекрытие признаков определяет сходство понятий. Если у двух значений нет общих признаков, они не пересекаются. Среди признаков есть более существенные — «определительные» — и второстепенные, характерные лишь для данного понятия, но не для понятий более широкого класса. Процесс верификации имеет двухступенчатую структуру Если общее сходство двух значений (субъекта и пре-
3.6. Психосемантика и процессы семантической обработки
диката верифицируемого предложения) выше или ниже некоторых пороговых величин (как в случае утверждений «дятел — это птица» и «дятел — это собака»), то испытуемый быстро дает положительный или отрицательный ответ. Когда общее сходство оказывается в какой-либо промежуточной зоне, осуществляется второе сравнение среди только «определительных» признаков. Оно может позволить с некоторой задержкой (но правильно) верифицировать высказывание «страус — это птица». Похожую модель сравнения признаков несколько ранее предлагал и Д. Мейер (см. [Солсо, 1996]).
Г. Элеонора Рош и модели размытых множеств. Значение как прототип.Большое значение для современных исследований в области психосемантики имели работы Э.Рош. Она выступила с критикой доминирующей тенденции рассматривать семантические категории как объединения дискретных признаков. Сосредоточив свое внимание на формировании естественных категорий, Рош вынуждена была признать, что в этом случае модели заучивания «правильной» комбинации дискретных признаков или абстрагирования «центральной тенденции» не являются адекватными. В формировании естественных категорий большое значение имеет образный компонент или образная форма репрезентации значения.
|