Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ДЕЙСТВИЯ ТЕРАПЕВТА НА ПЕРВОЙ СЕССИИ

Терапевт начинает готовить пациента к завершению терапии и возможному рецидиву уже на первой сессии. Здесь важно выяснить, каковы у пациента ожидания относительно прогресса терапии: каких он ожидает улучшений, в течение какого периода времени, настроен ли он на непрерывное улучшение состояния или осознает, что неизбежны временные ухудшения.

Типичный характер изменений в ходе терапии пациенту можно предста­вить в графическом виде.

 

 

 

320 Глава 15

 

 

На графике ясно видно, что периоды улучшений чередуются с ухудшения­ми, а стадии, когда нет заметных изменений, - с резкими колебаниями эмоци­онального состояния (рис. 15.1).

Подготовив пациента к возможным ухудшениям состояния, вы снизите ве­роятность того, что он воспримет их как катастрофу. Кроме того, по окончании терапии пациент будет в достаточной мере "вооружен", чтобы выйти из слож­ных ситуаций победителем.

Терапевт: Многие пациенты ожидают, что их состояние будет улучшаться непрерывно, от сессии к сессии. Вы согласны с этим мнением?

Пациент: Не знаю.

Т: Тогда я хочу немного рассказать вам о том, какими могут быть измене­ния, чтобы вы не беспокоились, если заметите, что "стоите на месте" или, тем более, что ваше состояние ухудшилось.

П: (Кивает.)

Т: Хотя все люди разные, очень редко состояние улучшается стабильно, от сессии к сессии. У большинства пациентов наблюдаются как подъемы настро­ения, так и спады. Например, состояние понемногу улучшается, а потом вне­запно наступает период без изменений или даже ухудшение. Это совершенно нормально. Понимаете ли вы, зачем я рассказываю вам об этом?



П: Чтобы я не расстраивалась, если мне снова станет хуже.

Т: Правильно. В этом случае вы сможете вспомнить этот наш разговор и то, как мы предсказывали, что спады неизбежны. Я нарисую вам график (рис. 15.1). Вот как это обычно происходит... Со временем периоды ухудшений становятся все более короткими и менее яркими.

П: (Кивает.)


 

 

Завершение работы и профилактика рецидивов 321

 

Т: Эти спады и подъемы случаются и после окончания курса терапии. Конечно, к тому времени вы будете "вооружены" навыками и умениями, которые помогут вам одолеть трудности. А возможно, вы захотите снова прийти сюда, на пару сессий. Мы обсудим это перед завершением курса терапии.

П: Хорошо.

Т: Никому из нас заранее не известно, как будет меняться ваше состояние ходе терапии, но ухудшения бывают у всех пациентов. Салли, вы будете учиться быть своим собственным терапевтом, чтобы после окончания терапии самостоятельно выходить из сложных ситуаций.

 

ДЕЙСТВИЯ ТЕРАПЕВТА В ПРОЦЕССЕ ТЕРАПИИ

Поощрение пациента за успех

Терапевт использует каждую возможность, чтобы похвалить пациента. В достигнутом успехе терапевт подчеркивает заслугу самого пациента. Он снова и снова повторяет, что в основе изменений мышления, настроения и поведения пациента лежат его собственные усилия.

Т: Похоже, на прошлой неделе ваша депрессия пошла на спад. Как вы думаете, почему это случилось?

П: Не знаю.

Т: Вы действовали на прошлой неделе иначе, чем обычно? Выполняли задания, которые мы запланировали в прошлый раз? Удалось ли вам выявить негативные мысли и ответить на них?

П: Да. Я делала по утрам зарядку, два раза ходила гулять с друзьями... Пару раз я замечала, что начинаю критиковать себя, и тогда заполняла бланк РДМ.

Т: Согласны ли вы, что на этой неделе вам было лучше потому, что вы изменили свое поведение?

П: Да, наверное.

Т: Объясните, пожалуйста, это своими словами.

П: Когда я делаю что-нибудь, чтобы помочь себе, я действительно начинаю чувствовать себя лучше.

Если в начале терапии пациент видит в улучшении своего самочувствии заслугу исключительно терапевта, то открытие, что он сам ответственен за позитивные изменения, может повысить его самооценку и укрепить уверенность в себе. Безусловно, последнее чрезвычайно важно для предупрежден рецидива расстройства после завершения терапии.

 

 

322 Глава 15

 

Т: Как вы думаете, почему на прошлой неделе ваше состояние улучши­лось?

П: На прошлой сессии вы очень помогли мне.

Т: Да, я действительно научил вас кое-чему, но кто был тем человеком, кото­рый изменил свое мышление и поведение на прошлой неделе?

П: Я.

Т: Насколько теперь вы согласны с тем, что это ваша заслуга, что вам стало лучше?

С другой стороны, пациент может решить, что все улучшения произошли исключительно вследствие благоприятных обстоятельств (например: "Мне стало лучше потому, что мне позвонил мой парень") или приема медикамен­тов. Терапевт признает действие этих факторов, но также интересуется у паци­ента, изменил ли он свое поведение и мышление, и если да, подчеркивает роль, которую сыграл в улучшении своего состояния сам пациент.

Если пациент категорически отказывается признавать свой вклад в успех, терапевт выявляет лежащее в основе убеждение пациента ("Если я хвалю вас за проделанную работу, что это для вас означает?").

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.