Общие принципы смысловой логической структуры Обычно логическую структуру предложения, как мы уже говорили, представляют следующей формулой: (S есть P), т.е. субъект, предикат и связка. Субъект становится на первое место (хотя не обязательно), или выделяется каким-либо ключевым словом.[67]
Для того, что бы построить новый объект и, тем самым, получить новое знание, т.е. концепцию, которая решает задачу, необходимо выстроить некую последовательность субъектов и их признаков, где, как мы уже говорили чуть выше, каждый последующий субъект есть признак предыдущего субъекта. На этом принципе строится текст, т.е. как последовательный ряд смены субъекта и предиката, предиката в качестве субъекта и т.д. И это положение, а так же ряд других, для нашего дальнейшего рассуждения является принципиальным.
В символической записи логическую структуру предложения можно представить в таком виде:
Если (S есть ,P), то (P есть Q).
В логической смысловой структуре предложения нас больше интересует предикат или признак субъекта. Сам по себе субъект нас интересует только с той точки зрения, что он содержит интересующий нас признак и что другие его признаки или элементы не мешают использованию в наших целях заинтересовавший нас элемент. Поэтому логическую смысловую структуру предложения правильнее было бы записать таким образом:
Если P есть признак s, тогда P есть признак q.
Получается, что разные объекты (s и q) имеют одинаковые элементы (P).
И это принципиально важно, ибо согласно нашей точке зрения, могут взаимодействовать только те пограничные объекты, которые имеют единую пограничную зону, то есть содержат одинаковые элементы. В традиционной логике это называют пересекающимися объемами понятий. С нашей точки зрения пересекаются не объемы понятий, а именно те зоны, которые имеют одинаковые по своей сущности элементы. Благодаря этим элементам, происходит переход одних и тех же элементов из одного субъекта в другой субъект и, благодаря этому, происходит взаимодействие субъектов.
Поэтому смысловую логическую структуру предложения можно записать таким образом: (Sp) или (Ps) или (признак P принадлежит субъекту s).
Q{(SP) (Pz)}
Теперь давайте построим логику двух предложений как основы любого текста, ибо текст состоит, как минимум, из двух, связанных и разделенных точкой, двух предложений. А максимум - из ограниченного множества предложений, связанных между собой смыслом. Т.е. предписанием действий (действия) для других взаимодействующих субъектов.
Символическую запись смысловой логической структуры двух предложений можно представить в таком виде:
Если (S есть P) и (P есть Q).
Но лучше представить в таком виде:
(Sp Pq Qn …).
Читается так: признак p субъекта S становится субъектом P, который имеет свой признак q. Но в следующем предложении признак q становится субъектом Q, имеющим свой собственный признак n. И так далее.
Но это касается только последовательного ряда действий. Суть заключается в том, что любое следующее действие предопределено предыдущим действием, выступающим, по сути, причиной.[68] Следование можно представить как одношаговую операцию получения нового суждения, основанного на предыдущем суждении, как аксиомы. Вывод - более сложное понятие. Это уже многошаговая последовательная и параллельная операция получения нового суждения, на основе ряда предыдущих суждений как аксиом.
Однако система взаимодействия трех субъектов имеет несколько иной вид.
Возьмем простой силлогизм. «Все люди смертны» // «Сократ человек» // «Сократ смертен». Считается, что данный силлогизм содержит одну большую и одну малую посылку, и вывод. На самом деле никакого вывода нет, имеется три самостоятельных линии последовательных действий или оперирования понятиями.
В суждении «Все люди смертны» пересекаются две линии: «люди» и «смертны». Каждая из этих линий имеет свою историю со своими признаками, как серия последовательных действий. Но пересекаются они в одном месте: люди как «биологическое существо», потому что смертными могут быть только «биологические существа».
Вторая посылка «Сократ человек» - уже содержит три линии: «Сократ как имя» и «человек», и «человек как биологическое существо». Имя Сократ может принадлежать человеку, (в данном случае подразумевается, что оно принадлежит человеку и в этом случае берется как аксиома, хотя понятно, что имя может принадлежать не только человеку, но и другим объектам). Пересекаются они так же в одном месте: человек, по имени Сократ, обладает признаком «биологическое существо», так же как объект «человек» обладает таким свойством, как «биологическое существо».
И третья посылка или вывод так же представляет собой самостоятельное образование, имеющее две линии на пересечении: «Сократ, как имя человека», и «смертен». Они так же пересекаются в точке общей для них: «биологическое существо». Таким образом, несколько линий пересекаются в одной точке - «биологическое существо», которое обладает признаками – «смертно», «человек», «Сократ, как имя человека», и «люди». Только эта точка у них общая и ничего другого.
«Если все люди биологические существа, то они смертны», ибо мы знаем точно, что все биологические существа смертны. Последнее утверждение и выступает в качестве аксиомы. Или же «Все люди смертны, поскольку они биологические существа», ибо мы точно знаем, что все биологические существа смертны. Это утверждение так же выступает аксиомой. В качестве аксиомы выступает то знание, которое является для нас и для других истиной, проверенной или конвенциальной.
Выше приведенную схему можно представить и в таком виде.
Поэтому, если в качестве объекта мы берем аксиоматическое знание, например, «Все люди биологические существа» // Все биологические существа смертны», то его признаком будет то, что люди тоже смертны, ибо люди так же относятся к биологическим существам: «Все люди биологические существа» // «Биологические существа смертны» // «Значит, люди смертны». В данном случае мы выстроили линейную причинно-следственную цепочку.
В символической записи ее можно представить таким образом:
{(Sp Pq Qs)}
S – объект «люди» обладает признаком «биологические существа» - p.
P - объект «биологические существа»» обладает признаком «смертно» - q.
Q – объект «смертно» обладает признаком «люди» - s.
Точно так же можно построить и следующую линию последовательных действий: «Человек биологическое существо» // «Биологические существа смертны» // «Человек смертен». В символической записи ее можно представить таким образом:
{(Zp Pq Qz)}
Z – объект «человек», обладающий признаком «биологическое существо» -p
P - объект «биологические существа» обладает признаком «смертны» - q.
Q – объект «смертно» обладает признаком «человек» - z.
Выстроим следующую линию последовательных действий: «Сократ человек» // «Человек есть биологические существо» // «Биологические существа смертны» // «Сократ смертен». В символической записи ее можно представить таким образом:
{(Сz Zp Pq Qc)}
C -объект «Сократ», обладающий признаком «человек» - z.
Z – объект «человек», обладающий признаком «биологическое существо» -p
P - объект «биологические существа» обладает признаком «смертны» - q.
Q – объект «смертно» обладает признаком «Сократ» - z.
Теперь выпишем общую форму пересечения линий с одним общим признаком – «биологические существа».
«Если люди биологические существа» //
«Если человек есть биологическое существо» //
«если Сократ есть человек»
« если человек Сократ есть «биологическое существо»,
_______________________________________________
то всем им присущ признак «смертность»,
который, в свою очередь, принадлежит объекту «биологические существа», принятого как аксиома.
Получается три переменных и одна постоянная величина. Но стоит любой переменной исчезнуть, ровным счетом, ничего не изменится для остальных. Стоит лишь постоянной таковой не быть, то все остальные исчезают из поля взаимодействия или пересечения. Они оказываются независимыми переменными или независимыми постоянными. В символической записи пересечение последовательных линий можно представить таким образом.
Если {(Sp Pq Qs)};
Если {(Zp Pq Qz)};
И если {(Сz (Zp) Pq Qc)}, то
все объекты обладают признаком «смертность».
Однако, еще необходимо ответить на вопрос: как взаимодействуют между собой объекты и их элементы. То, что объекты могут взаимодействовать между собой только посредством пограничных элементов, верно, И в графическом одношаговом следовании очень хорошо можно представить: объем понятия «признак» полностью входит в объем понятий «объект», что означает, что свойства данного признака принадлежат всему объекту. Но это совсем не значит, что оно принадлежит всем, без исключения, признакам объекта. Поэтому, когда мы говорим о взаимодействии объекта и его признака, то оно осуществляется исключительно в рамках свойства данного признака. Так, объект «человек» обладает множеством признаков, один из которых, обладание свойством «биологического существа».
Когда речь идет о сочетании нескольких признаков в объекте, то получается интересная зависимость: любой последующий признак должен быть включен в последовательный ряд признаков данного объекта. Это означает, что любой признак, который включается в объект, имеет свою иерархию по общности признаков. Если нам надо доказать, что человек смертен, то мы должны сначала выделить свойство «биологический организм», который, в свою очередь, обладает признаком «смертность». Но мы не можем прямо сказать, что человек смертен, минуя промежуточное звено «биологический организм». Сам по себе человек таким признаком не обладает.
Можно построить следующий порядок следования признаков и объектов:
«Человек» как объект, обладает свойством «биологический организм»
«Биологический организм» как объект, обладает свойством «смертность».
_________________________________________________________________
Значит «человек», как «биологический организм», так же обладает свойством быть «смертным».
Если перевести на «сократовский» язык, то выше приведенный силлогизм можно представить в такой литературной форме живого языка:
- Скажи, ведь человек обладает множеством признаков, не правда ли? Он может быть высоким, низким, умным, ремесленником, философом и пр.?
- Да, это без сомнения так.
- Но кроме множества признаков, человек обладает и таким признаком, как быть биологическим существом, как например, буйвол или любая птица, неправда ли?
- Да, и это то же так. В этом нет никаких сомнений.
- Но ведь биологическое существо, кроме множества своих признаков, обладает и таким свойством, как «быть смертным»? Ведь все биологические существа умирают, и мы не знаем ни одного случая, что бы кто-то из биологических существ жил вечно, не так ли?
- Безусловно, здесь не о чем спорить. Я не знаю ни одного, и я думаю, что никто не знает среди присутствующих, случая, когда бы какое-либо живое существо, например, буйвол, жил бы вечно.
- Но если человек обладает таким свойством, как биологическое существо, а последнее обладает свойством быть смертным, тогда и человек обладает таким свойством, как быть смертным. Ибо не может быть так, что бы человек не обладал таким свойством, если им обладают все живые существа. Но, может быть, кто-то скажет иначе?
- Нет, твоя правда,
- Тогда можно сделать один единственный вывод, что человек, безусловно, является смертным существом.
- Это без сомнения так, и никто не посмеет сказать что-то иное, как то, что человек является смертным существом.
Можно привести следующую символическую запись:
Q [SP {P (z)}]
Читается таким образом: Субъект S обладает признаком (z), если этим признаком обладает субъект P, выступающий одновременно в качестве предиката субъекта S. Или кратко:
Sp P(z) или SPP(z)
Как видно, подобная символическая формула у нас уже была. Но в данном случае мы уточнили соотношение различных признаков, которые одновременно выступают и субъектами, и элементами в различных суждениях в некой связке следования.
Суждения: «Человек», как объект, обладает свойством «биологический организм». И «Биологический организм», как объект, обладает свойством «смертность». Эти два суждения показывают, что признаки соотносятся между собой в строгой последовательности: предикат превращается в субъект со своим признаком и вся эта конструкция входит в первый субъект, что и позволяет сделать вывод: «человек», как объект, так же обладает свойством быть «смертным».
Можно построить двухступенчатую связь, когда признак непосредственно является предикатом субъекта. Так же можно построить трехступенчатую схему, когда признак принадлежит первому субъекту опосредовано, через другой признак, как в выше приведенном примере. Допускается формирование четырех и более ступеней, во всяком случае, до тех пор, пока не будет принято некое суждение как аксиома, т.е. истинное суждение в качестве некоего конечного вывода, которое решает поставленную задачу. При этом всегда употребляется слово «Если…», которое означает, что разрешается принять суждение за аксиому.
Слово «если» очень интересное образование.[69] Оно означает, что тот, кто обращается к другому или к самому себе, предлагает подтвердить или не подтвердить некое условие. Но подтвердить - означает привести данное условие (предложение и его смысл) в некое соответствие с аксиомой. Другими словами, употребляя слово «если», автор требует согласия с тем, что данное положение присутствует, имеет место быть. Если другой (или я сам) подтверждаю, то оно выступает уже в качестве истинной посылки. А до этого оно имеет только форму возможно истинного. Когда говорят: «Если Сократ человек, то», это означает, согласны ли вы с тем, что Сократ человек и т.д. Если не согласны, то посылка уничтожается, если согласны, то посылка становится, по крайней мере, конвенциональной истинной, хотя бы для двоих. В данном случае речь идет о логике вопроса и ответа, о чем более подробно будем говорить несколько ниже, а так же можно посмотреть в моей книге: «Почему люди задают вопросы?»[70]
|