ОПИСАНИЕ ШТАНГЕНЦИРКУЛЯ И МИКРОМЕТРА.
Для измерения длины могут использоваться различные приборы, в зависимости от размеров измеряемых тел и получения необходимой точности (линейка, микрометр, штангенциркуль). Штангенциркуль (рис.1.1) представляет собой линейку, с двумя шкалами: основной шкалой с ценой деления 1 мм и второй шкалой – нониусом с ценой деления 0,05 мм. Линейка снабжена двумя ножками, одна из которых подвижная, другая нет.
Измеряемое тело помещают между ножками штангенциркуля и сдвигают подвижную ножку, соединенную с нониусом, до полного соприкосновения с телом. Затем производят отсчет. На основной шкале отсчитывают число целых миллиметров, а по нониусу подсчитывают число сотых долей миллиметра (с точностью до 0,05 мм). Делается это так: смотрят, какое первое деление нониуса совпадает с любым делением основной шкалы и подсчитывают размер тела.
Например, нуль нониуса расположен между 10 и 11 делениями основной шкалы. Совпадает с делением основной шкалы 3-е деление нониуса, следовательно размер тела
L=10 мм+3*0,05мм=10,15 мм
Рис.1.1.
1 –неподвижная, основная шкала;
2 – нониус; 3 – измеряемое тело;
4 – винт (зажим);
5 – ножки штангенциркуля.
Микрометр (рис.1.2) представляет собой прибор для измерений линейных размеров тел с точностью до 0,01 мм. Он состоит из двух труб – одной - неподвижной (1), она называется основной, а другой – подвижной(2). На основной шкале деления нанесены в два ряда (верхний и нижний) со сдвигом друг относительно друга на 0,5 мм. Поэтому цена деления неподвижной шкалы равна 0,5 мм. Подвижная шкала, называемая барабаном, имеет круговую школу с ценой деления 0,01 мм. Всего на шкале барабана 50 делений, поэтому при одном полном обороте барабана происходит его перемещение вдоль оси неподвижной шкалы на 0,5 мм.
Неподвижная шкала заканчивается скобой (3), по концам которой расположены тщательно отшлифованные стебли: (4) – неподвижный и (5) – подвижный, соединенный с микрометрическим винтом (6). При измерении какой-либо детали (8) ее помещают между стеблями (4) и (5) и вращают трещотку (7) до тех пор, пока стебли станут касаться детали.
Рис.1.2.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:
1. Определяем массу тела с помощью аналитических весов.
2. С помощью штангенциркуля или микрометра измеряем диаметр и высоту цилиндра. Результаты заносим в таблицу 1.1.
Таблица 1.1.
№ п/п
| H,cм
| h,см
| d, см
| d,см
| M,г
| m,г
| ,
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ср. знач
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3. Вычисляем объем цилиндра по формуле: V=
4. Находим среднее значение плотности древесины.
5. Вычислим относительную плотность:
=
6. Находим значение абсолютной погрешности измерения:
=
7. Окончательный итог работы выразим так:
8. Полученную плотность сравним с плотностями указанными в таблице 1.2 и определим породу древесины.
Таблица 1.2
№ п/п
| Порода древесины
| Плотность сухой древесины
| Плотность сухой древесины
| В
| В
| 1.
| Береза обыкновенная
|
| 0,68
| 2.
| Бук
|
| 0,68
| 3.
| Дуб
|
| 0,76
| 4.
| Ель
|
| 0,47
| 5.
| Липа
|
| 0,53
| 6.
| Лиственница
|
| 0,70
| 7.
| Осина
|
| 0,58
| 8.
| Пихта европейская
|
| 0,47
| 9.
| Сосна обыкновенная
|
| 0,54
|
Примечание: если линейные размеры цилиндра измеряются штангенциркулем, то d и h , берут как приборные погрешности (в данном случае они равны 0,05 мм).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Что называется плотностью и каковы единицы ее измерения?
2. Что такое линейный и круговой нониусы?
3. Объясните принцип измерения линейных размеров тела штангенциркулем и микрометром.
4. Вычислите относительную погрешность объема шара.
5. Назовите причины, влияющие на плотность древесины.
6. Выведите формулу для определения относительной погрешности объема прямоугольного бруска, измеряемого с помощью штангенциркуля.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
ИЗУЧЕНИЕ СИЛ ТРЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТОВ ТРЕНИЯ
Цель работы: экспериментально определить коэффициент трения скольжения и трения покоя для различных трущихся поверхностей.
Приборы и принадлежности: установки для измерения коэффициентов трения скольжения в кинематическом и статическом режиме, набор тел разной формы, изготовленных из различных материалов, разновес.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ
ВИДЫ ТРЕНИЯ
Трение играет большую роль в природе и технике. Посредством трения осуществляется необратимый переход всех видов энергии в теплоту. Благодаря трению приходит в движение и останавливается транспорт. Трение удерживает корни растений в почве.
В сельскохозяйственной практике на различии значений коэффициента трения у семян различных зерновых культур основано разделение смеси этих семян на составные части. Смесь зерна, например, овса и проса, медленно высыпается из бункера на движущуюся бесконечную ленту, расположенную под углом к горизонту. Угол наклона ленты подбирается так, чтобы зерна овса удерживались на ней силой трения и увлекались вверх, а зерна проса, у которых коэффициент трения с материалом ленты меньше, чем у зерен овса, скользили по ленте вниз. В результате зерна овса и проса ссыпаются с разных сторон «ленточного сепаратора».
В тех случаях, когда трение играет вредную роль, его уменьшают, помещая между трущимися поверхностями вязкую жидкость (смазку). Тем самым внешнее трение твердых тел заменяют значительно меньшим внутренним трением жидкости.
Другой способ уменьшения трения – замена скольжения качением. Коэффициент трения качения в десятки раз меньше коэффициента трения скольжения. Существенно, что сила трения качения обратно пропорциональна радиусу катящегося тела.
Всякое движущееся тело встречает сопротивление своему движению со стороны других тел, с которыми оно соприкасается. Это означает, что на тело действует сила трения, направленная противоположно относительному перемещению данного тела и приложенная по касательной к соприкасающимся поверхностям. Природа этих сил может быть различной, но в результате их действия всегда происходит превращение механической энергии во внутреннюю энергию трущихся тел, т.е. в энергию теплового движения частиц.
Различают внешнее /сухое/ и внутреннее /вязкое/ трение.
Внешним трением называют трение, возникающее в плоскости касания двух соприкасающихся тел при их относительном перемещении. Если соприкасающиеся тела неподвижны друг относительно друга, говорят о трении покоя, если же происходит относительное перемещение этих тел, то в зависимости от характера их относительного движения говорят о трении скольжения или качения /верчения/.
Внутренним трением называется трение между частями одного и того же тела, например между различными слоями жидкости или газа, скорости которых меняются от слоя к слою. В отличие от внешнего трения здесь отсутствует трение покоя. Если тела скользят относительно друг друга и разделены прослойкой вязкой жидкости /смазки/, то трение происходит в слое смазки и уменьшается в десятки раз.
Рис. 2.1.
Если слой смазки достаточно толстый, то возникающее трение называют гидродинамическим, а если слой смазки имеет толщину на 0,1мкм меньше, то возникающее трение называют граничным.
Рассмотрим некоторые закономерности внешнего трения. Это трение обусловлено шероховатостью соприкасающихся поверхностей, в случае же очень гладких поверхностей трение обусловлено силами межмолекулярного притяжения.
Внешнее трение делятна два типа в зависимости от характера движения соприкасающихся тел:
1. Статическое трение имеет место между двумя неподвижными телами. Его иначе называют трением покоя.
2. Кинематическое трение существует между движущимися телами. В зависимости от характера движения соприкасающихся тел, кинематическое трение подразделяют на: трение скольжения, трение качения и трение верчения.
СТАТИЧЕСКОЕ ТРЕНИЕ
Французские физики Г. Амонтон и Ш. Кулон опытным путем установили закон статического трения: предельное значение силы статического трения прямо пропорционально величине силы нормального давления тела на опору, т.е.
(2.1)
где - сила статического трения.
- сила нормального давления тела на опору, k- коэффициент пропорциональности, который называют коэффициентом статического трения. Это безразмерная величина. Как показывает опыт, он зависит от материала и состояния поверхностей соприкасающихся тел. Найдем значение коэффициента трения.
Если тело находится на наклонной плоскости с углом наклона (см.рис.2.1.), то оно придет в движение только тогда, когда тангенциальная составляющая силы тяжести будет больше силы трения, т.е.
(2.2)
Как видно из рисунка, используя соотношения тригонометрии, запишем
и (2.3)
Подставив уравнение (2.3) в уравнение (2.1) и используя условие (2.2), получим уравнение для определения коэффициента статического трения
k= (2.4.)
Коэффициент статического трения равен тангенсу угла,при котором начинается скольжение тела по наклонной плоскости.
Тела не проскальзывают друг относительно друга, если силы, касательные к поверхностиих соприкосновения, меньше сил трения.
Это используется в технике для передачи усилий от одних частей машин другим (ременные передачи, фрикционные муфты, ленточные транспортеры). На этом явлении основано скрепление деталей с помощью гвоздя и винтов, движение по поверхности Земли различных видов транспорта. Сила тяги автомобиля или трактора не может быть больше суммы предельных значений сил статического трения ведущих колес по поверхности дороги. При уменьшении значения k (например, обледенелость дороги, попадание масла на транспортер и т.д.) сила тяги может оказаться недостаточной, чтобы автомобиль двинулся с места или начала двигаться лента транспортера.
КИНЕМАТИЧЕСКОЕ ТРЕНИЕ
Трение скольжения.
Причиной трения скольжения является разрушение зацепившихся, друг за друга выступов, шероховатостей на соприкасающихся движущихся поверхностях. Пока внешняя сила > происходит лишь деформация выступов, при начинается скольжение. Чем более гладкие поверхности, тем меньше сила трения. Но, как показывает опыт, уменьшение шероховатостей должно быть проведено до определенного предела. Дальнейшееих уменьшение приводит к увеличению силы трения. Это связано с тем, что между плотно прилегающими частицами действуют значительные силы молекулярного притяжения.
Закон Амантона-Кулона для трения скольжения имеет такой же вид, что и для трения покоя
(2.5.)
Здесь kск. - коэффициент трения скольжения. Он также зависит от материала и состояния соприкасающихся поверхностей. Но кроме того, он зависит от скорости движения. При малых скоростях движения kск=k
Трение качения и верчения.
Довольно радикальным способом уменьшения силы трения является замена трения скольжения трением качения (шариковые и роликовые подшипники и т.д.). Коэффициент трения качения в десятки раз меньше коэффициента трения скольжения. Сила трения качения определяется по закону Кулона:
. (2.6.)
Здесь kк - коэффициент трения качения,
(r- радиус катящегося тела.
Из уравнения (2.6) следует, что силатрения качения обратно пропорциональна радиусу катящегося тела.
Трение качения и трение верчения отличаются от трения скольжения поверхностями контакта. При качении точки контакта соприкасаются лишь на мгновение и одно тело вращается вокруг мгновенной оси, проходящей через точки контакта.
При верчении точки контакта соприкасаются длительно. В случае верчения трение связано со скольжением в местах контакта. Для его уменьшения применяют острия с малым радиусом закругления и увеличивают твердость острия поверхности.
Таблица 2.1.
|