Обратная связь
|
ИСТОРИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ. Настоящей лекцией мы начинаем рассмотрение культуры эпохи Просвещения. Эта эпоха занимает временной промежуток в полтора века. Она начинается с середины XVII века — с окончания религиозных войн в Европе, вызванных Реформацией, и заканчивается в конце XVIII века. Конец этой эпохи знаменует Великая французская революция.
В каждой культурной эпохе есть конкретная страна, в которой в наибольшей степени воплощаются парадигма и особенности. Для эпохи Возрождения, как мы уже знаем из прошлых лекций, такой страной была Италия. Для эпохи Просвещения такой страной является Франция.
Мы уже говорили, что деление истории культуры на определенные эпохи связано не только с событиями политической истории, но прежде всего с тем, как изменяется содержание самой культуры, какая идея становится в ее центре, в связи с тем, что является идеалом в данную эпоху.
Для культуры греческой античности таким идеалом была идея всеохватывающего космоса. Космос - «порядок», «гармония». Порядок, гармония едины и для мира в целом, и для человеческого общества, и для человека. Из идеи космоса вытекала идея целого. Если в мире господствует порядок, то он является единым целым. Дилемма физического и духовного в человеке вообще отсутствует в культуре эллинской античности. Духовное для нее есть продолжение физического и наоборот. При переходе с греко-римского мира к Средневековью произошла смена парадигмы: с природного космоса — на сверхприродное бытие, с рационального логоса — на иррациональную веру. Для эпохи Возрождения главный идеал — идея эстетическая. Культура эпохи Просвещения также имеет свою центральную идею, свой идеал, который определяет ее содержание. Таким идеалом для нее является идея научного знания.
Именно научное знание стоит в центре культуры, как духовной, так и материальной в эту эпоху. Возникновение рационалистической науки многократно усилило как разум человека, так и его материальные возможности. Поэтому философия этой науки, ее искусство, литература были философией, искусством, литературой разума (а не веры или чувства). Точно также возникновение науки дало мощнейший толчок развитию производства и производственной техники — появились первые механические устройства. Конец эпохи абсолютизма и Просвещения был ознаменован не только общественно-политической революцией во Франции, но и Великой промышленной революцией в Англии, заключавшейся в становлении фабричной системы производства и переходе к машинной системе труда. Именно в эту эпоху появился первый паровоз и первый пароход, началось промышленное использование парового двигателя.
Эпоха абсолютизма и Просвещения, хотя и будучи в определенном смысле оторванной от эпохи Возрождения событиями Реформации и почти столетних религиозных войн, в культурном плане продолжила ее тенденции. Та линия, которая была представлена в философии и естествознании эпохи Возрождения Леонардо да Винчи — линия обоснования экспериментального и математизированного знания о природе, бывшая в самом Ренессансе отнюдь не самой популярной, — эта линия в середине XVII века вышла на первый план и стала играть ведущую роль. Если героями эпохи Возрождения были Петрарка, Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Боккаччо, Рабле, то есть люди преимущественно художественного склада мышления, то олицетворением Просвещения: стали Декарт, Галилей, Лейбниц, Ньютон, Кеплер — люди не просто научного, но ярко выраженного рационального, математизированного склада ума. Такова, собственно, и сама культура этой эпохи — она несколько дидактична, иногда даже излишне рациональна, не обладает яркой эмоциональностью, свойственной эпохе Ренессанса. Однако именно эта эпоха создала два культурных феномена, окончательно выделивших европейскую культуру из ряда других культур и поставивших ее в превосходящее положение — европейскую науку и европейскую систему производства.
Начало эпохи Просвещения связано с окончанием почти столетних религиозных междоусобных общеевропейских войн, вызванных движением Реформации. Итогом этих войн явилось формирование достаточно устойчивой политической картины Европы, просуществовавшей, с определенными изменениями, до нашего века.
Окончилось формирование ряда национальных государств ставших центрами политической картины Европы. К ним, прежде всего, необходимо отнести Англию и Францию, соперничество между которыми, как в Европе, так и в колониях, продолжалось на всем протяжении этой эпохи, да и после ее окончания.
Англия, а точнее Великобритания, несколько раньше завершила этот процесс. При королеве Елизавете она превратилась в мощнейшее государство Европы. В этот же период было осуществлено фактическое, а при наследнике Елизаветы — Якове I — и юридическое объединение Англии и Шотландии. По сути дела, абсолютизм, в Англии имел недолгую жизнь — в 1640 году произошла английская революция, которая установила республику. Несмотря на последовавшую, затем реставрацию королевской власти, в 1688 году Великобритания окончательно установила для себя конституционно-монархический строй. В религиозной борьбе здесь одержала верх англиканская церковь — национально-государственная разновидность протестантизма, однако уже с середины века были достигнут религиозный мир между ними и сторонниками католицизма.
Наоборот, во Франции в результате религиозных войн, примирение католиков и гугенотов произошло на основе установления сильной централизованной власти короля Генриха IV. Наивысшего развития абсолютизм здесь достиг в период царствования короля Людовика ХIV, во второй половине XVII — начале XVIII века. Франция осталась страной со смешанным вероисповеданием — и католики, и гугеноты получили равные права.
Испания, бывшая в XVI веке гегемоном в Европе, постепенно утратила свои позиции. Подавление Реформации, прошедшее здесь чрезвычайно жестоко, привело в конечном счете к ослаблению всего государства. Начался процесс распада обширной Испанской империи — потери заморских колоний и владений в Европе.
В ходе этого процесса образовалось первое устойчивое республиканское государство в Европе — Нидерланды, приобретшее громадное значение благодаря развитию торговли и мореплавания, производства и банковского дела.
Германия, практически наполовину опустошенная в ходе тридцатилетней воины, продолжала находиться в состоянии феодальной раздробленности. Наибольшее значение в германском мире приобрели Бранденбургское княжество (после присоединения Пруссии) и многонациональная католическая Австрия; включавшая в себя как немецкие земли, так и Венгрию, Чехию, часть Италии, земли южных славян.
Италия продолжала пребывать в состояний раздробленности, углубленной иноземным владычеством на части ее территории. На севере Европы сформировались централизованные национальные государства протестантской конфессии — Дания, Швеция, Норвегия. К этому же периоду относится короткий отрезок гегемонии Швеции в европейских делах.
Польша, раскинувшаяся к этому времени на громадной территории от Балтийского до Черного моря, уже начинала клониться к упадку, который к концу рассматриваемой нами эпохи завершился ее разделом между Пруссией, Австрией и Россией.
Наконец, к этой же эпохе относится полновесное и уверенное появление на европейской сцене нового (для нее) действующего лица — Российской империи.
Мы уже говорили, что главным событием этой эпохи в культурном плане стало возникновение науки в современном смысле этого слова. Идея научного знания стала регулятивной идеей культуры, ее основным формообразующим стержнем, а само научное знание — главной культурной ценностью._
Однако здесь возникают определенные затруднения. Действительно, почему мы говорим о возникновении науки именно в XVII веке, а не гораздо раньше? Ведь существовала математика и астрономия еще у древних вавилонян и древних египтян, не говоря уже о системе Коперника. Точно также задолго до XVII века существовали уже определенные знания в области биологии, химии, медицины и т. д.
Чтобы ответить на этот вопрос и снять указанное затруднение, мы должны рассмотреть возникновение науки в XVII веке в как можно в более широком контексте — не просто в контексте содержания самого научного знания, но и в общекультурном и даже шире — в общесоциальном контексте; это означает, что надо рассмотреть, какую роль играет возникшая в XVII веке наука в обществе, чем эта роль отличается от роли научных знаний, которые существовали задолго до этого века.
|
|