Обратная связь
|
Перечень чистящих, моющих и дезинфицирующих средств, допущенных Главным санитарно-профилактическим управлением Минздрава РФ Наименование
| Назначение
| Ссылка на НТД
| Способ приготовления и порядок применения
|
|
|
|
| «Альма» (Альма-Г)
| Предназначена для чистки всех видов посуды, ванн, раковин
| ТУ 6-15-1388-83
| Почистить средством поверхность и тщательно промыть водой
| «Блеск-Ц»
| Предназначена для чистки всех видов посуды, ванн, раковин, кафеля, керамики
| ТУ 6-15-1388-83, изм.1
| То же
| «Оксиблеск»
| Предназначена для чистки и дезинфекции всех видов посуды, ванн, раковин. Удаляет пятна кофе и чая
| ТУ 6-15-1368-83
| Почистить средством поверхность и тщательно промыть водой. Для дезинфекции средство выдержать на влажной поверхность 30 мин
| «Блик»
| Предназначено для автоматического и ручного мытья всех видов посуды
| ТУ 6-15-1433-84
| Для ручного мытья растворить 5 м (чайную ложку) средства в 2 л теплой воды, для автоматического - 10 г (1 столовую ложку) в 10 л воды. После обработки средством посуду тщательно промыть водой
| «Посудомой»
| Предназначено для автоматического и ручного мытья посуды всех видов
| ТУ 6-15-1433-84
| Для ручного мытья растворить 5 г (1 чайную ложку) 10 л теплой воды. После обработки средством посуду тщательно промыть водой
| «СЭГ»
| Предназначено для чистки рук, а также всех видов посуды, пластмассовых поверхностей, линолеума, санитарно технической арматуры
| ТУ 6-15-1391-83
| То же
| «Пемолюкс»
| Предназначено для чистки и отбеливания кухонной посуды, ванн, раковин, кафеля, метлахской плитки. Удаляет неприятные запахи
| ОСТ 6-15
| Проколоть крышку в местах углублений, почистить поверхность и тщательно промыть водой. Для отбеливания порошок выдержать на влажной поверхности 5 … 10 мин
| «Жемчуг»
| Предназначен для мытья посуды, ванн, раковин, плит, кафельных, керамических, пластмассовых, крашеных масляной и эмалевыми красками поверхностей
| ТУ 6-15-1313-86
| Для мытья посуды растворить 25 г средства в 2,5 л воды
| «Бирюса»
| Предназначено для мытья посуды, хрусталя, стекла, зеркал, пластмассовых и крашеных поверхностей, моющихся обоев, линолеума, облицовочных полимерных материалов и плитки, изделий из искусственной кожи, полов, ванн, раковин, газовых плит
| ТУ 6-15-1527-86
| Для мытья посуды растворить 13 г средства в 2,5 л воды
| «Вильва-экстра»
| Предназначено для мытья фарфоровой, фаянсовой, керамической, хрустальной, стеклянной посуды и приборов
| ТУ 6-15-03-230-87
| Для мытья посуды растворить 1 г средства в 1 л воды
| Средство для мытья посуды
| Предназначено для мытья посуды и пластмассовых поверхностей
| ТУ 6-15-03-230-87
| Для мытья посуды растворить 1 г средства в 1 л воды
| «Адипинка»
| Предназначено для удаления накипи
| РЦ 6-15-640
| 50 г (4 столовых ложки) растворить в 1 л воды, заполнить посуду на 3/4 объема и кипятить в течение 30 мин. Посуду промыть 3 раза водой
|
Режим мытья столовой посуды ручным способом следующий:
1) удаление остатков пищи щеткой или деревянной лопаткой в специальные бачки для отходов;
2) обезжиривание посуды разрешенными моющими средствами и мытье ее (щетками или ветошью в воде, имеющей температуре не ниже 40 °С);
3) во второе гнездо моечной ванны добавляют разрешенные моющие средства в количестве в 2 раза меньшем, чем в первом гнезде ванны, и производят мытье в воде с температурой, не ниже 40 °С;
4) ополаскивание посуды в 3-м гнезде ванны горячей водой с температурой не ниже 65 °С путем погружения тарелок, установленных на ребро, в металлических сетках с ручками или с помощью гибкого шланга с душевой насадкой;
5) просушивание посуды производится в сушильном шкафу или на полке-решетке.
Ложки, вилки, ножи моют также с добавлением разрешенных моющих средств с последующим ополаскиванием горячей проточной водой с температурой не ниже 65 °С. Рекомендуется прокаливать вымытые приборы в жарочных или духовых шкафах в течение 2 … 3 мин, шкафные стерилизаторах ШСС - 80. Стеклянная посуда (стаканы, кружки, вазочки, розетки, рюмки , бокалы др.) моется в двухгнездной ванне водой при температуре не ниже 40 °С с добавлением в первое гнездо разрешенных моющих средств. В ресторанах разрешается вытирать (полировать) стеклянную посуду (бокалы, фужеры и т.п.) чистыми маркированными полотенцами или салфетками.
В конце рабочего дня проводится дезинфекция всей столовой посуды и приборов 0,2 % раствором хлорной извести или 0,2 % раствором хлорамина, или 0,1 % раствором кальция гипохлорида с экспозицией в течение 10 мин, с последующим промыванием проточной водой с температурой не ниже 50 °С. При механизированной мойке столовой посуды необходимо предварительно очистить ее от остатков пищи. В качестве моющих средств для машинной мойки можно применять «Посудомой» в 2 % концентрации (1 столовой ложки на 1 л воды), «Фарфорин» в концентрации 0,1 % (1 чайная ложка на 5 л воды) и другие разрешенные Минздравом моющие средства. Наиболее эффективны для мытья столовой посуды машины душевого типа. Для мытья стаканов удобны машины с вращающимися щетками, температура воды заключительного душа в машинах должна быть не ниже 90 … 95 °С. Перед закладкой посуды машину освобождают от остатков пищи и ополаскивают. После работы машины очищают, промывают горячей водой с содой и насухо вытирают.
Режим мытья кухонной посуды следующий: посуду освобождают от остатков пищи щеткой или деревянной лопаткой, затем обезжиривают в 1-м гнезде мойки теплой водой при температуре 45 °С с добавлением разрешенных моющих средств, ополаскивают во 2-м гнезде мойки горячей водой (температура не ниже 65 °С) и высушивают на решетчатых полках в опрокинутом виде.
Пищеварочные котлы моют щетками теплой водой (не ниже 40 °С) и ополаскивают горячей водой (не ниже 65 °С). Металлический инвентарь после промывки с добавлением моющих средств и ополаскивания следует прокалить в духовом шкафу или пекарских шкафах. Мелкий деревянный инвентарь (разделочные доски, лопатки, мешалки и др.) после мытья теплой водой (45 … 50 °С) с добавлением моющих средств необходимо обрабатывать горячей водой при температуре не ниже 65 °С, а затем просушивать на решетчатых металлических стеллажах. Алюминиевую посуду моют мылом, так как от соды она темнеет, термосы промывают внутри и снаружи струей горячей воды из шланга. Сита, через которые процеживают бульон и соки, кондитерские мешочки для крема после употребления тщательно промывают в горячей воде с добавлением моющих средств, ополаскивают, кипятят в течение 15 мин и просушивают. Для кипячения кондитерских мешочков для крема необходимо иметь специальную маркированную посуду. После просушивания хранить их следует только в чистой закрытой маркированной посуде.
Подносы в торговых залах предприятий с самообслуживанием промывают в моечных столовой посуды горячей водой с добавлением моющих средств, ополаскивают и насухо протирают специально выделенными для этого маркированными салфетками. Кассеты для столовых приборов и приборы для специй промывают по мере загрязнения, но не раже 1 раза в день. Щетки, мочалки, ветошь для мытья посуды после работы промывают, кипятят в течение 10 … 15 мин и просушивают. Хранят их в специально выделенном месте. Моечные ванны после использования моют щетками и обдают кипятком.
При проведении санитарного контроля за качеством мойки посуды и инвентаря необходимо обращать особое внимание на своевременную смену воды в моечных ваннах, правильную дозировку моющих и дезинфицирующих средств и приготовления этих растворов, температуру воды, санитарное содержание щеток, мочалок и др. Несоблюдение этих требований приводит к недостаточному освобождению посуды от остатков пищи микрофлоры, что может явиться одним из факторов передачи от больного или бактерионосителя здоровому человеку таких заразных заболеваний, как дизентерия, брюшной тиф, дифтерия, ангина, грипп, туберкулез и др. Поэтому требуется повседневный санитарный контроль за качеством мытья и обеззараживания посуды, особенно столовой. В первую очередь следует проверять наличие и концентрация соды (щелочи) в воде, используемой для мытья посуды, температурный режим в моечных ваннах, наличие жира и других остатков пищи на посуде, которые указывают не только на плохое качество мытья посуды, но и на значительное ее микробное обсеменение.
Измерение температуры воды в моечных ваннах следует производить в момент наибольшей нагрузки столовой (в обед).
Определение степени чистоты столовой посуды с помощью хлопчатобумажных полосок заключается в следующем. Тонкой хлопчатобумажной полоской, смоченной эфиром и укрепленной на корковой пробке, протирают поверхность исследуемых тарелок. Затем высушенную хлопчатобумажную полоску осторожно опускают на поверхность 0,01 % раствора метиленового синего, предварительно налитого в небольшую кюветку, часовое стекло или чашку Петри. При наличии на посуде жира на полоске остается круглое неокрашенное пятно, имеющее форму основания пробки. При отсутствии жира на посуде пятно не образуется и полоска окрашивается в синий цвет полностью и равномерно.
Определение хлора в воде моечных ванн необходимо в тех случаях, когда для обеззараживания посуды применяются хлорсодержащие препараты (хлорная известь, хлорамин). Контроль за правильностью их применения проводится с помощью индикаторной бумажки, пропитанной смесью калия йодида и крахмала. Индикаторную бумажку смачивают исследуемой водой из моечной ванны. При наличии хлора бумажка становится темно-синей. От обычной водопроводной воды цвет бумажки не изменяется.
Качество мытья столовой посуды с помощью реакции на остаточный хлор проверяют следующим образом. Тарелки, вымытые ручным способом с применением хлорной извести, дают положительную реакцию с указанным реактивом. При проведении по тарелки ватным тампоном, смоченным реактивом, появляется полоса буровато-синего цвета. Если тарелки вымыты без применения хлорной извести, то цветной полосы не обнаруживается. С помощью реактива можно также установить, обрабатывались ли раствором хлорной извести разделочные доски, веселки, лопатки, стеллажи, полки и другие деревянные предметы. Для этого ватным тампоном, смоченным реактивом, протирают небольшой участок исследуемого предмета. Посинение этого участка укажет на то, что предмет был обработан раствором хлорной извести или хлорамина.
Серьезное значение при контроле за качеством мытья посуды и инвентаря имеет проведение периодических санитарно-бактериологических исследований. При этом, по санитарным требованиям, в смывах, взятых с чистой столовой посуды, на должна обнаруживаться кишечная палочка.
В моечных отделениях должна быть вывешена инструкция о правилах мытья посуды и инвентаря.
Лекция 6. САНИТАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИТАНИЯ.
Требования к территории. Содержание территории и помещений предприятия общественного питания в чистоте имеет важное значение для его безупречной работы в санитарном отношении. При этом своевременная и правильная уборка территории способствует меньшему загрязнению помещений предприятий общественного питания. Содержание территории предприятий общественного питания зависит, прежде всего, от полноты соблюдения санитарных требований при выборе земельного участка для размещения предприятия и его благоустройства.
Как было рассмотрено ранее, участок, отводимый для строительства предприятий общественного питания рекомендуется располагать в экологически безопасной зоне, при этом важное значение имеет учет «розы ветров», рельефа местности, уровня грунтовых вод и др.
При уборке территории особое внимание следует уделять своевременной и правильной очистке предприятия от твердых отбросов. Антисанитарное состояние, захламленность территории и скопление отбросов способствуют загрязнению помещений, создают благоприятные условия для выплода мух, гнездования грызунов. Для сбора мусора на территории предприятий общественного питания на расстоянии не менее 25 м от предприятия должны устанавливаться мусоросборники. Мусоросборник устанавливается на специальной площадке с твердым покрытием (бетонное, асфальтовое и др.). При этом размер площадки для установки мусоросборника должен превышать размер мусоросборников на 1,5 м со всех сторон. Для обеспечения удобства очистки и санитарной обработки мусоросборников, их рекомендуется изготавливать бетонированными, металлическими или деревянными, обитые железом. Мусоросборники и выгребные ямы (при отсутствии центральной канализации) должны очищаться при заполнении не более 2/3 объема и ежедневно хлорироваться. Вывоз мусора производится только специальным транспортом.
На территории предприятия запрещается хранить списанное оборудование, битую посуду, испорченное сырье и др. Освободившуюся из-под продуктов тару (при отсутствии в предприятии помещения для хранения тары) следует аккуратно складывать под навес. Для поддержания в чистоте территории предприятий общественного питания, её необходимо ежедневно убирать. При этом летом рекомендуется дважды в день поливать водой, а зимой территорию необходимо регулярно очистить от снега и льда. При размещении предприятия на канализованных участках необходимо предусмотреть устройство поливочных шлангов и соответствующий уклон территории к ливнесбросам.
Требования к водоснабжению, канализации, освещению и отоплению. Водоснабжение предприятий общественного питания должно осуществляться из централизованной системы питьевого водоснабжения, а при отсутствии ее - из артезианских скважин, шахтных колодцев с обязательным устройством внутреннего водопровода, независимо от мощности предприятия и источника водоснабжения. Питьевая вода должна отвечать требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 (для централизованной системы водоснабжения) или СанПиН 21.4.544-96 (для нецентрализованного водоснабжения).
Горячая и холодная вода должна быть подведена ко всем моечным ваннам и раковинам с установкой смесителей, а там, где это необходимо, к технологическому оборудованию.
Независимо от мощности и наличия очистных сооружений предприятия общественного питания оборудуются внутренней бытовой и производственной канализацией.
Помещения предприятия должны иметь естественное освещение, за исключением некоторых складских и бытовых помещений, которые при этом должны быть обязательно оснащены приточно-вытяжной механической вентиляцией.
Все помещения должны иметь искусственное освещение (люминесцентные лампы или лампы накаливания). С гигиенической точки зрения, лучше люминесцентные лампы дневного света.
Предприятия общественного питания оборудуются центральным отоплением и приточно-вытяжной механической вентиляцией в соответствии с требованиями действующих СНиП «Предприятия общественного питания. Нормы проектирования» и «Отопление, вентиляция и кондиционирования воздуха».
В помещениях необходимо поддерживать следующую температуру воздуха: в заготовочных и холодных цехах, в обеденных залах и гардеробах 16°С, в моечных, а также в умывальнях для посетителей 18 °С, в душевых 25°С.
Требования к помещениям. Для обеспечения надлежащего санитарного режима на предприятии большое значение имеет правильная планировка производственных и складских помещений. Особое внимание надо уделять строгому соблюдению поточности технологического процесса и общему санитарному режиму на предприятии. При обеспечении поточности технологического процесса создаются условия для соблюдения главного гигиенического принципа - раздельной обработки продуктов до и после тепловой обработки. Планировка помещений должна обеспечивать последовательность и возможность меньшую длину технологических линий обработки продуктов, исключение встречных и перекрещивающихся потоков сырья и полуфабрикатов с готовой продукцией, пищевых продуктов с отходами, готовой пищи с грязной посудой, чистой посуды с грязной и др.
В состав предприятия общественного питания входят производственные, складские, торговые и административно-бытовые помещения.
Производственные помещения предназначены для обработки сырья, приготовления полуфабрикатов и готовых блюд, мойки посуды. К этим помещениям относятся заготовительные цеха для мяса, рыбы, овощей; цеха для приготовления готовой пищи - кухня (варочный цех с раздаточной), холодный, кондитерский и др.; моечные столовой и кухонной посуды.
Производственные помещения необходимо, как правило, размещать в надземных этажах. Расположение их в цокольных этажах здания менее приемлемо, так как в этих случаях трудно обеспечить необходимое естественное освещение.
Чтобы обеспечить поточность технологического процесса, овощные и мясорыбные цеха на предприятиях, работающих на сырье, следует располагать между складскими помещениями и варочном цехом, причем овощные цеха рекомендуется размещать ближе к кладовой для хранения овощей и к выходу в производственный коридор. Строго запрещается делать производственные помещения проходными.
Складские помещения используются для хранения продуктов и тары. К этой группе относятся охлаждаемые камеры (для мяса, рыбы, молочных продуктов и жиров, фруктов и зелени, консервов, квашений, яиц; отдельные - для пищевых отходов) и неохлаждаемые кладовые (для овощей, сухих продуктов и хлеба). Для уменьшения загрязнения камер и кладовых необходимо предусматривать дополнительно приемно-загрузочную площадку для распаковки, сортировки и бракеража (гигиенической экспертизы) поступающих продуктов.
Количество складских помещений зависит от мощности предприятия. Однако, даже на самом маленьком предприятии их должно быть как минимум три - для хранения сухих продуктов, скоропортящихся (мясных, рыбных, молочных) и овощей. Наиболее приемлемые для хранения скоропортящихся продуктов холодильные камеры с машинным охлаждением, работающие на фреоне. Охлаждаемые камеры, как правило, проектируются в одном общем блоке.
Торговые помещения используются для обслуживания питающихся. В эту группу входят торговый (обеденный) зал с раздаточной, в том числе отдельные залы, отделения, участки для диетического и лечебно-профилактического питания, буфет, вестибюль, гардероб и туалет для посетителей, а также помещение для отпуска обедов на дом и в магазин кулинарии. Раздаточная непосредственно связана с торговым залом, варочным (горячим) цехом и моечной столовой посуды. Количество мест в гардеробной должно соответствовать количеству посадочных мест в торговом зале.
В каждом вестибюле предприятия устанавливают умывальники для посетителей с подводкой горячей и холодной воды со смесителями. В состав административно-бытовых помещений входят кабинеты директора, заведующего производством, медицинского работника; контора продовольственных складов, гардеробные, душевые, туалетные помещения, комната для отдыха персонала, бельевая, помещения для хранения уборочного инвентаря, моющих средств и т.д.
Дезинфекция помещений. Ежедневно необходимо проводить тщательную уборку влажным способом всех помещений предприятия. Еженедельно, с применением моющих средств, необходимо производить мытье стен, осветительной аппаратуры, очистку стекол от пыли и копоти и т.д. Для всех предприятий общественного питания устанавливается один санитарный день в месяц для проведения генеральной уборки с последующей дезинфекцией всех помещений, оборудования и инвентаря. Для дезинфекции помещений (полов, стен, дверей и т.п.) применяют 1 % осветленный раствор хлорной извести ( 1 л 10 % раствора хлорной извести разводят в 10 л воды) или 0,5 % раствора хлорамина.
Для приготовления 10 % раствора хлорной извести 1 кг ее растворяют в 10 л воды, тщательно размешанный раствор оставляют для осветления на 1 сут. Затем отстоявшийся прочный раствор сливают в бутыль из темного стекла, закупоривают деревянной или корковой пробкой и хранят в прохладном месте. Полученный 10 % осветленный раствор хлорной извести можем быть использован в течение 5 дней. Способы приготовления других дезинфицирующих средств приведены в табл.2.
Таблица 2.
|
|