Отграничение наказания от иных мер государственного принуждения и от мер общественного воздействия Для уяснения сущности наказания как меры уголовной ответственности его следует отграничивать от иных мер государственного принуждения, а также от мер общественного воздействия.
Отграничение наказания от других мер государственного принуждения можно провести по следующим критериям:
1) по источнику регулирования: виды наказания, их содержание и порядок назначения определены только в УК. Другие меры государственного принуждения (например, меры административного, дисциплинарного взыскания, меры гражданско-правовой ответственности) предусмотрены в соответствующем законодательстве (административном, трудовом, гражданском и т.п.);
2) по направленности применения: наказание применяется только к лицу, признанному виновным в совершении преступления, другие меры государственного принуждения применяются к лицам, совершившим не преступления, а другие правонарушения (например, административные, дисциплинарные проступки и т.п.);
3) по субъекту применения: наказание назначает только суд (судья) и исполняется оно специальными органами и учреждениями (уголовно-исполнительные инспекции, учреждения уголовно-исполнительной системы). Иные меры государственного принуждения могут назначаться не только судьей, но и другими органами (должностными лицами): административные комиссии при исполнительных комитетах Советов депутатов, комиссии по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел, органы государственных инспекций, руководители организаций и др.;
4) по характеру и объему ограничений и лишений. Содержанием наказания является кара, то есть совокупность существенных ограничений и лишений прав и свобод осужденного, применяемых на основе осуждения виновного лица. Характер и объем ограничений и лишений прав и свобод, составляющих содержание иных мер государственного принуждения, и при этом не связанных с осуждением лица, не являются настолько существенными, чтобы их считать карой.
5) по правовым последствиям: наказание создает состояние судимости. Другие меры государственного принуждения, поскольку они не связаны с осуждением лица, такого состояния не создают.
От мер общественного воздействия наказание отличается своей природой. Наказание —это мера государственного принуждения, применяемая от имени государства к лицу, признанному виновным в совершении преступления. Меры общественного воздействия не относятся к мерам государственного принуждения, они применяются не от имени государства, а от имени какой-либо организации. В настоящее время УК не предусматривает применение мер общественного воздействия к лицам, совершившим преступление.
§ 2. Понятие, содержание и значение системы наказаний. Классификация наказаний
Понятие и признаки системы наказаний
В ст. 48 УК предусмотрены все виды наказания, которые могут назначаться судом лицу, совершившему преступление. Установленный в этой статье перечень наказаний принято называть системой наказаний.
Под системой наказаний понимается установленный уголовным законом, обязательный для суда, исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенных в определенном порядке[84].Понятие системы наказаний складывается из ряда характеризующих ее признаков. Прежде всего, для нее характерно то, что она установлена уголовным законом и строго обязательна для суда. Кроме того, система наказаний — это исчерпывающий перечень видов наказаний. Никакое иное наказание, не предусмотренное в данной системе, не может быть назначено виновному лицу. И, наконец, система наказаний — это не произвольный набор видов наказаний, а научно-обоснованный перечень наказаний, расположенных в определенном порядке с учетом их сравнительной строгости. Расположение наказаний в действующей системе основано на принципе возрастания степени строгости наказания: от более мягкого к более строгому[85].
Содержание системы наказаний
В ст. 48 УК предусмотрены две подсистемы наказаний:
1) перечень наказаний, которые имеют статус основных наказаний (ч.1).
2) перечень дополнительных наказаний (ч.2).
В перечень основных наказаний включены следующие виды наказаний:
1) общественные работы;
2) штраф;
3) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
4) исправительные работы;
5) ограничение по военной службе;
6) арест;
7) ограничение свободы;
8) направление в дисциплинарную воинскую часть;
9) лишение свободы;
10) пожизненное заключение;
11) смертная казнь.
В перечень дополнительных наказаний включены:
1) лишение воинского илиспециального звания;
2) конфискация имущества.
Система наказаний в истории уголовного законодательства не оставалась неизменной. Она развивалась и совершенствовалась в процессе развития уголовного законодательства. Ее содержание время от времени изменялось посредством введения новых видов наказаний и исключения наказаний, утративших свою практическую значимость и эффективность. Например, в УК 1960 г. в систему наказаний были включены ссылка, высылка, постепенно утратившие свою значимость и в дальнейшем исключенные из УК. В 80-е годы прошлого века в систему было введено наказание в виде направления в воспитательно-трудовой профилакторий, которое также не было востребовано практикой. До 1997 г. в системе наказаний не предусматривались пожизненное заключение и арест, а смертная казнь как исключительная мера наказания не была включена в эту систему, но применялась на основании самостоятельной статьи (ст. 22 УК 1960 г.). В ранее действовавшем УК отсутствовали такие наказания, как ограничение свободы, общественные работы, ограничение по военной службе. Если брать более отдаленные периоды времени, то можно отметить наличие в прежних системах наказаний таких видов, характерных для советского права, как, например, объявление врагом трудящихся с лишением гражданства и с изгнанием из Союза ССР, полное или частичное поражение прав, предостережение, общественное порицание, увольнение от должности (УК БССР 1928 г.). Во второй половине 19-го века система наказаний предусматривалась Уложением о наказаниях уголовных и исправительных, принятым в 1845 г., для которой характерны были такие наказания, как смертная казнь, каторга, ссылка, телесные наказания (последние были отменены в августе 1864 г.). Телесные наказания широко применялись в предшествующие исторические периоды, когда в Беларуси действовали Статуты Великого княжества Литовского (1529, 1566 и 1558 гг.).
Неизменным для всех систем наказаний, применявшихся в Республике Беларусь, всегда оставалось лишение свободы. На сегодняшний день сохранено и наказание в виде смертной казни, которому в ранние периоды развития отдавалось предпочтение с использованием различных, и при этом жесточайших, способов его исполнения. Впервые за весь период развития уголовного законодательства, начиная с первых дней советской власти, этот вид наказания в УК 1999 г. включен наряду с другими наказаниями в систему.
Достаточно гуманным наказанием, введенным в УК в советский период, являются исправительные работы. Долгие годы в системе наказаний сохранялся такой гуманный его вид, несущий на себе лишь моральное воздействие, как общественное порицание. Однако в новую систему наказаний он не был включен. Наиболее мягким наказанием сейчас признаются общественные работы.
В действующем УК по сравнению с УК 1960 г. изменен порядок расположения наказаний: от менее строгого к более строгому (ранее — от более строгого к более мягкому).
Значение системы наказаний
Система наказаний имеет большое правовое значение. Во-первых, она способствует соблюдению законности при вынесении судами обвинительных приговоров и назначении наказаний, ограничивая судебное усмотрение в их выборе. Суд вправе назначить лишь такое наказание, которое предусмотрено в уголовном законе вообще и в системе наказаний, в частности. Во-вторых, решение вопроса о том, какое наказание является более строгим или более мягким, возможно лишь на основе системы наказаний. А это необходимо, в первую очередь, при применении правила об обратной силе уголовного закона, при замене наказания более мягким по основаниям, предусмотренным в ст.ст. 91—93, 120 УК, либо в порядке применения амнистии или помилования (ст.ст. 95, 96 УК), а также при применении ст. 70 УК, когда суд принимает решение о переходе к более мягкому наказанию, чем предусмотрено в санкции статьи Особенной части УК за данное преступление.
Система наказаний выражает сущность и направления карательной политики государства, его подходы к дифференциации, индивидуализации и гуманизации уголовной ответственности.
Классификация наказаний
Система наказаний включает широкий круг видов наказаний, разнообразных по своему содержанию и характеру. В теории уголовного и уголовно-исполнительного права значительное внимание уделялось вопросу о классификации наказаний, которая проводилась по различным критериям. Однако в первую очередь следует иметь в виду классификацию, которая отражена в самом УК (законодательная классификация), в соответствии с которой наказания подразделяются на основные и дополнительные наказания.
Основные наказания— это такие наказания, которые назначаются при вынесении обвинительного приговора в качестве самостоятельных наказаний, и не могут присоединяться к другим наказаниям.
Дополнительные наказания— это такие наказания, которые носят вспомогательный характер и, не будучи самостоятельными, могут лишь присоединяться в дополнение к основным наказаниям.
В ч. 1 ст. 48 УК дан перечень основных наказаний, а в ч. 2 этой же статьи—перечень дополнительных наказаний. Согласно же ч. 3 ст. 48 три наказания: общественные работы, штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью могут применяться в качестве не только основного, но и дополнительного наказания. Поэтому на основании ст. 48 все виды наказаний в зависимости от их роли можно подразделить на три группы:
наказания, которые могут назначаться только как основные;
наказания, которые могут назначаться только как дополнительные;
наказания, которые могут назначаться и как основные и как дополнительные.
К первой группе относятся следующие наказания:
1) исправительные работы;
2) ограничение по военной службе;
3) арест;
4) ограничение свободы;
5) направление в дисциплинарную воинскую часть;
6) лишение свободы;
7) пожизненное заключение;
8) смертная казнь.
Ко второй группе наказаний относятся:
1) лишение воинского или специального звания;
2) конфискация имущества.
К третьей группе наказаний относятся:
1) общественные работы;
2) штраф;
3) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Наказания, относящиеся к третьей группе, в литературе называют смешанными наказаниями[86]. На наш взгляд, это название не совсем удачное, поскольку они ни с чем не смешиваются, а выполняют в определенных случаях самостоятельную роль.
По характеру и объему содержащейся в наказаниях кары их можно подразделить на следующие группы:
1) наказания, связанные с лишением свободы (арест, лишение свободы, направление в дисциплинарную воинскую часть, пожизненное заключение);
2) наказания, связанные с ограничением свободы (ограничение свободы);
3) наказания, связанные с ограничением иных прав осужденных и содержащие преимущественно кару материального характера (общественные работы, штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение по военной службе, конфискация имущества, лишение воинского или специального звания). Эту группу наказаний можно назвать наказаниями, не связанными с лишением или ограничением свободы;
4) наказание, связанное с лишением жизни (смертная казнь).
Все виды наказаний в зависимости от статуса осужденного можно подразделить на общие и специальные. Специальные наказания — это наказания, применяемые к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту либо к военнослужащим срочной службы, а также к лицам, имеющим воинское или специальное звание. К таким наказаниям относятся: ограничение по военной службе, направление в дисциплинарную воинскую часть, лишение воинского или специального звания. Все остальные наказания относятся к общим наказаниям, то есть к наказаниям, которые могут применяться к любому лицу, в том числе и к указанным лицам.
Классификация видов наказаний проводится и по другим критериям. При изучении этого вопроса обучающимся предоставляется возможность выбрать иные критерии и провести самостоятельно по этим критериям классификацию наказаний.
В системе наказаний значительное место занимают наказания, не связанные с лишением или ограничением свободы. Они как более мягкие наказания расположены в начале системы наказаний (см. п.п. 1-5).
|