Правовой режим имущества супругов и брачный договор в праве зарубежных стран Существенной особенностью в правовом регулировании имущественных отношений между супругами является в большинстве стран возможность установления договорного и легального режимов имущества супругов. Договорный режим(партнерство)возникает в результате заключения брачного договора.
Легальный режимимущества может быть трех видов:
• режим общности (Франция, Швейцария, ряд штатов США);
• режим раздельности (Англия, большинство штатов США, Германия);
• режим отложенной общности супружеского имущества (Швеция, Норвегия, Дания).
При режиме общности супруги имеют совместное право собственности на имущество, нажитое в браке, на доходы от него, а также от профессиональной деятельности, сохраняя в своей собственности имущество, принадлежавшее каждому до брака или полученное в браке в дар либо по наследству.
При режиме раздельности каждому супругу принадлежит не только имущество, собственником которого он являлся до брака, но и имущество, приобретенное им в браке на свои деньги. Таким образом, если женщина не работает, а занимается ведением домашнего хозяйства, то за время супружеской жизни она ничего не приобретает, следовательно, режим раздельности супружеского имущества не защищает интересов замужней женщины. В результате усилий международного женского движения в традиционный режим раздельности в Англии и США внесены важные элементы общности:
• за супругом, которому по праву собственности не принадлежит конкретное имущество, судом может быть признано право на определенную долю;
• на наиболее важные виды имущества, например жилые дома и помещения, установлен режим общности.
В ряде стран в условиях признания замужней женщины недееспособной право управления имуществом принадлежит мужу. Но и с признанием замужней женщины дееспособной за супругом все еще сохраняются значительные преимущества в управлении имуществом и решении материальных вопросов брака (Аргентина, Бразилия, Испания). В этом отношении право Франции представляет собой наиболее смягченный вариант законодательного решения вопроса единоличного управления общим имуществом супругов. Муж управляет общей частью имущества, но наиболее важные сделки может совершать только с согласия жены, а жена управляет собственной, так называемой резервной частью имущества, приобретаемой ею на свою заработную плату.
Отношения супругов по поводу взаимного предоставления содержания урегулированы двояко. В большинстве стран законодательством предусмотрена обязанность мужа содержать жену (Англия, США, Франция, Швейцария). Муж может потребовать от жены предоставления содержания только в случаях, установленных в законе: болезнь, бытовая или производственная травма, достижение определенного возраста. В других странах, например в Германии, супруги обязаны взаимно содержать друг друга.
В законодательствах зарубежных стран много общих черт, касающихся брачного договора. Так, например, одной из таких общих черт является расположение норм, посвященных брачному договору в гражданском законодательстве, что в первую очередь обусловлено пониманием семейного права как института гражданского права, а не как отдельной отрасли права.
Однако имеются и особенности правового регулирования брачного договора в различных зарубежных странах.
Так, например, во многих зарубежных странах, в отличие от России, где закреплена тайна брачного договора, обеспечен свободный доступ для ознакомления с его содержанием. Это правило учитывает, в первую очередь, интересы кредиторов супругов. Например, во Франции, если один из супругов является коммерсантом на момент заключения брака или становится им в дальнейшем, то брачный договор должен быть опубликован на условиях и под страхом применения санкций, предусмотренных регламентами, относящимися к торговому реестру[100].
Защита интересов кредиторов при заключении брачного договора предусмотрена в большинстве стран континентальной Европы. Текст брачного договора публикуется в специальном государственном органе или публичном реестре, в таком же порядке вносятся сведения о его заключении, изменении и расторжении. В странах Западной Европы и США вообще все изменения в брачный договор до заключения брака могут быть внесены в том же порядке, который требуется для его заключения. После заключения брака внесение изменений в договор допускается только по решению суда[101].
В некоторых зарубежных странах брачный договор, кроме имущественных вопросов, обязательно регламентирует также и другие права и обязанности супругов. То есть, брачный договор фактически представляет собой защиту от проблем, связанных со спорами супругов по поводу их имущества, детей, а также алиментных обязательств. Каждый из супругов может предусмотреть в контракте наказание в случае измены, написать, сколько раз в неделю каждый супруг будет, например, мыть посуду, ходить в магазин, гулять с собакой. Наибольшей свободой брачный договор обладает в США, где его предметом могут быть любые отношения между супругами.
Юридическую силу брачному контракту в странах англо-саксонского права придает суд. Однако суд жестко не связан наличием брачного договора и его условиями и вправе полностью или частично его изменить. Поэтому стороны не гарантированы от того, что в случае возникновения спора положения брачного контракта могут быть лишены юридической силы, а договор может быть объявлен судом недействительным в целом. В качестве общего правила предусмотрено, что брачный договор должен быть во всех отношениях разумным и справедливым.
В США стандартный брачный контракт предусматривает решение супругами нескольких вопросов, в первую очередь, каким образом будет разделено имущество в случае развода или смерти одного из супругов. Вступающим в брак предстоит решить, совместно или раздельно будут они владеть банковским счетом, недвижимостью, автомобилем, драгоценностями, кто будет оплачивать кредиты, приобретенные еще до свадьбы, – оба супруга или тот, кто брал взаймы. Если у супругов есть дети от предыдущего брака, контракт дополняется статьями о том, как будет оплачиваться учеба детей.
В целом многообразие положений, которые могут быть зафиксированы в брачном договоре в США, перечислить практически невозможно, так как договором регулируются также и неимущественные личные отношения. Но и здесь есть определенные запреты. Так, нельзя включить в контракт обязательство, касающееся причинения вреда жизни и здоровью президента США.
В американском праве развитие получили также так называемые «добрачные соглашения», которые могут предусматривать любые условия будущей совместной жизни супругов[102]. На практике в таких соглашениях часто содержатся условия о воспитании и содержании детей, иногда подробные условия о распределении обязанностей при ведении общего хозяйства. Но в случае споров они не всегда учитываются судом. В качестве общего правила предусмотрено, что брачный договор должен быть во всех отношениях разумным и справедливым.
Существуют в США и так называемые брачные полисы. Например, супруг может получить страховые выплаты за гибель жены в дорожно-транспортном происшествии, однако непременным условием при этом является сохранение статуса вдовца в течение пяти лет. За возможными нарушениями следит страховая компания.
По французскому законодательству в брачном договоре не предусмотрены денежная компенсация супругу в случае развода, условия об опеке детей и выплате на них определенного размера алиментов. В случае развода суд назначает денежную компенсацию супруге и алименты на детей (как и условия их проживания), размер которых зависит от доходов и расходов обоих супругов. Вопросы алиментов и опеки можно решить и на договорной основе, но только в случае, когда судебная процедура по разводу уже началась. Любые соглашения, достигнутые вне процедуры развода, будут считаться недействительными.
В брачном контракте возможно предусмотреть положения на случай смерти одного из супругов, по которым все имущество или часть имущества умершего супруга переходит в собственность пережившего супруга. Положения о дарении, предусмотренные брачным договором, должны уважать права детей от предыдущих браков на их обязательную долю в наследстве, но они теряют свою силу при разводе, если только супруг-собственник не желает сам их сохранить.
Та же судьба постигает при разводе и очень распространенный во Франции договор дарения на последнего выжившего, по которому при смерти одного из супругов переживший супруг становится собственником имущества, принадлежащего умершему (при соблюдении доли, причитающейся обязательным наследникам). Предметом данного договора может быть как и уже существующее, так и будущее имущество. Но в отличие от положений о дарениях, установленных брачным контрактом, данный договор дарения может быть аннулирован дарителем в любое время и не только при разводе. Положения же брачного контракта иначе, чем при разводе аннулировать нельзя.
Во Франции существует четыре брачных режима, которые регулируются Гражданским Кодексом[103]:
1. Общее владение совместно нажитым имуществом осуществляется при отсутствии брачного контракта, когда каждый из супругов остается собственником того имущества, которое принадлежало ему до брака. Общим считается имущество, приобретенное в браке. Оба супруга распоряжаются им по своему желанию, но при значительных расходах или принятии кредитных и прочих обязательств требуется согласие обоих супругов.
2. Долги также считаются совместными и для их погашения используется все нажитое совместно имущество вне зависимости от того, кто из супругов создал данные долги и кредитные обязательства. При расторжении брака каждый из супругов получает в свое распоряжение личное имущество, которое принадлежало ему до брака, а совместно нажитое имущество делится на две равные части.
3. Раздельное владение имуществом полностью исключает совместное владение или пользование. Каждый из супругов сохраняет абсолютные права на собственное имущество, включая то, что нажито во время брака, отвечает только за свои долги и кредитные обязательства. Соответственно, другой супруг не рискует своей долей. При общей собственности имущество делится согласно процентному соотношению средств, вложенных каждой стороной.
Наследственные положения одинаковы при всех режимах, но особенно актуальны при данном режиме, особенно если один из супругов не имеет никакой собственности. В случае смерти одного из супругов переживший супруг имеет право или на одну четверть имущества в полную собственность, или на все имущество в узуфрукт (только в право пользования). Переживший супруг также имеет право оставаться в совместном жилье в течение одного года после смерти другого супруга (при условии, что супруги жили вместе до смерти одного из них). Если имущество съемное, арендная плата выделяется из другой части наследства. По прошествии года переживший супруг имеет право оставаться в совместном жилье до самой своей смерти. Но если переживший супруг выбрал в качестве наследства четверть имущества в полную собственность, то в момент раздела имущества стоимость права проживания будет вычитываться из общей массы наследства. Если же стоимость права собственности и проживания превышает стоимость наследственной массы, то супруг ничего не должен возмещать другим наследникам. Однако супруг не считается обязательным наследником и поэтому в любой момент может быть лишен наследства другим супругом (за исключением права годичного проживания). Поэтому можно оформить дарение имущества при соблюдении условий, применяемых к этим договорам.
При других же брачных режимах до разделения наследственной массы идет раздел имущества супругов, а потом уже из оставшейся наследственной массы, переживший супруг выбирает или право собственности или узуфрукт.
3. Участие во владении совместно нажитого имущества во время брака представляет собой режим раздельного владения имуществом. По окончании брака осуществляется раздел совместно нажитого имущества, также как и при режиме общего владения.
4. Общее владение имуществом предусматривает, что все имущество, и то, которым супруги владели до брака, и приобретенное в браке, а также любое имущество, которое супруги получат по наследству или при дарении, будут считаться общими. Общими считаются также и любые долги.
При заключении брачного контракта возможно исключить из общего владения ту часть личной собственности, которую один из супругов считает принадлежащей только ему лично. Это должно быть указано отдельным параграфом. Также можно предусмотреть в случае смерти одного из супругов пункт о получении определенной части имущества другим супругом до раздела наследственной массы между остальными наследниками, или пункт о неравном разделении, по которому переживший супруг получит не ½, а, например, три четверти от всего имущества. При этом нельзя забывать о правах детей от первого брака и их обязательной доли на наследство. В противном случае, они могут потребовать выделения этой доли из имущества. Такой иск возможен как при жизни, так и после смерти супруга-распорядителя. Совместные же дети взыскать имущество не могут, так как считается, что они получат свою долю наследства после смерти второго родителя. Однако налог на наследство при этом режиме для совместных детей окажется очень высоким.
Необходимо отметить, что гражданское законодательство Франции сохранило старые правила о том, что положения брачного договора не могут противоречить «добрым нравам», а также нарушать гражданское и семейное законодательство. Не допускается ограничение прав и обязанностей, вытекающих из брака, прав и обязанностей родителей в отношении своих детей. Положения брачного договора не должны нарушать равенства супругов в решении семейных вопросов, ограничивать их права и обязанности по воспитанию и содержанию детей, свободу каждого из них в выборе профессии и рода занятий.
Подробно регулируется брачный договор в Германии. В гражданском законодательстве существует целый раздел, в котором находятся как статьи с прямым отношением к регулированию форм, видов, содержания и последствий брачного договора, так и целый ряд сопровождающих подобные договорные отношения статей, которые относятся к управлению, разделу, дарению, наследованию, передаче имущества супругов; их права, обязанности и ответственность при этом перед третьими лицами и т. д.
Моделью брачного договора является совместное регулирование имущественных отношений партнеров, а именно исключение предусмотренного законом регулирования и определение индивидуальной имущественной общности или раздельность имущества[104]1. Такое индивидуальное регулирование в рамках договора охватывает все другие, относящиеся к браку, отношения супругов или их отношение к третьим сторонам.
В брачном договоре могут быть закреплены следующие соглашения:
– имущественная общность, раздельность имущества или модификация отдельных положений регулирования имущества, например: предоставление права управления имуществом одному из супругов, изменение квоты разделения совместного имущества, определение имущества не входящего в совместное до или после заключения брака, договоренность об определении стоимости тех или иных имущественных позиций партнеров, о виде или о сроках определения совместного имущества;
– регулирование обязанностей обеспечения и распределения пенсий, долей, прав на пенсионное обеспечение или иных обеспечительных преимуществ, заработанных во время брака;
– алиментные обязанности и обязанности содержания на время после расторжения брака, их исключение или модификация уже заложенных законодательством обязанностей; регулирование времени или условий вступления в силу таких обязанностей, например, с рождением детей, достижением определенного времени или срока.
В Израиле без религиозного брачного договора – «ктубы» – в принципе не может быть брака. Причем в ктубе перечисляются исключительно обязанности мужа по отношению к жене, которые были установлены несколько тысячелетий назад[105]. Ктуба заверяется двумя свидетелями и состоит из основной части и двух дополнений. Содержание основной части не менялось со времен составления Талмуда – собрания иудейских религиозно-догматических и правовых положений (IV-V н.э.). Дополнения составляются вступающими в брак лицами, поэтому они значительно различаются, хотя касаются, в основном, денежных отношений.
В случае развода жена не может остаться без средств существования – муж обязан обеспечивать ее, пока она вновь не вступит в брак. Однако в ктубе обычно ничего не говорится о разделе имущества, поэтому современные израильтяне, чтобы избежать при разводах раздела имущества пополам, составляют светские брачные договоры.
В Испании брачный договор заключают, как правило, состоятельные граждане. Главное его назначение – определить режим имущества супругов, в том числе и режим имущественных отношений в случае развода или иных обстоятельств. Заключить такой правовой документ можно еще до брака. В Испании режим собственности, принадлежащей супругам, различен в разных провинциях. Например, в Мадриде все приобретенное в браке имущество подпадает под режим совместной собственности, а в Каталонии такая собственность считается раздельной по умолчанию.
В целом следует отметить, что в разных странах институт брачного договора имеет свои особенности, но основная его цель заключается в предоставлении супругам достаточно широких возможностей для определения в браке своих имущественных и неимущественных отношений. Необходимо также отметить, что в современном законодательстве ряда государств супругам предлагаются различные варианты брачного договора.
[1] Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995. № 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16; 2014. № 19. Ст. 2331.
[2] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 9. Ст. 851.
[3] Об опеке и попечительстве: Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 49-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2008. № 17. Ст.1755.
[4] Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (в ред. 2 декабря 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3802; 2013. № 49 (часть I). Ст. 6329.
[5] О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 17. Ст. 1643; 2013. № 27. Ст. 3459.
[6] О мерах по социальной поддержке многодетных семей: Указ Президента РФ от 5 мая1992 г. // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 19. Ст. 1044.
[7] О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей: Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 841 (ред. от 17 января 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 31. Ст. 3743.
[8] О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием: постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. № 217 // Собрание законодательства РФ. 2002. № 15. Ст. 1434.
[9] О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. № 9 (в ред. от 6 февраля 2007 г. № 6) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. № 1; 2007. № 5.
[10] О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 (в ред. от 6 февраля 2007 г. № 6) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. № 7; 2007. № 5.
[11] О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 15 (в ред. от 6 февраля 2007 г. № 6) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. № 1; 2007. № 5.
[12] О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 (ред. от 17 декабря 2013 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. № 6; 2014. № 2.
[13] О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней: Федеральный закон от 30.33.1998 г. № 54-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 14. Ст.1514.
[14] Воронцова И.В. Постановления Европейского Суда по правам человека в гражданском процессе Российской Федерации // СПС «Гарант-Максимум».
[15] Постановление Европейского Суда по правам человека от 15 марта 2007 г. Дело «Гаврикова (Gavrikova) против Российской Федерации» // СПС «Гарант».
[16] Эрделевский А.М. Компенсация морального вреда анализ и комментарий законодательства и судебной практики. М.: Волтерс Клувер, 2004. С.47.
[17] Эрделевский А.М. Указ.соч. С.48.
[18] Постановление Европейского Суда по правам человека от 7 мая 2009 г. Дело «Калачева (Kalacheva) против Российской Федерации» // СПС «Гарант».
[19] Постановление Европейского Суда по правам человека от 29 ноября 2007 г. Дело «Исмаилова (Ismailova) против Российской Федерации» // СПС «Гарант».
[20] Маврин С. Решения Европейского суда и российская правовая система. http://legalportal.ru/forum/showthread.php?t=20582
[21] Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Маркина Константина Александровича на нарушение его конституционных прав положениями статей 13 и 15 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», статей 10 и 11 ФЗ «О статусе военнослужащих», статьи 32 Положения о порядке прохождения военной службы и пунктов 35 и 44 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей: Определение Конституционного Суда РФ от 15 января 2009 № 187-О-О // СПС «Гарант».
[22] Маврин С. Решения Европейского суда и российская правовая система. http://legalportal.ru/forum/showthread.php?t=20582; Зорькин В. Предел уступчивости. Российская газета. 2010. 29 октября.
[23]Латкин В.Н. Учебник истории русского гражданского права периода империи. СПб., 1909. С. 513.
[24] Указ Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1986 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1986. № 48. Ст. 1397.
[25] О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства: Закон СССР от 22 мая 1990 г. № 1501-1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. 1990. № 23. Ст. 422.
[26] Тарусина Н.Н. Семейное право. Учебное пособие. М.: Проспект, 2001. – С.5-15.
[27] Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Соч. М., 1965. Т.4.4.2. С.191- 197.
[28] Ярошенко К.Б. Жизнь и здоровье под охраной закона. Гражданско-правовая защита личных имущественных прав граждан. М.: Юрид. лит., 1990. С. 9–20; Мейер Д.И. Русское гражданское право: В 2 ч. Ч. 1. М.: Статут, 1997. С. 225.
[29]Слепакова А.В. Правоотношения собственности супругов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ю.н. – М.: 2004. – С. 24-25 .
[30] Игнатенко А.А, Скрыпников Н.Н. Брачный договор. Законный режим имущества супругов. - М.: Филинъ, 1997. – С.40.
[31] Слепакова А.В. Правоотношения собственности супругов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ю.н. – М.: 2004. – С. 26.
2 Зарубежный опыт семейной жизни: брачный договор // За рубежом - 1972. - № 11. - С.3.
[32] Сосипатрова Н.Е. Брачный договор: правовая природа, содержание, прекращение // Государство и право. - 1999.- № 3.- С.79.
[33] Чефранова Е.А. Имущественные отношения в российской семье. М., 1997. - С.57.
[34] Максимович Л.Б. Брачный контракт. Комментарии. Разъяснения. -М.: Ось-89, 1997.- С.35.
[35] Масевич М.Г. Семейный кодекс Российской Федерации с кратким комментарием. - М.: Юр. лит., 1995 – С.120.
[36] О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. № 15 // Российская газета. - 1998. - 18 ноября. - С.5.
[37] Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 04 июня 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724; 2014. № 23. Ст. 2930.
[38] О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению: Приказ Минздрава России от 30 августа 2012 г. № 107н (Зарегистрировано в Минюсте России 12 февраля 2013 г. № 27010) // Российская газета, спецвыпуск, № 78/1, 11.04.2013.
[39] Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г., вступила в силу для России с 15 сентября 1990 г.) // Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI, 1993.
[40] Бюллетень международных договоров. 2013. № 1. С. 11–21.
[41] Федеральный закон от 05 мая 2014 г. № 126-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей»// Собрание законодательства РФ. 2014. № 19. Ст. 2331.
[42] Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. 188-ФЗ (ред. от 28 июня 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 14; 2014. 26 (часть I). Ст. 3406.
[43]Собрание законодательства РФ. 2007. № 41, ст. 4849; 2014, N 19, ст. 2331.
[44]Собрание законодательства РФ. 1996. № 31. Ст. 3743; 2013, № 3, ст. 209.
[45] О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.2001 № 73-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52 (1 ч.). – Ст. 4920.
[46]
[46] Об обязательном пенсионном обеспечении в Российской Федерации :Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ // Собрание законодательства РФ. –2001. – 51. – Ст. 4831.
[46] Макеева О.А. Актуальные направления реформирования алиментного законодательства России // Семейное и жилищное право. – 2012. – № 2. – С. 14.
[47] Макеева О.А. Актуальные направления реформирования алиментного законодательства России // Семейное и жилищное право. – 2012. – № 2. – С. 14.
[48]БВС РФ. 1997. № 1; 2007. № 5.
[49] Хверость Т.Ю. Проблемные вопросы принудительного взыскания алиментов с должников, находящихся на территории иностранных государств // Практика исполнительного производства. – 2012. – № 6. – С. 37 - 48.
[50]Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005; 2014. № 26 (часть I). Ст. 3397.
[51] Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822; 2014. № 26 (часть I). Ст. 3377.
[52] Постановление Правительства РФ от 10 марта 2005 г. № 123 (ред. От 04 ноября 2006 г.) «О полномочиях Министерства образования и науки Российской Федерации по оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 11. Ст. 950; 2006. № 46. Ст. 4801.
[53] Собрание законодательства РФ. 1996. № 52. Ст. 5880; 2013. № 48. Ст. 6165.
[54] Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник для вузов. 3-е изд. перераб. и доп. ,М.: НОРМА, 2003. С.482.
[55] Семейное право: Учебник / под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2008. Консультант Плюс.
[56]Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532; 2014. № 26 (часть I). Ст. 3367.
[57] О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 (ред. от 17 декабря 2013 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. № 6; 2014. № 2.
[58] Летова Н.В. Усыновление в Российской Федерации: правовые проблемы. М.: «ВолтерсКлувер», 2006. КонсультантПлюс.
[59] Рясенцев В.А. Семейное право. М.: Юрид. лит., 1967. С. 191; Ворожейкин Е.М. Семейные правоотношения в СССР. М.: Юрид. лит., 1972.С. 215; Матвеев Г.К. Советское семейное право. М.: Юридическая литература, 1978. С. 211.
[60] Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник для вузов. 3-е изд. перераб. и доп. , М.: НОРМА, 2003. С.490.
[61] Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2013 г. № 117 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью»// Собрание законодательства РФ. 2013. № 36. Ст. 4577.
[62] Постановление Конституционного Суда РФ от 31 января 2014 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности абзаца десятого пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А. Аникиева» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 7. Ст. 735.
[63] Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации: Приказ Минобрнауки России от № 623 «» //Российская газета. № 200. 31.08.2012.
[64] Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 (ред. от10 февраля 2014 г.) «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 15. Ст. 1590; 2014. № 7. Ст. 687.
[65] О запрете на осуществление деятельности органами и организациями в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам США предусмотрено в Федеральном законе от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7597.
[66] Постановление Правительства РФ от 04 ноября 2006 г. № 654 (ред. от22 августа 2013 г.) «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением»// Собрание законодательства РФ. 2006. № 46. Ст. 4801; 2013. № 35. Ст. 4511.
[67] Определение Конституционного Суда РФ от 17 декабря 2008 г. № 1055-О-П «По жалобе гражданки Ф. на нарушение ее конституционных прав статьей 144 Семейного кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2009. № 3.
[68] Об опеке и попечительстве: Федеральный закон «» ФЗ (ред. от 05 мая 2014 г.).Собрание законодательства РФ. 2008. № 17. Ст. 1755; 2014. № 19. Ст. 2323.
[69] Михайлова И.А. Назначение опекунов и попечителей по новому Федеральному закону // Семейное и жилищное право. 2009. № 10. С.25.
[70] Приказ Минобрнауки России от 20 августа 2012 г. № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России от 27 августа 2012 г. № 25269) // Российская газета. № 200. 31.08.2012.
[71]Положение о медицинском освидетельствовании гражданина (ки), желающего стать усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем: утверждено Приказом Минздрава РФ от 10 сентября 1996 г. № 332 «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02 октября 1996 г. № 1171) // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств. 1996. № 8.
[72] Собрание законодательства РФ. 2009. № 21. Ст. 2572; 2014. № 7. Ст. 687.
[73] Собрание законодательства РФ. 2009. № 21. Ст. 2572; Собрание законодательства РФ. 2014. № 7. Ст. 687.
[74]Собрание законодательства РФ. № 21. Ст. 2572; 2014. № 7. Ст. 687.
[75]Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей: утверждены Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423 (ред. от 10 февраля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 21. Ст. 2572; 2014. № 7. Ст. 687.
[76] Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве: Закон г. Москвы от 14 апреля 2010 г. № 12 (ред. от 07 мая 2014 г.) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2010. № 29; 2014. № 30.
[77]О мерах по обеспечению реализации Закона города Москвы от 14 апреля 2010 г. № 12: Постановление Правительства Москвы от 20 сентября 2011 г. № 433-ПП (ред. от 04 июля 2013 г.) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2011. № 55; 2013. № 38.
[78] Гражданский кодекс РФ (часть третья) от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ (ред. от 05 мая 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 49. Ст. 4552; 2014. № 19. Ст. 2329.
[79] Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации: Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 (ред. от 23 июня 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 42. Ст. 4108; 2014. № 26 (часть II). Ст. 3515.
[80] Указ Президента РФ от 05 ноября 1998 г. № 1330 (ред. от 21 августа 2012 г.) «Об утверждении Положения о Консульском учреждении Российской Федерации» / / Собрание законодательства РФ. 1998. № 45. Ст. 5509; 2012. № 35. Ст. 4773.
[81]Административный регламент Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оказанию государственных информационно-консультационных услуг // Российская газета. № 162. 18.07.2012.
[82] Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Заключена в г. Минске 22 января 1993 г.) (вступила в силу 19 мая 1994 г., для Российской Федерации 10 декабря 1994 г.) // Бюллетень международных договоров. 1995. № 2.
[83] Бюллетень международных договоров. 2013. № 1. С. 11–21.
[84] О присоединении Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей: Федеральный закон от 31 мая 2011 г. № 102-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 23. Ст. 3242.
[85] Собрание законодательства РФ. 2012. № 1. Ст. 141.
[86] Федеральный закон от 05 мая 2014 г. № 126-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей»// Собрание законодательства РФ. 2014. № 19. Ст. 2331.
[87]Собрание законодательства РФ. 2013. № 32. Ст. 4297.
[88] Федеральный закон от 5 июня 2012 г. № 62-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 24. Ст. 3079.
[89] Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.
[90] Международное частное право. Сборник документов.- М.: БЕК, 1997. 712–720.
[91]Распоряжение Президента РФ от 26 июня 2000 г. № 241-рп // Собрание законодательства РФ. 2000. № 27. Ст. 2844.
[92] Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. № 2(41). С. 82 - 130.
[93] Договор между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (подписан в г. Москве 06 ноября 2008 г.). Договор вступил в силу 27 ноября 2009 г. // Бюллетень международных договоров. 2010. № 5. С. 27 - 36.
[94] Договор между Российской Федерацией и Французской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (подписан в г. Москве 18 ноября 2011 г.). Договор вступил в силу 27 декабря 2013 г. // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo. gov.ru, 31.12.2013.
|