Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Правительство Российской Федерации

Высшим органом исполнительной власти является Прави­тельство России. Это коллегиальный орган, имеющий общую компетенцию и осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной (или административной) деятельностью в стране. Правовой статус Правительства установлен Конститу­цией и Законом о Правительстве Российской Федерации.

Состав Правительства. Всостав Правительства входят Пред­седатель Правительства, заместители Председателя Правитель­ства и федеральные министры.

Председатель Правительстваназначается Президентом Рос­сии с согласия Государственной Думы. Если Государственная Дума отклоняет предложенную кандидатуру и делает это трое­кратно, то Президент своей волей назначает Председателя Пра­вительства, распускает Государственную Думу и назначает но­вые выборы. Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его ра­боту. В случае временного отсутствия Председателя его обязан­ности по поручению исполняет его первый заместитель.

Заместители Председателя Правительстваи федеральные мини­стрыназначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по представлению Председателя Правительства.

По предложению Председателя может быть образован Пре­зидиум Правительства,состав которого утверждает Президент. Заседания Президиума проводятся по мере необходимости. Правительство вправе отменить любое решение Президиума Правительства.

Рабочим органом Правительства является его Аппарат, кото­рый обеспечивает деятельность Правительства и осуществляет контроль за исполнением принятых Правительством решений. Заседания Правительства проводятся его Председателем (а в от­сутствие — заместителем) систематически, но не реже одного




§ 1 4 . Правительство Российской Федерации 1 7 1

раза в месяц иносят открытый характер. Отдельные вопросы могут рассматриваться и на закрытых заседаниях.

Правительство действует в пределах срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избран­ным Президентом РФ. Правительство может подать в отстав­ку, которую Президент принимает или отклоняет. Государст­венная Дума может выразить недоверие Правительству, после чего Президент решает, согласиться ли с решением Государ­ственной Думы и объявить об отставке Правительства либо нет. Если Государственная Дума в течение трех месяцев по­вторно выразит недоверие Правительству, Президент объявля­ет об отставке Правительства либо распускает Государствен­ную Думу.

Компетенция Правительства.Она определяется в самом об­щем виде в Конституции, преимущественно в виде указания на направления деятельности Правительства. Да это и понятно: сколь бы подробно ни перечислялись полномочия Правитель­ства, вряд ли удастся охватить все вопросы, которые ему при­дется решать. Даже в Законе о Правительстве не удалось дос­тичь абсолютной детализации полномочий Правительства.

1. В области экономики.Правительство осуществляет регули­рование экономических процессов; обеспечивает единство эко­номического пространства и свободу экономической деятель­ности в стране; прогнозирует социально-экономическое разви­тие страны, осуществляет государственную политику в области экономического сотрудничества с зарубежными странами и др.

2. В области бюджета и финансов.Правительство разрабаты­вает и обеспечивает проведение единой финансовой, кредит­ной и денежной политики; разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; разрабатывает и реализует на­логовую политику; руководит валютно-финансовой деятельно­стью в отношениях России с другими государствами и др.

3. В социальной сфере.Правительство принимает меры к реализации трудовых прав граждан; обеспечивает проведение единой государственной социальной политики; принимает ме­ры по реализации прав граждан на охрану здоровья, содейству- -ет решению проблем молодежи, обеспечивает гарантии права граждан на социальное обеспечение и др.

4. В области развития науки, культуры, образования.Прави­тельство разрабатывает и осуществляет политику государствен­ной поддержки развития науки (фундаментальной, приклад­ной), образования (общего и профессионального) и культуры.


172 Глава 3, Конституционное право

5. В области природопользования и охраны окружающей сре­ды.Правительство организует деятельность по рациональному использованию и охране окружающей среды, координирует деятельность по предотвращению и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.

6. В правоохранительной сфере.Приоритетной является по­литика по обеспечению безопасности личности, общества и го­сударства, охране прав и свобод граждан, собственности и об­щественного порядка, борьбе с преступностью и наркоманией и др.

7. В области обороны.Правительство осуществляет меры по обеспечению государственной безопасности и обороны страны, по охране государственной границы, обеспечивает социальные гарантии военнослужащим и др.

8. В области внешней политики.Правительство заключает ме­ждународные договоры, представляет интересы страны в меж­дународных организациях; регулирует экспорт и импорт това­ров, реализует внешнеэкономическую деятельность и др.

Разумеется, обладая столь широкой компетенцией, Прави­тельство способно хорошо видеть общую картину в стране. Вот почему ему принадлежит право законодательной инициативы, и на­до отметить, что оно им активно пользуется. Помимо этого Пра­вительство вправе направлять в палаты Федерального Собрания свои официальные отзывы на любые рассматриваемые парламен­том законопроекты и предложения по поправкам к ним. Но есть круг вопросов, по которым законопроекты не могут быть приняты без предварительной оценки их Правительством. Речь идет о тех из них, для реализации которых требуются дополнительные рас­ходы, покрываемые за счет государственного бюджета.

На Правительство возлагается обеспечение нормальной ра­боты всех органов исполнительной власти на территории Рос­сии. Особую его заботу составляют министерства и иные феде­ральные органы исполнительной власти, выполняющие весьма ответственные функции. В отношении исполнительных орга­нов субъектов Федерации Правительство осуществляет руковод­ство и координацию их работы по предметам ведения Федера­ции и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. На него также возлагается и разрешение споров и разно­гласий между федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Федерации.

Реализация полномочий Правительства облекается, как пра­вило, в официальную форму. По наиболее важным вопросам


§ 15. Органы судебной власти Российской Федерации 173

оно издает постановления,имеющие нормативный характер. Акты по оперативным и иным текущим вопросам издаются в форме распоряжений.

Принятие постановлений — процесс хотя и менее сложный, нежели процесс издания законов, но все же весьма ответствен­ный и поэтому четко регламентированный. Согласно Положе­нию о подготовке проектов постановлений и распоряжений Правительства (утверждено постановлением Правительства от 28 января 1993 г.) принятие постановлений Правительства про­ходит несколько стадий:

1) внесение проекта постановления (членами Правительст­ва, руководителями министерств и ведомств, главами исполни­тельной власти субъектов Федерации) с приложением поясни­тельной записки;

2) предварительное согласование проекта постановления с заинтересованными органами представительной власти и дру­гими организациями;

~ 3) согласование его с Министерством юстиции;

4) обсуждение проекта постановления на заседании Прави­тельства;

5) принятие постановления, которое осуществляется путем голосования (необходимо простое большинство присутствую­щих на заседании);

6) подписание постановления (производится Председателем или по его поручению одним из заместителей);

7) опубликование постановления в «Собрании законодатель­ства Российской Федерации», а при необходимости немедлен­ное обнародование через средства массовой информации.

Акты Правительства вступают в силу с момента их подписа­ния, если при принятии их не установлен другой срок введения в действие.

Постановления и распоряжения в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента мо­гут быть отменены Президентом Российской Федерации.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.