Обязанность получения детьми основного общего образования (ч. 4 ст. 43). Получение основного общего образования (девятилетнего) и государственная аттестация по его завершении признаются необходимыми потому, что человек, не имеющий основного образования, выпадает из современной жизни, его возможности обеспечить себя и свою семью резко снижаются. Как правило, он не может выполнять никакую работу, кроме самой простой. Это вызывает напряженность в обществе, рост преступности. Поэтому государство возлагает на родителей обязанность обеспечить получение их детьми основного общего образования. Обязательность основного общего образования относится лишь к детям, не достигшим 15 лет. Получение общего образования взрослым человеком — дело добровольное.
Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры(ч. 3 ст. 44). Культурное наследие народов России богато. Это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, памятники и историко-культурные территории и объекты, которые важны для сохранения и развития самобытности всех народов России.
Обязанность защищать Отечество(ст. 59). Более детально эта обязанность регулируется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и другими законами. За ее неисполнение предусматривается уголовная ответственность.
Избирательная система
Выборы — это способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления, а также занятия отдельных государственных должностей, обеспечивающих представительный характер соответствующих органов.
§ 6. Избирательная система 149
Выборы имеют очень важное социально-политическое значение, ведь они одновременно выполняют сразу несколько функций:
а) выборы — форма непосредственной демократии;
б) выборы — способ определения состава государственных органов;
в) выборы — это форма политической борьбы;
г) выборы осуществляют воспитательную роль, способству ют развитию политического сознания людей.
Избирательная система— это совокупность общественных отношений, возникающих по поводу выборов.
Поскольку эти отношения с точки зрения государства весьма значимы, они регулируются правовыми нормами, система которых и составляет избирательное право (подотрасль конституционного права). Основные вопросы организации и проведения выборов регулируются в Законе «О выборах в Государственную Думу» (1995 г.), Законе «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (1997 г.), Законе «О выборах Президента Российской Федерации» (1999 г.), Законе «О порядке формирования Совета Федерации» (2000 г.) и др.
Принципы избирательного права.Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Всеобщее избирательное право означает, что к выборам допускается практически все взрослое население и каждому дается возможность реализовать свое избирательное право независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Но есть определенные ограничения:
а) возрастные. Так, кандидат в Президенты должен быть не моложе 35 лет, депутатом Государственной Думы может стать человек, достигший 21 года, а главой исполнительного органа субъекта РФ — 30 лет. Правом участвовать в голосовании обла дают граждане, достигшие 18 лет;
б) общая недееспособность, если таковая установлена судом;
в) нахождение в местах лишения свободы;
г) нахождение на государственной должности, несовмести мой со статусом депутата Государственной Думы.
150 Глава 3. Конституционное право
Равнымизбирательное право считается тогда, когда все избиратели и кандидаты участвуют в выборах на равных основа^ ниях. Это означает, во-первых, что значение голосов всех избирателей одинаково, что достигается предоставлением каждому избирателю одинакового количества голосов, образованием одинаковых по численности избирателей избирательных округов. Во-вторых, равное право быть избранным проявляется в предоставлении равных возможностей состязаться в предвыборной борьбе (финансовых, информационных, организационных), существование контроля государства за расходами кандидатов и т. п.
Прямоеизбирательное право предполагает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно и лично.
Тайноеголосование исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. В Российской Федерации тайна голосования обеспечивается предоставлением возможности использовать закрытую кабину для заполнения бюллетеней. В некоторых европейских странах тайна голосования обеспечивается предоставлением возможности каждому нажать кнопку ЭВМ так, чтобы это было сокрыто от глаз окружающих.
Добровольность(свобода) участия гражданина в выборах означает, что никто не вправе его к этому принуждать и влиять на его свободное волеизъявление.
Виды избирательных систем.Существуют два основных вида избирательных систем.
1. Мажоритарная избирательная системапредполагает подведение итогов выборов по большинству поданных за кандидата голосов. Она в свою очередь различается на:
а) систему абсолютного большинства, при которой для из брания кандидата требуется подача голосов более половины лиц списочного состава или лиц, пришедших на выборы;
б) систему относительного большинства, при которой для из брания кандидату требуется набрать голосов больше, чем дру гим кандидатам.
Мажоритарная система имеет несомненные достоинства: она проста и позволяет создать прочное большинство в представительном органе власти. Парламент становится работоспособным органом, что в свою очередь стабилизирует общество. Кроме того, избиратели при такой системе голосуют за кон-
§ 6. Избирательная система 151
кретного человека, а не за список кандидатов от партии, со многими из которых они, бывает, совершенно незнакомы.
Однако мажоритарной системе свойственны и недостатки. При ее использовании меньшинство граждан, исповедующее иные политические взгляды, оказывается никем в парламенте не представленным. Следовательно, демократия в данном случае получается какой-то урезанной. Вполне может случиться так, что созданный таким путем парламент не будет отражать реальное соотношение сил в стране. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что мажоритарная система относительно дорога, так как часто нужно проводить второй тур голосования для выявления победителя, а это требует немалых финансовых затрат.
2. Пропорциональная системаоснована на подаче голосов за список кандидатов, принадлежащих какой-либо политической партии. Количество мест в парламенте, занимаемых депутатами определенной партии, определяется прямо пропорционально количеству (процентам) голосов, набранных данной партией на выборах.
Достоинства пропорциональной системы — это недостатки мажоритарной системы. Пропорциональная система отражает интересы также и меньшинства населения, которое представляют в парламенте партии, получившие небольшой процент голосов избирателей. Парламент, в котором представлены различные партии, но в разном объеме, отражает расстановку сил в стране. Но она довольно сложна, и ее применение предполагает наличие относительно высокого уровня политической грамотности населения. Оно должно уметь разбираться в партиях всего политического спектра, притом что их различия зачастую трудноуловимы. Труден и подсчет голосов при пропорциональной системе.
Во многих странах, для того чтобы обеспечить эффективное использование этой системы, устанавливается заградительный барьер, лишающий малые партии, набравшие слишком мало голосов, возможности участвовать в распределении депутатских мандатов. В нашей стране он равен 5% (в других встречается и несколько меньший).
В Российской Федерации при формировании представительного законодательного органа используется смешанная избирательная система.Из 450 мест в Государственной Думе 225 заполняется по мажоритарной системе (одномандатные округа) и 225 — по пропорциональной.
152 Глава 3. Конституционное право
Избирательный процесс
Избирательный процесс, т. е: деятельность по подготовке и проведению выборов, проходит несколько стадий.
1. Составление списков избирателей.Все граждане, достигшие 18 лет, включаются в списки избирателей. Списки избирателей составляются участковой избирательной комиссией на основании сведений, получаемых из жилищных органов. Гражданин может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 15 днейдо выборов. Каждый гражданин вправе заявить в избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей, но только до начала подсчета голосов.
2. Образование и утверждение избирательных округов и избирательных участков.Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным органом не позднее чем за60 днейдо дня выборов.
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Они формируются главой местной администрации по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями не позднее чем за30 дней до дня выборов. Участки образуются с учетом местных и иных условий в целях создания максимальных удобств для избирателей из расчета неболее 3000 избирателейна каждом участке.
3. Формирование избирательных комиссий.Существует целая система избирательных комиссий:'
• Центральная избирательная комиссия РФ;
• избирательные комиссии субъектов РФ;
• окружные избирательные комиссии;
• территориальные избирательные комиссии (районные, городские и др.);
• избирательные комиссии муниципальных образований;
• участковые избирательные комиссии.
Порядок формирования избирательных комиссий определен законодательством.
Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях могут присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и средств массовой информации. Решения избирательных
§ 7. Избирательный процесс 153
комиссий публикуются в печати. В день голосования на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели от общественных объединений, кандидатов, прессы. Избирательные комиссии — это коллегиальные органы, и все их решения принимаются большинством голосов и подписываются председателем и секретарем комиссии. Избирательные комиссии независимы в своей деятельности от государственных органов и органов местного самоуправления, несмотря на то что те оказывают избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий (предоставляют помещения, транспорт, средства связи, оборудование, сведения и т. п.).
Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы ввышестоящую избирательную комиссию или в суд.
4. Выдвижение, регистрация кандидатов.Это наиболее важ ная стадия, на которой определяется круг лиц, из числа кото рых будут избраны Президент, депутаты.
Существуют следующие способы выдвижения кандидатов:
1) выдвижение избирательными объединениями. Оно производится на съезде (конференции) партии (блока партий);
2) выдвижение непосредственно избирателями. Оно предполагает сбор подписей под заявлением кандидата о его выдвижении. Сбор подписей производится по месту работы, службы, учебы и жительства;
3) самовыдвижение (происходит так же, как и в предыдущем случае).
Таким образом, кандидат должен продемонстрировать, что он располагает определенной общественной поддержкой.
Кандидаты регистрируются соответствующей избирательной комиссией при условии предоставления ей не менее установленного законом количества подписей избирателей в поддержку кадидата (списка кандидатов).
5. Предвыборная агитация.Это деятельность граждан, обще ственных объединений по подготовке и распространению ин формации, имеющей целью побудить избирателей принять уча стие в голосовании за или против тех или иных кандидатов (спи ска кандидатов). Она может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных меро приятий (собраний, встреч с избирателями), публичных предвы борных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материа-
154 Глава 3. Конституционное право
лов. Кандидат, избирательное объединение имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам государственных и муниципальных телекомпаний, а также вправе получить за плату эфирное время сверх предоставленного бесплатно.
Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до выборов.
Предвыборная агитация — это, пожалуй, одна из самых капиталоемких стадий избирательного процесса. Государство финансирует работу избирательных комиссий и частично предвыборную агитацию. Кандидаты и избирательные фонды создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной кампании.
Избирательные фонды могут создаваться за счет:
• средств, выделенных кандидатам в равных размерах соответствующей избирательной комиссией;
• собственных средств избирательного объединения или кандидата, за иключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники;
• средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;
• добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
Законодательством устанавливаются предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата или избирательного объединения, а также добровольных пожертвований.
6. Голосование.Без сомнения, это действительно самая главная стадия избирательного процесса, в результате которого часть кандидатов получает право на выборный мандат либо на участие во втором туре. Оно проводится в один из выходных дней, о чем избиратели оповещаются через средства массовой информации не позднее чем за 20 дней. Избирательная комиссия обязана обеспечить тайну голосования, сохранность избирательных бюллетеней и учет голосов избирателей при подведении итогов.
Голосование производится путем нанесения избирателем в бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которых сделан выбор, либо к позиции «против всех кандидатов (списка кандидатов)». Избирательные бюллетени заполняются в специально оборудованных кабинах (или комнате). Бюллетень должен содержать печать участковой комиссии или подписи не менее двух ее членов. Получение бюллетеня гражда-
§ 8. Президент Российской Федерации
нин удостоверяет своей подписью в списке избирателей. Заполненные бюллетени опускаются в избирательные ящики.
7. Подсчет голосов и установление результатов выборов.Поданные голоса подсчитываются сначала на избирательных участках, причем подсчет ведется гласно, начинается немедленно после окончания голосования (в 22 часа) и проводится без перерыва. Сначала устанавливается общее число голосов, поданных по избирательному участку, затем определяется число действительных и недействительных бюллетеней, о чем сообщается наблюдателям.
На основании протоколов участковых, территориальных (районных, городских и др.) избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу. Аккумулирует же все данные Центральная избирательная комиссия. Она объявляет итоги выборов и публикует их в печати.
|